kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Натуральные волокна растительного происхождения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1.Образовательные: 1.1Формировать у учащихся представления о материаловедении как науке. 1.2Познакомить учащихся со свойствами натуральных волокон из хлопка и льна. 1.3Научить учащихся владеть новой терминологией: волокно, растительное волокно, материаловедение, лён, хлопок. 1.4Прививать навыки проектной деятельности 2.Развивающие цели: 2.1 Развивать речь учащихся через пополнение словарного запаса терминами (материаловедение, волокно, лён, хлопок). 2.2Формировать самостоятельную учебную деятельность учащихся через развитие памяти, речи, мышления, творчества, самоконтроля и рефлексии собственной деятельности. 3.Воспитательные цели: 3.1 Прививать эстетический вкус и творческое отношение к делу. 3.2 Развивать навыки бесконфликтного делового общения. 4. Профориентационные цели: 4.1 Воспитывать уважение к работающему человеку 1.Орг. момент Добрый день, дорогие друзья! В эфире телепередача «Путешествие в мир тканей» и я, её ведущая Цындрина Н.Н. Представляю участников передачи, девочки 5 а класса и уважаемые зрителей . Чтобы наше путешествие прошло успешно, предлагаю всем взяться за руки и зарядиться положительной энергией друг от друга. Спасибо всем. Ребята, рассмотрите образцы данных кусочков ткани через лупы и ответьте на вопросы (образцы тканей заранее разложены на столах) - Что вы видите в составе ткани? (Нити). - А теперь посмотрите через лупу на распушённые нити тканей, что вы обнаружили в нитях? (Волоски, Волокна) - Кто – нибудь догадался, какова будет тема? На какие вопросы ответим? (Волокна) Тема: Натуральные волокна растительного происхождения. -Чем же мы будем заниматься? ( Ответы детей). Действительно правильно, я хочу познакомить вас с рубриками программы. - Это вы помните. - Справочное бюро. - Полезные советы из далёкой старины. - Умелые руки. ( Поясняет с чем будем знакомиться посетив эти рубрики). 2. Актуализация знаний учащихся С рубрики «Это вы помните» мы и начнем наше путешествие в мир тканей. Давайте вспомним тему прошлого занятия и ответим на вопросы теста.(короткий тест на слайде вопросов с ответами, выбрать правильный за 1минуту), проверяют сами или меняются друг с другом(Ответы для проверки дать на слайде)- поощрение словесное. В каждом предложении вставьте пропущенное слово. Время самопроверки. Сравните правильные ответы со своими. Но теперь пришло время оценить себя. 3. Изложение нового материала. Переходим к рубрике « Справочное бюро». В повседневной жизни нас постоянно окружают вещи из различных тканей. Тканью человек пользуется с древнейших времён, научившись её изготавливать из различного сырья. В мире существует огромное количество видов тканей, различных по внешнему виду и на ощупь. Так вот есть такая наука, которая изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. (Учитель демонстрирует ткань, трикотаж, нетканые материалы.) Эта наука называется швейное материаловедение. И так мы переходим к волокнам. Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого в несколько раз больше чем поперечный размер. Текстильные волокна очень разнообразны, но все они делятся на две основные группы- натуральные и химические. Натуральное волокно создаёт сама природа, а процесс формирования химических волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами. Натуральные волокна растительного и животного происхождения.(хлопок и лён.) Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в тёплых южных странах.(Узбекистане, Египте, Туркмении, Таджикистане, США). Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период созревания плодов (коробочек). С хлопковым волокном вы все знакомы т.к. все в руках держали вату, а это и есть волокно хлопка. В России хлопок выращивают с 18 века (белое золото). Произрастает до 35 видов, 4 вида используется только на волокно. Какие хорошие ткани получаются из льна! Перед вами образцы тканей, назовите их. Пощупайте. Какими ещё свойствами обладают волокна. Хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, бязь, фланель, батист, вельвет. Свойства хлопка. Длина волокон хлопка от 5 до 30 мм. Природный цвет волокон хлопка - белый или кремовый, бежевый, зеленый. Извитость сильная. Под действием солнечного света постепенно теряет свою прочность. Горит как бумага. Гигроскопичность у хлопка она высокая. Гигроскопичность — это способность волокон поглощать влагу из окружающей среды. Какие швейные изделия можно выполнить из волокон хлопка? А теперь поговорим о льне Лён- однолетнее травянистое растение. Волокно льна находится в стебле растения. Первое место по выращиванию льна принадлежит России (Архангельская область и др.) На Руси лен выращивают с 10-13 веков. Для волокон больше всего подходит лен долгунец. Лен называют русским шелком. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов. Даже в песне поется: То ли волны на просторе - синий лен. Какие хорошие ткани получаются из льна! Перед вами образцы тканей, назовите их. Пощупайте. Какими ещё свойствами обладают волокна. Льняные волокна светло-серые, гладкие. Свойства льна. Длина волокон равна 35-90 мм. Цвет: от светло -серого до темно-серого. Лен обладает характерным блеском, т.к. его волокна имеют гладкую поверхность. Гигроскопичность больше, чем у хлопка. Толщина – тонкий волосок. Извитость слабая. Горит как бумага. Какие швейные изделия можно выполнить из волокон льна? Ребята , а знаете ли вы, из чего создавалась одежда на Руси? Об этом мы узнаем в рубрике « Полезные советы из далёкой старины». Оказывается не так просто раньше было изготавливать ткань, даже из крапивы получали волокна и ткали на ручных ткацких станках. 4.Физкультминутка (с музыкой) А теперь музыкальная пауза. Ну а теперь давайте отдохнём с вами. И на фоне прекрасного льняного поля послушаем чудесную музыку и разомнёмся. Повторяйте все движения за мной. Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо) И кивнем затем по кругу. (наклоны влево- вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук) 6. Практическая работа. А теперь рубрика «Умелые руки». Ребята давайте на мгновение представим, что вы начинающие модельеры. Вам нужно создать проект своего фартука, и определить для каких работ будет предназначен данный фартук и из какой ткани. Затем вы защищаете свой проект. Приступим к работе. Каждый учащийся награждается дипломом за лучший проект фартука. Навыки проектирования у вас есть и всем как начинающим модельерам, я хочу вручить дипломы. Диплом это высшая оценка – пятёрка. Итак, время нашей программы подходит к концу. И что вам запомнилось? Проверим? 5. Закрепление изученного 1 .Как называется однолетнее травянистое растение? (Хлопок) 2. Как называется способность впитывать влагу? (Гигроскопичность) 3.Как называется однолетнее растение древовидной формы? (Лён) 4.Как называются волокна, созданные самой природой? (натуральные) 5. Как называется наука, которая изучает строение ткани? (материаловедение) Словесное поощрение 7.Рефлексия Все пришли на нашу передачу с хорошим настроением, и мне интересно было бы узнать, какое у вас настроение в конце передачи. Давайте создадим полотна, соответствующие вашему настроению. (Ребята из нитей (красный-хорошее, зелёный-плохое) переплетают полотна) Я рада, ребята, что вам было сегодня интересно на уроке и потому, думаю, что вы выберете на рабочих листах задание по душе и выполните его дома с такой же заинтересованностью и настроением. Удачи вам! Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Натуральные волокна растительного происхождения" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

х.Алтухов

















Учитель технологии

Цындрина Наталья Николаевна












2014

Цели урока: 1.Образовательные:

1.1Формировать у учащихся представления о материаловедении как науке.

1.2Познакомить учащихся со свойствами натуральных волокон из хлопка и льна.

1.3Научить учащихся владеть новой терминологией: волокно, растительное волокно, материаловедение, лён, хлопок.

1.4Прививать навыки проектной деятельности


2.Развивающие цели:

2.1 Развивать речь учащихся через пополнение словарного запаса терминами (материаловедение, волокно, лён, хлопок).

2.2Формировать самостоятельную учебную деятельность учащихся через развитие памяти, речи, мышления, творчества, самоконтроля и рефлексии собственной деятельности.


3.Воспитательные цели:

3.1 Прививать эстетический вкус и творческое отношение к делу.

3.2 Развивать навыки бесконфликтного делового общения.


4. Профориентационные цели:

4.1 Воспитывать уважение к работающему человеку


1.Орг. момент

Добрый день, дорогие друзья! В эфире телепередача «Путешествие в мир тканей» и я, её ведущая Цындрина Н.Н. Представляю участников передачи, девочки 5 а класса и уважаемые зрителей .

Чтобы наше путешествие прошло успешно, предлагаю всем взяться за руки и зарядиться положительной энергией друг от друга. Спасибо всем.

Ребята, рассмотрите образцы данных кусочков ткани через лупы и ответьте на вопросы (образцы тканей заранее разложены на столах)

- Что вы видите в составе ткани? (Нити).

- А теперь посмотрите через лупу на распушённые нити тканей, что вы обнаружили в нитях? (Волоски, Волокна)

- Кто – нибудь догадался, какова будет тема? На какие вопросы ответим? (Волокна)

Тема: Натуральные волокна растительного происхождения.

-Чем же мы будем заниматься? ( Ответы детей).

Действительно правильно, я хочу познакомить вас с рубриками программы.

- Это вы помните.

- Справочное бюро.

- Полезные советы из далёкой старины.

- Умелые руки. ( Поясняет с чем будем знакомиться посетив эти рубрики).


2. Актуализация знаний учащихся

С рубрики «Это вы помните» мы и начнем наше путешествие в мир тканей. Давайте вспомним тему прошлого занятия и ответим на вопросы теста.(короткий тест на слайде вопросов с ответами, выбрать правильный за 1минуту), проверяют сами или меняются друг с другом(Ответы для проверки дать на слайде)- поощрение словесное. В каждом предложении вставьте пропущенное слово. Время самопроверки. Сравните правильные ответы со своими. Но теперь пришло время оценить себя.


3. Изложение нового материала.

Переходим к рубрике « Справочное бюро».

В повседневной жизни нас постоянно окружают вещи из различных тканей. Тканью человек пользуется с древнейших времён, научившись её изготавливать из различного сырья. В мире существует огромное количество видов тканей, различных по внешнему виду и на ощупь. Так вот есть такая наука, которая изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. (Учитель демонстрирует ткань, трикотаж, нетканые материалы.) Эта наука называется швейное материаловедение.

И так мы переходим к волокнам.

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого в несколько раз больше чем поперечный размер.

Текстильные волокна очень разнообразны, но все они делятся на две основные группы- натуральные и химические. Натуральное волокно создаёт сама природа, а процесс формирования химических волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами. Натуральные волокна растительного и животного происхождения.(хлопок и лён.)

Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в тёплых южных странах.(Узбекистане, Египте, Туркмении, Таджикистане, США). Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период созревания плодов (коробочек). С хлопковым волокном вы все знакомы т.к. все в руках держали вату, а это и есть волокно хлопка. В России хлопок выращивают с 18 века (белое золото). Произрастает до 35 видов, 4 вида используется только на волокно. Какие хорошие ткани получаются из льна! Перед вами образцы тканей, назовите их. Пощупайте. Какими ещё свойствами обладают волокна. Хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, бязь, фланель, батист, вельвет.

Свойства хлопка.

Длина волокон хлопка от 5 до 30 мм. Природный цвет волокон хлопка - белый или кремовый, бежевый, зеленый. Извитость сильная.

Под действием солнечного света постепенно теряет свою прочность. Горит как бумага. Гигроскопичность у хлопка она высокая.

Гигроскопичность — это способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.

Какие швейные изделия можно выполнить из волокон хлопка?

А теперь поговорим о льне

Лён- однолетнее травянистое растение. Волокно льна находится в стебле растения. Первое место по выращиванию льна принадлежит России (Архангельская область и др.) На Руси лен выращивают с 10-13 веков. Для волокон больше всего подходит лен долгунец.

Лен называют русским шелком. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов. Даже в песне поется:

То ли поле, то ли море

То ли волны на просторе

- синий лен.

Какие хорошие ткани получаются из льна! Перед вами образцы тканей, назовите их. Пощупайте. Какими ещё свойствами обладают волокна.

Льняные волокна светло-серые, гладкие.

Свойства льна.

Длина волокон равна 35-90 мм. Цвет: от светло -серого до темно-серого. Лен обладает характерным блеском, т.к. его волокна имеют гладкую поверхность. Гигроскопичность больше, чем у хлопка. Толщина – тонкий волосок. Извитость слабая.

Горит как бумага.

Какие швейные изделия можно выполнить из волокон льна?

Ребята , а знаете ли вы, из чего создавалась одежда на Руси? Об этом мы узнаем в рубрике « Полезные советы из далёкой старины»

Оказывается не так просто раньше было изготавливать ткань, даже из крапивы получали волокна и ткали на ручных ткацких станках.

4.Физкультминутка (с музыкой)

А теперь музыкальная пауза. Ну а теперь давайте отдохнём с вами. И на фоне прекрасного льняного поля послушаем чудесную музыку и разомнёмся. Повторяйте все движения за мной.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево- вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук


6. Практическая работа.

А теперь рубрика «Умелые руки»

Ребята давайте на мгновение представим, что вы начинающие модельеры. Вам нужно создать проект своего фартука, и определить для каких работ будет предназначен данный фартук и из какой ткани. Затем вы защищаете свой проект. Приступим к работе.

Каждый учащийся награждается дипломом за лучший проект фартука

Навыки проектирования у вас есть и всем как начинающим модельерам, я хочу вручить дипломы. Диплом это высшая оценка – пятёрка.

Итак, время нашей программы подходит к концу. И что вам запомнилось? Проверим?

5. Закрепление изученного

1 .Как называется однолетнее травянистое растение? (Хлопок)

2. Как называется способность впитывать влагу? (Гигроскопичность)

3.Как называется однолетнее растение древовидной формы? (Лён)

4.Как называются волокна, созданные самой природой? (натуральные)

5. Как называется наука, которая изучает строение ткани? (материаловедение)

Словесное поощрение

7.Рефлексия

Все пришли на нашу передачу с хорошим настроением, и мне интересно было бы узнать, какое у вас настроение в конце передачи.

Давайте создадим полотна, соответствующие вашему настроению. (Ребята из нитей (красный-хорошее, зелёный-плохое) переплетают полотна)


Я рада, ребята, что вам было сегодня интересно на уроке и потому, думаю, что вы выберете на рабочих листах задание по душе и выполните его дома с такой же заинтересованностью и настроением. Удачи вам! Спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Натуральные волокна растительного происхождения"

Автор: Цындрина Наталья Николаевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "конспект урока технологии по теме: "Натуральные волокна растительного происхождения" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-po-tiemie-natural-nyie-volokna-rastitiel-nogho-proiskhozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "199371"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428572944"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект к уроку "Материаловедение" 5 класс (девочки)"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-k-uroku-matierialoviedieniie-5-klass-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "260531"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448975077"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Текстильные волокна. Классификация волокон "
    ["seo_title"] => string(45) "tiekstil-nyie-volokna-klassifikatsiia-volokon"
    ["file_id"] => string(6) "204221"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429622455"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "план конспект урок 5 класс "
    ["seo_title"] => string(27) "plan-konspiekt-urok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193714"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427689575"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План конспект урока  "Элементы материаловедения" "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-eliemienty-matierialoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113826"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411061131"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства