kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Производство текстильных материалов» (5 класс) (технологический практикум)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Дать представление учащимся о процессе получения текстильных материалов

Задачи урока: 1) познакомиться с основными понятиями («текстиль»; «ткань»; «волокно»);

                           2) изучить технологический процесс обработки природных волокон;

                           3) познакомиться с процессом получения ткани и механизмами, которые при этом используются;

                           4) научиться определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

                           5) научиться определять направления долевой и уточной нитей в ткани; вид ткани по способу окрашивания;

                           6) ознакомиться с профессиями людей.

 

Планируемый результат:

учащиеся   должны будут представлять весь процесс обработки природных  волокон, в результате которого получаются текстильные материалы для одежды;

учащиеся  должны научиться: определять стороны ткани и направление нитей в ткани; вид ткани по способу отделки;

учащиеся получат возможность сформировать представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

учащиеся смогут формулировать выводы по работе и обосновывать их; рефлексировать свою деятельность.

 

Предметные результаты

В познавательной сфере: — осознание роли техники и технологий текстильной промышленности; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

- практическое освоение обучающимися основ практико-исследовательской деятельности в ходе технологического практикума; проведение наблюдений и экспериментов с образцами текстильных материалов под руководством учителя;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда.

В трудовой сфере: — планирование технологического процесса и процесса труда; подбор тканевых материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда при проведении практических работ;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда.

В мотивационной сфере: -формирование представлений о мире профессий текстильной промышленности, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

В коммуникативной сфере: — практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- установление рабочих отношений в группе для выполнения теоретической и практической работы, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции.

Метапредметные результаты

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

-  определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- самостоятельная организация и выполнение практических работ в ходе исследования образцов тканей;

-  проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе  технологического практикума;

- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- планирование и регуляция своей деятельности; формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;

- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.ёё

 

Методологическая карта урока   

СОТ: личностно-ориентированные технологии, технология коллективного взаимообучения  (КСО), здоровьесберегающие технологии, ИКТ.                                                                          

Методы   обучения: словесный, наглядный, практический, сравнения, что способствует реализации деятельностного, проблемного и развивающего принципов обучения на данном уроке, развивает креативное мышление учащихся.                                                                                                                                            Формы организации урока: рассказ, работа с текстом, показ слайдов; практическая работа; индивидуальная работа и коллективное взаимодействие.                                                                                                                                                                                 Учебно-методическое оснащение урока: учебник «Технология – 5 класс», рабочая программа (Аминева Е.В.); дидактический материал, инструкционные карты, инструкции по охране труда, раздаточный материал.                                                                                                  

Средства обучения: компьютер, настенный экран, видеопроектор, презентация, демонстрационные образцы работ, диск с музыкальным сопровождением.                                                                                                                                                                                                              

 Ресурсы обучения: информация из Интернета (видео-сюжет «Обработка волокнистой массы/этапы прядения»; видео-сюжет о работе ткацкой фабрики); мультимедийный диск CD-ROM «Технология» (иллюстративный ряд).                                                                          

ЦОР: Получение ткани (авторская разработка).

Оборудование и материалы: ножницы, клей; нити для вязания, ручная игла; образцы тканей, мешковина.

Наглядные пособия: образцы предметов быта, декоративные материалы, швейные изделия, нити, иллюстрации.

Метапредметные связи: литература, МХК, экономика, биология.

Практическое использование: уроки технологии и биологии в 5 классе, уроки МХК и истории; занятия в группах внеурочной деятельности и ИГЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Производство текстильных материалов» (5 класс) (технологический практикум)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №100 г. Челябинска»







Технологическая карта урочного занятия в рамках

Фестиваля открытых уроков


«Производство текстильных материалов»

(5 класс)

(технологический практикум)





Автор разработки: Аминева Е.В., учитель технологии высшей категории





Челябинск – 2024 г.


Технологическая карта урока

(ФГОС ООО)


Предмет: технология

Класс: 5

Тема: Производство текстильных материалов (2 часа)

Модуль программы: Технологии обработки текстильных материалов и пищевых продуктов

Место данного урока в модуле (разделе): 1 тема

УМК: Тищенко А.Т. Технология:5 класс: учебник/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2020.

Тип урока: комбинированный – изучение нового материала с использованием ИКТ, проведение практических работ


Цель урока: Дать представление учащимся о процессе получения текстильных материалов

Задачи урока: 1) познакомиться с основными понятиями («текстиль»; «ткань»; «волокно»);

2) изучить технологический процесс обработки природных волокон;

3) познакомиться с процессом получения ткани и механизмами, которые при этом используются;

4) научиться определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

5) научиться определять направления долевой и уточной нитей в ткани; вид ткани по способу окрашивания;

6) ознакомиться с профессиями людей.


Планируемый результат:

учащиеся должны будут представлять весь процесс обработки природных волокон, в результате которого получаются текстильные материалы для одежды;

учащиеся должны научиться: определять стороны ткани и направление нитей в ткани; вид ткани по способу отделки;

учащиеся получат возможность сформировать представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

учащиеся смогут формулировать выводы по работе и обосновывать их; рефлексировать свою деятельность.


Предметные результаты

В познавательной сфере: — осознание роли техники и технологий текстильной промышленности; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

- практическое освоение обучающимися основ практико-исследовательской деятельности в ходе технологического практикума; проведение наблюдений и экспериментов с образцами текстильных материалов под руководством учителя;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда.

В трудовой сфере: — планирование технологического процесса и процесса труда; подбор тканевых материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда при проведении практических работ;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда.

В мотивационной сфере: -формирование представлений о мире профессий текстильной промышленности, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

В коммуникативной сфере: — практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- установление рабочих отношений в группе для выполнения теоретической и практической работы, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции.

Метапредметные результаты

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- самостоятельная организация и выполнение практических работ в ходе исследования образцов тканей;

- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе технологического практикума;

- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- планирование и регуляция своей деятельности; формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;

- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.ёё


Методологическая карта урока

СОТ: личностно-ориентированные технологии, технология коллективного взаимообучения (КСО), здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, сравнения, что способствует реализации деятельностного, проблемного и развивающего принципов обучения на данном уроке, развивает креативное мышление учащихся. Формы организации урока: рассказ, работа с текстом, показ слайдов; практическая работа; индивидуальная работа и коллективное взаимодействие. Учебно-методическое оснащение урока: учебник «Технология – 5 класс», рабочая программа (Аминева Е.В.); дидактический материал, инструкционные карты, инструкции по охране труда, раздаточный материал.

Средства обучения: компьютер, настенный экран, видеопроектор, презентация, демонстрационные образцы работ, диск с музыкальным сопровождением.

Ресурсы обучения: информация из Интернета (видео-сюжет «Обработка волокнистой массы/этапы прядения»; видео-сюжет о работе ткацкой фабрики); мультимедийный диск CD-ROM «Технология» (иллюстративный ряд).

ЦОР: Получение ткани (авторская разработка).

Оборудование и материалы: ножницы, клей; нити для вязания, ручная игла; образцы тканей, мешковина.

Наглядные пособия: образцы предметов быта, декоративные материалы, швейные изделия, нити, иллюстрации.

Метапредметные связи: литература, МХК, экономика, биология.

Практическое использование: уроки технологии и биологии в 5 классе, уроки МХК и истории; занятия в группах внеурочной деятельности и ИГЗ.


Этап урока

Формируемые УУД

Реализуемые задачи обучения

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Мотивация

самоопределение

(личностные);

саморегуляция

(регулятивные);

планирование учебной работы с учителем, сверстниками

(коммуникативные)

проверка готовности класса к уроку, организация внимания и настроя на учебную работу.

приветствие учащихся,

осуществление позитивного настроя и внимания на работу

подготовка к уроку и эмоциональный настрой

на работу


Повторение пройденного

материала


саморегуляция, оценка,

(регулятивные); планирование сотрудничества с учителем

(коммуникативные)


анализ полученных знаний по теме из курса начальной школы


(педагогический прием:

приемственность)


проведение опроса на повторение через постановку вопросов:

а) какие поделки вами были сделаны на уроках труда в начальной школе?

б) из каких материалов поделки изготовлены?


проверка своих знаний через ответы на вопросы






Постановка проблемной цели и задач урока






Формулирование проблемы, планирование деятельности

общеучебные,

логические

(познавательные);

смыслообразование и

самоопределение в личной позиции

(личностные);

целеполагание и планирование

самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

(регулятивные);

планирование сотрудничества со сверстниками (коммуникативные)

подведение учебного коллектива к пониманию темы урока, определению цели и задач урока:

формулирование основной мысли отрывка произведения





(прием: театрализованный сюжет)

подготовка и предоставление текстового материала:

А.С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане»



учащиеся работают с фрагментом произведения, формулируют главную мысль отрывка, находят определяющие слова: «пряли»

«наткала бы полотна» -

объясняют значения этих слов

проверка д/з на наличие образцов тканей

демонстрируют свои образцы тканей

организует показ и

обращает внимание учащихся на ассортимент школьной одежды;

ассортимент верхней одежды;

ассортимент предметов быта

учащиеся представляют свою школьную одежду;

приводят примеры верхней одежды, предметов быта из разных тканей:

сравнивают виды материалов по внешнему виду


определение темы урока, основной цели и задач



помогает учащимся определить

понятие «текстиль» и сформулировать тему урока:

«Получение (производство) текстильных материалов» и

цель урока: дать представление о процессе получения ткани



определяют понятие «текстиль»;

формулируют тему урока и определяют основную цель: узнать как и для чего обрабатывают природные волокна?

что при этом получается?


