Тема урока: Декоративно-прикладное искусство (2 ч)
Цель урока: увлечь учащихся творческой природой декоративно-прикладного искусства, предоставить возможность творческого решения задания с использованием различных техник коллажа.
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений известных мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: актуализировать знания о законах, правилах и приемах композиции, понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные приемы техник коллажа.
Профориентационные – сформировать представление о профессии художника ДПИ и народных промыслов.
Задачи урока: - воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально ценностное отношение к творческой деятельности;
- продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов техники коллаж;
- развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям известных художников, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, вырезки из журналов, цветная бумага, материалы для коллажа, кисти, бумага А-4, А2, набор красителей, акварель, восковые мелки, иллюстративный материал (в каждой группе свои), карандаш, баночка для воды, ножницы, клей.
Дидактическое обеспечение:
- Учебник «Технология» Технологии ведения дома 5 класс / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко -2е изд.; дораб.-М : «Вентана –Граф», 2016-192с.
- стенд с изделиями учащихся в технике коллажа,
- стенд «К уроку» - правила и приемы композиции.
Ход урока.
Организационный момент.
- проверка готовности учащихся к уроку;
- контроль посещаемости.
Актуализация и мотивация.
Добрый день друзья. Сегодня мы продолжаем изучение декоративно-прикладного искусства и познакомимся с художниками, которые могут моделировать и изменять художественную среду, создавая картины в технике коллажа.
Просмотр презентации о современном декоративно – прикладном искусстве с комментариями учителя.
Что такое декоративно – прикладное искусство? Зачем оно людям? Как осуществляется связь времен в этой области искусства.
Актуализация знаний о видах искусства в ходе беседы.
- «Что такое искусство?» (варианты ответов учащихся). Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность. Мир искусства широк и разнообразен. Тема сегодняшнего урока «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.
- А что значит декоративное искусство?
- Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.
- Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома. Среди этого многообразия есть предметы, которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство, главное слово декор, что значит, украшение, имеет несомненное отличие, от других видов изоискусства.
- Что делают мастера-художники?
- Художник – прикладник, создавая свой художественный образ, прежде всего, знает художественные особенности материала, с которым он работает. Единичные авторские художественные произведения, в которых проявлена творческая индивидуальность, предназначаются не только для выставочного показа и являются произведениями декоративного искусства. Они приходят в наш дом. Поиски нового языка, нового стиля в декоративно прикладном искусстве, как и в других видах искусства, не замыкаются в традиционных рамках.
- Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным?
- Конечно. Язык современного ДПИ богат и разнообразен, его материалы пластмасса, стекло, нитки даже бытовой мусор, который можно преобразить. Оно будет существовать до тех пор, пока будет существовать потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности, где любой предмет стакан, и ложка, и стол, ткань, ваза, и книга и так до последнего предмета будет значителен и интересен по мысли и по форме.
- Итак, мы поняли, что декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют творческое развитие человека и его культуры? Художник в своеобразии и условности образного языка данного искусства осознает окружающий мир и может его преобразовать.
Представление поисковых творческих заданий по группам.
Для подготовки к уроку проводилась поисковая деятельность, каждая группа выбрала тему творческого задания.
1-я группа самостоятельно искала материал: об истории введения техники коллажа в изобразительное искусство; о художественных приемах фотомонтажа.
2-я группа самостоятельно готовила материал о работах профессиональных художников, выполненных в технике коллаж и о художественных приемах ассамбляжа.
3-я группа готовила рассказ о способах применения различных материалов для коллажа и о приемах работы при выполнении декупажа.
Учитель – первоначального жеста приклеивания сегодня уже недостаточно, прежде всего, для самих художников. Коллаж вошел в суть сегодняшнего сознания, в мировосприятие, в способ «поглощения» информации. Образ создается, складывается не столько путем склеивания, сколько путем наложения, наслоения, сопоставления и соположения впечатлений, сведений, предметов или их фрагментов.
Практическая работа.
Задание каждой группе создать коллаж по выбранной теме.
В композиции выделить главное не забыть о деталях. Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства –рукотворность произведений. Где каждое изделие мастера неповторимо, так как оно хранит частичку его души, тепло рук, именно этот момент и важен для понимания этого вида искусства.
Итак, дети работают по группам (3 группы по 8 человек);
1-я группа – это мастера, умеющие создавать афиши. Ребята для своей творческой работы выбрали технику монтажа).
2-я группа это мастера декораторы, они создадут интерьер комнаты. Для решения этой творческой задачи ученики будут использовать технику ассамбляж.
3-я группа будет работать в роли художников - оформителей и создаст коллаж на фоторамке в технике декупаж.
Вы обратили внимание, как сегодня много на доске плакатов, связанных с нашей темой, для урока каждая группа получила свое домашнее задание.
5.Подведение итогов:
В конце урока приглашается представители каждой группы с презентацией выполнений работы.
Рефлексия.
Что значит декоративное искусство?
Что делают мастера-художники?
Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным?
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Декоративно-прикладное искусство"»
План-конспект урока по технологии 5 класс
Данные об учителе:
Козлова Надежда Юрьевна, МОУ Ишеевская основная школа
Предмет: Технология.
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Класс: 5
Раздел: Художественные ремесла
Тема урока: Декоративно-прикладное искусство (2 ч)
Цель урока: увлечь учащихся творческой природой декоративно-прикладного искусства, предоставить возможность творческого решения задания с использованием различных техник коллажа.
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений известных мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: актуализировать знания о законах, правилах и приемах композиции, понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные приемы техник коллажа.
Профориентационные – сформировать представление о профессии художника ДПИ и народных промыслов.
Задачи урока: - воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально ценностное отношение к творческой деятельности;
- продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов техники коллаж;
- развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям известных художников, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, вырезки из журналов, цветная бумага, материалы для коллажа, кисти, бумага А-4, А2, набор красителей, акварель, восковые мелки, иллюстративный материал (в каждой группе свои), карандаш, баночка для воды, ножницы, клей.
Дидактическое обеспечение:
- Учебник «Технология» Технологии ведения дома 5 класс / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко -2е изд.; дораб.-М : «Вентана –Граф», 2016-192с.
- стенд с изделиями учащихся в технике коллажа,
- стенд «К уроку» - правила и приемы композиции.
Ход урока.
Организационный момент.
- проверка готовности учащихся к уроку;
- контроль посещаемости.
Актуализация и мотивация.
Добрый день друзья. Сегодня мы продолжаем изучение декоративно-прикладного искусства и познакомимся с художниками, которые могут моделировать и изменять художественную среду, создавая картины в технике коллажа.
Просмотр презентации о современном декоративно – прикладном искусстве с комментариями учителя.
Что такое декоративно – прикладное искусство? Зачем оно людям? Как осуществляется связь времен в этой области искусства.
Актуализация знаний о видах искусства в ходе беседы.
- «Что такое искусство?» (варианты ответов учащихся). Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность. Мир искусства широк и разнообразен. Тема сегодняшнего урока «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.
- А что значит декоративное искусство?
- Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.
- Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома. Среди этого многообразия есть предметы, которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство, главное слово декор, что значит, украшение, имеет несомненное отличие, от других видов изоискусства.
- Что делают мастера-художники?
- Художник – прикладник, создавая свой художественный образ, прежде всего, знает художественные особенности материала, с которым он работает. Единичные авторские художественные произведения, в которых проявлена творческая индивидуальность, предназначаются не только для выставочного показа и являются произведениями декоративного искусства. Они приходят в наш дом. Поиски нового языка, нового стиля в декоративно прикладном искусстве, как и в других видах искусства, не замыкаются в традиционных рамках.
- Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным?
- Конечно. Язык современного ДПИ богат и разнообразен, его материалы пластмасса, стекло, нитки даже бытовой мусор, который можно преобразить. Оно будет существовать до тех пор, пока будет существовать потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности, где любой предмет стакан, и ложка, и стол, ткань, ваза, и книга и так до последнего предмета будет значителен и интересен по мысли и по форме.
- Итак, мы поняли, что декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют творческое развитие человека и его культуры? Художник в своеобразии и условности образного языка данного искусства осознает окружающий мир и может его преобразовать.
Представление поисковых творческих заданий по группам.
Для подготовки к уроку проводилась поисковая деятельность, каждая группа выбрала тему творческого задания.
1-я группа самостоятельно искала материал: об истории введения техники коллажа в изобразительное искусство; о художественных приемах фотомонтажа.
2-я группа самостоятельно готовила материал о работах профессиональных художников, выполненных в технике коллаж и о художественных приемах ассамбляжа.
3-я группа готовила рассказ о способах применения различных материалов для коллажа и о приемах работы при выполнении декупажа.
Учитель – первоначального жеста приклеивания сегодня уже недостаточно, прежде всего, для самих художников. Коллаж вошел в суть сегодняшнего сознания, в мировосприятие, в способ «поглощения» информации. Образ создается, складывается не столько путем склеивания, сколько путем наложения, наслоения, сопоставления и соположения впечатлений, сведений, предметов или их фрагментов.
Практическая работа.
Задание каждой группе создать коллаж по выбранной теме.
В композиции выделить главное не забыть о деталях. Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства –рукотворность произведений. Где каждое изделие мастера неповторимо, так как оно хранит частичку его души, тепло рук, именно этот момент и важен для понимания этого вида искусства.
Итак, дети работают по группам (3 группы по 8 человек);
1-я группа – это мастера, умеющие создавать афиши. Ребята для своей творческой работы выбрали технику монтажа).
2-я группа это мастера декораторы, они создадут интерьер комнаты. Для решения этой творческой задачи ученики будут использовать технику ассамбляж.
3-я группа будет работать в роли художников - оформителей и создаст коллаж на фоторамке в технике декупаж.
Вы обратили внимание, как сегодня много на доске плакатов, связанных с нашей темой, для урока каждая группа получила свое домашнее задание.
5.Подведение итогов:
В конце урока приглашается представители каждой группы с презентацией выполнений работы.
Рефлексия.
Что значит декоративное искусство?
Что делают мастера-художники?
Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным?