Цель урока1) дать учащимся понятие о первичной обработке сырья для хлопчатобумажных и льняных тканей, познакомится со строением волокон хлопка и льна, их свойствами;
2) развивать внимание,наблюдательность, умение обобщать и делать выводы;
3) воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: коллекция «Хлопок», «Лен», образцы тканей, таблица «Виды волокон».
Инструменты и материалы: Образцы тканей (хлопчатобумажные и льняные), ножницы пинцеты, горелки, коробки для отходов, листы черной бархатной бумаги и т.д. для смотра волокон,
Огнеупорная посуда для сбора спичек и пепла спички, линейка и карандаши для подготовки формы диаграмм Эйлера Венна;
Волокна хлопка и льна.
Тип занятия: комбинированный урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Натуральные волокна растительного происхождения »
Тема: Натуральные волокна растительного происхождения 5класс
Хлопчатобумажные и льняные ткани.
Цель: 1) дать учащимся понятие о первичной обработке сырья для хлопчатобумажных и льняных тканей, познакомится со строением волокон хлопка и льна, их свойствами;
2) развивать внимание ,наблюдательность , умение обобщать и делать выводы;
3) воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Инструменты и материалы: Образцы тканей (хлопчатобумажные и льняные), ножницы пинцеты, горелки, коробки для отходов , листы черной бархатной бумаги и т.д. для смотра волокон,
Огнеупорная посуда для сбора спичек и пепла спички, линейка и карандаши для подготовки формы диаграмм Эйлера Венна;
Волокна хлопка и льна.
Тип занятия: комбинированный урок.
Структура урока:
IОрганизационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
III. Изучение нового материала
1) волокна растительного происхождения;
2) свойство волокон хлопка и льна;
3)производство хлопчатобумажных и льняных тканей.
IV. Лабораторная практическая работа.
Изучение свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
V. закрепление новых знаний и умений учащихся
VI. Итог занятия
VII. Домашнее задание
Ход занятия:
I Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку. Выявления слабых учащихся по состоянию здоровья, имеющих аллергию на дым. Проведение инструкции техники безопасности.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Па доске написаны слова, с которыми учащиеся будут встречаться в процессе работы: хлопок-сырец, лен-долгунец, семенные волокна, лубяные волокна, извитость, суровая ткань, отбеливание, трепание, чесание, ровницы, гигроскопичность, водопроницаемость, теплозащитность.
Учащиеся делятся на две группы, получают задания.
группа
Карточка:
Расскажите, что вы знаете о хлопке?
Ваши ассоциации
Хлопок -сырец
Заполните пропуски в логической схеме изготовления волокна: охарактеризуйте ее.
Хлопкопря-
дильные фабрика
группа
Карточка:
Расскажите, что вы знаете о льне?
Ваши ассоциации.
текстильная
ткань
фабрика
Заполните пропуски в логической схеме изготовления ткани, охарактеризуйте ее:
Примечание: третье задание выполняется у доски, заранее схемы выполнены на доске, работают по одному учащемуся от каждой команды.
Остальные учащиеся работают в тетрадях.
III. Изучение нового материала.
Обобщив ответы учащихся, знакомлю их с таблицей «Текстильные волокна»
К текстильным волокнам растительного происхождения относятся волокна хлопка, льна, конопли, джута, и др.
Самой распространенной прядильной культурой является хлопчатник - одно из древнейших технических растений нашей планеты. В Индии, Китае его выделывали уже в III тыс. до нашей эры.
В наше время хлопчатник возделывают в районах с теплым, сухим климатом, в Китае, Бразилии, Израиле, Узбекистане, Азербайджане и т.д.
Хлопчатник — растение высотой 70 — 200 см., с крупными цветами. Плод представляет собой коричневую коробочку, в которой находятся семена покрытые белыми волокнами.
На одном семени развивается от 5 до 15 тысяч волокон длиной до 50 мм. Волокно с неотделимыми семенами называют хлопок-сырец. Ценность хлопка велика — его сравнивают с
Золотом. Отсюда и название «Белое золото». Сейчас выведены сорта с цветными волокнами - коричневыми, зелеными. Собирают хлопок с полей хлопкоробы.
Демонстрирую коллекцию «Хлопок». По ходу рассказываю: Хлопок-сырец поступает на хлопкоочистительные предприятия, где отделяют семена, ветки, посторонние примеси. Прессуют в тюки и отправляют на хлопкопрядильные фабрики. Па фабрике проходят следующие операции;
Чесание - чешут,
Выравнивание - получается ровница,
Прядение - вытягивание и скручивание волокон в непрерывную нить-пряжу.
