kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по технологии "Из прошлого - в настоящее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок. Цели урока: познакомить обучающихся с историей вышивки крестом и актуальностью ее применения в настоящее время, композицией построения узора, способствовать воспитанию эстетического вкуса, научить создавать схему вышивки с помощью компьютерной программы Paint для Windows 7.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии "Из прошлого - в настоящее"»

МОУ Маливская СОШ










Разработка урока по технологии в 5 классе по теме «Вышивка крестом. Из прошлого — в настоящее»












Учитель Жилкина А.А.






Коломна, 2016 г

Цели урока: познакомить обучающихся с историей вышивки крестом и актуальностью ее применения в настоящее время, композицией построения узора, способствовать воспитанию эстетического вкуса, научить создавать схему вышивки с помощью компьютерной программы Paint для Windows 7.

Задачи урока:

    1. Образовательная — познакомить обучающихся с историей возникновения вышивки крестом, актуальностью ее применения в настоящее время, научить технике рисования схемы вышивки с помощью компьютерной программы Paint для Windows 7.

    2. Развивающая — способствовать развитию творческого мышления, воображению, внимательности и аккуратности в работе.

    3. Воспитательная — формировать такие качества личности, как: трудолюбие, сознательное выполнение правил техники безопасности, самоконтроль, творческий подход, наглядно-образное мышление, соблюдение технологической дисциплины. Воспитать любовь к одному из древнейших видов искусства — вышивке.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладению элементами организации умственного и физического труда; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; развитие эстетического сознания

Метапредметные:

Познавательные УУД: формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Регулятивные УУД: самостоятельное определение цели, постановка и формулировка задач в учебе и познавательной деятельности; самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности; оценивание правильности выполнения учебных задач, собственных возможностей ее решения диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; соблюдение норм и правил безопасности при работе.

Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли.

Предметные: осознание роли технологической культуры и культуры труда; развитие умений применять ИКТ; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии; моделирование, конструирование, проектирование последовательности операций; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация, рассказ, инструктаж по технике безопасности, самоконтроль, сравнительная характеристика), использование ИКТ.

Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство, информационно-коммуникационные технологии.

Оборудование: для учителя: компьютер, принтер; для обучающихся: рабочая тетрадь, фломастеры, компьютер.

Источники информации: для учителя: методическая литература, сайты интернета; для обучающихся: учебник по технологии, инструкционная карта, модели с вышивками, схемы вышивок.

Ход урока.

    1. Организационная часть (3 мин.).

Приветствие, установка дисциплины, проверка отсутствующих и готовности к уроку.

    1. Определение темы урока, его цели и задачи (4 мин.).

Учитель. - Сегодня мы переходим к новому разделу предмета «Технология». Послушайте отрывок из известной вам русской народной сказки.

Отрывок из сказки.

Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка по полу скачет, спрашивает его:

  • Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?

  • Батюшка велел тебе к завтрему ему вышить рубашку узорчатую!

  • Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.

Иван-царевич лег спать, а лягушка сбросила с себя кожу, обернулась красной девицей Василисой-премудрой и стала рубашку вышивать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят...

Иван-царевич проснулся утром, рубашка уж готова.

Пришли братья к царю, принесли каждый свою рубашку. Старший сын развернул рубашку, царь принял ее и сказал:

  • Эту рубашку в черной избе носить.

Средний сын развернул рубашку, царь сказал:

  • В ней только в баню ходить.

Иван-царевич развернул рубашку, изукрашенную златом-серебром, хитрыми узорами. Царь только взглянул:

- Ну, вот это рубашка — в праздник ее надевать [10, с.7].

Учитель. - Думаю, что все вы вспомнили сказку, из которой прозвучал данный отрывок («Царевна-лягушка»).

Ответы обучающихся.

  • Догадались ли вы, какова же тема сегодняшнего урока?

Ответы обучающихся.

Учитель. - Итак, раздел технологии, который будем изучать на протяжении нескольких уроков — Вышивание. А тема сегодняшнего урока «Вышивка крестом. Из прошлого — в настоящее».

Вместе с обучающимися учитель определяет цели и задачи урока.

    1. Теоретическая часть (7 мин.).

    1. Историческая справка (6 мин.)

Учитель. - Еще много тысяч лет назад «первобытные рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания — украшение нарядов вышивкой.

Сегодня, среди многих мастериц, особой популярностью пользуется искусство вышивки крестом.

В основе этой группы швов по канве лежит простой крестик, образующийся пересечением прямых стежков. Крестики всегда вышиваются в одном и том же порядке: верхние стежки лежат в одном и том же направлении [1].

Однако, у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.

Учитель вызывает подготовленных учениц (в древнерусской одежде) с рассказом об истории вышивания.

Историческая справка.

Ученица 1. - История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Крест для славян всегда был оберегом, помогающим отогнать злых духов и защитить. Мастерицы, вооружившись иглами и нитками, создавали настоящие шедевры.

Чаще всего люди украшали предметы быта: полотенца, простыни, покрывала и скатерти. Среди одежды вышивка красовалась на головных уборах, рубахах и сарафанах. Рисунки для вышивания крестом несли в себе особый смысл: крючки, овалы, ромбы символизировали определенные вещи, встречающиеся в повседневной жизни. Например, ромб с крючком считался символом плодородия, точно так, же как и изображение единорога.

Ученица 2. - Одной из самых искусных мастериц XVI-XVII веков была дочка Бориса Годунова по имени Ксения. Ее работы покоряли всех, кто хотя бы раз видел их. Намного позже, именно в XVIII веке, вышивка стала обычным занятием и деревенских девушек.

Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним [19].

Учитель. - Не смотря на то, что вышивка крестом имеет многовековую историю, она не потеряла популярность и в наши дни. Для многих людей вышивка становится хобби.

    1. Учитель демонстрирует образцы вышивок (1 мин.).

    1. Практическая часть урока (25 мин.).

    1. Составление схемы вышивки (6 мин.).

Учитель. - Как вы думаете, с чего начинается этот необычный, кропотливый, и в то же время интересный процесс — вышивание крестом?

Ответы обучающихся.

  • Конечно, с рисунка, а если правильно — со схемы. Схема — это графический документ, на котором в виде квадратов показаны составные части изображения. Разноцветные квадраты обозначают различные цвета нитей. Все используемые в вышивке цвета сведены в цветовую шкалу, рядом с которой указан номер (код) цвета в соответствии с картой цветов мулине [2].

  • Перед вами схема вышивки (инструкционная карта №1, Приложение 1), фломастеры. Давайте попробуем перенести часть понравившегося вам узора в тетрадь.

Работа обучающихся (5 мин.).

Учитель. - Молодцы. Вы справились с заданием. А теперь немножко отдохнем!

Физминутка (1 мин.).

Обучающиеся повторяют движения за учителем.

Из-за парт мы встанем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши — ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно,

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели,

На меня все посмотрели [23].

    1. Создание схемы вышивки крестом в программе Paint для Windows 7 (18 мин.).

Учитель. - Вернемся к нашей работе. Вы попробовали нарисовать схему вышивки крестом на бумаге. Теперь я предлагаю вам сделать это с помощью компьютера. Прежде чем приступить к работе, внимательно прослушайте инструктаж по технике безопасности (ТБ) при работе с компьютером.

Инструктаж по ТБ.

Не производить каких-либо работ по ремонту блока бесперебойного питания, монитора, внешних устройств компьютера.

Запрещается прием пищи вблизи компьютера и его внешних устройств.

Обо всех недостатках и неисправностях доложить преподавателю.

При работе на оборудовании нельзя касаться соединительных шнуров и кабелей.

Учитель. - А теперь давайте приступим к очень интересной и полезной для нашего урока работе. Перед вами инструкционная карта №2 (Приложение 1). Внимательно прочитайте ее. Приступаем к работе (во время работы учитель с помощью интерактивной доски показывает пример создания схемы вышивки крестом в программе Paint для Windows 7 и помогает обучающимся).

Работа обучающихся.

Учитель. - Молодцы! У вас все замечательно получилось!

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выдача домашнего задания (7 мин.).

Учитель вызывает подготовленную ученицу, одетую в современную одежду с элементами вышивки на ней крестом, с рассказом об актуальности вышивания в настоящее время

Ученица. - Сейчас мода на изделия ручной работы, особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин.

Умение вышивать позволяет реализовывать свои творческие способности и фантазию, не только скоротать вечер за любимым занятием, но и внести в интерьер дома нотку самобытности и романтики, сделать подарки родным и близким.

Вышивать крестом довольно легко и просто, достаточно всего лишь научиться прокладывать наклонные стежки, со временем придут умение и опыт, которые помогут выполнять работы любой сложности.

Рефлексия. Учитель подводит итоги урока, оценивает деятельность обучающихся и степень достижения поставленных в начале урока целей.

Учитель. - Попрошу желающих вытянуть карточку с вопросом и ответить на него.

Вопросы:

  • Продолжите фразу: «Я сегодня узнала...»,

  • Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я научилась...»

  • Актуальна ли тема сегодняшнего урока?

  • Что нового вы узнали о вышивании?

  • Что было трудно?

  • Что получилось? Что не получилось?

  • Чему вы научились сегодня на уроке?

  • Кто испытал радость успеха?

  • Нужны ли такие уроки?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель. - Надеюсь, что история возникновения и развития вышивки крестом поможет вам глубже узнать истоки данного вид рукоделия. Давайте и мы постараемся сохранить этот великолепный вид искусства, и будем радовать им не только себя, но и людей, которые смогут полюбоваться вашей работой, вышитой крестом.

На следующем уроке мы будем учиться «прокладывать стежки», поэтому домашнее задание будет следующим — в тетраде дорисовать схему, которую вы хотели бы вышить. Найдите в интернете информацию о разновидностях техник вышивания крестом

  • На этом наш урок окончен. Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо! Не забудь-те привести свои рабочие места в порядок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по технологии "Из прошлого - в настоящее"

Автор: Жилкина Анастасия Александровна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-litieratury-lirika-b-l-pastiernaka-plachushchii-sad"
    ["file_id"] => string(6) "109800"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405062767"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Почему радуга разноцветная?" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "202347"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429221272"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_otriad_mlekopitaiushchikh_primaty_obshchaia_kharakte"
    ["file_id"] => string(6) "530556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575627485"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Общественный и городской транспорт""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_na_tiemu_obshchiestviennyi_i_ghorodskoi_transport"
    ["file_id"] => string(6) "344358"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474202534"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация для урока музыка 2 кл "Музыка Осени""
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia_dlia_uroka_muzyka_2_kl_muzyka_osieni"
    ["file_id"] => string(6) "378042"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484141138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства