kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС 11 класс

Тема: Лирика Б.Л. Пастернака. «Плачущий сад»

Цель темы

-создать условия для понимания авторской концепции мира и искусства;

-создать условия для усвоения алгоритма трехуровнего анализа поэтического текста: текстуального, биографического, концептуального;

-формирование речевой компетенции.

Планируемый результат

Понять алгоритм анализа стихотворения, уметь воспроизвести с опорой на краткий конспект данный анализ.

Понять тему и идею произведения.

Понять концепцию мира и искусства Б.Л. Пастернака

Основные понятия

Поэтическая речь

Поэзия Серебряного века

Концепция мира и искусства

Межпредметные связи

История России начала 20 века, живопись импрессионистов, образные средства языка

Технология

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Приемы ТРКМЧП: «Двойной дневник», проблемный вопрос

I этап. Организационный момент.

Цель: активизация учащихся, включение в работу.                                  

II этап. Создание проблемной ситуации.

Цель – мотивация к данной деятельности.

II этап. Актуализация знаний.

 Где человек, до конца понявший Пастернака?

 Пастернак - это тайнопись, иносказание, шифр.

 Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?) (М. Цветаева)

III этап. Изучение нового материала.

Цель – составить план работы на уроке

Участвовать в работе по анализу стихотворения.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока

III этап. Изучение нового материала. Открытие нового: ребята, вы выполнили задание: задали вопросы к каждой строфе стихотворения. Я их рассмотрела, выстроила последовательность, прошу  зачитать их в этой последовательности.

  1. Почему сад ужасный?
  2. Что значит «давится внятно»?
  3. Кто такие соглядатаи?
  4. Что готов навзрыд? Правильно так строить предложение?
  5. Ни признака зги – это как?

Вывод-В чем исключительность мгновения? Почему сад плачет? Кто дарит саду чрезмерность жизни, озарение?

-Дождь. «Дождь - символ божественного благосостояния, нисхождения небесного блаженства и очищения, плодородия. Символизм дождя совпадает с символизмом солнечных лучей, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие. Все боги Неба оплодотворяют землю дождем. «Падающий с неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя». (Эсхил)

              В.М. Рошаль «Полная энциклопедия символов». М.: Сова, 2005. С.114

 -Сад во время дождя  вдумывается и вслушивается в процесс жизни, жизнетворения, одновременно - очищения.

Другие образы первого стиха?

 Ветка - кружевце. В этом образе - указание на быт. Уменьшительно - ласкательность связана с «ужасный, капнет, вслушается».  Нежность происходит от прозрения, по Пастернаку.

Свидетель - самовидец дела, случая; очевидец, притомный, бытчик.

                                     В.И. Даль «Толк. словарь живого великорус. языка». М.; «РЯ». С.148

Переходим ко второму стиху.

-Что происходит с пространством?

-Что изменилось сразу?

- Что происходит с землей?

- Дождь для сада и дождь для земли - одно и то же?

 Вывод: Б.Пастернак не отождествляет творчество с биографией художника, а приписывает его самой природе.

Повторяется то, что происходит с садом. С натяжкой можно назвать это паралеллизмом. Можно ли назвать это стих - ие пейзажным? _природа/ знать не знает о нас. И чего бы люди не достигли, ни один из них не удостоится того, чтобы она разделила его боль или откликнулась на его радость».

      Этого «загадочного, жуткого отношения не замечает детство: дети живут в природе, «полностью предаваясь событиям леса и неба в невинном, хотя и мнимом, согласии с ними».  А сознательно оно не то что преодолевается, но как- то  уравновешивается искусством. Ибо художники -  это «те, кто, обращаясь к природе, предпочитают вечное преходящему, глубинные закономерности  - беглым обоснованиям, те, кто - раз уж природу не убедишь принять в них участие - видит свою задачу в том, чтобы, постигая природу, самим где - нибудь включиться в ее великие соответствия. … С этой т.з. представляется, что тема и намерение всякого искусства заключаются в примирении индивидуума со Вселенной и что момент подъема и есть тот художественно важный момент, когда чаши весов сохраняют равновесие. …поэзия… как раз тогда способна больше всего сказать о душе, когда она дает пейзаж…» Поэзия! Греческой губкой в присосках

Пришло время озаглавить урок. Для этого определим тему. «Тема у Пастернака совершенно не высовывается, она так крепко замотивирована, что о ней как - то не говорят». Ю.П. Тынянов

Мир как «явленная тайна»

                                 Поэзия! Греческой губкой в присосках будь ты

Проверим, как мы поняли ст-ие в ходе своместной УД

Примкните к одному из этих мнений или выскажите свое о своеобразии лирики Б. Пастернака и обоснуйте свой выбор.

Существует устойчивая версия  о глухоте Б. Пастернака к истории.

«Он слышал звуки, неуловимые для других, слышал, как  бьется сердце и как растет трава, но поступи века так и не расслышал».

И. Эренбург в 1935г. Из книги Ю. Анненкова «Дневник моих встреч». Цикл трагедий. М., Х.Л. 1991. Т.2. С.198

« И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать».

М.И. Цветаева «Световой ливень»

   Я не знаю других поэтов, - их просто нет,- которые бы после Блока и даже больше, чем Блок, так свободно общались с целым мирозданием, как Маяковский и Пастернак. В этом их родство, в этом и различие. Маяковский смотрит на мир, как мастер смотрит на сырой, необработанный материал, - он весь настроен на перестройку мира. Пастернак в мире - его вечный подданный, потрясенный величием творения. Грандиозные и резкие метафоры Маяковского основаны на контрастном мировосприятии. Метафора Пастернака всегда связь, утверждение однородности жизни сверху донизу и для всех времен.  А. Альфонсов «Поэзия Б. Пастернака» Л., 1987

« Проникновеннейший лирик себе, П. в то же время нес в своем миропонимании определенно эпические черты. Они в его обращении к первоосновам  жизни, стихийным, незыблемым, всеопределяющим. Они и в самом складе его лирического «я», ориентированном на общечеловеческую норму. В РЛ такое случалось

«Ваша книга - ожог: та - ливень, а эта - ожог: мне больно было, и я не дула…

 Вы хотите невозможного, из области слов выходящего…

Вы не созерцатель, а вершитель,- только дел таких нет здесь. Не мыслю Вас: ни воином, ни царем. И оттого, что дел нет, вся бешеная действенность в стихи: ничего на месте не стоит».      У него действуют все пять чувств  сразу, залпом - «пять зеркал» как одно. Не последнюю роль играют темп, ритм, тональность, созвучия - средства «музыкального» воздействия.  При музыке неуместны житейские объяснения (даже музыкой вызванные), но сама она проникнута напряжением жизни и разрешает это напряжение.

  Настоящее неотделимо от прошлого, а все вместе включено в природный контекст, и полярные качества становятся основанием целого.

«Забирайте глубже земляным буравом без страха и пощады, но в себя, в себя. И если Вы там не найдете народа, земли и неба, то бросьте поиски, тогда негде и искать».

                                            Письмо Т. Табидзе,1936

III этап. Изучение нового материала.

IV этап. Закрепление изученного.

Цель –  понимать природу творчества Б.Пастернака

Работать с информацией, представленной в форме текстуального анализа произведения.

V. Работа в тетрадях

Краткая запись вывода

Вывод. Итак , основа творчества - озарение, чудо. Не исключительное мгновение жизни в сравнении с будничным ее течением, а уже вся поэзия, вообще искусство, тоже миг в мироздании, но миг, мироздание охвативший. Художник пишет «целую вселенную». Художник пишет «целую вселенную», и у него «нет времени писать по - другому», метафоризм, в широком смысле, - это «выражение духовного богатства человека, изливающегося через край его обреченности». Метафора изымается из разряда прикладной поэтики, получает философское обоснование. Но инициатором связи с целым миром выступает дух художника. Творчество спорит с естествознанием, в творчестве художник преодолевает смерть.

      Главная метафора  Пастернака - метафора целого искусства, соотносимого с целым же бытием.А это уже не метафора как троп и не скопише метафор - это символ. Символ глубокого и всеобъемлющего содержания, а именно на веру принятой высшей целесообразности жизни и ее дарственной щедрости, что вызывает отдачу, нравственное самосознание.

«Малое», мгновенное всегда было в поле зрения Пастернака и любимо им. Он всегда знал, что жизнь «подробна» и подробностями дорожил.

Вещам нет особой нужды доказывать сходство друг с другом: они уже объединены мыслью о мире. В свою очередь и мысль вроде бы не озабочена проблемой темы, жанра, стиля. Она настолько осознала свою силу, что стихи пишутся как бы без поправок.

  Смысл чтения в приобщении к чуду преображения, которому подвергнута действительность, представшая (через метафору) в неожиданном, свежем, незахватанном выражении.

   «Сила шекспировской поэзии заключается в ее могучей, не знающей удержу и разметавшейся в беспорядке эскизной импрессионистичности жизни». Природой для Пастернака является нечто большее, включающее в себя все, что окружает человека, - Божий мир, земля и небо, город, вещи, обиход.

Искусство, о чем бы оно ни говорило, всегда рассказывает о своем рождении, оно раскрывает свою тайну - и порождает новую.

  «Но надо возделывать свой сад» (Вольтер).

« Я б разбивал стихи, как сад…» Б.П.

Если это сад - вселенная, место жизни человека и человечества. Был на Руси художник Андрей Рублев. Он писал «Троицу» - образ вселенского единства и всепобеждающей одухотворенной любви,- писал в эпоху жестоких междоусобиц и диких нашествий извне. Поэзия Пастернака утверждает жизнь как высшую одухотворенную ценность. М.Цветаева в статье «Световой ливень» подводит итог своим размышлениям о пафосе Пастернака: «-И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать…»

Пастернак - явление чрезвычайное. Попытка обузить и обкарнать его несут лишь потерю для нашей культуры. Превращать его в эталон, в пример для подражания нет нужды: Пастернак неповторим. Настала пора для углубленного постижения этой замечательной поэзии, круг удивленных и благодарных читателей которой неукоснительно расширяется.

                      В.Альфонсов Поэзия Б. Пастернака. Л., Сов. писатель. Ленингр. отделение. 1990. 367с

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Подведение к рефлексии:

1вариант отвечает на вопрос:

                                «Что я понимаю? 

                                  Как я понимаю?

Почему я так понимаю?»         

 2 вариант отвечает на вопрос, поставленный в начале урока: выбрать одно  мнение (либо М. Цветаевой, либо М. Веллера) о творчестве Б. Пастернака и обосновать его.

 








 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад". »

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

11 класс

Автор: Куцина Н.Г.., учитель русского языка и литературы.

МБОУ РСОШ №1, с. Родино Родинского района Алтайского края

Тема: Лирика Б.Л. Пастернака. «Плачущий сад»

(Технологическая карта изучения темы)

Тема

Лирика Б.Л. Пастернака. «Плачущий сад»

Цель темы


-создать условия для понимания авторской концепции мира и искусства;

-создать условия для усвоения алгоритма трехуровнего анализа поэтического текста: текстуального, биографического, концептуального;

-формирование речевой компетенции.


Планируемый результат

Понять алгоритм анализа стихотворения, уметь воспроизвести с опорой на краткий конспект данный анализ.

Понять тему и идею произведения.

Понять концепцию мира и искусства Б.Л. Пастернака


Основные понятия

Поэтическая речь

Поэзия Серебряного века

Концепция мира и искусства

Межпредметные связи

История России начала 20 века, живопись импрессионистов, образные средства языка

Ресурсы:

- основные



- дополнительные

В.В. Агеносов «Русская литература» Учебник для 11 класса. 1 часть М., «Дрофа», 2007.

Программа

Тема: «Литературный процесс начала 20 века. Поэтические индивидуальности Серебряного века»

Методическое пособие, презентация, сборники стихов поэта.



Организация пространства

Технология

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.



Приемы ТРКМЧП: «Двойной дневник», проблемный вопрос



Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Диагностирующие задания каждого этапа



I этап. Организационный момент.

Цель: активизация учащихся.


Включение в работу

Настраивание на работу. Создание эмоционального настроя.

