kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока

Класс: 7 «В»

Учитель: Щекотурова Ю.С.

Тема: Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика.

Цель. Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках приматов.

Задачи: 1. Образовательные: сформировать знания о характерных признаках приматов как о наиболее высокоразвитых млекопитающих.

2. Развивающие: развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

3. Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление) с использованием игровых технологий.

Методы обучения : частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.

Оборудование. : таблицы и иллюстрации по отрядам класса «Млекопитающие», ноутбук, ММП: презентация Microsoft Power Point «Отряд приматы: общая характеристика»

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос:

1Вопрос: Назовите особенности строения, присущие представителям класса Млекопитающие?

(Наличие диафрагмы, гетеродонтная зубная система, покровы тела, развитие коры больших полушарий, развитие желез, выкармливание детенышей молоком, развитие детеныша в матке, характерно живорождение( кроме яйцекладущих), развита забота о потомстве, имеют 2 пары пятипалых конечностей, 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения, кровеносная система замкнутая, развиты органы чувств и т.д.)

2Вопрос: Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых?

(Для всех млекопитающих характерен высокий уровень организации нервной системы, значительного развития достигают кора полушарий головного мозга и органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

3 Вопрос: Давайте вспомним систематические группы млекопитающих?

( Класс млекопитающие включает в себя 2 подкласса:

1 подкласс Яйцекладущие или первозвери 1Отряд Однопроходные 2 подкласс Плацентарные или Настоящие звери 1 отряд Сумчатые

1 семейство Ехидны 2 отряд Насекомоядные

2 семейство Утконосы 3 отряд Рукокрылые

4 отряд Грызуны

5 отряд Зайцеобразные

6 отряд Китообразные

7 отряд Ластоногие

8 отряд Хоботные

9 отряд Хищные

10 отряд Парнокопытные

11 отряд Непарнокопытные

12 отряд Приматы

Учитель: На прошлых уроках мы изучали отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные и т.д. Давайте вспомним некоторые особенности и представителей различных отрядов.

1 задание: Назовите лишнее животное в каждом ряду. Почему? (слайд 1)

2 задание: Подчеркните одной чертой хищных, двумя чертами- китообразных, волнистой чертой- ластоногих (кашалот, касатка, барсук, выдра, медведь, морской лев, морской слон ( слайд 2)

3 задание: Найдите названия животных. К какому отряду относятся эти животные?( мышь- отряд грызуны, кролик- отряд зайцеобразные, рысь- отряд хищные, бобр- отряд грызуны, лев- отряд хищные, суслик- отряд грызуны, тигр, волк- отряд хищные, заяц- отряд зайцеобразные, белка- отряд грызуны (слайд 3)

4 задание: Назовите хищных животных( медведь, волк, тигр, лев, рысь, гепард, соболь, барс (слайд 4)

5 задание: Угадай животное:

-Похожи на темно- серых овчарок, охотятся стаями, обычно ночью, убивают домашних животных(овец, коз, кур),нападает на собак( волк)

-Крупный, сильный зверь, он нападает на крупных диких и домашних животных. Может убить корову, оленя, кабана, любит ягоды, лягушек, яйца птиц( бурый медведь)

-Обитает в лесах Дальнего Востока и в джунглях Азии. Ведет одиночный образ жизни, очень прожорлив, может за раз съесть небольшого оленя(тигр)

-Тело короткое, плотное, мускулистое. Шерсть серая с небольшими пятнами, на ушах- кисточки. Питаются лисами, зайцами( рысь)

-Обитают в саваннах Африки, Самка очень сильно отличается от самца, живут небольшими стаями, на охоту ходит самка, самец защищает территорию. Охотятся на буйволов, антилоп. На водопой ходят по одному(лев) ( слайды5, 6)

6 задание: Сопоставьте места обитания с животными

В лесу- волк, медведь, рысь

В горах- снежный барс

В саваннах- лев

В джунглях- тигр( слайд 7)

7 задание: Поставьте все буквы на место, назовите животное и отряд, к которому это животное относится:

КИЛРОК- кролик- отряд грызуны

НАШУ- ушан- отряд рукокрылые

АОРНТАД- ондатра –отряд грызуны

ДАЕОЛПР- леопард-отряд хищные

ТРОК- крот- отряд насекомоядные ( слайды 8,9)

8 задание: С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки животных, относящихся к отрядам: слайды 10,11)

1 вариант- парнокопытные

2 вариант- непарнокопытные

-Наличие развитых 3 и 4 пальцев, покрытых копытом

-Питаются растительной пищей

-В скелете отсутствуют ключицы

-На конечностях сильно развит средний палец

-Имеют сложный желудок

-На голове имеются рога

-Зубы делятся на: клыки, резцы, коренные

-Представителями этого отряда являются: свиньи и бегемоты

-Хорошо развиты полушария головного мозга

-Лошадь, зебра, носорог- представители этого отряда

-Конечные фаланги пальцев снабжены ногтями

-Хорошо развиты органы зрения и слуха

(Отряд парнокопытные-1.5,6,8

Отряд непарнокопытные- 2,3,4,6,10)

Мотивация деятельности обучающихся.

Учитель приводит слова Винсона Брауна: «Накопление знаний подобно росту дерева» и высказывает надежду, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительной группе животных- приматах (слайд 1)

Тема урока: Класс млекопитающие. Отряд приматы( слайд 2)

Учитель: Давайте расшифруем слово «примат», у этого слова есть однокоренные слова: «примадонна, прима- балерина.

Приматы - значит «одни из первых». Термин впервые предложил в 1758 г. ученый Карл Линней,объединив в отряде приматов обезьян и человека (слайды 3,4,5)

Познавательная цель урока: В каком отношении приматы – первые? Почему все остальные – вторые, пятые, десятые? Какие морфологические, анатомические, этологические особенности животных, объединенных в один отряд, дают нам основание называть их приматами. Кроме обезьян и полуобезьян, к приматам относят и человека, поэтому, говоря о морфологических признаках приматов, мы можем сопоставить с признаками, присущими и человеку. И это будет биологически корректно.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Приматы ведут дневной образ жизни, питаются смешанной пищей, размножаются круглый год. Большинство живут в густых лесных зарослях. Распространены в тропиках Азии, Африки, Америки ( слайды 6,7)

Разнообразны по величине тела и внешнему облику (самые маленькие- высотой 9-12 см-долгопяты, тупайи), самые крупные- гориллы- высотой 2м) (слайды 8.9,10,11,12)

Давайте выясним, какие же признаки позволяют приматов назвать «одни из первых»

Особенности приматов( работа с текстом учебника – стр.184)

1.Ведут дневной образ жизни

2.Хорошо развиты слух и зрение

3.Бинокулярное зрение

4.Конечные фаланги снабжены ногтями

5.Глаза направлены вперед

6.Большой палец кисти противопоставлен остальным

7.Конечности пятипалые, хватательные

8.Характерно значительное развитие головного мозга (слайд 13)

Учитель: Запишем определение:

Бинокулярное зрение- способность видеть предметы обоими глазами одновременно (слайд 14)

Учитель: Давайте рассмотрим особенности строения кисти приматов (Большой палец кисти противопоставлен остальным- слайды 15.16)

Вывод: Из особенностей видно, что изменениям подверглись такие органы: рука- глаза- мозг по сравнению с другими млекопитающими (слайд 17)

Вопрос: Почему такое строение руки, расположение глаз и особенности мозга могут определить первенство приматов в органическом мире? (весь комплекс рука- глаза -мозг- это фундаментальная предпосылка способности к труду)

Учитель: Приматы широко используют предметы для достижения своих целей. О том, что обезьяна достает высоко висящий банан, поставив друг на друга ящики и используя палку,- знают все.

А вот менее известные факты: они мнут руками листья и этой «губкой» извлекают дождевую воду из углубления дерева, куда добраться языком невозможно. Обезьяны прикасаются палочкой к тому, к чему не хотели бы притронуться рукой. С помощью шеста преодолевают водоем, травой очищают тело от грязи, крови, пищи.

Вопрос: Морфологические особенности каких органов указывают на эволюционную продвинутость приматов(органы рука- глаза- мозг,особенности органов)

Учитель: Как же жили приматы и какой образ жизни они вели?

(приматы- чаще стадные животные, но есть виды, которые живут парами и в одиночку. Стадо- великое благо- это и крепость и семья)

Учитель: В Древнем Египте культ обезьяны продержался несколько тысяч лет. Изображение обезьян имеют место на многих памятниках культуры того времени. Фараоны, обладавшие колоссальной властью, украшали себя павианьими хвостами. Приматы обожествлялись и другими народами, а во

многих местах обитания почитаются и ныне: в Индии, Японии, Перу, Китае, Древнем Египте. Однако есть сведения, что по мере приближения к нашей эре обезьяны стали фигурировать в литературе как объекты пародии, смеха, забавы.

Учитель: Какие же еще особенности приматов позволяют говорить о том, что они «первые»?

Люди. обезьяны- мы очень похожи. На любого человека большое впечатление производит прикосновение обезьян друг к другу руками( рукопожатие), губами (поцелуи), лакомый кусочек обезьяны выпрашивают протянутой рукой ладонью вверх и т.д.Обезьяны единственные в царстве животных ( как и человек) способны к преднамеренному обману.

Далее учитель предлагает зарисовку из жизни павианов и просит учеников определить, какие этологические особенности обезьян она иллюстрирует. Зарисовка: “Молодой павиан выследил самку откопавшей вкусное корневище, он издал такой пронзительный крик, будто на стадо напали хищники. Самка (мать павиана) мигом оказалась на месте выдуманной трагедии. Недавняя обладательница корневищ пустилась на утек. Молодой павиан завладел добычей”. (Преднамеренный обман, жесткие отношения соподчинения). Таким образом, для приматов характерно сложное поведение.

Учитель: В начале урока я говорила о том, что к отряду приматов относят и человека. Много отличий между нами и обезьянами, но есть одно отличие. позволяющее нам людьми- рода Человек- это общение- речь (слайды 18, 19,20,21)

Общая рефлексия: Итак, какие же особенности морфологии и этологии обезьян дают основание называть их приматами?

Закрепление знаний:

Ответьте на вопросы:

1.Как приспособлены обезьяны к жизни на деревьях?

2.Какие особенности позволяют им жить на деревьях?

3.Какие особенности приматов вы можете назвать?

4.Почему приматов называют « одни из первых»?

5.Какому ученому принадлежит термин «приматы»?

6.Что такое бинокулярное зрение?

7.Что называется грумингом?

8.С чем связано сложное поведение приматов? (слайд 22)

Заключение урока. Обращение учителя к классу: случайно так получилось или нет, не русское слово Человек можно прочитать как Чело Веко. Мы –

люди – единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Вдумайтесь же вы в эти факты: где-то в Заире бродят последние на воле 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В лесах Бразилии вымирают лори, игрунки, колобусы, тамарины, индри, тупайи, долгопяты. Кто их спасет? Вымирают и другие животные. Но, глядя на них, человек испытывает не только любопытство и жалость, но и какое-то чувство вины. Ведь они – ближайшие наши родственники по эволюционному древу, живой привет нам из наших истоков. Кто спасет их? Мы- люди! Нам должно до них быть дело. Иначе мы не сможем ощущать себя людьми.

Подведение итогов урока

Домашнее задание. Изучить параграф №35 учебника, выучить записи в тетради; доклады (слайд 23)

Выставление оценок…….Комментарии оценок……

Литература

1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Зоология». Книга для учителя, 7 класс, Воронеж, 2000

2. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология, 6 – 8 классы. М.: Дрофа, 1996

3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии для учащихся 6 – 7 класса. М.: Просвещение, 1986

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика"»

«Накопление знаний подобно росту дерева»   Винсон Браун  Презентацию подготовила  учитель биологии  МОУ «СОШ № 67»  Кировского района  г.Саратова  Щекотурова Ю.С.

«Накопление знаний подобно росту дерева» Винсон Браун Презентацию подготовила учитель биологии МОУ «СОШ № 67» Кировского района г.Саратова Щекотурова Ю.С.

Класс Млекопитающие  Отряд приматы

Класс Млекопитающие Отряд приматы

Слово «Приматы» происходит от латинского « primates »  – «одни из первых». Приматы были в числе первых появившихся на земле из отряда млекопитающих, сейчас их свыше 200 видов — от лемуров до человека.

Слово «Приматы» происходит

от латинского « primates »

«одни из первых».

Приматы были в числе первых

появившихся на земле из отряда

млекопитающих, сейчас их

свыше 200 видов — от лемуров

до человека.

Впервые термин «приматы» использовал в 1758г.  Карл Линней .  Карл ЛИННЕЙ (1707-78гг.) - шведский естествоиспытатель. Создатель первой классификации растений и животных, описал около 1500 видов растений.

Впервые термин «приматы» использовал в 1758г. Карл Линней .

Карл ЛИННЕЙ (1707-78гг.) - шведский естествоиспытатель. Создатель первой классификации растений и животных, описал около 1500 видов растений.

«Приматы» -«одни из первых». ( от латинского « primates »
  • «Приматы» -«одни из первых».

( от латинского « primates » )

  • Термин «приматы» ввел в 1758г. шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-78гг.) .

одна группа распространилась в Африке, Южной Европе и Южной Азии Африка Южная Европа Южной Азии  6

одна группа распространилась в Африке, Южной Европе и Южной Азии

Африка

Южная Европа

Южной Азии

6

вторая группа расселилась по всему Американскому континенту. Северная Америка Южная Америка 6 7

вторая группа расселилась по всему Американскому континенту.

Северная Америка

Южная Америка

6

7

Долгопяты  – семейство полуобезьян включает 3 вида, живущих на островах Малайского архипелага. Пальцы длинные, с расширенными подушечками на концах. Глаза большие, светятся в темноте.  7 7

Долгопяты семейство полуобезьян включает 3 вида, живущих на островах Малайского архипелага.

Пальцы длинные, с расширенными подушечками на концах. Глаза большие, светятся в темноте.

7

7

Тупайи это небольшие зверьки, до 25 см, похожие на крыс, с вытянутой мордочкой и длинным пушистым хвостом. 7 7

Тупайи

это небольшие зверьки, до 25 см, похожие на крыс, с вытянутой мордочкой и длинным пушистым хвостом.

7

7

У тупай на лапках по 5 необычно длинных и подвижных  пальцев . В отличии от других приматов на пальцах не ногти, а коготки. 7 7

У тупай на лапках по 5 необычно длинных и подвижных пальцев .

В отличии от других приматов на пальцах не ногти, а коготки.

7

7

Человекообразная обезьяна горилла 7 7

Человекообразная обезьяна

горилла

7

7

Это существо появилось около 65 млн. назад и больше походило на крупную белку. Самый первый примат  – плезиадапис ( около 65 млн. назад)  7 7

Это существо появилось около 65 млн. назад и больше походило на крупную белку.

Самый первый примат – плезиадапис ( около 65 млн. назад)

7

7

Основные характеристики отряда: 1.Ведут дневной образ жизни 2.Хорошо развиты слух и зрение 3.Бинокулярное зрение 4.Глаза направлены вперед 5.Конечности пятипалые, хватательные 6.Конечные фаланги снабжены ногтями 7.Большой палец кисти противопоставлен остальным 8.Значительное развитие головного мозга  7

Основные характеристики отряда:

  • 1.Ведут дневной образ жизни
  • 2.Хорошо развиты слух и зрение
  • 3.Бинокулярное зрение
  • 4.Глаза направлены вперед
  • 5.Конечности пятипалые, хватательные
  • 6.Конечные фаланги снабжены ногтями
  • 7.Большой палец кисти противопоставлен остальным
  • 8.Значительное развитие головного мозга

7

Запишите в тетрадь определение. Бинокулярное зрение – способность видеть предметы обоими глазами одновременно.   7

Запишите в тетрадь определение.

  • Бинокулярное зрение – способность видеть предметы обоими глазами одновременно.

7

У обезьян кисть характеризуется не противопоставленным большим пальцем.

У обезьян кисть характеризуется

не противопоставленным

большим пальцем.

У приматов большой палец полностью противопоставлен остальным.  Способность к хватанию достигается благодаря совместному действию всех пальцев, при котором большой палец кисти охватывает предмет снаружи и фиксирует его на ладони.

У приматов большой палец полностью

противопоставлен остальным.

Способность к хватанию достигается благодаря совместному действию всех пальцев, при котором большой палец кисти охватывает предмет снаружи и фиксирует его на ладони.

РУКА-ГЛАЗА-МОЗГ

РУКА-ГЛАЗА-МОЗГ

Груминг  —  взаимное вычесывание паразитов  — широко распространенный у обезьян способ общения и укрепления дружеских связей.

Груминг  — взаимное вычесывание паразитов  — широко распространенный у обезьян способ общения и укрепления дружеских связей.

Запишите в тетрадь определение.  Груминг  —  взаимное вычесывание паразитов (от англ. « groom» - чистить, ухаживать, холить).

Запишите в тетрадь определение.

  • Груминг  — взаимное вычесывание паразитов

(от англ. « groom» - чистить, ухаживать, холить).

Смех и звуки обезьян

Смех и звуки обезьян

Эмоции приматов Внимание Возбуждение Смех Ухмылка (язвительно) Улыбка Рев Страх Испуг Раздражение Бешенство Отвращение Удивление

Эмоции приматов

  • Внимание
  • Возбуждение
  • Смех
  • Ухмылка (язвительно)
  • Улыбка
  • Рев
  • Страх
  • Испуг
  • Раздражение
  • Бешенство
  • Отвращение
  • Удивление

Закрепление материала: Ответьте на вопросы: С какими особенностями приматов вы познакомились? Почему приматов называют «одними из первых»? Какой ученый впервые использовал термин «приматы»? Что такое бинокулярное зрение? Что такое груминг?

Закрепление материала:

  • Ответьте на вопросы:
  • С какими особенностями приматов вы познакомились?
  • Почему приматов называют «одними из первых»?
  • Какой ученый впервые использовал термин «приматы»?
  • Что такое бинокулярное зрение?
  • Что такое груминг?

Домашнее задание: Параграф 35, выучить записи в тетради Темы рефератов: Особенности строения и образа жизни 1.представителей подотряда полуобезьяны 2.представителей подотряда обезьяны

Домашнее задание:

  • Параграф 35, выучить записи в тетради
  • Темы рефератов:
  • Особенности строения и образа жизни
  • 1.представителей подотряда полуобезьяны
  • 2.представителей подотряда обезьяны

Классификация отряда: В настоящее время существует  Полуобезьяны  (низшие приматы) Образуют 6 семейств  2 подотряда Приматов Обезьяны  (высшие приматы) Образуют 5 семейств

Классификация отряда:

В настоящее время существует

Полуобезьяны

(низшие приматы)

Образуют 6 семейств

2 подотряда Приматов

Обезьяны

(высшие приматы)

Образуют 5 семейств

Перепишите схему в тетрадь. Классификация отряда: Приматы Полуобезьяны  Обезьяны (низшие приматы) 6 семейств (высшие приматы) 5 семейств

Перепишите схему в тетрадь.

  • Классификация отряда:

Приматы

Полуобезьяны

Обезьяны

(низшие приматы)

6 семейств

(высшие приматы)

5 семейств

ПОЛУОБЕЗЬЯНЫ  (низшие приматы) 1.Тупайи . 2. Лемуры. 3. Индризиды. 4. Руконожковые. 5. Лоризиды. 6. Долгопяты

ПОЛУОБЕЗЬЯНЫ

(низшие приматы)

1.Тупайи .

2. Лемуры.

3. Индризиды.

4. Руконожковые.

5. Лоризиды.

6. Долгопяты

Тупайи это небольшие зверьки, до 25 см, похожие на крыс, с вытянутой мордочкой и длинным пушистым хвостом.

Тупайи

это небольшие зверьки, до 25 см, похожие на крыс, с вытянутой мордочкой и длинным пушистым хвостом.

У тупай на лапках по 5 необычно длинных и подвижных  пальцев . В отличии от других приматов на пальцах не ногти, а коготки.

У тупай на лапках по 5 необычно длинных и подвижных пальцев .

В отличии от других приматов на пальцах не ногти, а коготки.

Лемуры  -  семейство полуобезьян, насчитывающее 6 родов с 14 видами. Обитают в тропических лесах острова  Мадагаскар. Венценосные лемуры

Лемуры - семейство полуобезьян, насчитывающее 6 родов с 14 видами.

Обитают в тропических лесах острова Мадагаскар.

Венценосные лемуры

Воротничковый лемур Лемуры - древесные, полудревесные и наземные животные.  Лемуры живут стадами по 10-12 особей, предпочитая засушливые леса.  Хвост у кошачьего лемура примерно в 2 раза длиннее остального тела. Кошачий лемур

Воротничковый

лемур

Лемуры - древесные, полудревесные и наземные животные. Лемуры живут стадами по 10-12 особей, предпочитая засушливые леса. Хвост у кошачьего лемура примерно в 2 раза длиннее остального тела.

Кошачий

лемур

Индризиды или индри.   Сифака из семейства индриевых находится на грани исчезновения и занесен в Красную книгу.  Жители Мадагаскара называют индри - лесной собакой - индри способны издавать громкие лающие звуки

Индризиды или индри.

Сифака из семейства индриевых находится на грани исчезновения и занесен в Красную книгу.

Жители Мадагаскара называют индри - лесной собакой - индри способны издавать громкие лающие звуки

Лоризиды - 2 подсемейства:  Галаго  Собственно лори  Толстый лори Сенегальский галаго

Лоризиды - 2 подсемейства:

Галаго

Собственно лори

Толстый лори

Сенегальский галаго

Долгопяты  – семейство полуобезьян включает 3 вида, живущих на островах Малайского архипелага. Пальцы длинные, с расширенными подушечками на концах. Глаза большие, светятся в темноте.

Долгопяты семейство полуобезьян включает 3 вида, живущих на островах Малайского архипелага.

Пальцы длинные, с расширенными подушечками на концах. Глаза большие, светятся в темноте.

У полуобезьян большие полушария головного мозга гладкие или с небольшим числом борозд и извилин. ? Данный факт говорит о примитивизме этих животных.

У полуобезьян большие полушария головного мозга гладкие или с небольшим числом борозд и извилин.

?

Данный факт говорит о примитивизме этих животных.

Продолжите схему. Классификация отряда: Приматы Полуобезьяны  Обезьяны  (низшие приматы) 6 семейств (высшие приматы) 5 семейств Семейства 1.Тупайи . 2. Лемуры. 3. Индризиды. 4. Руконожковые. 5. Лоризиды. 6. Долгопяты.

Продолжите схему.

  • Классификация отряда:

Приматы

Полуобезьяны

Обезьяны

(низшие приматы)

6 семейств

(высшие приматы)

5 семейств

Семейства

1.Тупайи .

2. Лемуры.

3. Индризиды.

4. Руконожковые.

5. Лоризиды.

6. Долгопяты.

Полуобезьяны господствовали в лесах Европы, Азии, Америки Полуобезьяны, конечно, не исчезли совсем, но ареал их обитания значительно сократился.

Полуобезьяны господствовали в лесах Европы, Азии, Америки

Полуобезьяны, конечно, не исчезли совсем, но ареал их обитания значительно сократился.

Однако постепенно владыками деревьев стали  обезьяны

Однако постепенно владыками деревьев стали обезьяны

Для обезьян характерно  значительное развитие большие полушарий головного мозга. Кора имеет сложное строение.  Глаза направлены вперед, зрение бинокулярное  (видят обоими глазами одновременно), объемное, цветное .  Органы обоняния недоразвиты, слух развит хорошо.  Эти морфологические особенности указывают на эволюционное превосходство приматов над другими млекопитающими.

Для обезьян характерно

значительное развитие большие полушарий головного мозга. Кора имеет сложное строение.

Глаза направлены вперед, зрение бинокулярное (видят обоими глазами одновременно), объемное, цветное .

Органы обоняния недоразвиты, слух развит хорошо.

Эти морфологические особенности указывают на эволюционное превосходство приматов над другими млекопитающими.

30 млн. лет назад обезьяны  разделились на 2 группы:  1. узконосые 2. широконосые

30 млн. лет назад обезьяны разделились на 2 группы:

1. узконосые

2. широконосые

одна группа распространилась в Африке, Южной Европе и Южной Азии - это обезьяны Старого Света , или узконосые. Африка Южная Европа Южной Азии  40

одна группа распространилась в Африке, Южной Европе и Южной Азии - это обезьяны Старого Света , или узконосые.

Африка

Южная Европа

Южной Азии

40

вторая группа расселилась по всему Американскому континенту – это обезьяны Нового Света , или широконосые. Северная Америка Южная Америка 40 41

вторая группа расселилась по всему Американскому континенту – это обезьяны Нового Света , или широконосые.

Северная Америка

Южная Америка

40

41

Узконосые обезьяны ;  ноздри сближены, удлинены, обращены вниз. Одно из главных отличий между ними  – это форма носа . Широконосые обезьяны ;   круглые ноздри широко  разделены между собой,   обращены наружу. 41 41

Узконосые обезьяны ;

ноздри сближены, удлинены, обращены вниз.

Одно из главных отличий между ними – это форма носа .

Широконосые обезьяны ;

круглые ноздри широко

разделены между собой,

обращены наружу.

41

41

ОБЕЗЬЯНЫ (высшие приматы):  1. Мартышки.  (сс)  2.  Гиббоны и сиаманги. (сс)  3.  Понгиды (гоминиды). (сс)  (гориллы, шимпанзе, орангутаны). 4.  Цебиды (цепкохвостые). (нс)  5.  Игрункообразные. (нс) *  * сс – Старый Свет (узконосые)  сн – Новый Свет (широконосые) 41 41

ОБЕЗЬЯНЫ

(высшие приматы):

1. Мартышки. (сс)

2. Гиббоны и сиаманги. (сс)

3. Понгиды (гоминиды). (сс)

(гориллы, шимпанзе, орангутаны).

4. Цебиды (цепкохвостые). (нс)

5. Игрункообразные. (нс) *

* сс – Старый Свет (узконосые)

сн – Новый Свет (широконосые)

41

41

Продолжите схему. Классификация отряда: Приматы Полуобезьяны  Обезьяны  (высшие приматы) 5 семейств (низшие приматы) 6 семейств Семейства 1. Мартышки.  2.  Гиббоны и сиаманги. 3.  Понгиды (гоминиды). 4.  Цебиды (цепкохвостые). 5.  Игрункообразные. 1.Тупайи . 2. Лемуры. 3. Индризиды. 4. Руконожковые. 5. Лоризиды. 6. Долгопяты. 41 41

Продолжите схему.

  • Классификация отряда:

Приматы

Полуобезьяны

Обезьяны

(высшие приматы)

5 семейств

(низшие приматы)

6 семейств

Семейства

1. Мартышки.

2. Гиббоны и сиаманги.

3. Понгиды (гоминиды).

4. Цебиды

(цепкохвостые).

5. Игрункообразные.

1.Тупайи .

2. Лемуры.

3. Индризиды.

4. Руконожковые.

5. Лоризиды.

6. Долгопяты.

41

41

Для приматов характерны 5-палые  хватательные конечности. Фаланги пальцев оснащены ногтями, а не когтями, как у других животных.   Приматы способны к довольно сложным манипуляциям. А комплекс рука – глаза – мозг является фундаментальной предпосылкой сложного поведения, связанного с применением различных предметов для достижения своих жизненных потребностей. Шимпанзе используют, например, шест для преодоления водоемов, в неволе используют палки чтобы достать корм. 41 41

Для приматов характерны

5-палые хватательные конечности. Фаланги пальцев оснащены ногтями, а не когтями, как у других животных.

Приматы способны к довольно сложным манипуляциям.

А комплекс рука – глаза – мозг является фундаментальной предпосылкой сложного поведения, связанного с применением различных предметов для достижения своих жизненных потребностей.

Шимпанзе используют, например, шест для преодоления водоемов, в неволе используют палки чтобы достать корм.

41

41

У обезьян Нового Света кисть характеризуется не противопоставленным большим пальцем. 41 41

У обезьян Нового Света кисть характеризуется

не противопоставленным

большим пальцем.

41

41

У обезьян Старого Света большой палец полностью противопоставлен остальным.  Способность к хватанию достигается благодаря совместному действию всех пальцев, при котором большой палец кисти охватывает предмет снаружи и фиксирует его на ладони. 41 41

У обезьян Старого Света

большой палец полностью

противопоставлен остальным.

Способность к хватанию достигается благодаря совместному действию всех пальцев, при котором большой палец кисти охватывает предмет снаружи и фиксирует его на ладони.

41

41

Запишите в тетрадь. Черты отличия обезьян Старого (узконосых) и Нового света (широконосые ) :  местообитание (узконосые обитают в Африке , Южной Европе и Южной Азии, широконосые – в Северной и Южной Америке), форма носа, строение кистей рук (у узконосых обезьян большой палец противопоставлен всем остальным). 41 41

Запишите в тетрадь.

  • Черты отличия обезьян Старого (узконосых) и Нового света (широконосые ) :

  • местообитание (узконосые обитают в Африке , Южной Европе и Южной Азии, широконосые – в Северной и Южной Америке),
  • форма носа,
  • строение кистей рук (у узконосых обезьян большой палец противопоставлен всем остальным).

41

41

Павианы – переходное звено от низших обезьян к человекообразным…  ПАВИАНЫ (собакоголовые обезьяны), род узконосых обезьян, включает семь видов: гамадрил, анубис, бабуин, гвинейский павиан, медвежий павиан, мандрил и дрил. Это крупные животные, длина их тела около 100 см, хвоста 5-70 см, масса до 25 кг и более (до 50 кг у мандрила).  анубис гамадрил 41 41

Павианы переходное звено от низших обезьян к человекообразным…

ПАВИАНЫ (собакоголовые обезьяны), род узконосых обезьян, включает семь видов: гамадрил, анубис, бабуин, гвинейский павиан, медвежий павиан, мандрил и дрил. Это крупные животные, длина их тела около 100 см, хвоста 5-70 см, масса до 25 кг и более (до 50 кг у мандрила).

анубис

гамадрил

41

41

Человекообразные , или высшие  узконосые обезьяны , или понгиды : шимпанзе орангутаны  гориллы 41 41

Человекообразные , или высшие узконосые обезьяны , или понгиды :

шимпанзе

орангутаны

гориллы

41

41

ШИМПАНЗЕ  — род человекообразных обезьян семейства понгид, включает два вида — обыкновенный шимпанзе и карликовый шимпанзе , или бонобо. Бонобо некоторые исследователи предлагают выделить в отдельный род. Шимпанзе — крупные обезьяны с длиной тела до 150 см, масса от 45-50 кг до 80 кг. Шимпанзе способны к бескорыстной взаимопомощи. Эксперименты с полуторагодовалыми детьми и молодыми шимпанзе показали, что и те и другие готовы бескорыстно помочь человеку, попавшему в затруднительную ситуацию, если только могут понять, в чем состоит трудность и как ее преодолеть.  41 41

ШИМПАНЗЕ — род человекообразных обезьян семейства понгид, включает два вида — обыкновенный шимпанзе и карликовый шимпанзе , или бонобо.

Бонобо некоторые исследователи предлагают выделить в отдельный род.

Шимпанзе — крупные обезьяны с длиной тела до 150 см, масса от 45-50 кг до 80 кг.

Шимпанзе способны к бескорыстной взаимопомощи. Эксперименты с полуторагодовалыми детьми и молодыми шимпанзе показали, что и те и другие готовы бескорыстно помочь человеку, попавшему в затруднительную ситуацию, если только могут понять, в чем состоит трудность и как ее преодолеть.

41

41

ГОРИЛЛА. Три подвида: восточная горная горилла, восточная равнинная горилла и береговая или западная равнинная горилла. Гориллы — самые крупные из человекообразных обезьян. Длина тела самцов достигает 180 см, масса тела 250 кг и более. В зоопарках самцы могут иметь и большую массу. Самки вдвое легче и меньше самцов. Сложение тела массивное, сильно развита мускулатура. Объем мозга составляет в среднем около 500-600 куб. см, иногда — до 752 куб. см Гориллы размножаются круглый год. Детеныш рождается голый, беспомощный, до трех лет держится при матери, но иногда отказывается от груди и в год. Детей рожают один раз в 3-5 лет. Известны случаи рождения двойни.  41 41

ГОРИЛЛА.

Три подвида: восточная горная горилла, восточная равнинная горилла и береговая или западная равнинная горилла.

Гориллы — самые крупные из человекообразных обезьян.

Длина тела самцов достигает 180 см, масса тела 250 кг и более. В зоопарках самцы могут иметь и большую массу. Самки вдвое легче и меньше самцов. Сложение тела массивное, сильно развита мускулатура.

Объем мозга составляет в среднем около 500-600 куб. см, иногда — до 752 куб. см

Гориллы размножаются круглый год. Детеныш рождается голый, беспомощный, до трех лет держится при матери, но иногда отказывается от груди и в год. Детей рожают один раз в 3-5 лет. Известны случаи рождения двойни.

41

41

ОРАНГУТАН  2 подвида: калимантанский и суматранский орангутаны. Орангутан — малайское слово, оно означает « лесной  человек». Орангутаны встречаются только на Калимантане и Суматре. Самцы достигают веса в 135 кг, ростом невелики - 120-135 см.Имеют массивное туловище, короткие ноги и невероятно длинные руки (в размахе до 2,5 м). Самцы живут отшельниками, владея большой территорией, где обитает несколько самок с детенышами. Матери обожают своих отпрысков, чистят, причесывают, согревают, в жару купают под дождем, как под душем. Самцы завоевывают руку и сердце своих избранниц песней, больше похожей на вибрирующий рев и ворчание 41 41

ОРАНГУТАН

2 подвида:

калимантанский и суматранский орангутаны.

Орангутан — малайское слово, оно означает

« лесной человек».

Орангутаны встречаются только на Калимантане и Суматре.

Самцы достигают веса в 135 кг, ростом невелики - 120-135 см.Имеют массивное туловище, короткие ноги и невероятно длинные руки (в размахе до 2,5 м).

Самцы живут отшельниками, владея большой территорией, где обитает несколько самок с детенышами. Матери обожают своих отпрысков, чистят, причесывают, согревают, в жару купают под дождем, как под душем.

Самцы завоевывают руку и сердце своих избранниц песней, больше похожей на вибрирующий рев и ворчание

41

41

Человек разумный ( Homo sapiens )  по всем своим чертам может быть отнесен к  семейству гоминид отряду приматов класса млекопитающих подтипа позвоночных типа хордовых царства животных Современные человекообразные обезьяны являются ближайшими нашими родственниками . 41 41

Человек разумный ( Homo sapiens )

по всем своим чертам может быть отнесен к

семейству гоминид

отряду приматов

класса млекопитающих

подтипа позвоночных

типа хордовых

царства животных

Современные человекообразные обезьяны являются ближайшими нашими родственниками .

41

41

Запишите в тетрадь. Систематическое положение человека:  царство животные тип хордовые подтип позвоночные класс млекопитающие отряд приматы семейство гоминиды род человек ( Homo ) вид человек разумный       ( Homo sapiens )      41 41

Запишите в тетрадь.

  • Систематическое положение человека:

царство животные

тип хордовые

подтип позвоночные

класс млекопитающие

отряд приматы

семейство гоминиды

род человек ( Homo )

вид человек разумный ( Homo sapiens )

41

41

Генетический критерий  41 41

Генетический критерий

41

41

Анатомический и физиологический критерии 41 41

Анатомический и

физиологический критерии

41

41

Исследования Чарльза Дарвина привели его к убеждению, что многие проявления чувств в жестах и мимике приматов, свойственны человеку . Ч.Р. Дарвин (1809 -82гг.) 41 41

Исследования Чарльза Дарвина привели его к убеждению, что многие проявления чувств в жестах и мимике приматов, свойственны человеку .

Ч.Р. Дарвин

(1809 -82гг.)

41

41

… Так самка шимпанзе проводит традиционный осмотр малыша - ГРУМИНГ  (от англ. « groom» - чистить, ухаживать, холить) 41 41

Так самка шимпанзе проводит традиционный осмотр малыша - ГРУМИНГ

(от англ. « groom» - чистить, ухаживать, холить)

41

41

Груминг  —  взаимное вычесывание паразитов  — широко распространенный у обезьян способ общения и укрепления дружеских связей.  41 41

Груминг  — взаимное вычесывание паразитов  — широко распространенный у обезьян способ общения и укрепления дружеских связей.

41

41

Запишите в тетрадь определения. Бинокулярное зрение – видение обоими глазами одновременно. Груминг  —  взаимное вычесывание паразитов (от англ. « groom» - чистить, ухаживать, холить).  41 41

Запишите в тетрадь определения.

  • Бинокулярное зрение – видение обоими глазами одновременно.
  • Груминг  — взаимное вычесывание паразитов

(от англ. « groom» - чистить, ухаживать, холить).

41

41

На лицах новорожденных детей присутствует генетически запрограммированное подобие улыбки.  Эта улыбка – процесс эволюционного развития «оскала испуга», который говорит об отсутствии агрессивных намерений.  41 41

На лицах новорожденных детей присутствует генетически запрограммированное подобие улыбки.

Эта улыбка – процесс эволюционного развития «оскала испуга», который говорит об отсутствии агрессивных намерений.

41

41

Эмоции шимпанзе Внимание Возбуждение Смех Ухмылка (язвительно) Улыбка Рев Страх Испуг Раздражение Бешенство Отвращение Удивление 41 41

Эмоции шимпанзе

  • Внимание
  • Возбуждение
  • Смех
  • Ухмылка (язвительно)
  • Улыбка
  • Рев
  • Страх
  • Испуг
  • Раздражение
  • Бешенство
  • Отвращение
  • Удивление

41

41

Кроме этого, приматы обладают и набором качеств показывающих их социальное развитие. Люди - не единственный вид, который обладает способностью оценивать справедливость.  К таким выводам пришли американские ученые, исследуя обезьян капуцинов.  Их исследование показало, что обезьяны капуцины оказывается способны требовать свою часть продовольствия или награды за решение задач, которые они сделали, и не будут соглашаться на несправедливую, по их мнению, подачку, прекрасно осознавая, что были обмануты.  41 41

Кроме этого, приматы обладают и набором качеств показывающих

их социальное развитие.

Люди - не единственный вид, который обладает способностью оценивать справедливость.

К таким выводам пришли американские ученые, исследуя обезьян капуцинов.

Их исследование показало, что обезьяны капуцины оказывается способны требовать свою часть продовольствия или награды за решение задач, которые они сделали, и не будут соглашаться на несправедливую, по их мнению, подачку, прекрасно осознавая, что были обмануты.

41

41

« Существование ч еловека от них не зависит… Но если человек станет безразличным к вопросу «живут они или нет?», то человек перестанет быть человеком».  Американского биолог Р. Макклонг Ответьте: Кто ввел термин приматы? Как он переводится? На каких 2 подотряда делится отряд приматов? Где обитают лемуры? На какие 2 группы делят современных обезьян? Чем они отличаются друг от друга? Выясните систематическое положение бонобо (карликового шимпанзе). Как называют орангутангов жители Суматры? Орангутанги живут по одиночке или стадами? Что означает термин груминг?     41 41

« Существование ч еловека от них не зависит… Но если человек станет безразличным к вопросу «живут они или нет?», то человек перестанет быть человеком».

Американского биолог Р. Макклонг

Ответьте:

  • Кто ввел термин приматы?
  • Как он переводится?
  • На каких 2 подотряда делится отряд приматов?
  • Где обитают лемуры?
  • На какие 2 группы делят современных обезьян?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Выясните систематическое положение бонобо (карликового шимпанзе).
  • Как называют орангутангов жители Суматры?
  • Орангутанги живут по одиночке или стадами?
  • Что означает термин груминг?

41

41

Домашние задание. § 35, ответить на вопросы в конце § . Подготовить сообщения о любом из представителей отряда Приматы семейств: Цебиды (цепкохвостые) или Игрункообразные.  Итак, мы с вами познакомились с новым отрядом – «приматы», узнали из каких подотрядов и семейств состоит отряд. Проследили историческое прошлое обезьян. Узнали ряд новых понятий – названия семейств, бинокулярное зрение, груминг. Получили новые сведения об образе жизни отдельных представителей приматов. Выяснили систематическое положение и черты сходства человека и обезьян. 41 41

Домашние задание.

§ 35, ответить на вопросы в конце § .

Подготовить сообщения о любом из представителей отряда Приматы семейств: Цебиды (цепкохвостые) или Игрункообразные.

Итак, мы с вами познакомились с новым отрядом – «приматы», узнали из каких подотрядов и семейств состоит отряд. Проследили историческое прошлое обезьян. Узнали ряд новых понятий – названия семейств, бинокулярное зрение, груминг. Получили новые сведения об образе жизни отдельных представителей приматов. Выяснили систематическое положение и черты сходства человека и обезьян.

41

41


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика"

Автор: Щекотурова Юлия Сергеевна

Дата: 06.12.2019

Номер свидетельства: 530556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства