Программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели факультативного курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи факультативного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по факультативному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Программа рассчитана на 18 часов и адресована учащимся 10-11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» »
НОУ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДено
на МО предметов зам. директора по УВР директор НОУ
гуманитарного ____________ Православной гимназии
цикла «___»__________2014г. иерей Александр
Руководитель МО Трифонов
____________________ ____________________
протокол № _________ «___»__________2014г.
«___»__________2014г.
Программа факультативного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр
и вид задания повышенной сложности
на ЕГЭ по русскому языку»
11 класс
28 ч
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы
Петрова Л.Н
2014-2015 г.
Программа включает:
- пояснительную записку;
- содержание программы;
- технологию организации учебного процесса;
- формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
- требования к результатам освоения элективного курса;
- список литературы;
- приложения (тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения)
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели факультативного курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи факультативного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по факультативному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Программа рассчитана на 18 часов и адресована учащимся 10-11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.
Содержание программы
Модуль1. Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения.
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
4. Экспертная оценка творческих работ.
Методическая часть
Прогнозируемый результат
Программа факультативного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению ФК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.
Особенность программы: ФК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»).
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2010
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2010.
Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2012
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2012
Приложения
Приложение 1. Календарно- тематическое планирование факультативного курса
п/п
дата
Темы уроков
Вид урока
1-2
01.10.2014 – 08.10.
Композиция сочинения - рассуждения
Лекция
3
15.10.
Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
4-6
22.10. 05.11
12.11.
Тема и проблема текста. Как определить проблему?
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
7-8
19.11. 26.11.
Как прокомментировать проблему. Виды комментария
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
9-10
02.12. 09.12.
Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
11-12
16.12. 23.12.
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме
Практикум
13-15
30.12. 21.01.
2015 28.01.
Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
16-17
04.02. 11.02.
Финал сочинения
Практикум
18-20.
18.02. 25.02.
04.03.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
Комплексное применение знаний
21-23
11.03. 18.03.
01.04.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
Комплексное применение знаний
24-25.
08.04. 15.04.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
Комплексное применение знаний
26-30.
22.04. 29.04.
06.05. 13.05.
20.05.
Итоговые занятия. Защита творческих работ
Презентация, рецензирование, экспертная оценка.
Приложение 2. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ 2014-2015
№
Критерии оценивания сочинения
Баллы
I
СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
К1
Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
0
К2
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.
2
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,
НО
допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.
1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,
ИЛИ
допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,
ИЛИ
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
ИЛИ
в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,
ИЛИ
в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.
0
К3
Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
ИЛИ
позиция автора исходного текста не сформулирована.
0
К4
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
3
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),
ИЛИ
провел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
2
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
1
Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы, ИЛИ
мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),
ИЛИ
вообще не отражено в работе.
0
II
РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ
К5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
НО
допущена 1 логическая ошибка,
И/ИЛИ
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
НО
допущено более 1 логической ошибки,
И/ИЛИ
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
К6
Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
НО
есть нарушения точности выражения мысли.
1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
0
III
ГРАМОТНОСТЬ
К7
Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
2
допущена 1 ошибка
1
допущено более 1 ошибки
0
К8
Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
2
допущены 1-2 ошибки
1
допущено более 2 ошибок
0
К9
Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет
2
допущены 1-2 ошибки
1
допущено более 2 ошибок
0
К10
Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки
2
допущены 2-3 ошибки
1
допущено более 3 ошибок
0
К11
Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют
1
допущены этические ошибки (1 и более)
0
К12
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
Максимальное количество баллов за сочинение
23
При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объем сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объемом в 150-300 слов. (Если сочинение содержит частично или полностью переписанных экзаменуемым текст рецензии задания 37, то объем такой работы определяется без учета текста рецензии.)
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулем баллов), задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объем от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырех видов (К7-К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка); К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7-К12 за работу объемом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанных исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулем баллов.