Просмотр содержимого документа
«Люди разные нужны, люди разные важны»
Урок технологии
«Люди разные нужны,
люди разные важны»
(Тип «Человек-человек»)
Открытый урок
Иванова Любовь Григорьевна
учитель ИЗО и технологии
ГОУ ЛНР «Лотиковская СШ
им. В. Лелеки»
Класс – 9
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели урока: Создать условия для формирования у обучающихся внутренней готовности к осознанному выбору профессии. Познакомить с разнообразием профессии «Человек-человек» их основными особенностями и требованиями, перспективами развития регионального рынка труда. Способствовать воспитанию уважения человека к труду.
Личностные: осознанно относиться к познанию своих возможностей и склонностей, развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации интересующей профессии.
Формирование универсальных учебных действий
Материальные:
Регулятивные УУД – умение ставить задачу и самостоятельно планировать пути ее решения.
Познавательные: давать определение терминам и понятиям: профессия, специальность, классификация, типология. Приобретать опыт познания своих интересов и наклонностей.
Ставить перед собой цели и решать проблемы.
Коммуникативные: умение общаться, вести диалог, слушать и слышать точку зрения собеседника, сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Зрительный ряд: презентация, иллюстрации по теме урока, карточки с заданиями.
Ход урока
Эпиграф: «Друзья, берегите минуту и час,
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей»
(М.Раскатов)
I Организационный момент
Приветствие. Чтение эпиграфа.
Эмоциональный настрой обучающихся.
II Актуализация знаний. Мотивация.
Учитель зачитывает высказывание.
«Если человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
(Сенека. Древнегреческий мифолог)
Ребята! Что имел автор ввиду?
Предполагаемые ответы учеников.
Учитель: Правильно! Профессия – это второе рождение человека. Правильно выбранный жизненный путь, от этого зависит общественная ценность человека, его место среди людей.
Учитель: Ребята, послушайте внимательно строки стихотворения и попытайтесь определить тему, цели нашего урока.
Есть на свете много профессий
И важны они все нам очень:
Врач, учитель, аниматор, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные –
Трудно сделать выбор порою
Интересные и опасные
Могут стать для кого судьбою.
Ученики: высказывают свою точку зрения, называют тему урока, совместно с учителем определяют цели.
III Этап открытия нового знания
Учитель: Сегодня мы будем говорить о профессиях, где предмет труда – люди. Смотрим презентацию, слушаем, делаем записи в тетрадях.
Слайд 1 Профессии типа «Человек - человек». К этим профессиям относятся те, где предметом труда является «человек»: его лечат (врач, медсестра), учат (учитель, воспитатель, тренер), обслуживают (продавец, проводник, менеджер), защищают (юрист, милиционер, сотрудник полиции).
Слайд 2 Для специалиста такого типа предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей.
Слайд 3 Виды деятельности «Человек – человек»
- воспитание и обучение;
- медицинское обслуживание;
Слайд 4 - бытовое обслуживание;
- информационное обслуживание;
- защита общества и государства.
Слайд 5 Профессиональная деятельность «Человек – человек», связанная с общением и людьми. Личные качества, интересы, склонности, умения.
Слайд 6 Психологические требования профессий «Человек – человек»
- Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- Устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
- Доброжелательность, отзывчивость;
- Выдержка, умение сдерживать эмоции;
- Способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека.
Учитель: У большинства аналитиков сегодня уже четко сложились направления экономического развития России, которые выстраивают приоритеты профессиональных предпочтений общества, определяют популярность и востребование профессий в России.
Слайд 17
Информационные технологии и коммуникации.
Строительство.
Финансы, бухгалтерский учет.
Транспорт, логистика.
Производство, технологии.
Маркетинг, реклама.
Медицина, фармацевтика.
Кадровые службы.
Юриспруденция.
Туризм, сфера услуг.
Учитель: Как видите, ребята, мир профессий огромен и выбрать ту единственную, которая станет судьбой, совсем не просто. Почему много молодых людей ошибаются в выборе своей специальности?
Диалог: Обсуждение факторов, влияющих на выбор профессий. Рассуждение ребят.
Учитель: Ребята, давайте сделаем общий вывод ошибок при выборе профессий:
настаивают родители;
идут за модой, за престижностью;
выбор за компанию;
незнание своих способностей и наклонностей;
недооценивают свое здоровье.
Учитель: Правильно, ребята! Нельзя подходить к выбору профессии спустя рукава.
Ребята! Поработаем в группах. Выполним задания по карточкам.
Составить план профессиограммы по выбору одной из профессий «Человек - человек». Эти знания помогут вам более осознанно подойти к выбору будущего.
Учащиеся. Работают в группах, составляют план, сотрудничают друг с другом, с учителем (по необходимости). Представляют и зачитываю план, дополняют упущенное направление.
Учитель: Ребята, вы успешно справились с заданием. Хочу обратить ваше внимание при выборе профессии руководствоваться мотивами к деятельности:
Специальная значимость – желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии со своими интересами и возможностями.
Моральная значимость – приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение.
Эстетическая значимость – стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным.
Учитель: Ребята, закончите предложение «Выбирать специализацию нужно…..»
Предполагаемые ответы учащихся на основе своих склонностей и индивидуальных интересов.
Учитель: Ребята! Ваши познания и работа сегодня на уроке заслуживают высокой оценки. В заключении урока давайте проведем тест с геометрическими фигурами. Он не отражает многообразия ваших талантов, но поможет вам задуматься о себе при выборе профессии.
Учащиеся: Слушают задания и выполняют. Используя 3 геометрических фигуры: треугольник, круг, квадрат – нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все 3 вида фигур.
Учитель: Теперь подсчитайте количество треугольников. Слушаем ключ к тесту:
Первый тип 6-8 треугольника – руководители, хорошие преподаватели, ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбирается в людях, работают успешно с информацией.
Второй тип 5 треугольников – ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности, профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий этап 4 треугольника – разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип 3 треугольника – тип ученого, рационален, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип 2 треугольника – интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип 1 треугольник – изобретатель, конструктор, художник, обладает богатым воображением.
Рефлексия деятельности
Учитель: Ребята! Какие открытия вы сделали для себя? О чем нужно задуматься? Что нового узнали?
Помните, ребята, сколько людей разных профессий должны потрудиться, чтобы мы смогли прочесть книгу, включить свет, газ, сесть за столы и стулья…
Люди всех профессий важны и нужны, каждая из них дополняет нашу жизнь, реализует запросы и помогает расти всему человечеству!
Домашнее задание: написать мини-сочинение, посвященное человеку, для которого профессия стала судьбой. Урок окончен. До свидания!