kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна растительного происхождения.

Просмотр содержимого документа
«Материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения.»

5 класс


Материаловедение

Т е м а: 1. Натуральные волокна растительного происхождения

2. Практическая работа «Определение волокнистого состава х/б и льняных тканей»


Ц е л и: сформировать начальные знания о швейном материаловедении;

ознакомить с основными сведениями о текстильных волокнах и

их свойствами, с профессиями прядильщицы и ткачихи;

научить распознавать хлопчатобумажные и льняные волокна.

О с н а щ е н и е: коллекции «Хлопок», «Лен»; плакаты, таблицы; альбомы с образцами тканей; раздаточный материал (нитки, вата, образцы тканей).

Применяемые технологии: интегрированные,

групповые формы обучения,

ИКТ

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: литература, природоведение


Ход урока.


I. Организационная часть.

1. Приветствие.

2. Проверка присутствующих.

3. Объявление темы урока

4. Объявление целей урока.


II. Теоретическая часть.

Изучение нового материала.

Сегодня мы приступаем к изучению темы – «Материаловедение».

-Как вы думаете, что это за наука? Что она изучает? Какие материалы вы знаете?

Наука, изучающая материалы, называется материаловедением. Вы будете шить в этом году, поэтому необходимо знать материалы, которые используют для изготовления одежды.

Сегодня вы узнаете из чего изготавливают ткани и научитесь их различать по определенным признакам, выполнив практическую работу.


Запишите тему урока. Натуральные волокна растительного происхождения

Ткани широко применяют в быту.

- Что из них шьют?

- Одежду, белье, обувь, обивку для мебели и т. д.

- Обратите внимание на свою одежду.

- Какие материалы используют для изготовления швейных изделий?

Для изготовления швейных изделий используют ткань, мех, кожу, нитки, тесьму, кружева, ленты, пуговицы, кнопки и т.д.

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

А теперь рассмотрите, из чего сделана ваша одежда?

- Из ткани.

А ткань из чего?

- Из ниток.

Рассмотрите образцы ткани и вытащите из них нитки.

Распушите нитки. Что вы видите на концах? Из чего состоят нитки?

- Из волокон.

- Что представляют собой волокна?

Волокна – это очень тонкие, гибкие, прочные ниточки, из которых получают настоящую нить.

-Как вы думаете, из чего получают волокна?

Хлопок, лен, крапива, бамбук, шерсть, шелк.

Хлопок и лен – это растения. Значит, волокна растительного происхождения.

Шерсть дают животные. Поэтому и волокна называются животного происхождения.

А еще есть волокно минерального происхождения. Оно содержится в полезных ископаемых, в минералах. Называется - асбест. Асбест залегает слоями в некоторых горных породах.

Все эти волокна существуют в природе и называются натуральные.

Существуют волокна, которые изготавливает человек на химических комбинатах. Они так и называются химические.


Классификация текстильных волокон


Текстильные волокна



Натуральные

(существуют в природе)

Химические

(изготавливает человек)







Давайте подумаем, как из маленьких волокон получить длинную нить-пряжу.

Надо маленькие волокна соединить между собой, вытягивая и скручивая длинную тонкую нить (вытяните из ваты тонкий пучок волокон, и скрутите его в нить). Так получали нити из разных волокон наши предки. Обратите внимание, что нити получились неровные.


Вспомним строки А. С. Пушкина из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (Три девицы под окном пряли поздно вечерком…).

- Как вы понимаете слово «пряли»?

Из волокон изготавливали нить (пряжу) путем скручивания. Пользовались при прядении веретеном или прялкой. Прялка на протяжении веков была непременной принадлежностью крестьянского дома. Была она полностью деревянной, часто с узорами, вырезанными по дереву или нарисованными. Веретёна тоже точили из дерева.

Прядение было занятием нелёгким, утомительным. От пряхи требовалось и умение, и терпение, и усидчивость. Иначе нить получалась неровная, непрочная.

Отсюда и пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи». Как вы понимаете эти пословицы? Естественно, что и полотно из такой пряжи выходило далеко не первосортным.

Производство пряжи (нити)


волокно ровница пряжа (нить)


Итак, пряжей называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания.

Прядение это процесс получения непрерывной нити-пряжи из волокон.

Так как волокна бывают разные, то и нити-пряжа, вырабатываемые на этих станках, различаются по следующим признакам:

1. по материалу волокон (х/б, льняная…);

2.по назначению (д/ткани, ниток, кружева, тесьмы):

3.по выработке (крученая, некрученая, фасонная);

4.по способам отделки (суровая, отбеленная, крашеная).

Волокно хлопка получают из семенных коробочек хлопчатника. Хлопчатник — это однолетнее растение. Природный цвет волокон хлопка белый или кремовый, но встречаются бежевый, зеленый и другого цвета. Волокна хлопка извитые. На ощупь мягкие, тепловатые. Горят ярко-желтым пламенем, образуя пепел, ощущается запах жженой бумаги.


Волокно льна получают из стебля однолетнего растения того же названия. Стебель прямой, высотой от 1 м. Волокна льна прямые, гладкие. На ощупь прохладные, жесткие. Цвет от светло-серого до темно-серого. Горит лен так же, как хлопок.

III. Физкультминутка

IV. Практическая работа. «Определение волокнистого состава х/б и льняных тканей»



Признаки определения волокон хлопка и льна

Признаки волокон

хлопок

лен

длина



цвет



мягкость



на ощупь



толщина



извитость



вид обрыва нитей



гигроскопичность



признаки горения








образец






образец




V. Заключительная часть.

1. Закрепление пройденного материала.

-Что изучает швейное материаловедение?

-Что называют волокном?

-На какие две группы делятся текстильные волокна?

-Как называется процесс получения пряжи?

-К какой группе волокон относятся хлопок и лен?

-Какое волокно является минеральным?


2. Подведение итогов

3. Домашнее задание





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения.

Автор: Бичевина Раиля Усмановна

Дата: 09.11.2018

Номер свидетельства: 484603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Натуральные волокна растительного происхождения" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-na-tiemu-natural-nyie-volokna-rastitiel-nogho-proiskhozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "152738"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420900718"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "конспект урока технологии по теме: "Натуральные волокна растительного происхождения" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-po-tiemie-natural-nyie-volokna-rastitiel-nogho-proiskhozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "199371"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428572944"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Натуральные волокна растительного происхождения, производство ткани "
    ["seo_title"] => string(73) "natural-nyie-volokna-rastitiel-nogho-proiskhozhdieniia-proizvodstvo-tkani"
    ["file_id"] => string(6) "197718"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428301645"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения. Урок построен по технологии развития критического мышления. "
    ["seo_title"] => string(145) "matierialoviedieniie-natural-nyie-volokna-rastitiel-nogho-proiskhozhdieniia-urok-postroien-po-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192248"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427439271"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация к уроку по теме: "Волокна растительного происхождения. Лен""
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiiakurokupotiemievoloknarastitielnoghoproiskhozhdieniialien"
    ["file_id"] => string(6) "293095"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455392124"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства