Учитель технологии: Бейсембаева Акерке Каирбековна
Тема: «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей».
Класс: 6 «Б»
Цель урока: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей.
Задачи:
- Сформировать понятия о волокнах натурального животного происхождения, свойствах шерстяных и шелковых тканей.
-Развивать познавательные умения(выделять главное, наблюдать, делать опыты), общетрудовых умений( операционно-контрольных умений- пользоваться инструментами, оценивать результаты выполненных действий) умений учебного труда (работать в должном темпе, приемов наблюдения), развитие умений работать самостоятельно и в группе).
- Воспитание технологической культуры труда.
Методическое оснащение урока:
1.Материально-техническая база:
Инструменты и приспособления:
мультимедиа установка, презентация.
2.Дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь;
- учебник
- образцы тканей и волокон;
Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, практическая работа ), самостоятельная работа
Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы.
Новые слова: шерсть, руно, шелк-сырец, натуральный шелк, серицин. Прочность, сминаемость, драпируемость , износостойкость, теплозащитные свойства, пылеёмкость , скольжение , осыпаемость, усадка.
Ход урока.
1.Организационный момент
- приветствие
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
2.изложение нового материала.
Для создания проекта
Нужно выбрать ткани.
В магазинах их так много-
Выбирайте сами!
А чтоб верно подобрать,
Надо свойства тканей знать!
- Давайте вспомним, какие волокна вы изучали в пятом классе?
Ответ: Натуральные волокна растительного происхождения – хлопок и лён.
Знаете ли вы ещё какие-либо виды волокон?
Как вы можете сформировать тему сегодняшнего урока? СЛАЙД: Натуральные волокна
Растительные Животные
Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения; со свойствами шерстяных и шелковых тканей.
Записать в тетрадь: число,тему.
Тема урока. Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.
А вы знаете, откуда берется шерсть?
Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%).
. С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяла красивой капроновой лентой.
В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбирать себе ткань для платья или костюма. Но вам необходимо научится правильно выбирать способы и средства ухода за одеждой, необходимо знать свойства волокон и ткани.
Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см.
Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.
Записать в тетради: Сплошной пласт при стрижке овец (руно).
Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть , они длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.(демонстрация платков ).
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству; треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее на текстильных фабриках-ткань. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкокрашенными, пестроткаными и напечатанными.
Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым «теплым» волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело «дышит».
Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др.
ШЕРСТЯНЫЕ ткани
драп
сукно
габардин
кашемир
Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда:
Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется - кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв.
Собирают коконы со дня завивки на 8-9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600-900 метров. и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить.
Такую нить называют шёлком – сырцом.
На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.
виды шелковых тканей
атлас
бархат
крепдешин
шифон
Как высчитаете какими свойствами будут обладать ткани из натуральных волокон животного происхождения?
Рассмотите НИТИ ШЕРСТИ, которые находятся у вас на столах.
•Механические свойства-
ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛА К ВОЗДЕЙСТВИЮ НА НЕГО РАЗЛИЧНЫХ ВНЕШНИХ СИЛ
Прочность – устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению. (растянуть ткань)
- Сминаемость – образование складок, заминов при сидении и носке изделия. (смять ткань)
- Драпируемость – способность ткани образовывать фалды,складки.
( собрать на нить)
Гигиенические (физические)-свойства тканей ,направленные на сохранение здоровья человека
- Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.(намочить)
Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло.
Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль
Технологические- это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия
•Скольжение-это подвижность одного слоя ткани относительно другого (демонстация)
•Осыпаемость- это выпадение нитей по открытым срезам ткани.( демонстация образца)
•Усадка- это уменьшение размеров под действием влаги.
3.Практическая работа (15 мин)
Вводный инструктаж учителя:
Практическая работа. Определение вида тканей.
Инструменты и принадлежности: образцы шерстяной и шелковой ткани, толстая игла, тетрадь, таблица для определения вида ткани (табл. 1), форма отчета.
Последовательность выполнения работы:
- Рассмотрите образцы. Определите блеск (или матовость)
образцов. - Определите на ощупь гладкость и мягкость образцов.
- Определите сминаемость образцов: сомните образец в руке,
подержите его так 30 с, расправьте. - Верхний срез лоскутов соберите на нитку. Рассмотрите образовавшиеся складки. Жесткие, плохо драпирующиеся ткани образуют крупные , торчащие складки
- По полученым данным определите по таблице 2 вид ткани и впишите в форму отчета
Таблица 1
Признак вида ткани
Образец
Шерсть
Шелк
Блеск
Толщина
Волнистость
Мягость
Прочность
Сминаемость
4.Закрепление изученного материала.(6мин)
Работа по карточкам.
- Какие волокна относятся к натуральным?( шерсть,шелк, хлопок, лен
- Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно? (верблюд, лама, кролик, овца, козы)
-Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.(усадка)
-Способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения (пылеёмкость)
-Способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые
складки. ( драпируемость)
-Выпадение нитей по открытым срезам ткани. ( осыпаемость)
-Способность ткани сохранять тепло человеческого тела.(теплозащитные свойства)
-Подвижность одного слоя ткани относительно другого.( скольжение)
-Способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать мелкие замины
и складки. (сминаемость)
-Способность ткани противостоять разрыву. ( прочность)
-Способность ткани противостоять воздействию трения, растяжения, солнца, стирки.
( износостойкость)
8. Подведение итогов урока учителем (5 мин)
Выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;
Молодцы! Вы отлично и дружно сработали сегодня на уроке!
Вы отлично знаете основные свойства натуральных тканей, сможете применить полученные знания и умения при выполнении творческих проектов.