Получение новых знаний


общеучебные универсальные действия,

логические

(познавательные);

целеполагание и планирование

необходимых

действий в соответствии с учебной и познавательной задачей и умение составлять алгоритм их выполнения;

коррекция и оценка

(регулятивные);

самоопределение

(личностные);

умение общения и

взаимодействия (коммуникативные)


1) исследование образцов ткани


предлагает исследовать образцы тканей на наличии множества волокон и нитей в ткани в разных направлениях; сформулировать понятие «ткань»






работают в парах:

исследуют образцы

тканей, выдергивают

нити, раскручивают, определяют значение слов «волокно» и «ткань»;

делают выводы:

(ткань состоит из

нитей; нить состоит

из множества

волокон; нити между собой переплетаются)

знакомство с профессиями: оператор прядильного производства. ткач, красильщик

2) ознакомление с технологическим процессом получения пряжи – прядением


рассказывает об истории веретена и прялки;

демонстрирует видео-сюжет: «Обработка волокнистой массы/этапы прядения»;

предлагает задание по промежуточному закреплению полученных знаний

(составление технологической схемы)

индивидуальная работа:

знакомятся с видами веретен и прялок, их назначением; самостоятельно работают с информационным материалом по учебнику и формулируют вывод по процессу прядения в виде схемы

3) знакомство с процессом получения ткани - ткачеством



рассмотрение и сравнение видов переплетений нитей в тканях: полотняное, рогожка

репсовое

представляет образцы тканей; обращает внимание на вид и способ переплетения нитей в ткани;

демонстрирует презентацию

с видами ткацких станков;

демонстрирует: видео-сюжет

о работе ткацкой фабрики

знакомятся с информацией видео-сюжета;

работают с учебником

(параграф 23, стр. 123-124), определяют последовательность

получения ткани;

сравнивают виды переплетений

4) знакомство с красильно-отделочным производством




демонстрирует образцы тканей:

суровая ткань, гладкоокрашенная, набивная


выявляют различие

между образцами

по цветовому дизайну;

делают промежуточные выводы

5) знакомство с видами профессий текстильной промышленности

(работа с учебником)

(прием: «я в профессии)

направляет внимание учащихся

на виды профессий текстильного производства на каждом этапе


изучают виды профессий

прядильно-ткацкого производства



Применение новых знаний

(учебные действия) –

технологический

практикум

смыслообразование

(личностные);

планирование и корректирование

образовательной траектории;

умение соотносить

свои действия с планируемыми

результатами;

контроль,

коррекция, оценка

(регулятивные);

моделирование,

анализ, синтез,

сравнение

(познавательные);

умение общения и

взаимодействия

в группе,

формулирование личной точки зрения, обсуждение выводов

(коммуникативные)

проведение текущего инструктажа перед

практической работы;

проведение практических работ;

промежуточное закрепление знаний


(прием: «деловая игра»)


проводит инструктаж и курирует выполнение практических работ:

«Определение лицевой и изнаночных сторон в ткани»;

«Определение направления долевой и уточной нитей в ткани»;

«Определение вида окрашивания образца ткани»


работа в группах:

  1. учащиеся повторяют

ИТБ во время ручных работ

и при работе с клеем;

2) учащиеся распределятся по видам заданий и выполняют практические работы, используя инструкционные карты;

3) составляют коллекцию из образцов тканей;

4) анонсируют полученные результаты; соотносят свои действия с планируемыми результатами;

5) проводят само и взаимопроверку

Рефлексия учебной деятельности

контроль,

коррекция,

оценка своей работы

(регулятивные);

самоопределение

(личностные);

умение

взаимодействия

оммуникативные)




подведение итогов совместной и индивидуальной

деятельности


(прием: «свободный микрофон»

предлагает учащимся:

1) оценить свои работы и работы одноклассников;

2) составить алгоритм действий

при выполнении работы;

3) вспомнить основные термины

и понятия;

4) соотнести результаты своей деятельности и поставленные задачи урока;

5) определить применение

результатов учебной

деятельности в жизни


1) оценивают свои работы и

работы одноклассников;

2) составляют алгоритм

действий при выполнении работы;

3) повторяют основные термины;

4) соотносят результаты своей деятельности и поставленные

задачи урока; контроль итоговых результатов;

5) приводят примеры использования тканей в жизни;

6) перечисляют наиболее понравившиеся моменты урока

Домашнее задание

личностные

познавательные

регулятивные


выполнить образец ткани полотняного переплетения с указанием направления нитей в ткани;

самостоятельно изучить информацию по нетканным материалам

комментирует выполнение д/з




Примечание: представленная технологическая карта урока реализуется на 2-х занятиях (уроки технологии – парами).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Производство текстильных материалов» (5 класс) (технологический практикум)

Автор: Елена Викторовна Аминева

Дата: 03.05.2024

Номер свидетельства: 649954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС (начало) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "130265"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415869984"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа для сельских школ ФГОС "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-dlia-siel-skikh-shkol-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "238926"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444670213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства