Конспект урока технологии "Роль профессии в жизни человека"
Конспект урока технологии "Роль профессии в жизни человека"
Цель урока:
Способствовать формированию первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и пути получения образования
Задачи урока:
Актуализация знаний;
Ознакомить учащихся с ролью профессий в жизни человека; научить искать информацию о получении профессии и образования.
Воспитывать позитивное отношение к жизни; содействовать в ходе урока формированию интереса к исследовательской работе по необходимой теме
Научить развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения тренировочных упражнений, поисковых заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии "Роль профессии в жизни человека"»
Урок технологии
Дата проведения
Учитель технологии Сарычева Екатерина Александровна
Класс: 8а
Раздел: «Современное производство и профессиональное образование»
Тема урока: Роль профессии в жизни человека
Цель урока:
Способствовать формированиюпервоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и пути получения образования
Задачи урока:
Актуализация знаний;
Ознакомить учащихся с ролью профессий в жизни человека; научить искать информацию о получении профессии и образования.
Воспитывать позитивное отношение к жизни; содействовать в ходе урока формированию интереса к исследовательской работе по необходимой теме
Научить развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения тренировочных упражнений, поисковых заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.
Тип урока: комбинированный (образовательно-познавательный, освоения новых знаний.)
Методы проведения занятия:
• частично-поисковый
• объяснительно-иллюстративный, проблемный.
• защита презентации учащимися о будущих профессиях и пути получения этих профессий в нашем регионе.
Форма проведения: индивидуально-фронтальная, парная, групповая.
Межпредметные связи: география, литература
Основные понятия: понятие профессии, выбор профессии, профессиональные качества личности, ошибки при выборе профессии, медицинские противопоказания, пути получения образования, предложения на региональном рынке труда.
Ход урока:
1.Организационная часть.( 2 мин.)
Приветствие
Класс делится на две творческие группы, рассаживается за вои столы по группам
2.Актуализация прежних знаний.(5мин.)
Обобщающая беседа: проблемные вопросы, уточнения, определения
Проблемные вопросы к учащимся:
-Роль профессии в жизни человека?
-Какие профессиональные качества личности нужны при выборе профессии?
-Какие пути получения профессии и образования вы знаете?
-Как можно искать информацию о профессиях, учебных заведениях и предложениях на региональном рынке труда.
Тренировочные упражнения: перечислить профессии на заданные буквы
Игровая разминка-игра «Самая-самая» (определить профессию по заданным необычным ее характеристикам)
3. Изучение нового материала по теме: « Пути получения профессионального образования».(13 мин.)
Учитель, одобряя ответы учащихся, предлагает перейти к следующему слайду, продолжает изучение темы « Пути получения профессионального образования».
Основные понятия:
-Факторы выбора профессии по Климову Е.В.
-Зона оптимального выбора профессии.
-Качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы (Тренировочные упражнения «Угадай профессию» работа в творческих группах )
-Сферы профессиональной деятельности.
-Ошибки, сопутствующие выбору профессии.
-Правила выбора профессии.
-Система профессиональной подготовки кадров.
-Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.
Переходя к каждому следующему слайду, учитель продолжает беседу
Выводы и пожелания учителя
4.Закрепление и применение изученного материала(15мин.)
Закрепление и применение изученного материала было домашним заданием.
1.Провести исследование о потребности профессий на рынке труда нашего региона. Пути получения профессий и образования.
2.Представить полученный материал в виде доклада или презентации к уроку.
Учебно-тренировочная часть – учащиеся были разделены на группы по интересам.
Отчет учащихся о проделанной работе: выступление учащихся с докладами и презентациями
Выступление группы №1 - доклад «востребованные профессии»
Выступление группы №2 – представление презентации «фармацевт».
5.Контроль(5мин.)
Упражнение на развитие умений, необходимых при выборе профессии (анализ, разностороннее рассмотрение, расширение на развитие умений, необходимых при выборе профессии представлений о профессиях).
Учащиеся в группах самостоятельно выполняют упражнение
6.Рефлексия(5 мин.)
Учащиеся проводят самооценку проведенной работы, делают вывод о том, что знания и умения, полученные в результате исследования, пригодятся не только на уроках, но и в жизни каждого.
Учитель спрашивает учащихся о том, что понравилось на уроке? Ответ учащихся.
Выставление оценок за урок.
Ход урока по слайдовой презентации
Учитель: Здравствуйтедорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке. Пройдет он у нас сегодня не обычно, в виде группового занятия, поэтому вы разделились на две творческие
группы (слайд 1).
Посмотрите на экран: (слайд 2) Что вы думаете об этих изречениях? Каждой группе я предлагаю подумать над изречениями и через минуту высказать своё мнение.
«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский
«Всяк кузнец своего счастья». «Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать» Народные пословицы.
Учащиеся в группе совещаются и через минуту проходит обсуждение данных высказывании.
О чем сегодня пойдет речь? (ответы учащихся)
Подтверждает ваши высказывания цитата академика Лихачева « жизнь – это и есть вечное созидание, человек рождается и оставляет о себе память. Какую он составит о себе память? Об этом нужно заботиться уж не только с определенного возраста, я думаю, с самого начала»(слайд 3)
Тема нашего занятия: Роль профессии в жизни человека входит в раздел технологии «Современное производство и профессиональное образование»в котором изучается процесс и результат самостоятельного и сознательного выбора профессии. (слайд 4) Выбор профессии – один из первых шагов в жизни человека на жизненном пути. Ребята, скоро и вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии. В вашем возрасте это сделать не легко, поэтому на уроке мы поговорим как готовить себя к этому выбору . Цель нашего занятия:
-сформировать первоначальные знаний о роли профессии в жизни человека
-ознакомиться с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда.
- научиться искать информацию о получении профессии и образования.
Обратимся к словарю: какие термины вы нашли по теме профессиональное образование(слайд 5)
Профориентация – определение человеком своего места в профессиональном мире
Цель профориентации – взвешенный, самостоятельный выбор профессиональной деятельности.
Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования
Специальность – вид занятия в рамках одной профессии
Справка: в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» вписано более 700 профессий. В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.
Тренировочные упражнения для работы в творческих группах
Учитель: Назовите профессии, которые начинаются на букву «К», на букву «Ф»
Учитель. Посмотрите, какой огромный перечень профессий только на 2 буквы, а сколько их еще? Из этого многообразия каждый из вас уже в недалеком будущем должен будет выбрать профессию, которой посвятит всю жизнь. При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
А для начала проведем игровую разминкуигра: "САМАЯ-САМАЯ "
Определите профессию по заданным необычным ее характеристикам.
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Самая книжная профессия (библиотекарь,
Самая зубастая профессия (стоматолог
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.
Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.
Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?
Чтобы не ошибиться с выбором что надо учитывать, с кем советоваться, как вы считаете?
Учащиеся высказывают свои мнения
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.А. Климовым. Сравните их с вашими высказываниями (слайд 7)
Знания о профессиях и их востребованности.
Склонности (интересы, мотивы труда).
Способности.
Уровень притязания и самооценка.
Мнение родителей, семьи.
Мнение друзей, одноклассников.
Мнение учителей и классного руководителя.
ЛПП – личный профессиональный план.
Советы учителя: составить личный профессиональный план, где будут учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.
Все природные задатки человека надо развивать, надо много трудиться, чтобы достичь желаемого уровня.
Учитель: ребята, посмотрите на экран (слайд 8)- условно составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".
"Хочу" - (интересы и склонности).
"Могу"- (способности, состояние здоровья).
"Надо" - (потребности общества в кадрах).
Какая фигура в идеале должна получиться при совпадении этих зон? (круг) или
зона оптимального выбора будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора
Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Тренировочные упражнения для работы в творческих группах
Учащиеся в группах самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий.
А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:
Учитель перечисляет профессиональные качества для каждой группы а дети угадывают и называют профессию.
Физическая подготовка Физическая подготовка
Дисциплина Смелость
Решительность Знание психологии
Находчивость Находчивость
Самосовершенствование Выдержка
Собранность Самосовершенствование
Ответственность Собранность
Отвага Решительность
Патриотизм Воображение
Знание техники и оружия Артистичность
(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) (КЛОУН, АКТЕР)
Учитель: какая картина вырисовывается перед нами и что это означает?
Вывод учащихся ( такие разные профессии, а качества повторяются, значит человек должен быть всесторонне развитым.
Учитель: кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, полярником ?
Эти профессии необычны для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.
В нашем регионе большую роль при выборе профессии играет “востребованность на рынке труда”. Вот именно поэтому выпускники нашей школы выбирают более знакомые нам профессии.
Домашним заданием первой группы было выяснить какие профессии чаще всего выбирают выпускники нашей школы
Доклад учащихся.
Учитель называет ошибки, сопутствующие выбору профессии (слайд 11)
Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»;
Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
Выбор профессии «за компанию» с друзьями;
Неумение (без учёта индивидуальных способностей) разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.)
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.
Изучить самого себя (интересы, склонности, темперамент, память, здоровье, самооценку)
Найти информацию о востребованности профессий на рынке труда
Выбрать наиболее привлекательную профессию, соответствующую вашим интересам, склонностям и личностным качествам.
Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим представлением о ней.
Посоветоваться с родителями, учителями, врачами. Получить консультацию специалистов.
Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.
Учитель: Где можно получить образование?
Учащиеся отвечают, учитель дополняет ответы
Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от уровня профессионального образования. Система профессиональнойподготовки (слайд13)
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.
Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.
При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.
Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.
Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях. (Слайд 14)
в справочниках для поступающих в учебные заведения;
в телефонных справочниках;
в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;
в рекламных объявлениях;
в библиотеках;
в центрах занятости;
в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
при встречах с учащимися и выпускниками;
при личных посещениях учебных заведений.
-Выступление второй творческой группы учащихся
- представление презентации профессия «фармацевт».
Профориентационное упражнение, направленное на активизацию построения личного профессионального плана.
Упражнение “Плюс — минус - интересно”. Учащиеся в группах самостоятельно выполняют упражнение, записывают в табличку
в первой колонке записать как можно больше положительных моментов (плюсов) этой ситуации;
во второй колонке - как можно больше минусов этой ситуации;
в третью колонку записать как можно больше интересного для себя, связанного с ней.
На упражнение дается 5 минут, результаты озвучиваются и обсуждаются
СОЗДАВАТЬ САМОГО СЕБЯ - ЭТО ТРУД, ТРУД НА ВСЮ ЖИЗНЬ (слайд 16)
Учитель: в чем заключается роль профессии в жизни человека?
Выводы учащихся (обеспечивает материальные и духовные потребности человека, способствует решению жизненных и профессиональных планов)
Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале жизненного пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески реализовать себя, испытать радость и свободу труда по призванию.
Выводы и дополнения учителя:
Выбор профессии — дело сложное и важное. Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. В лице человека не занятого своим делом, не нашедшего себя, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб наносит себе и сам человек вследствие- неудовлетворенностью своей жизнью, отсутствием самореализации, незавидным материальным положением.
В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым. (слайд 17)
Подведение итогов урока 5 минут Учащиеся проводят самооценку проведенной работы, делают вывод о том, что знания и умения, полученные в результате исследования, пригодятся не только на уроках, но и в жизни каждого.
Учитель спрашивает учащихся о том, что понравилось на уроке? Ответ учащихся.
Выставление оценок за урок. Урок окончен. Спасибо. До свидания.