Обобщение опыта.
На протяжении четырёх лет я работаю над проблемой: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эти задачи успешно решаются при широком использовании деятельностного метода обучения. Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.
Источником изменений являются противоречия между:
- требованиями, предъявляемыми к уровню развития младших школьников и состоянием современного традиционного образования;
- традиционной методикой формального заучивания и ориентацией на развитие творческих способностей младших школьников, на развитие личности ребенка.
Структура образовательной деятельности включает в себя систему деятельностных методов обучения:
1) самоопределение к учебной деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности учащихся включения в учебную деятельность;
2) подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия;
3) построение проекта выхода из затруднений;
4) реализация построенного проекта;
5) включение в систему знаний и повторение;
6) рефлексия учебной деятельности на уроке.
Образовательная технология деятельностного подхода позволяет:
- достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету;
- обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, демократизации, преемственности, личностно-ориентированного подхода;
- ориентировать на развитие творческой деятельности.
- повышать качество образования.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: креативность (ориентация на творчество), принцип минимакса, практическая ориентация, психологическая комфортность, вариативность, целостность непрерывность. Учение рассматривается не как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем и базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова.
Работу по использованию деятельностного метода на своих уроках начала в сентябре 2011года, пройдя курсы «Методические проблемы внедрения ФГОС НОО» и изучив стандарты второго поколения. Учебно Методический Комплекс «Гармония» готовящий школьника нового типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения, поспособствовал работе.
В своей работе использую оптимальные методы обучения: проблемное изложение нового материала; частично-поисковый; исследовательский, а так же коллективные формы организации учебного процесса: работа в парах; работа в группах; создание проектов с участием в работе нескольких групп. Создавая на уроке проблемную ситуацию, обеспечиваю решение трёх задач: более качественное усвоение знаний; мощное развитие интеллекта, творческих способностей, воспитание активной личности. Моделирую формы уроков, учебных занятий различной целевой направленности: уроки открытия новых знаний, уроки рефлексии, уроки-тренинги, уроки контроля. На каждом уроке, ученик проходит несколько этапов научного творчества: постановку проблемы и поиск её решения – на этапе сообщения новых знаний; обоснование решения – на этапе воспроизведения, то есть проговаривания полученных знаний в результате решения проблемы. Применяю современные, в том числе информационно-коммуникативные средства обучения, ресурсы Интернет, мультимедийные уроки с применением интерактивной доски.
Результатом таких уроков является приобретаемые универсальные учебные действия учащихся - способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия.
Открытые уроки:
2012г - урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звук и буква «Г»» в рамках совещания директоров школ района.
2012г – урок математики во 2 классе по теме «Задача» для учителей математики школы.
2013г – урок русского языка по теме «Глагол» для учителей русского языка школы
2013 –урок окружающего мира по теме: «Почва» в рамках заседания учителей ШМО.
2014г – открытый урок литературного чтения «К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками» в рамках заседания учителей межшкольного МО.
2015г – урок русского языка по теме: «Учимся рассуждать. Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления» в рамках регионального семинара.(2015г).
Публикации:
2012г-VII Международная научно-практическая интернет-конференция «Образование: вчера, сегодня, завтра». Статья: «Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся 1 класса в процессе обучения литературному чтению»
2014г - Сборник материалов зонального семинара: «Актуальные проблемы современной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов» 2014г.
2014г-V Всероссийская научно-практическая конференция «Современный урок – проблемы, подходы, решения» Статья: «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС».
2015г-XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Современный урок – проблемы, подходы, решения» Статья: «Формирование контрольно - оценочной самостоятельности младших школьников как необходимое условие достижения планируемых результатов в начальном образовании».
2015г – конспект урока математики в 4классе на тему: «Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях», конспект урока русского языка: « Учимся рассуждать. Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления», конспект урока окружающего мира на тему: « Продолжение преобразований России после Петра I» -
на страницах интернет проекта «Копилка уроков – сайт для учителей»
Активно распространяю свой опыт через Интернет: мои разработки, статьи, выступления, уроки, размещены на моей персональной странице сайта www.proshkolu.ru, на сайте МБОУ «Нововоронежская СОШ», на сайтах orenwiki.ru.index.php. и http://xn-j1agcz.net/index.html. Имею собственный сайт <[email protected]>
Награждена благодарственными письмами НОЦ «Эрудит», Центра Современных Образовательных Технологий НПЦ «Интертехинформ» и Центром дистанционной сертификации учащихся «Фгостест» за большой личный вклад в организацию и совершенствование учебного и воспитательного процессов, формирование культурного и нравственного развития личности учащихся.(2014г,2015г)
Промежуточный контроль показал возрастание качества обучения учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности.
Учащиеся активно принимают участие в Международных и Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; создают учебные и социальные проекты.
Дети, продолжающее обучение в основной школе, сохраняют устойчивую динамику успешности обучения и активного участия в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах различного уровня.
Опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий, его применение позволяет удовлетворить запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного принимать решение, реализовывать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания.
Опыт обобщён в рамках школы и методического объединения района.
Все учителя начальных классов нашей школы используют данный опыт. Он находит продолжение и в работе учителей среднего звена, которые работают над реализацией методической темы: «Повышение качества образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения».