Цель урока: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи:
- раскрыть значение понятий «совесть человека», «ответственность»; формирование у детей понимания, что эти понятия важны каждому из них для хорошего поведения и человеческих взаимоотношений.
- развивать творческие способности, развивать умение быть честным,
- воспитывать у детей потребность жить по совести, воспитывать в себе умение слушать мнение своих одноклассников.
Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, самостоятельная работа.
Тип: урок на основе игровой технологии.
Технология: игровая, работа в группе.
Ресурсы: компьютер, видеозапись мультфильма «Лунтик», фонограмма песни на сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова « Дорога добра», словари русского языка, карточки-звёздочки жёлтого, красного и синего цвета, карточки с вопросами, плакаты для групп.
Ход урока:
Круг радости
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Предлагаю всем встать в круг.
— Постарайтесь поздороваться так, чтобы от вашего взгляда всем вашим друзьям-одноклассникам и мне стало тепло и приятно на сердце. Как это можно сделать?
Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:
в Казахстане принято пожимать друг другу руки;
в Италии – горячо обниматься.
в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
в Зимбабве – трутся спинами;
в Македонии – здороваются локтями;
в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром и т.д
(Все дети выполняют приветствие)
Учитель:- А сейчас мы разделимся на группы, чтобы потом вместе и сообща познакомиться с темой нашего урока, помогать друг другу в решении учебных заданий. Предлагаю из предложенных вам звёздочек выбрать тот цвет, который понравился лично тебе. (Дети берут по одной звёздочке и распределяются на три группы по цвету.)
Учитель: А теперь распределитесь в группы по цвету. Прошу всех занять места за своими столами.
Тема нашего занятия: «Жить по совести»
Наша цель: расширить свои представления о таких нравственных качествах человека, как совесть, ответственность, честность.
Задание группам: Почему я выбрал этот цвет?
Презентация ответов. (Дети рассказывают о том, почему выбрали понравившийся цвет)
Узнаем новое. Игра «Интервью журналиста»
Учитель: - Дети! Мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на слове «совесть».
Проведем Игру Интервью журналиста». Вы знаете, что обозначает это слово?
Предоставим слово журналисту Бадаловой Эмиле.
- Здравствуйте, меня зовут Бадалова Эмиля. Мне нравится профессия журналиста. Он пишет разные интересные заметки в газеты, журналы, проводит опросы среди населения. Сегодня я буду в роли журналиста и задам группам волнующий меня вопрос:
- Как вы думаете, что такое совесть?
(Ученики дают свои варианты ответов от группы)
Бадалова Эмиля: Итак, мы услышали от ребят своё личное мнение о том, что такое совесть. Спасибо всем за участие!
Учитель:
- Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,
которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово
«СОВЕСТЬ».
Цитата.
«Самое главное украшение – чистая совесть». Цицерон
- Как вы понимаете это изречение?
Задание группам: из букв слова «совесть» составить как можно больше новых слов.
Презентация ответов от группы. Дети читают слова: свет, есть, весть, сеть.
- Как можно эти слова отнести к понятию совесть?
Например:
весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;
сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;
есть - совесть - это то, что есть у всех;
свет совесть -это свет внутри нас и т. д.
Просмотр видео материалов.
Мультфильм «Лунтик. Совесть»
Задание группам: Обсудить поведение гусениц. Высказать своё отношение к к тому, что увидели?
Работа в группе.
Презентация ответов от группы.
Учитель:
- Какое поведение было у гусениц?
- Какие поступки они совершали?
- В какой роли выступил Лунтик?
- Как он помог друзьям найти совесть?
- Какое настроение стало у друзей?
- В чем проявилась честность героев?
Выводы: Итак,
Совесть - это голос, который живёт внутри тебя, который не дает тебе совершать плохие поступки. Если ты сделаешь что-то плохое, то совесть тебе об этом скажет.
- Дети! Запомните:
«… От того, как ты отнесешься к своему проступку, найдёшь ли силы, чтобы раскаяться, или промолчишь, - и будет зависеть, как твои дела пойдут дальше, что из тебя получится.
Упражнение.
Задание на карточках для групп: Назовите качества человека, который живёт по совести и качества человека который не живёт по совести. (Дети пишут на листочках-карточках)
Презентация ответов: чтение ответов.
Учитель:
- Как вы считаете, кому легче живется? Почему? (ответы детей)
- Действительно, совесть – это чувство ответственности человека за своё поведение перед людьми. Верно, когда мы поступаем неправильно или совершаем нехороший поступок, нам становится очень неспокойно на душе, в сердце. Не надо скрывать своих ошибок, а нужно чистосердечно признаться в них. И тогда совесть будет спокойная, она не будет тревожить и беспокоить человека.
- Для чего человеку нужна совесть? (Ответы детей).
. Косточка. Л.Н. Толстой
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
- Поделитесь впечатлениями, которые появились после прочтения.
Беседа:
- Почему Ваня покраснел? ( Было стыдно.)
- Почему мальчик съел сливу? (Никогда не пробовал, очень хотелось)
- Почему Ваня не признался сразу?
( Испугался, было стыдно)
- Почему признался потом?
( Испугался за свою жизнь, понял, что о нем волнуются, лучше признаться).
-Роль поступков очень велика для человека? (Да.)
-А как вы думаете, может человек влиять на поступки?
Работа со словом «СОВЕСТЬ».
Учитель:
- А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые. Вы прочитаете высказывания. Выберите то, которое понравится вам больше других.
Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605).
«Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
Даль В.И. (т.4, с.256)
«Совесть – это нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка»
-Что такое душа? (Душа- внутренний мир человека)
. Сложение пословицы из слов: «В ком стыд, в том и совесть»
- Как вы понимаете пословицу?
- Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни?
(Карточки с вопросом и ответами)
1- физических недостатков;
2- неблагополучных поступков;
3- поношенной, но аккуратной одежды;
4- невежества;
5- своей внешности;
6-бездушного отношения к окружающим.
Итог: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум.
А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом?
- Это работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении.
Творческая деятельность.
Задание командам: Нарисовать портрет совестливого человека и дописать предложения.
Совестливый человек это – человек (какой?)….
Он не совершает поступков ….
Она побуждает человека …
Работа учащихся в группе. Составление рисунка на плакатах
Презентация ответов от группы «Совестливый человек»
Домашнее задание
Побеседуйте со своими родными о совести. Попросите у них совета о том, как жить по совести. Запишите эти советы. Проанализируйте и сделайте вывод – правило, как быть в ладу со своей совестью. Старайтесь следовать этому правилу в жизни.
Обобщение.
Учитель:
- У Антона Семёновича Макаренко есть слова:
«Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».
Учитель: Какой вывод вы сделаете в конце урока?
Дети: «Друзья! Давайте жить по – совести»
Ученик 1
Жить по совести легко!
Просто нужно уметь творить добро!
Можно песни петь и танцевать.
А можно, каждый вечер перед сном,
Бабушке своей сказку почитать.
Ученик 2
Совесть нельзя в магазине купить.
В лесу невозможно найти.
С совестью просто нужно дружить,
Верить в добро и любить!
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель:
- Я предлагаю вам подарить свою звёздочку соседу и обменяться пожеланиями.
Звучит фонограмма песни на сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова « Дорога добра». Учитель подпевает вместе с учащимися.
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом, 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!