kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Натуральные волокна животного происхождения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель технологии: Бейсембаева Акерке Каирбековна

 

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства  тканей».

Класс: 6 «Б»

Цель урока: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей.

Задачи:

- Сформировать понятия о волокнах натурального животного происхождения, свойствах  шерстяных и шелковых тканей.

-Развивать  познавательные умения(выделять главное, наблюдать, делать опыты), общетрудовых умений( операционно-контрольных умений- пользоваться  инструментами, оценивать результаты  выполненных действий)   умений  учебного труда (работать  в должном темпе, приемов наблюдения), развитие  умений работать самостоятельно и  в группе).

- Воспитание  технологической  культуры труда.

Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база:

Инструменты и приспособления:

мультимедиа установка, презентация.

2.Дидактическое обеспечение:

- рабочая тетрадь;

 - учебник

- образцы тканей  и  волокон;

Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, практическая  работа ), самостоятельная работа

Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы.

 Новые слова: шерсть, руно, шелк-сырец, натуральный шелк, серицин. Прочность, сминаемость, драпируемость , износостойкость, теплозащитные свойства, пылеёмкость , скольжение , осыпаемость, усадка.

Ход урока.

1.Организационный момент  

- приветствие

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

2.изложение нового материала.

Для  создания  проекта

Нужно выбрать ткани.

В магазинах их так много-

Выбирайте сами!

А чтоб верно подобрать,

Надо  свойства тканей знать!

- Давайте вспомним, какие волокна вы изучали в пятом классе?

                Ответ: Натуральные волокна растительного происхождения – хлопок и лён.

Знаете  ли  вы  ещё  какие-либо виды волокон?

Как вы можете  сформировать тему  сегодняшнего  урока? СЛАЙД:  Натуральные волокна

           Растительные   Животные

Сегодня на уроке вы  познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения; со свойствами  шерстяных и  шелковых тканей.

Записать в тетрадь: число,тему. 

Тема урока. Натуральные волокна животного происхождения. Свойства  тканей.

А вы знаете,  откуда  берется  шерсть?

  Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%).

. С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяла красивой капроновой лентой.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбирать себе ткань для платья или костюма. Но вам необходимо научится правильно выбирать способы и средства ухода за одеждой, необходимо знать свойства волокон и ткани.

 Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см.

 

 Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

 

Записать в тетради:   Сплошной пласт при стрижке овец (руно).

 

Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть , они длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.(демонстрация  платков ).

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству; треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат  в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее на текстильных фабриках-ткань. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкокрашенными, пестроткаными и напечатанными.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым «теплым» волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело «дышит».

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани  поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др.

ШЕРСТЯНЫЕ  ткани

драп

сукно

габардин

кашемир

 Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда:

  Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится  в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется - кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв.

Собирают коконы со дня завивки на 8-9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600-900 метров. и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить.

Такую нить называют шёлком – сырцом.

 На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.

                виды шелковых тканей

атлас

                 бархат

               крепдешин

                   шифон

 

Как  высчитаете  какими свойствами будут обладать ткани из  натуральных  волокон  животного происхождения?

  Рассмотите   НИТИ ШЕРСТИ, которые  находятся  у вас на столах.

Механические  свойства-

        ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛА К ВОЗДЕЙСТВИЮ НА НЕГО                                           РАЗЛИЧНЫХ ВНЕШНИХ СИЛ

 

Прочность – устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца,   света, растяжению.  (растянуть ткань)

  • Сминаемость – образование складок, заминов при сидении и носке изделия.  (смять ткань)

 

  • Драпируемость – способность ткани образовывать фалды,складки.

  ( собрать на нить)

Гигиенические (физические)-свойства  тканей ,направленные  на сохранение  здоровья человека

 

  • Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.(намочить)

Теплозащитность – способность ткани  сохранять тепло.

Пылеёмкость – способность ткани    удерживать пыль

Технологические- это свойства, которые  проявляет ткань в процессе  изготовления изделия

 

Скольжение-это подвижность одного слоя ткани относительно другого (демонстация)

 

Осыпаемость- это выпадение нитей по  открытым срезам ткани.( демонстация образца)

 

Усадка- это уменьшение размеров под действием влаги.

3.Практическая работа (15 мин)

Вводный инструктаж учителя:

Практическая работа. Определение вида тканей.

Инструменты и принадлежности: образцы  шерстяной и шелковой ткани, толстая игла, тетрадь, таблица для определения вида ткани  (табл. 1), форма отчета.

Последовательность выполнения  работы:

  1. Рассмотрите образцы. Определите блеск  (или матовость)
    образцов.
  2. Определите на ощупь гладкость и мягкость образцов.
  3. Определите сминаемость образцов: сомните образец в руке,
    подержите его так 30 с, расправьте.
  4. Верхний срез лоскутов  соберите на нитку. Рассмотрите образовавшиеся складки. Жесткие, плохо драпирующиеся ткани образуют крупные , торчащие складки
  5. По полученым данным определите по таблице 2  вид ткани и впишите в форму отчета

Таблица 1

Признак вида ткани

Образец

Шерсть

Шелк

     Блеск

Толщина

Волнистость

Мягость

Прочность

Сминаемость

 

4.Закрепление изученного материала.(6мин)

Работа  по карточкам.

      - Какие волокна относятся к натуральным?( шерсть,шелк, хлопок, лен

      - Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно? (верблюд, лама, кролик, овца, козы)      

-Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.(усадка)

-Способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения (пылеёмкость)

-Способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые
складки. ( драпируемость)

-Выпадение нитей по открытым срезам ткани. ( осыпаемость)

-Способность ткани сохранять тепло человеческого тела.(теплозащитные свойства)

-Подвижность одного слоя ткани относительно другого.( скольжение)

-Способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать мелкие замины
и складки. (сминаемость)

-Способность ткани противостоять разрыву. ( прочность)

-Способность ткани противостоять воздействию трения, растяжения, солнца, стирки.
( износостойкость)

8.  Подведение итогов урока учителем (5 мин)

Выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

Молодцы! Вы отлично и дружно сработали сегодня на уроке!

Вы отлично знаете основные свойства  натуральных тканей, сможете применить полученные знания и умения при выполнении творческих проектов.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Натуральные волокна животного происхождения» »

Кызылординская область, поселок Шиели СШ № 252 им.Г.Н.Ковтунова

Учитель технологии: Бейсембаева Акерке Каирбековна


Тема: «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей».


Класс: 6 «Б»

Цель урока: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей.

Задачи:

- Сформировать понятия о волокнах натурального животного происхождения, свойствах шерстяных и шелковых тканей.

-Развивать познавательные умения(выделять главное, наблюдать, делать опыты), общетрудовых умений( операционно-контрольных умений- пользоваться инструментами, оценивать результаты выполненных действий) умений учебного труда (работать в должном темпе, приемов наблюдения), развитие умений работать самостоятельно и в группе).

- Воспитание технологической культуры труда.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

Инструменты и приспособления:

мультимедиа установка, презентация.

  1. Дидактическое обеспечение:

- рабочая тетрадь;

- учебник

- образцы тканей и волокон;

Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, практическая работа ), самостоятельная работа

Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы.

Новые слова: шерсть, руно, шелк-сырец, натуральный шелк, серицин. Прочность, сминаемость, драпируемость , износостойкость, теплозащитные свойства, пылеёмкость , скольжение , осыпаемость, усадка.


Ход урока.

  1. Организационный момент

- приветствие

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;


  1. Изложение нового материала.


Для создания проекта

Нужно выбрать ткани.

В магазинах их так много-

Выбирайте сами!

А чтоб верно подобрать,

Надо свойства тканей знать!




- Давайте вспомним, какие волокна вы изучали в пятом классе?

Ответ: Натуральные волокна растительного происхождения – хлопок и лён.

Знаете ли вы ещё какие-либо виды волокон?

Как вы можете сформировать тему сегодняшнего урока? СЛАЙД: Натуральные волокна

Растительные Животные

Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения; со свойствами шерстяных и шелковых тканей.

Записать в тетрадь: число,тему.


Тема урока. Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.


СЛАЙД :

А вы знаете, откуда берется шерсть?


СЛАЙД:


Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%).

. С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяла красивой капроновой лентой.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбирать себе ткань для платья или костюма. Но вам необходимо научится правильно выбирать способы и средства ухода за одеждой, необходимо знать свойства волокон и ткани.



СЛАЙД:


Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см.


Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.


Записать в тетради: Сплошной пласт при стрижке овец (руно).


Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть , они длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.(демонстрация платков ).


СЛАЙД:

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству; треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее на текстильных фабриках-ткань. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкокрашенными, пестроткаными и напечатанными.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым «теплым» волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело «дышит».

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др.


СЛАЙД:


ШЕРСТЯНЫЕ ткани

драп

сукно

габардин

кашемир


Слайд:

Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда


Слайд:

Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется - кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв.


Слайд

Собирают коконы со дня завивки на 8-9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600-900 метров. и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить.

Такую нить называют шёлком – сырцом.

На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.


СЛАЙД

виды шелковых тканей

атлас

бархат

крепдешин

шифон


Как высчитаете какими свойствами будут обладать ткани из натуральных волокон животного происхождения?


Рассмотите НИТИ ШЕРСТИ, которые находятся у вас на столах.


  • Механические свойства-

ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛА К ВОЗДЕЙСТВИЮ НА НЕГО РАЗЛИЧНЫХ ВНЕШНИХ СИЛ


Прочность – устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению. (растянуть ткань)


  • Сминаемость – образование складок, заминов при сидении и носке изделия. (смять ткань)


  • Драпируемость – способность ткани образовывать фалды,складки.


( собрать на нить)

Гигиенические (физические)-свойства тканей ,направленные на сохранение здоровья человека


  • Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.(намочить)


  • Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло.


  • Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль



Технологические- это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия


  • Скольжение-это подвижность одного слоя ткани относительно другого (демонстация)

  • Осыпаемость- это выпадение нитей по открытым срезам ткани.( демонстация образца)

  • Усадка- это уменьшение размеров под действием влаги.


  1. Практическая работа (15 мин)

Вводный инструктаж учителя:

Практическая работа. Определение вида тканей.

Инструменты и принадлежности: образцы шерстяной и шелковой ткани, толстая игла, тетрадь, таблица для определения вида ткани (табл. 1), форма отчета.



Последовательность выполнения работы:

  1. Рассмотрите образцы. Определите блеск (или матовость)
    образцов.

  2. Определите на ощупь гладкость и мягкость образцов.

  3. Определите сминаемость образцов: сомните образец в руке,
    подержите его так 30 с, расправьте.

  4. Верхний срез лоскутов соберите на нитку. Рассмотрите образовавшиеся складки. Жесткие, плохо драпирующиеся ткани образуют крупные , торчащие складки

  5. По полученым данным определите по таблице 2 вид ткани и впишите в форму отчета


Таблица 1


Признак вида ткани

Образец

Шерсть

Шелк

Блеск



Толщина



Волнистость



Мягкость



Прочность



Сминаемость








4.Закрепление изученного материала.(6мин)

Работа по карточкам.

- Какие волокна относятся к натуральным?( шерсть,шелк, хлопок, лен)

- Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно? (верблюд, лама, кролик, овца, козы)

  • Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.(усадка)

  • Способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения (пылеёмкость)

  • Способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые
    складки. ( драпируемость)

  • Выпадение нитей по открытым срезам ткани. ( осыпаемость)

  • Способность ткани сохранять тепло человеческого тела.(теплозащитные свойства)

  • Подвижность одного слоя ткани относительно другого.( скольжение)

  • Способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать мелкие замины
    и складки. (сминаемость)

  • Способность ткани противостоять разрыву. ( прочность)

  • Способность ткани противостоять воздействию трения, растяжения, солнца, стирки.
    ( износостойкость)



8. Подведение итогов урока учителем (5 мин)

Выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;


Молодцы! Вы отлично и дружно сработали сегодня на уроке!

Вы отлично знаете основные свойства натуральных тканей, сможете применить полученные знания и умения при выполнении творческих проектов.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Натуральные волокна животного происхождения»

Автор: Бейсембаева Акерке Каирбековна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "«Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».Конспект урока ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(137) "natural-nyie-volokna-zhivotnogho-proiskhozhdieniia-svoistva-shiolkovykh-i-shierstianykh-tkaniei-konspiekt-uroka-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113657"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410812475"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) ""Натуральные волокна животного происхождения" "
    ["seo_title"] => string(50) "natural-nyie-volokna-zhivotnogho-proiskhozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "166493"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422967377"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, шёлк" "
    ["seo_title"] => string(65) "natural-nyie-volokna-zhivotnogho-proiskhozhdieniia-shierst-shiolk"
    ["file_id"] => string(6) "184198"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426004674"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Натуральные волокна животного происхождения. "
    ["seo_title"] => string(52) "natural-nyie-volokna-zhivotnogho-proiskhozhdieniia-3"
    ["file_id"] => string(6) "226618"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440398022"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по технологии 6 класс по теме: "Натуральные волокна животного происхождения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiekhnologhii_6_klass_po_tiemie_natural_nyie_volokna_zhivotno"
    ["file_id"] => string(6) "356124"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478502146"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства