(К) Введение в исследование/беседа- дискуссия. 3.1Обсудить с учащимися значение швейных машин в современном производстве и жизни человека. - Есть ли у вас дома швейная машина? - Как она приводится в движение? (ручным приводом, ножным или электрическим) - Что дало изобретение швейной машины? 3.2 (К)Учащиеся знакомятся с видами приводов машин и историей ее возникновения. Просмотр видео. Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток. Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе». Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машин, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно. По назначению швейные машины делятся на стачивающие и специальные: обмёточные, потайного стежка, пуговичные и т.д. Различают также швейные машины универсальные (позволяют выполнять швы различныхвидов, строчки разной длины и по различным направлениям) и полуавтоматы (предназначены длявыполнения определённых операций). В зависимости от вида переплетения нити в стежке швейные машины подразделяются на 2 подгруппы: машины челночного стежка и цепного стежка. 3.3 Знакомство с историей швейной машины. Просмотр видео. 3.4(И) (Г) (Ф) Изучение строения электрической швейной машины. Предложить учащимся определить и запомнить части и детали швейной машины: платформа, рукав, привод, лапка, зубчатая рейка, машинная игла, челночное устройство, шпульный колпачок, шпулька, регулятор натяжения верхней нити. (К) Знакомство с правилами безопасности. 4.1 Правила безопасности при работе на швейной машине и санитарно-гигиенические требования 1. Без разрешения учителя нельзя садиться за швейную машину. 2. Подберите волосы, подверните рукава, уберите аксессуары и украшения. 3. Уберите с платформы и станины швейной машины посторонние предметы. 4. Перед работой уберите из ткани булавки и иголки. 5. Не останавливайте швейную машину с ножным приводом за ремень. 6. Заправляя нить в машинную иглу, не держите ноги на педали. 7. Не наклоняйтесь близко к движущимся и вращающимся частям машины. 8. Садитесь за машину с чистыми руками. 9. Следите за правильным положением рук и ног. 10. Свет должен падать спереди или слева. 11. Во время работы не отвлекайтесь. 12. Стул должен стоять так, чтобы игла находилась перед вами. 13. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула. 14. Изделие должно находиться на расстоянии 30 - 40 см. от глаз работающего. 4.2 Правила начала и окончания работы на швейной машине Подготовка машины к работе. 1. Поставить машину на рабочий ход. 2. Поднять иглу и нитепритягиватель в верхнее положение. 3. Вынуть из-под лапки кусочек ткани. 4. Заправить верхнюю и нижнюю нити. Начало работы. 1. Подложить под лапку, подготовленную для работы ткань и проколоть её иглой. 2. Оттянуть назад концы нитей. 3. Опустить лапку и приступить к работе. Окончание работы. 1. Поднять иглу и нитепритягиватель в верхнее положение. 2. Поднять лапку и отвести назад ткань левой рукой. 3. Обрезать нитки, оставляя в машине концы длиной 10-15 см. 4. Подложить кусочек ткани под лапку, опустить её. 5. Поставить машину на холостой ход. 4.3 Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ 1. Опасности во время работы: . возгорание шнура; . ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура; . поражение электрическим током. 2. Что нужно сделать до начала работы: . проверить целость шнура и чистоту подошвы утюга; . приготовить проутюжильник и пульверизатор; 3. Что нужно делать во время работы: . включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за корпус вилки, а не за шнур; . ставить утюг на специальную подставку; . следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не перегревался; . использовать для увлажнения ткани пульверизатор. 4. Что нужно сделать по окончании работы: . выключить утюг; . поставить его на специальную подставку. Вопросы для учащихся: Что вы понимаете под влажно-тепловой обработкой швейных изделий? Какое оборудование, кроме утюга применяют для влажно-тепловой обработки? Какие правила надо соблюдать при работе с электрическим утюгом? (Д) Учитель объясняет безопасную работу с утюгом, подтверждая практическими действиями на образце: приутюживание, заутюживание и разутюживание стачного шва. 5. (И) (Ф) Практическая работа/экспериментирование. 5.1Учащиеся занкомятся с правилами заправки верхней и нижней нити. 5.2 Учащиеся занкомятся с понятиями что есть строчка, что есть шов. Для выработки навыков управления швейной машиной учащиеся выполняют упражнения по прокладыванию строчек (прямых, зигзагообразных, овальных, параллельных и др.) на бумаге без заправки нитей, используя схемы. 5.3Для закрепления и усвоения материала учащиеся отрабатывают приемы заправки нитей, а также пробные строчки на образцах ткани или деталях прихватки, выполняют стачной шов, обрабатывают срезы образцов или прихватки тесьмой или полоской ткани или краевым швом. 5.4 Учащиеся оформляют свои образцы и оценивают свою работу по дескрипторам: 1. Аккуратное выполнение образца шва. 2. Технически грамотное выполнение шва. Некоторые учащиеся дают устные комментарии. |