kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Натуральные волокна растительного происхождения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока1) дать учащимся понятие о первичной обработке сырья для хлопчатобумажных и льняных тканей, познакомится со строением волокон хлопка и льна, их свойствами; 2) развивать внимание,наблюдательность, умение обобщать и делать выводы; 3) воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Оборудование: коллекция «Хлопок», «Лен», образцы тканей, таблица «Виды волокон». Инструменты и материалы: Образцы тканей (хлопчатобумажные и льняные), ножницы пинцеты, горелки, коробки для отходов, листы черной бархатной бумаги и т.д. для смотра волокон, Огнеупорная посуда для сбора спичек и пепла спички, линейка и карандаши для подготовки формы диаграмм Эйлера Венна; Волокна хлопка и льна. Тип занятия: комбинированный урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Натуральные волокна растительного происхождения »

Тема: Натуральные волокна растительного происхождения 5класс

Хлопчатобумажные и льняные ткани.

Цель: 1) дать учащимся понятие о первичной обработке сырья для хлопчатобумажных и льняных тканей, познакомится со строением волокон хлопка и льна, их свойствами;

2) развивать внимание ,наблюдательность , умение обобщать и делать выводы;

3) воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: коллекция «Хлопок» , «Лен» , образцы тканей, таблица «Виды волокон» .

Инструменты и материалы: Образцы тканей (хлопчатобумажные и льняные), ножницы пинцеты, горелки, коробки для отходов , листы черной бархатной бумаги и т.д. для смотра волокон,

Огнеупорная посуда для сбора спичек и пепла спички, линейка и карандаши для подготовки формы диаграмм Эйлера Венна;

Волокна хлопка и льна.

Тип занятия: комбинированный урок.

Структура урока:

IОрганизационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

III. Изучение нового материала

1) волокна растительного происхождения;

2) свойство волокон хлопка и льна;

3)производство хлопчатобумажных и льняных тканей.

IV. Лабораторная практическая работа.

Изучение свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

V. закрепление новых знаний и умений учащихся

VI. Итог занятия

VII. Домашнее задание

Ход занятия:

I Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку. Выявления слабых учащихся по состоянию здоровья, имеющих аллергию на дым. Проведение инструкции техники безопасности.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Па доске написаны слова, с которыми учащиеся будут встречаться в процессе работы: хлопок-сырец, лен-долгунец, семенные волокна, лубяные волокна, извитость, суровая ткань, отбеливание, трепание, чесание, ровницы, гигроскопичность, водопроницаемость, теплозащитность.

Учащиеся делятся на две группы, получают задания.

  1. группа

Карточка:

  1. Расскажите, что вы знаете о хлопке?

  2. Ваши ассоциации

  3. Хлопок -сырец

    Заполните пропуски в логической схеме изготовления волокна: охарактеризуйте ее.

Хлопкопря-

дильные фабрика


  1. группа

Карточка:

  1. Расскажите, что вы знаете о льне?

  2. Ваши ассоциации.



    текстильная


    ткань


    фабрика



  3. Заполните пропуски в логической схеме изготовления ткани, охарактеризуйте ее:

Примечание: третье задание выполняется у доски, заранее схемы выполнены на доске, работают по одному учащемуся от каждой команды.

Остальные учащиеся работают в тетрадях.


III. Изучение нового материала.

Обобщив ответы учащихся, знакомлю их с таблицей «Текстильные волокна»



К текстильным волокнам растительного происхождения относятся волокна хлопка, льна, конопли, джута, и др.

Самой распространенной прядильной культурой является хлопчатник - одно из древнейших технических растений нашей планеты. В Индии, Китае его выделывали уже в III тыс. до нашей эры.

В наше время хлопчатник возделывают в районах с теплым, сухим климатом, в Китае, Бразилии, Израиле, Узбекистане, Азербайджане и т.д.

Хлопчатник — растение высотой 70 — 200 см., с крупными цветами. Плод представляет собой коричневую коробочку, в которой находятся семена покрытые белыми волокнами.

На одном семени развивается от 5 до 15 тысяч волокон длиной до 50 мм. Волокно с неотделимыми семенами называют хлопок-сырец. Ценность хлопка велика — его сравнивают с

Золотом. Отсюда и название «Белое золото». Сейчас выведены сорта с цветными волокнами - коричневыми, зелеными. Собирают хлопок с полей хлопкоробы.

Демонстрирую коллекцию «Хлопок». По ходу рассказываю: Хлопок-сырец поступает на хлопкоочистительные предприятия, где отделяют семена, ветки, посторонние примеси. Прессуют в тюки и отправляют на хлопкопрядильные фабрики. Па фабрике проходят следующие операции;

  1. Чесание - чешут,

  2. Выравнивание - получается ровница,

  3. Прядение - вытягивание и скручивание волокон в непрерывную нить-пряжу.

Нить оправляют на ткацкие фабрики, Здесь путем переплетения нитей на ткацких станках получают суровую ткань, где ее; отбеливают, окрашивают, штампуют рисунки, обрабатывают химическими веществами и т. д. На ткацких станках работают ткачи.

«Лен» — однолетнее растение, является одной из важнейших культур.

Демонстрирую лен.

Существует около 200 видов льна, возделывают, в основном, лен-долгунец, содержащий в стеблях волокно в виде пучков. Это волокно называют лубяным.

Леи - долгунец — очень древняя культура. Считается, что он произошел из вида льна, выращиваемого в далеком прошлом, в горных районах Индии, Китая, Средиземноморья. В Х - ХШ веках, лен долгунец стал основным прядильным растением Руси и получил название «Русское золото».

Возделывают лен в районах с умеренным климатом. Основные посевы расположены в Украине, Белоруссии, странах Балтии (Эстонии, Литве), многих областях России (Вологодской, Муромской и др.).

Из льняной пряжи вырабатывают ткани бытового назначения, технические и тарные. Из ткани бытового назначения шьют постельное и столовое белье, летнюю одежду. Технические ткани - это брезент. Тарные ткани - это различные мешки. Льняные ткани очень прочные. Обработка волокон льна схожи с обработкой волокон хлопка-сырца.

Проводится физкультминутка.







Знакомлю учащихся с свойствами волокон хлопка и льна.

Название

Св Свойства

Цвет

Блеск

Извитость

Длина в мм.

Толщина

Прочность

Мягкость

Х Хлопок

белый

Матовый

Извитое

6 65

Тонкий

Средняя

Мягкое

Лен

Серый

Резкий

Прямое

250-1000

Толстый

В Высокая

Жесткое

В ходе обсуждения составляется таблица на классной доске:

Таблица выполняется также в тетрадях.

IV Мини – практикум

Проводится в лаборатории, куда не приглашаются дети с ослабленным здоровьем, которые страдают, в основном, астмой. Учащимся следует обратить внимание:

а) осмотреть волокна невооруженным глазом, определив их цвет и наличие блеска;

б) положить волокно на темный фон, продолжить осмотр с помощью лупы и рассмотреть извитость волокон, их длину толщину;

в) с помощью препаровальной иглы, глядя на волокно в лупу, расщепить техническое волокно льна на более мелкие - элементарные волокна. Сравнить прочность и сминаемость волокон;

г) произвести сжигание волокон.

Эту работу следует производить особенно организованно и обязательно под наблюдением учителя:

Взять несколько волокон пинцетом и осторожно поместить в пламя горелки. Отметить, как горят хлопковое и льняное волокна, каким запахом сопровождается горение, и что остается после сжигания.

Подчеркиваю, что хлопок и лен состоит из целлюлозных - растительных клеток, также как и бумага, поэтому горят хорошо, горение сопровождается дымом, запах при горении напоминает

запах горящей бумаги, а после сжигания остается легкий серый пепел.

Учащиеся делают выводы:

а) Существует ли связь между свойствами волокон и изготавливаемых из них тканей?

б) Определяют общие свойства для хлопчатобумажных и льняных тканей.

V Закрепление новых знаний и умений учащихся,

Для закрепления полученных знаний предлагаю учащимся у доски выполнить круги Эйлера Венна для того, чтобы выделить их общие свойства

Хлопок Лен

Диаграмма Эйлера Венна

При изучении свойств волокон растительного происхождения

Хлопка и льна

Хлопок Общие свойства Лен

  1. Белый гигроскопичные 1) серый

  2. Матовый термостойкие 2) резкий

  3. Извитое достаточно прочные 3) прямое

  4. 65 мм. Плохо драпируются 4) 250-1000мм.

  5. Тонкие Дают значительную усадку 5) толстые

  6. Средняя прочность 6) высокая прочность

  7. Мягкое 7) жесткое


  1. Цвет

2 Блеск

3Извитость

4.Длина в мм, 5. Толщина 6.Прочность 7. Мягкость

Учащиеся выполняют чертеж двух окружностей, выделяют свойства хлопка и льна. В середине записывают общие свойства.

VI Итоги занятия.

Учащиеся получают оценки выставленные учениками. Отмечают типичные ошибки.

Заключительное слово:

Свойства и качество тканей зависит от свойств волокон.

Чем тоньше и длиннее волокно, тем тоньше и прочнее ткань.

YII. Домашнее задание.

1) Составить коллекцию образцов хлопчатобумажных и льняных тканей.







5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Натуральные волокна растительного происхождения

Автор: Халилова Сиаре Серверовна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Натуральные волокна растительного происхождения" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-na-tiemu-natural-nyie-volokna-rastitiel-nogho-proiskhozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "152738"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420900718"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "конспект урока технологии по теме: "Натуральные волокна растительного происхождения" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-po-tiemie-natural-nyie-volokna-rastitiel-nogho-proiskhozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "199371"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428572944"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Натуральные волокна растительного происхождения, производство ткани "
    ["seo_title"] => string(73) "natural-nyie-volokna-rastitiel-nogho-proiskhozhdieniia-proizvodstvo-tkani"
    ["file_id"] => string(6) "197718"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428301645"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения."
    ["seo_title"] => string(65) "materialovedenie_naturalnye_volokna_rastitelnogo_proiskhozhdeniia"
    ["file_id"] => string(6) "484603"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541777194"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Натуральные волокна животного происхождения» "
    ["seo_title"] => string(52) "natural-nyie-volokna-zhivotnogho-proiskhozhdieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "166693"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422981579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
2320 руб.
1390 руб.
2320 руб.
1530 руб.
2550 руб.
1570 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства