Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Творчество. Виды творчества. Технология решения творческих задач. Развитие творческих способностей"»
План-конспект урока.
Предмет: технология, 11 класс
Тема урока: «Творчество. Виды творчества. Технология решения творческих задач. Развитие творческих способностей» (2 часа)
Учитель технологии: Кондратьева Лариса Николаевна
Цель урока:
Образовательные
- сформировать понятие «творчество»;
- показать виды творческой деятельности;
- обучить поиску возможных вариантов решения творческих задач.
Развивающие
- раскрыть творческие способность школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность и последовательность в работе;
- стремление учащихся стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в выбираемых профессиях;
- духовно богатого и эстетически развитого человека.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием творчество, видами и этапами творческой деятельности;
- сформировать представление о значении творческой деятельности для развития общества и самого человека;
- показать влияние творческой деятельности на развитие качеств личности;
-показать применение творческой деятельности на практике;
- развить умение выделять личностные барьеры творческой деятельности и находить пути их преодоления.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: комбинированный
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Слово учителя: Тему урока мы узнаем, когда выполним задание 1.
Задание 1. Угадайте ключевое слово урока.
(На листочках записаны вопросы. Учащиеся читают и угадывают первую букву слова.)
Ключевое слово урока:
Т – автор романа «Война и мир» … (Толстой).
В- картина русского художника И. Айвазовского «Девятый …»(«Девятый вал» ).
О - детский писатель, написавший «Городок в табакерке»…(Одоевский ).
Р - музыкальный инструмент в произведении Мандельштама…(рояль ).
Ч- произведение Л. Кэ́рролл «Приключения Алисы в Стране …» (чудес).
Е- итоговый экзамен в 11 классе …(ЕГЭ).
С- автор стихотворения «Жди меня, и я вернусь» … (Симонов).
Т- высокий певческий мужской голос …(тенор).
В -эта птица всех хитрей, прячется в деревьях, в кронах, а зовут ее … (ворона)
О – роман американской писательницы Э.Войнич …(«Овод»)
Ученики:Творчество.
Учитель: правильно. Молодцы!
2. Изучение темы урока.
Учитель:Вся история человечества – это история изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития науки, техники, технологии появились задачи, которые трудно стало решать с помощью только методов проб и ошибок или путем простого подражания природе. Новые задачи требовали более глубокого их осмысления и творческого решения. Так появилось понятие «творчество».
Что такое, по вашему мнению, творчество и творческая деятельность?
Ученики:обдумывают вопрос и предлагают различные варианты ответа.
Учитель:давайте посмотримна экран. Вы видите определение понятия – творчество известных людей.
Творчество – это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее. (Американский ученый П. Хилл) (слайд 1)
Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. (Польский исследователь Матейко) (слайд 2)
Творчество – очень сложное явление, поэтому с целью изучения ученые стремятся «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми» (Х. Литтон). (слайд 3)
«Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого… не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями».(слайд 4) В этом исчерпывающем определении творчества, данным Дж. Родари, содержатся все важнейшие компоненты творческой личности, признаваемые современной наукой.
Для того чтобы понять, что такое художественное творчество, выясним что такое творчество вообще. Для этого я обратилась к Большому энциклопедическому словарю. Где сказано:
«Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности» (слайд 5)
Вывод:
Творчество — это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей. (слайд 6)
Учитель: Как часто в жизни мы прибегаем к творчеству?
Ученики: Размышляют и озвучивают примеры творческого подхода в различных жизненных ситуациях.
Учитель: Творчество может проявляться в самых разных профессиональных областях. Какие же существуют виды творчества?
Виды творчества. (слайд 7)
Учитель: Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило выделить три основных вида.
На столах лежат карточки с их описанием. Ваша задача определить вид творчества.
Задание2«Определите вид данного творчества»
1 группа
________________(научное) творчество, имеющее непосредственное отношение к научно-исследовательской работе, это создание новых глобальных идей, ведущих к научным революциям и формированию новых парадигм: вообще создание нового научного знания. При этом под новым научным знанием понимается научное знание, ранее не входящее в общепринятый научный контекст и не получившее признания научного сообщества.
2 группа
_______________ (художественное) творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.
3 группа
__________________ (техническое) творчество - это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах, формирование рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества.
Вывод: Виды творчества - научное, художественное и техническое.
Заполните таблицу «Вид творчества, его цель и результат»
Вид творчества
Функции (цель)
Объект (результат)
1.Художественное творчество
Создание новых _________
2.
Создание новых ______
Теории, открытия, изобретения.
3.
Создание новых орудий и __________ труда
Процессы, механизмы.
Учитель: Сравнивает ответы детей с ответами в таблице (слайд 8)
Таблица «Вид творчества, его цель и результат»
Вид творчества
Функции (цель)
Объект (результат)
Художественное творчество
Создание новых эмоций.
Произведения (искусства).
Научное творчество
Создание новых знаний.
Теории, открытия, изобретения.
Техническое творчество
Создание новых орудий и средств труда.
Процессы, механизмы.
Учитель: Отдельным явлением в рамках технического творчества является изобретательство.
Изобретательство - творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и решения изобретательских задач создается нечто принципиально новое. (слайд 9)
Процесс творчества – весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию, поскольку «внутренняя сущностьявления недоступна непосредственному исследованию». Тем не менее эта одна из самых важных и интересных областей человеческой деятельности издавна привлекает внимание ученых.
Рассмотрим рисунок ( учебник стр.88)
Так, попытка обозначить основные стадии творческого процесса была предпринята в 1926 году американским психологом Г. Уоллессом
Этапы творчества
По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть?
Грэм Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса:
- подготовка;
- инкубация;
- озарение;
- проверка.
Первый пункт – это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.
Второй пункт – это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.
И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.
Учитель: Каждый ли человек способен к творческой деятельности?
Человека, который обладает творческими способностями называют творческим или на современном языке (дети подсказывают) креативным.
Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным.
Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путем интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным.
В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, чего не замечают другие.
Учитель задает вопрос учащимся:
Каждый ли человек способен к творческой деятельности?
Как вы думаете, что отличает творческого человека от обычных людей?
(ответы учащихся)
Учитель: У креативной личности замечательно развито несколько качеств. А какие это качества мы с вами точно узнаем из данного задания.
(Учащимся предлагаются карточки с заданием.)
Задание 3«Расшифруй качества креативного человека»
1.Гниоораьлсьтн 2.юзьостьнлбноалет
3.Оожеиенарбв 4. цияиутин
5.Шлееимны 6. льстьонциэомано
7.морю
(Правильные ответы: ключ – все буквы перепутаны в произвольном порядке.
Учитель: Все ребята справились с заданием. Теперь мы с вами знаем какими качествами должен обладать креативный (творческий человек). У каждого человека, конечно же, есть эти качества, но какое-то развито больше, а какое - то меньше.
Ни один поэт или писатель не смог бы создавать свои произведения, не имея развитое воображение. Фантастика всегда поражала воображение в том, что она позволяла заглянуть с помощью литературы в будущее. Некоторые идеи стали темами серьезных научных и технических исследований. Многое, что придумано в фантастике, о чем мечтали люди, рассказывали сказки, уже воплощено в жизнь. Теперь многие удивительные вещи стали обычными, привычными, ими перестали восхищаться. Проследим путь нескольких изобретений от мечты до реальности.
Вопрос: кто может привести примеры изобретений, которые были мечтой, а в настоящее время стали реальностью? (слайд 11-19)
Ученики: вспоминают произведения литературы (сказки,фантастику) и приводят примеры
Тест 1. «Определение уровня воображения»
В творческой деятельности всегда проявляется работа воображения. Они тесно связаны между собой. Проверьте уровень развития воображения учащихся.
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).
5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды собственным вкусом, а не законами моды? (2, 1).
7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (0, 1).
8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Результаты.
Подсчитайте очки.
14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Тест 2 «Ваш творческий потенциал»
Если для вас это актуально, то попробуйте выяснить какой же у Вас творческий потенциал. Если Вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для Вас интереса.
Выберите один из вариантов ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да; б) часто думаете, что не сумеете; в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы одни:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Учитель:Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Учитель: Следующим заданием вам будет предложена анкета
«В какой области вы креативны?»
Ответив на вопросы этой анкеты, вы получите наглядное представление о своих творческих склонностях, и поймете, какой вид креативности вам стоит у себя потренировать.
