Воспитательский час
Тема: « Мы все такие разные!»
Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
Формировать толерантные отношения одноклассников между собой;
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Ход проведения.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте. Я рада встрече с вами.
-Давайте возьмем друг друга за руки. Улыбнемся друг другу.
II. Введение в тему.
Вступительная беседа.
- Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном.
- Посмотрите, на столе у вас лежат фишки и листочки. Они нам понадобятся во время нашей беседы. Когда, я скажу. Пока давайте не будем обращать на них внимание.
-Наш разговор я хочу начать с демонстрации фрагментов мультфильма по сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок».
- Кто читал эту сказку?
- А кто ещё не читал, обязательно прочитайте.
Демонстрация 3-х фрагментов сказки. После 1-го фрагмента:
- Вы догадались, кто «гадкий утенок»?
После показа – пауза.
- Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно? (Ответы детей)
- Почему утенка обижают? (Он не похож на других).
- А какие черты гадкого утенка называет его мать? ( У него доброе сердце, он умеет хорошо плавать)
- А это важно иметь доброе сердце?
2) Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок? -Нас могут обижать?
-А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться).
- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
3) Игра.
- Давайте мы с вами поиграем в такую игру.
-Вы по кругу будете называть хорошие, положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то есть то, чем он отличается от других.
( Проводится игра)
- А теперь сделайте вывод: хорошо ли,что все мы такие разные?(Да).
- Конечно, хорошо, что мы все такие разные!
Давайте возьмемся за руки и скажем все вместе: « Как хорошо, что мы все такие разные!»
- Молодцы, вы все правильно поняли.
- Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качеством- это толерантностью.
- Произнесите это слово.
- Кто знает, что значит быть толерантными?
III. История понятия толерантность.
- Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен. Понятие толерантность имеет свою историю.
-На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый, но, более всего, - он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться.
С именем этого человека и связано понятие "толерантность".
- Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)Толерантность – это умение жить в мире и согласии со всем миром.
- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
- Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются.
- Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия.
- Это значит, быть внимательным к другим.
- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам поведению.
IV.Упражнения для закрепления понятия «толерантность»
- А чем ещё, кроме внешности, могут отличаться люди? (Ответы детей)
-Как вы думаете, для нас с вами, проживающими в небольшом городке, в котором живут люди 76 разных национальностей, о чем важно помнить? ( Нужно быть толерантными к людям других национальностей)
1)Игра «Давайте поприветствуем друг друга» ( как это делают в разных странах люди разных национальностей)
1)Сложить руки лодочкой на уровне груди и поклониться (Япония);
- Так приветствуют друг друга в Японии.
2)Потереться носами (Новая Зеландия);
3)Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
4)Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
5)Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ? Нет
-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.
-Толерантность, или по-другому терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
-Как поступает терпимый человек? (Ответы детей)
- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)
-Толерантность начинается с семьи.
- Я хочу прочитать вам китайскую притчу.
2)Толерантность в семье.
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.
- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
-Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом, каким? ф "толерантность".
- Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»
(В моей семье все терпимые и терпеливые; здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой;
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
успешные, независимые, счастливые.)
Толерантность в школе.
-Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
а)Решение проблемной ситуации.
- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?( Нет, часто ссоримся)
-Из - за чего разгораются конфликты?(Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос.)
-Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?
(ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.)
б)Аyнализ ситуаций. - Давайте все вместеСитуация 1. В класс пришёл новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три двойки. Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить. Как поступишь ты?
. (СЛАЙД 15)Ситуация 2.Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетрадь. Предположите развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг?
. (СЛАЙД 16)Ситуация 3.Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить ему о долге или лучше про
3) Определение качеств толерантной личности.
- А хотите узнать, толерантный ли вы человек?
- Для этого нам понадобятся фишки, которые лежат на столе.
-Я называю ситуацию, а вы выкладываете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
1.Младший брат сломал твою игрушку.
Ты его прощаешь
Ты ругаешь его.
2.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты все-таки идешь с ними гулять.
Ты противишься и остаешься дома.
3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
ты стремишься лучше узнать его, ведь он же отличается от тебя.
ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4.Пожилая женщина медленно идет…
ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
ты обгоняешь её
5.На твоих глазах нападают на малыша…
ты пытаешься защитить его.
ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6.К тебе подходит ребенок – инвалид…
ты просто разговариваешь с ним.
ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
У тебя 6 красных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что мнения и взгляды других людей надо тоже уважать.
Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
4)Решение проблемной ситуации.
-Вы играете с игрушкой или в игру, а кто - то подходит и забирает её, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как вы поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
(Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.)
- Может быть у вас в жизни были такие ситуации, когда надо было проявлять любовь, уважение, терпение, или одним словом толерантность?
5)-Я хочу вам подарить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка
1.Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
2.Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
3.Имей терпение выслушать собеседника.
4.Спокойно объясни свою точку зрения.
5.Подумай, из- за чего возник спор.
6).
-"Толерантность" я изобразила в виде солнышка. Солнышко обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.
в) работа в группах.
- Давайте и мы вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности.
- Посмотрите, чего не хватает на нашем дереве? (Листочков)
-Давайте сделаем так, что наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки проклеим на дерево.
Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами(Дети читают)
(Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.)
-А теперь давайте приклеим ваши листочки.( Под музыку « Дорогою добр
V. Итог.
-Вот и подошёл к концу классный час. -Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.
VI.Рефлексия.
-Понравился ли им классный час?
- Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?
-Что было самым запоминающимся?
Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем: «Как хорошо, что мы все разные».
Или «Мы все разные, но мы равны»
. Спасибо за внимание!