Конспект урока по технологии "Из прошлого - в настоящее"
Конспект урока по технологии "Из прошлого - в настоящее"
Интегрированный урок. Цели урока: познакомить обучающихся с историей вышивки крестом и актуальностью ее применения в настоящее время, композицией построения узора, способствовать воспитанию эстетического вкуса, научить создавать схему вышивки с помощью компьютерной программы Paint для Windows 7.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии "Из прошлого - в настоящее"»
МОУ Маливская СОШ
Разработка урока по технологии в 5 классе по теме «Вышивка крестом. Из прошлого — в настоящее»
Учитель Жилкина А.А.
Коломна, 2016 г
Цели урока: познакомить обучающихся с историей вышивки крестом и актуальностью ее применения в настоящее время, композицией построения узора, способствовать воспитанию эстетического вкуса, научить создавать схему вышивки с помощью компьютерной программы Paint для Windows 7.
Задачи урока:
Образовательная — познакомить обучающихся с историей возникновения вышивки крестом, актуальностью ее применения в настоящее время, научить технике рисования схемы вышивки с помощью компьютерной программы Paint для Windows 7.
Развивающая — способствовать развитию творческого мышления, воображению, внимательности и аккуратности в работе.
Воспитательная — формировать такие качества личности, как: трудолюбие, сознательное выполнение правил техники безопасности, самоконтроль, творческий подход, наглядно-образное мышление, соблюдение технологической дисциплины. Воспитать любовь к одному из древнейших видов искусства — вышивке.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладению элементами организации умственного и физического труда; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; развитие эстетического сознания
Метапредметные:
Познавательные УУД: формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Регулятивные УУД: самостоятельное определение цели, постановка и формулировка задач в учебе и познавательной деятельности; самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности; оценивание правильности выполнения учебных задач, собственных возможностей ее решения диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; соблюдение норм и правил безопасности при работе.
Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли.
Предметные: осознание роли технологической культуры и культуры труда; развитие умений применять ИКТ; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии; моделирование, конструирование, проектирование последовательности операций; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация, рассказ, инструктаж по технике безопасности, самоконтроль, сравнительная характеристика), использование ИКТ.
Оборудование: для учителя: компьютер, принтер; для обучающихся: рабочая тетрадь, фломастеры, компьютер.
Источники информации: для учителя: методическая литература, сайты интернета; для обучающихся: учебник по технологии, инструкционная карта, модели с вышивками, схемы вышивок.
Ход урока.
Организационная часть (3 мин.).
Приветствие, установка дисциплины, проверка отсутствующих и готовности к уроку.
Определение темы урока, его цели и задачи (4 мин.).
Учитель. - Сегодня мы переходим к новому разделу предмета «Технология». Послушайте отрывок из известной вам русской народной сказки.
Отрывок из сказки.
Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка по полу скачет, спрашивает его:
Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?
Батюшка велел тебе к завтрему ему вышить рубашку узорчатую!
Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.
Иван-царевич лег спать, а лягушка сбросила с себя кожу, обернулась красной девицей Василисой-премудрой и стала рубашку вышивать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят...
Иван-царевич проснулся утром, рубашка уж готова.
Пришли братья к царю, принесли каждый свою рубашку. Старший сын развернул рубашку, царь принял ее и сказал:
Эту рубашку в черной избе носить.
Средний сын развернул рубашку, царь сказал:
В ней только в баню ходить.
Иван-царевич развернул рубашку, изукрашенную златом-серебром, хитрыми узорами. Царь только взглянул:
- Ну, вот это рубашка — в праздник ее надевать [10, с.7].
Учитель. - Думаю, что все вы вспомнили сказку, из которой прозвучал данный отрывок («Царевна-лягушка»).
Ответы обучающихся.
Догадались ли вы, какова же тема сегодняшнего урока?
Ответы обучающихся.
Учитель. - Итак, раздел технологии, который будем изучать на протяжении нескольких уроков — Вышивание. А тема сегодняшнего урока «Вышивка крестом. Из прошлого — в настоящее».
Вместе с обучающимися учитель определяет цели и задачи урока.
Теоретическая часть (7 мин.).
Историческая справка (6 мин.)
Учитель. - Еще много тысяч лет назад «первобытные рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания — украшение нарядов вышивкой.
Сегодня, среди многих мастериц, особой популярностью пользуется искусство вышивки крестом.
В основе этой группы швов по канве лежит простой крестик, образующийся пересечением прямых стежков. Крестики всегда вышиваются в одном и том же порядке: верхние стежки лежат в одном и том же направлении [1].
Однако, у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.
Учитель вызывает подготовленных учениц (в древнерусской одежде) с рассказом об истории вышивания.
Историческая справка.
Ученица 1. - История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Крест для славян всегда был оберегом, помогающим отогнать злых духов и защитить. Мастерицы, вооружившись иглами и нитками, создавали настоящие шедевры.
Чаще всего люди украшали предметы быта: полотенца, простыни, покрывала и скатерти. Среди одежды вышивка красовалась на головных уборах, рубахах и сарафанах. Рисунки для вышивания крестом несли в себе особый смысл: крючки, овалы, ромбы символизировали определенные вещи, встречающиеся в повседневной жизни. Например, ромб с крючком считался символом плодородия, точно так, же как и изображение единорога.
Ученица 2. - Одной из самых искусных мастериц XVI-XVII веков была дочка Бориса Годунова по имени Ксения. Ее работы покоряли всех, кто хотя бы раз видел их. Намного позже, именно в XVIII веке, вышивка стала обычным занятием и деревенских девушек.
Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним [19].
Учитель. - Не смотря на то, что вышивка крестом имеет многовековую историю, она не потеряла популярность и в наши дни. Для многих людей вышивка становится хобби.
Учитель демонстрирует образцы вышивок (1 мин.).
Практическая часть урока (25 мин.).
Составление схемы вышивки (6 мин.).
Учитель. - Как вы думаете, с чего начинается этот необычный, кропотливый, и в то же время интересный процесс — вышивание крестом?
Ответы обучающихся.
Конечно, с рисунка, а если правильно — со схемы. Схема — это графический документ, на котором в виде квадратов показаны составные части изображения. Разноцветные квадраты обозначают различные цвета нитей. Все используемые в вышивке цвета сведены в цветовую шкалу, рядом с которой указан номер (код) цвета в соответствии с картой цветов мулине [2].
Перед вами схема вышивки (инструкционная карта №1, Приложение 1), фломастеры. Давайте попробуем перенести часть понравившегося вам узора в тетрадь.
Работа обучающихся (5 мин.).
Учитель. - Молодцы. Вы справились с заданием. А теперь немножко отдохнем!
Физминутка (1 мин.).
Обучающиеся повторяют движения за учителем.
Из-за парт мы встанем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши — ветки,
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно,
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели,
На меня все посмотрели [23].
Создание схемы вышивки крестом в программе Paint для Windows 7 (18 мин.).
Учитель. - Вернемся к нашей работе. Вы попробовали нарисовать схему вышивки крестом на бумаге. Теперь я предлагаю вам сделать это с помощью компьютера. Прежде чем приступить к работе, внимательно прослушайте инструктаж по технике безопасности (ТБ) при работе с компьютером.
Инструктаж по ТБ.
Не производить каких-либо работ по ремонту блока бесперебойного питания, монитора, внешних устройств компьютера.
Запрещается прием пищи вблизи компьютера и его внешних устройств.
Обо всех недостатках и неисправностях доложить преподавателю.
При работе на оборудовании нельзя касаться соединительных шнуров и кабелей.
Учитель. - А теперь давайте приступим к очень интересной и полезной для нашего урока работе. Перед вами инструкционная карта №2 (Приложение 1). Внимательно прочитайте ее. Приступаем к работе (во время работы учитель с помощью интерактивной доски показывает пример создания схемы вышивки крестом в программе Paint для Windows 7 и помогает обучающимся).
Работа обучающихся.
Учитель. - Молодцы! У вас все замечательно получилось!
Учитель вызывает подготовленную ученицу, одетую в современную одежду с элементами вышивки на ней крестом, с рассказом об актуальности вышивания в настоящее время
Ученица. - Сейчас мода на изделия ручной работы, особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин.
Умение вышивать позволяет реализовывать свои творческие способности и фантазию, не только скоротать вечер за любимым занятием, но и внести в интерьер дома нотку самобытности и романтики, сделать подарки родным и близким.
Вышивать крестом довольно легко и просто, достаточно всего лишь научиться прокладывать наклонные стежки, со временем придут умение и опыт, которые помогут выполнять работы любой сложности.
Рефлексия. Учитель подводит итоги урока, оценивает деятельность обучающихся и степень достижения поставленных в начале урока целей.
Учитель. - Попрошу желающих вытянуть карточку с вопросом и ответить на него.
Вопросы:
Продолжите фразу: «Я сегодня узнала...»,
Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я научилась...»
Актуальна ли тема сегодняшнего урока?
Что нового вы узнали о вышивании?
Что было трудно?
Что получилось? Что не получилось?
Чему вы научились сегодня на уроке?
Кто испытал радость успеха?
Нужны ли такие уроки?
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель. - Надеюсь, что история возникновения и развития вышивки крестом поможет вам глубже узнать истоки данного вид рукоделия. Давайте и мы постараемся сохранить этот великолепный вид искусства, и будем радовать им не только себя, но и людей, которые смогут полюбоваться вашей работой, вышитой крестом.
На следующем уроке мы будем учиться «прокладывать стежки», поэтому домашнее задание будет следующим — в тетраде дорисовать схему, которую вы хотели бы вышить. Найдите в интернете информацию о разновидностях техник вышивания крестом
На этом наш урок окончен. Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо! Не забудь-те привести свои рабочие места в порядок.