Инструкция: Дайте самостоятельную оценку своих личностных качеств по предлагаемым вопросам, отвечая ДА или НЕТ. Если начинаете сомневаться, долго не раздумывайте. Давайте тот ответ, который первым пришел в голову – обычно именно он соответствует действительности.
ВОПРОСЫ:
1.Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать хорошую вещь?
2.Отмечают ли окружающие, что вы во все вникаете?
3.Переноситесь ли вы в своих мечтах в прошлое или будущее?
4.Чувствуете ли вы сразу намерение человека при первом взгляде на него?
5.Задумываетесь ли вы, какие тайные причины заставляют людей создавать что – либо новое?
6.Доставляет ли вам удовольствие достижение оригинального результата в практической деятельности?
7.Отвечаете ли вы шуткой, если вас разыгрывают?
8.Изобретали ли вы когда-нибудь что-то новое в интересующей вас сфере7
9. Будете ли вы заниматься чем-либо необычным, если это связанно, с какими -либо трудностями?
10.Верно ли, что вам не нравится познание нового, если это связано с риском?
11.Бывает ли так, что когда вы рассказываете о каком-нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям?
12.Ошибаетесь ли вы при принятии решения в экстремальной ситуации?
13.Всегда ли продумываете последствия, принимаемого вами решения?
14.Верно ли, что вы реагируете эмоционально на необычные ситуации?
15.Любите ли вы шутить и смеяться над собой?
16.Если представится случай, вы пойдете на творческую, но не оплачиваемую работу?
17.Является ли редким ваше увлечение?
18.Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства?
19.Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями?
20.Вы чувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку?
21.Утомляет ли вас работа, требующая постоянного принятия решения в нестандартных ситуациях?
22.Быстро ли вы забываете о переживаниях героев просмотренного вами фильма или прочитанной вами книги?
23.Вы заранее готовите шутку или шутливую историю, чтобы развеселить компанию?
24.Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации?
25.Испытываете ли вы потерю интереса к разнообразию жизненных ситуаций?
26.Помните ли вы о своих детских вопросах, ответы на которые нашли только в детском возрасте?
27.Воображаете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе или в другом веке?
28.Вам трудно предвидеть последствия происшедших событий?
29.Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой?
30.Вызывает ли у вас вдохновение необходимость начать новое дело?
31.Смеетесь ли вы над своими неудачами?
32.Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами?
33.Вы любите работу, учебу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями в реализации?
34.Когда вы долго не познаете новое, вас мучает ли чувство неудовлетворенности?
35.Сталкиваясь с новыми проблемами, вы предвидите перспективы их решения?
36.Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал произошедшее потом событие?
37.Можно ли о вас сказать, что вы работаете над трудными проблемами до тех пор, пока не найдете оригинальный способ решения?
38.Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве?
39.Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций?
40.Вы посещаете кружки или секции с учетом своих творческих способностей?
41.Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по их назначению?
42.Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового?
43.Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть?
44.Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил или написал вам письмо?
45.Вы импровизируете в процессе реализации уже разработанного плана действий?
46.Сочувствуете ли вы обманутому человеку?
47.Бывает ли так, что вы сами придумываете анекдоты или смешные истории?
48.Если вы, лишитесь, возможности работать или учиться, то жизнь для вас потеряет интерес?
49.Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами?
50.Хочется ли вам порой разобрать вещь для того, чтобы узнать, как она работает?
51.Возникает ли у вас желание сочинить сказку или рассказ?
52.Бывает ли, что вы, по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям?
53.Вам не трудно продумывать несколько вариантов решения проблемы?
54.Вы склонны, сильно реагировать, если вас обманули?
55.Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии?
56.Вы чувствуете, что профессия, которую вы выберете, поможет улучшить окружающий мир?
57.Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только традиционных взглядов на жизнь?
58.Интересует ли вас, как живут соседи?
59.Фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было бы сделать, получив наследство?
60.Вам трудно определить характер человека с первого взгляда?
61.Основательно ли вы продумываете результаты своей творческой деятельности?
62.Сочувствуете ли вы людям, нуждающимся материально?
63.Считают ли вас окружающие остроумным человеком?
64.В вашем творчестве было много неудач?
65.Думаете ли вы, какие тайные причины скрыты в оригинальных действиях человека?
66.Если вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете его смысл в справочниках?
67.Пишете ли вы стихи?
68.Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства?
69.Редко ли вы размышляете о причинах успехов и неудач в своей деятельности?
70.Наблюдая драматическое событие в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило (связанно) с вами?
71.Трудно ли вам с юмором выйти из затруднительной ситуации?
72.Можете ли вы в своей деятельности ради успеха пойти на риск, если даже шансы на успех не гарантированы?
73.Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком?
74.Пытались ли вы проследить генеалогическое древо жизни?
75.Вам трудно представить себя в старости?
76.Глядя на постороннего человека, вам трудно предугадать, как сложится его жизнь?
77.Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям явления целостный результат?
78.Вы выражаете свои эмоции при просмотре спортивных состязаний?
79.Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам?
80.Обязательно ли творчество должно сопутствовать профессиональной деятельности?
Обработка результатов
Учитель: Для удобства обработки вопросы сгруппированы в таблице. Сверьте свои ответы с этим ключом – за каждый совпавший ответ с ключом вы получаете 1 балл. Запишите суммы баллов по каждой группе вопросов.
( учащимся раздаются таблицы и протоколы, куда они заносят полученный результат).
№ строки
Сумма балов
Качество
1
1 +
9 +
17+
25-
33+
41+
49+
57-
65+
73+
О
2
2+
10-
18+
26+
34+
42+
50+
58+
66+
74+
Л
3
3+
11+
19+
27+
35+
43-
51+
59+
67+
75-
В
4
4+
12-
20+
28-
36+
44+
52+
60+
68+
76-
И
5
5+
13+
21-
29+
37+
45+
53+
61+
69-
77+
М
6
6+
14-
22-
30+
38+
46+
54+
62+
70+
78-
Э
7
7+
15+
23+
31+
39+
47+
55+
63+
71-
79+
Ю
8
8+
16-
24-
32+
40+
48+
56+
64-
72+
80+
У
+
- 1 балл за ответ ДА
_
- 1 балл за ответ НЕТ
Обработка результатов
Оригинальность ______________баллов
Любознательность _____________баллов
Воображение __________________баллов
Интуиция ____________________баллов
Творческое мышление __________баллов
Эмоциональность _______________ баллов
Чувство юмора __________________баллов
Творческое отношение к учебе ________баллов
Учитель:Теперь по вашим результатам я предлагаю вам начертить диаграмму, которая будет состоять из всех данных качеств креативности. Один балл вашего результата будет равен одному сантиметру.
(Учащиеся по результатам своего протокола выстраивают диаграмму. Например
О=4б, Л=5б, В=7б, И=8б,М=9б,Э=3б,Ю=6б,У=10б.)
ПРИМЕР ДИАГРАММЫ
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
О Л В И М Э Ю У
Учитель: Итак, теперь вы видите, насколько у вас развиты составляющие креативности и над чем вам еще стоит поработать. И, конечно здесь не присутствует такой человек, у которого этих качеств не было бы совсем. Ведь каждый человек по-своему творческая личность. Я лишь на сегодняшнем уроке хочу предложить вам поспособствовать развитию этих качеств более углубленно.
3. Закрепление новых знаний, практическая работа:
Ответьте на вопросы
1.Попытайтесь определить самостоятельно особенности и результаты художественного и научного творчества. В чем сложности оценки результатов творчества?
2.Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих творческий процесс.
Урок 2
Практическая работа «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Показатели креативности, используемые в заданиях:
а) продуктивность- (легкость или беглость генерирования идей, сюжетов, ассоциации в заданиях открытого типа, в которых можно давать множество различных ответов) – измеряется общим числом сюжетов, идей разных категорий;
б) гибкость – измеряется числом сюжетов, идей разных категорий, взглядов на проблему;
в) оригинальность – определяется числом редко встречающихся ответов: например, критерием отнесения ответа к оригинальному может быть ответ, встречающийся не более чем у двух учащихся в классе из 10 человек.
Работа с учебником.
Задание №1 Решение необычных ситуаций(тест Торренса)
Работа в группах
Инструкция: Придумайте и предложите письменное решение необычных ситуаций.
1 группа -Что будет на земле, если все люди станут легкими, как пушинки?
2 группа - Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будите делать?
3 группа - На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримите?
Критерии оценки задания №1
ВЫСОКИЙ – Развернутый рассказ, состоящий из большого количества предложений. Необычные, в то же время логичные действия. Может быть несколько вариантов.
СРЕДНИЙ – Неоригинальные и не очень логичные действия. Среднее чувство ситуации.
НИЗКИЙ – Учащийся не вошел в ситуацию.
Задание №2 Метод «Четыре скрепки» (тест О.И.Моткова)
Инструкция: Вам даны четыре скрепки. Попытайтесь составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным вами названием.
Критерии оценки задания №2
ВЫСОКИЙ – более 15 сюжетов,7 из них оригинальных.
СРЕДНИЙ – 12-10 рисунков,7 разных категорий, остальные оригинальные.
НИЗКИЙ – менее 10 сюжетов, менее 7 разных категорий, менее 4 оригинальных.
Задание №3 Рассказ по картинке (тест Торренса)
Инструкция: Необходимо внимательно посмотреть на картинку. Рассказать прошлое, настоящее и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.
(Группа учащихся может выбрать для рассказа любую картинку).
Критерии оценки задания №3
ВЫСОКИЙ – есть прошлое, настоящее и будущее в рассказе. Есть необычный сюжет общая идея.
СРЕДНИЙ – два – три предложения, нет оригинальности сюжета.
НИЗКИЙ – одно предложение, нет оригинальности сюжета.
Задание №4Незавершенные фигуры(тест Торренса)
Инструкция: Дорисуйте фигуры до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве ее отдельных частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.
Критерии оценки задания №4
ВЫСОКИЙ – более 50% оригинальных фигур.
СРЕДНИЙ – 30-40% оригинальных фигур.
НИЗКИЙ – оригинальных фигур нет.
Задание №5
Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворения Льюса Кэррола:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пыряли по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
(Ответы учащихся могут быть самыми разнообразными. Например, такое новое стихотворение:
Инструкция: Проведите, не отрывая руки от листа, через все девять точек четыре прямых отрезка. Не проводить дважды по одной линии. Друг с другом советоваться нельзя.
* *
* *
* *
Ответ:
Лучший показатель креативности – самостоятельное решение этой задачи.
Анализ всех данных по шести заданиям
Уровни, полученные по всем шести заданиям, обобщаются следующим образом:
Высокий в целом – в случае, если три или более заданий сделано на высоком уровне; остальные на среднем.
Средний в целом – если сделано на высоком уровне – 0-2 задания, на среднем – 2-6 заданий и на низком не более трех заданий.
Низкий в целом – если на высоком уровне не сделано ни одного задания, на среднем – не более двух заданий, на низком – четыре и более заданий.
5.Подведение итогов.Оценка работ учащихся по выше изложенному анализу.
Учитель:Выводы
Творчество помогает людям открыть свою душу, выплеснуть чувства или же создать нечто новое. Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой. Необходимо избавиться от условностей, взглянуть на мир другими глазами, возможно, попробовать себя в чем-то новом. Помните – творческий потенциал подобен мышцам. Его нужно регулярно стимулировать, качать, развивать. Необходимо ставить перед собой различные по масштабам цели и не сдаваться, если с первого раза ничего не вышло. Тогда в какой-то момент сами удивитесь, как кардинально изменилась жизнь, и вы начнете осознавать, что также внесли в мир нечто нужное и новое для людей.
4.Домащнее задание: Найти задание, упражнение, которое способствовало бы развитию творческих возможностей человека.
5. Рефлексия
Упражнение.
«На какой я ступеньке».
Поместите себя на ту ступеньку, которую вы достигли в результате работы на уроке, т.е. напишите своё имя.
Рекомендации:
Если всё удалось, всё было понятно – 1 ступенька.
Если нужна была помощь, встречались затруднения – 2 ступенька.
Литература
1.Большой энциклопедический словарь
2.Чистякова С.Н. «Технология профессионального успеха» Учебник для 10-11 классов.
Москва. Просвещение, 2006.
3. Акимова Г. « Стань креативным». Практическое пособие по развитию творческих способностей. – СПб.: « Ленинградское издательство», 2008.
3. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана – граф» 2007.
5.Энциклопедия для детей. Том 11,Техника. Главный редактор: Аксенова. Москва6 Акванта, 2004г.
6. Русские народные сказки/ Составитель и примечание В.П.Аникина.