Нить оправляют на ткацкие фабрики, Здесь путем переплетения нитей на ткацких станках получают суровую ткань, где ее; отбеливают, окрашивают, штампуют рисунки, обрабатывают химическими веществами и т. д. На ткацких станках работают ткачи.
«Лен» — однолетнее растение, является одной из важнейших культур.
Демонстрирую лен.
Существует около 200 видов льна, возделывают, в основном, лен-долгунец, содержащий в стеблях волокно в виде пучков. Это волокно называют лубяным.
Леи - долгунец — очень древняя культура. Считается, что он произошел из вида льна, выращиваемого в далеком прошлом, в горных районах Индии, Китая, Средиземноморья. В Х - ХШ веках, лен долгунец стал основным прядильным растением Руси и получил название «Русское золото».
Возделывают лен в районах с умеренным климатом. Основные посевы расположены в Украине, Белоруссии, странах Балтии (Эстонии, Литве), многих областях России (Вологодской, Муромской и др.).
Из льняной пряжи вырабатывают ткани бытового назначения, технические и тарные. Из ткани бытового назначения шьют постельное и столовое белье, летнюю одежду. Технические ткани - это брезент. Тарные ткани - это различные мешки. Льняные ткани очень прочные. Обработка волокон льна схожи с обработкой волокон хлопка-сырца.
Проводится физкультминутка.
Знакомлю учащихся с свойствами волокон хлопка и льна.
Название
Св Свойства
Цвет
Блеск
Извитость
Длина в мм.
Толщина
Прочность
Мягкость
Х Хлопок
белый
Матовый
Извитое
6 65
Тонкий
Средняя
Мягкое
Лен
Серый
Резкий
Прямое
250-1000
Толстый
В Высокая
Жесткое
В ходе обсуждения составляется таблица на классной доске:
Таблица выполняется также в тетрадях.
IV Мини – практикум
Проводится в лаборатории, куда не приглашаются дети с ослабленным здоровьем, которые страдают, в основном, астмой. Учащимся следует обратить внимание:
а) осмотреть волокна невооруженным глазом, определив их цвет и наличие блеска;
б) положить волокно на темный фон, продолжить осмотр с помощью лупы и рассмотреть извитость волокон, их длину толщину;
в) с помощью препаровальной иглы, глядя на волокно в лупу, расщепить техническое волокно льна на более мелкие - элементарные волокна. Сравнить прочность и сминаемость волокон;
г) произвести сжигание волокон.
Эту работу следует производить особенно организованно и обязательно под наблюдением учителя:
Взять несколько волокон пинцетом и осторожно поместить в пламя горелки. Отметить, как горят хлопковое и льняное волокна, каким запахом сопровождается горение, и что остается после сжигания.
Подчеркиваю, что хлопок и лен состоит из целлюлозных - растительных клеток, также как и бумага, поэтому горят хорошо, горение сопровождается дымом, запах при горении напоминает
запах горящей бумаги, а после сжигания остается легкий серый пепел.
Учащиеся делают выводы:
а) Существует ли связь между свойствами волокон и изготавливаемых из них тканей?
б) Определяют общие свойства для хлопчатобумажных и льняных тканей.
V Закрепление новых знаний и умений учащихся,
Для закрепления полученных знаний предлагаю учащимся у доски выполнить круги Эйлера Венна для того, чтобы выделить их общие свойства
Хлопок Лен
Диаграмма Эйлера Венна
При изучении свойств волокон растительного происхождения
Хлопка и льна
Хлопок Общие свойства Лен
Белый гигроскопичные 1) серый
Матовый термостойкие 2) резкий
Извитое достаточно прочные 3) прямое
65 мм. Плохо драпируются 4) 250-1000мм.
Тонкие Дают значительную усадку 5) толстые
Средняя прочность 6) высокая прочность
Мягкое 7) жесткое
Цвет
2 Блеск
3Извитость
4.Длина в мм, 5. Толщина 6.Прочность 7. Мягкость
Учащиеся выполняют чертеж двух окружностей, выделяют свойства хлопка и льна. В середине записывают общие свойства.
VI Итоги занятия.
Учащиеся получают оценки выставленные учениками. Отмечают типичные ошибки.
Заключительное слово:
Свойства и качество тканей зависит от свойств волокон.
Чем тоньше и длиннее волокно, тем тоньше и прочнее ткань.
YII. Домашнее задание.
1) Составить коллекцию образцов хлопчатобумажных и льняных тканей.