I этап. Организационный момент.




I этап. Организационный момент.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД


II этап. Создание проблемной ситуации.

Цель – мотивация к данной деятельности

Работать с информацией, представленной в форме двух противоречащих друг другу высказываний – характеристик творчества Б. Пастернака.



Участвовать в обсуждении проблемного

вопроса, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по решению проблемного вопроса

показать учащимся противоположные т.з. на творчество поэта , чтобы вызвать мотив к формированию собственного мнения.












II этап. Актуализация знаний.

Где человек, до конца понявший Пастернака?

Пастернак - это тайнопись, иносказание, шифр.

Пастернака долго читать невыносимо от

напряжения (мозгового и глазного),

как когда смотришь в чрезмерно острые стекла,

не по глазу (кому он по глазу?)

М. Цветаева

С точки зрения ценителей изощренной, конструктивистской, построенной в вымышленной , надуманной …поэзии Пастернака – Есенин вообще не поэт.

Тем не менее, никогда не давал Господь Пастернаку того света внутрь головы и прочего туловища , чтобы он мог написать «Не жалею, не зову, не плачу…» М. Веллер «Перпендикуляр», М., АСТ, Москва, 2008, с.205

II этап. Актуализация знаний.



Познавательные УУД





















Познавательные УУД


III этап. Изучение нового материала.



Цель – составить план работы на уроке


Участвовать в работе по анализу стихотворения.



Слушать ст – ие и определяют значение вопросов, заданных ими в процессе заполнения «двойного дневника».



Осуществлять совместное планирование познавательной деятельности



Оценивать правильность выполнения заданий.

Делать необходимые записи.











Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению стихотворения



Организовать работу по результатам предварительного задания - заполнения двойного дневника

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.















Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока

III этап. Изучение нового материала. Открытие нового: ребята, вы выполнили задание: задали вопросы к каждой строфе стихотворения. Я их рассмотрела, выстроила последовательность, прошу зачитать их в этой последовательности.

  1. Почему сад ужасный?

  2. Что значит «давится внятно»?

  3. Кто такие соглядатаи?

  4. Что готов навзрыд? Правильно так строить предложение?

  5. Ни признака зги – это как?

-Назовите основные образы первого стиха.

-Сад.

Первое предложение: ужасный! ЛЗ этого слова.

Ужасный -1. В высшей степени страшный. 2. Чрезвычайный или изумительный, поражающий странностью, либо величиной, либо страстью.

В.И. Даль. Словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. 1981.Т4.

-Чем же он ужасен?

-Капнет и вслушается.

Капать - медленно и малыми порциями лить. Сочетается со словом вслушается. Подберем одноструктурные слова: вдуматься, вчитаться, всмотреться, вглядеться, вникнуть.

Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Н. Рыленков

-Что означает глагол?

-Предельную сосредоточенность, внимание.

Если поэт поставил в один ряд эти понятия, то нам остается лишь разгадать, что их объединяет.

Общий компонент ЛЗ трех слов: ужасный, капнуть, вслушаться - чрезмерность проявления, усилий плюс сосредоточенность, медленность, отсутствие скорости, процесс.

Восклицательный знак выделяет, усиливает чувство.

Аллитерация на с, р выполняет ту же функцию.

Ужасный! Капнет и вслушае\цъ\, все он ли один на свете.

-Что же это за процесс?

Вывод-В чем исключительность мгновения? Почему сад плачет? Кто дарит саду чрезмерность жизни, озарение?

-Дождь. «Дождь - символ божественного благосостояния, нисхождения небесного блаженства и очищения, плодородия. Символизм дождя совпадает с символизмом солнечных лучей, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие. Все боги Неба оплодотворяют землю дождем. «Падающий с неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя». (Эсхил)

В.М. Рошаль «Полная энциклопедия символов». М.: Сова, 2005. С.114



-Сад во время дождя вдумывается и вслушивается в процесс жизни, жизнетворения, одновременно - очищения.

Другие образы первого стиха?

Ветка - кружевце. В этом образе - указание на быт. Уменьшительно - ласкательность связана с «ужасный, капнет, вслушается». Нежность происходит от прозрения, по Пастернаку.

Свидетель - самовидец дела, случая; очевидец, притомный, бытчик.

В.И. Даль «Толк. словарь живого великорус. языка». М.; «РЯ». С.148

Переходим ко второму стиху.

Но давится внятно от тягости

Отеков - земля ноздревая,

И слышно: далеко, как в августе,

Полуночь в полях назревает.

-Что происходит с пространством?

-Расширяется.

-До каких границ?

-Что изменилось сразу?

-Ритм. Он замедляется, тяжелеет. Какому слову соответствует?

- «Тягость».

- -Что происходит с землей?

Тоже большая созидательная работа. Дождь для сада и дождь для земли - одно и то же?

-Нет и да, во всяком случае, процессы родственные. Саду дает прозрение, а земле - тяжелый труд. Докажем. Тягота и тягость- бремя, трудность, отягчение, удручение, гнет, стеснение, беспокойство, едва посильные труды, налагаемые неволей. Тягота ми, брате, в людях, а не хочу в них бытии. Святослав о новгородцах. Тяготу насущную неси покорно, вечного блага ради. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». М.:РЯ, 1982. С.45. Это озарение, чудо, исключительное мгновение жизни в сравнении с будничным ее течением, «миг в мироздании, но миг, мироздание охвативший». Сад чувствует целую вселенную. Это трагический и торжественный момент, когда уходит суетность желаний, когда душа открывается целому творению и проникается вечностью.

-В процесс прозрения включены земля, небо, круговорот времени, сад. Это что?

-Космос - мир, вселенная, мироздание.

«Поэзия Пастернака - это поэзия дорог и разворачивающегося пространства.А.Альфонсов « Поэзия Б. Пастернака». Л.: Сов. писатель.1990

И вся земля была его наследством,

А он его со всеми раздел

А. Ахматова «Б.П.», 1936

«Пастернак был москвичом. Но подлинной родиной и творческой атмосферой Пастернака были и остались Вселенная и Вечность. Более близких границ он, при его дальнозоркости, не замечал».

Ю. Анненков «Дневник моих встреч». Цикл трагедий. М.: ХЛ. 1992 Т.2, с.192

- Вернемся к вопросу: свидетель есть или нет? Что означает противительный союз но?

-С космосом происходит то же, что и с садом. Это процесс рождения нового состояния, прозрения в результате труда, но каждый элемент мироздания совершает свою ношу в одиночестве. Следовательно, союз но несет двойную функцию: и противительную, и соединительную. Как это можно понять?

Все в мире существует достаточно дискретно (самостоятельно, отдельно), и если связи не устанавливать, то кажется, что хаотично, но, когда эти связи видим, поражаемся гармонии. Мы видим, что слитность философской мысли и зыбкой и точной подробности образа дает то, что сам поэт называет не импрессионизмом в принятом смысле слова, а «импрессионизмом вечного». По - другому он сказал так: « Сила шекспировской поэзии заключается в ее могучей, не знающей удержу и разметавшейся в беспорядке эскизности». «Замечания к переводам из Шекспира». Эта слитность свидетельствует о том, что единство человека с миром у Пастернака не умозрительное, а всепроникающее.

Справка. Импрессионизм - ( от фр. впечатление) направление в искусстве, наиболее ярко выразившееся во французской живописи 70-90-х годов 19 в., суть которого в воспроизведении реальности путем передачи мгновенного впечатления, своего индивидуального восприятия образа.

Мы назвали три характерные черты поэтики Б. Пастернака.

Образ сада. Что это - конкретный х.о. или символ, если символ, то чего? Это изобретение Пастернака или традиционный образ в УНТ и РЛ?

Читают подготовленные ученики

Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами.Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад.

М. А. Булгаков. Собр. Соч. в 5-и т. М.: Х.л.,1989. С.218

И тут увидал ее в самый момент чуда, в черной мшистой стене, ограждавшей наглухо снежный узор деревьев в саду. Она наполовину провалилась в эту стену и, как в мелодраме, простирая руки, сияя огромнейшими от ужаса глазами, прокричала:

-Офицер! Сюда! Сюда…

Турбин очень медленно побежал за ней. На левой руке мелькнули стены сараев, и женщина свернула. На правой руке какой - то белый, сказочный многоярусный сад…. Она захлопнула калитку… Обострившимся слухом Турбин услыхал, что там, где - то сзади за их бегом, осталась улица и преследователи. М.А.Булгаков. Собр. Соч. в 5-и т. М.: Х. лит. С.348

«Но надо возделывать свой сад». Вольтер

«Я б разбивал стихи, как сад» Б. Пастернак

Сад - развернутая, разветвленная метафора самой жизни.

Выводы:

- открытие мира у Б. Пастернака всегда есть восстановление единства мира, отсюда расширение пространства до космических масштабов.

-постигая мир, он не ищет всеобъясняющего смысла бытия (тогда м.б. обида на мироздание). Он выбрал для себя другое: доверие к жизни, ее безусловным началам. Этим доверием преодолевается космическое одиночество человека, страх смерти. В том, что мир всегда таков, есть для него момент на веру принятой высшей воли - воли к единству, нерасторжимости духовного целого;

-идея целого и взаимозаменяемости его частей легла в основание поэтической системы поэта;

Давайте применим к данной ситуации эстетические категории: трагическое и комическое. В каком ключе совершается и прозрение, и тяжелый труд земли?

У Артура Шопенгауэра есть классификация трагических коллизий.

Первая - когда причиной трагедии является зло, сосредоточенное в одном лице (Яго в «Отелло»).

Вторая - когда трагическая развязка обусловлена стечением исторических обстоятельств (враждой Монтекки и Капулетти в «Ромео и Джульетте). Третья - когда в трагической ситуации нет виновных, когда она выражает глубинную трагедийность целого бытия (Гамлет - Офелия, Фауст - Маргарита).

- Какой вид трагедийности здесь имеет место?

Прозрение сопровождается широким чувством трагедийности бытия. Русская книга Вед утверждает: «Счастье причисляется к страданию теми, кто умеет различать».

-Отчего плачет сад?

-От счастья. Тогда почему плачет? Что это за диалектика?

-От прозрения связи миров. Ноздревая - назревает. Помимо обычной рифмы присутствует еще и внутренняя.

Поэт знает о трагических сторонах бытия, но не приходит к трагедийному знанию, а исходит их него. Он ценит его возвышающую и очищающую силу. Отсюда мотив обретения ценой неизбежных утрат, силы и высоты трагедийного самоощущения.

Но трагическую мысль о мире поэт не выносит на поверхность своих лирических мотивов, они не усугубляют драматизма частной человеческой судьбы, а, наоборот, смягчают ее. Он, как Пушкин, светел при внутренней трагической глубине.

Вспомним теорию трех литературных литературных родов. Это стихотворение, безусловно, относится к лирическому, т.к.?

Но такое миропонимание несет в себе черты какого литературного рода?

-Эпического! Он ведь обращается к первоосновам жизни, стихийным, незыблемым, всеопределяющим. Эпос и в самом складе его лирического «я», ориентированного на общечеловеческую норму. В РЛ такое случалось: «Фет, выражавший ощущение жизни свежей, ненадломленной, Фет, возвращавшийся к основным, начальным элементам бытия, выяснявший в своей лирике первичные бесконечно малые величины», может быть рассмотрен в параллели со Львом Толстым, и даже по -своему готовил русский эпос шестидесятых годов».

Скатов Н. Некрасов. Современники и продолжатели. Л., 1973. С.193-194

П. 23-х гг. эпоса не готовил, хотя к эпосу как жанру вышел и обратился, он скорее «сохранял» эпический аспект в самом чувстве мира, сохранял в условиях, когда мир, казалось бы, взорвался сверху донизу и восстановиться мог лишь в каких - то дотоле невиданных формах. Чувство самосохранности жизни, незыблемости ее основ во многом определило позицию П. в литературной борьбе 20 - х годов. Формально он числился в ЛЕФе. Но не поддался соблазну радикально пересмотреть взаимоотношения искусства и действительности на основе лефовских, утилитарно - жизнестроительных идей - его связи с ЛЕФом были случайными и завершились разрывом.

Переходим к следующему стиху.

Ни звука. И нет соглядатаев.

В пустынности удостоверяясь,

Берется за старое - скатывается

по кровле за желоб и через.

Соглядать - тайно высматривать, скрытно обозревать или разузнавать, лазутничать.

- Какой компонент ЛЗ доминирует?

- Тайна. Связь со вторым стихом и подтверждение нашего вывода.

-Назовите предметно - бытовой ряд всего стихотворения.

-Окно, кружевце, кровля, желоб, шлепанцы. Ему соответствует философский ряд: сад, свет (мир), земля, даль, август, полуночь, вода (дождь).

_ Вечное и бытовое, вплоть до шлепанцев, противоречит друг другу?

-Нет. Расширение пространства не служит противопоставлению малого и большого, быта и бытия, малого и большого

Напротив, имеет место слиянность миров. Необходимое замечание: у Пастернака нет презрения к быту. У него и в четыре стены, «в коробку с красным померанцем», могут вместиться вся жизнь, весь мир. Расширение пространства в его стихах служит не противопоставлению быта и бытия, малого и большого, а мир вбирает и втягивает человека в себя, не требуя в ответ презрения к малому, к повседневному. «Малое, мгновенное всегда было в поле зрения Пастернака и любимо им. Он всегда знал, что жизнь подробна и подробностями дорожил». В. Альфонсов

4-й стих.

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете,

Готовый навзрыд при случае,

Или есть свидетель?

-Рассмотрим этот стих с т.з. синтаксиса. Такой синтаксис называется рваным. В первом пж пропущено дополнение, во втором - сказуемое. Зачем?

- Кто появляется в этом стихе впервые?

-Лирический герой.

- Когда?

-Когда назрела полуночь. Назревать - приходить в зрелость, дозревать, доспевать, о плодах и семенах, о нарыве и пр. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русс.яз. 1981. Т.2. С.417. Капнет, вслушается, назревает - общий компонент ЛЗ - процесс происхождения. Длительность, процессуальность, невидимая работа - опять «явленная тайна».

Полуночь - промежуточное состояние между днем и ночью, между явным и тайным. Докажем, что ночь назрела.

Зга-ж.,1. Темь, потемки, темнота (сгаснуть? сгинуть?). На дворе зга згою. Божьей зги не видать, ни зги не видно. 2. Кроха, капля, искра, малость. Ни зги хлеба нет.

В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русс.яз. Т.1. С.673

Ночь назрела.

Ночь - время поиска, творчества для художника, для обычного человека, вероятно, тоже.

Синтаксис торопится за его чувством. Чувство хаотично, потому что чувство неведомой силы. Докажем.

Но тишь. И листок не шелохнется.

Ни признака зги, кроме жутких глотков

И плескания в шлепанцах.

И вздохов, и слез в промежутке.

-Чем вызвано это чувство? Что осуществляется в итоге?

-Переход в состояние творчества. Искусство рассказывает о своем рождении, а герой сообщается с миром как его часть.

Вывод: Б.Пастернак не отождествляет творчество с биографией художника, а приписывает его самой природе.

«Искусство реалистично тем, что не само выдумало метафору, а нашло ее в природе и свято воспроизвело». Б. Пастернак «Охранная грамота». М.: Современник. 1989. С. 79

Повторяется то, что происходит с садом. С натяжкой можно назвать это паралеллизмом. Можно ли назвать это стих - ие пейзажным? _природа/ знать не знает о нас. И чего бы люди не достигли, ни один из них не удостоится того, чтобы она разделила его боль или откликнулась на его радость».

Этого «загадочного, жуткого отношения не замечает детство: дети живут в природе, «полностью предаваясь событиям леса и неба в невинном, хотя и мнимом, согласии с ними». А сознательно оно не то что преодолевается, но как- то уравновешивается искусством. Ибо художники - это «те, кто, обращаясь к природе, предпочитают вечное преходящему, глубинные закономерности - беглым обоснованиям, те, кто - раз уж природу не убедишь принять в них участие - видит свою задачу в том, чтобы, постигая природу, самим где - нибудь включиться в ее великие соответствия. … С этой т.з. представляется, что тема и намерение всякого искусства заключаются в примирении индивидуума со Вселенной и что момент подъема и есть тот художественно важный момент, когда чаши весов сохраняют равновесие. …поэзия… как раз тогда способна больше всего сказать о душе, когда она дает пейзаж…» Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

Б.Пастернак. Стихотворения и поэмы. М.: Х.л.,1988.Весна. С.31

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.



Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд. 1912. с.3

Пришло время озаглавить урок. Для этого определим тему. «Тема у Пастернака совершенно не высовывается, она так крепко замотивирована, что о ней как - то не говорят». Ю.П. Тынянов

Мир как «явленная тайна»

Поэзия! Греческой губкой в присосках будь ты

Проверим, как мы поняли ст-ие в ходе своместной УД

Примкните к одному из этих мнений или выскажите свое о своеобразии лирики Б. Пастернака и обоснуйте свой выбор.

Существует устойчивая версия о глухоте Б. Пастернака к истории.

«Он слышал звуки, неуловимые для других, слышал, как бьется сердце и как растет трава, но поступи века так и не расслышал».

И. Эренбург в 1935г. Из книги Ю. Анненкова «Дневник моих встреч». Цикл трагедий. М., Х.Л. 1991. Т.2. С.198

« И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать».

М.И. Цветаева «Световой ливень»

Я не знаю других поэтов, - их просто нет,- которые бы после Блока и даже больше, чем Блок, так свободно общались с целым мирозданием, как Маяковский и Пастернак. В этом их родство, в этом и различие. Маяковский смотрит на мир, как мастер смотрит на сырой, необработанный материал, - он весь настроен на перестройку мира. Пастернак в мире - его вечный подданный, потрясенный величием творения. Грандиозные и резкие метафоры Маяковского основаны на контрастном мировосприятии. Метафора Пастернака всегда связь, утверждение однородности жизни сверху донизу и для всех времен. А. Альфонсов «Поэзия Б. Пастернака» Л., 1987

« Проникновеннейший лирик себе, П. в то же время нес в своем миропонимании определенно эпические черты. Они в его обращении к первоосновам жизни, стихийным, незыблемым, всеопределяющим. Они и в самом складе его лирического «я», ориентированном на общечеловеческую норму. В РЛ такое случалось

«Ваша книга - ожог: та - ливень, а эта - ожог: мне больно было, и я не дула…

Вы хотите невозможного, из области слов выходящего…

Вы не созерцатель, а вершитель,- только дел таких нет здесь. Не мыслю Вас: ни воином, ни царем. И оттого, что дел нет, вся бешеная действенность в стихи: ничего на месте не стоит». У него действуют все пять чувств сразу, залпом - «пять зеркал» как одно. Не последнюю роль играют темп, ритм, тональность, созвучия - средства «музыкального» воздействия. При музыке неуместны житейские объяснения (даже музыкой вызванные), но сама она проникнута напряжением жизни и разрешает это напряжение.

Настоящее неотделимо от прошлого, а все вместе включено в природный контекст, и полярные качества становятся основанием целого.

«Забирайте глубже земляным буравом без страха и пощады, но в себя, в себя. И если Вы там не найдете народа, земли и неба, то бросьте поиски, тогда негде и искать».

Письмо Т. Табидзе,1936

Когда поймешь метафору П., чувствуешь, что сам стал чутче к окружающему и собственным восприятиям.С.317

«Метафоризм - естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по - орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм - стенография большой личности, скоропись его духа».

Б.Пастернак «Замечания к переводам из Шекспира».

III этап. Изучение нового материала.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


IV этап. Закрепление изученного.



Цель – понимать природу творчества Б.Пастернака

Работать с информацией, представленной в форме текстуального анализа произведения.

Кратко конспектировать выводы.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в процессе обсуждения в паре).



Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в виде эвристической беседы обеспечить

контроль

за выполнением

задания.









Организовать эвристическую фронтальную работу по произведению.

Включить учащихся в обсуждение выводов по эвристической беседе.


IV этап. Закрепление изученного.

V. Работа в тетрадях

Краткая запись вывода

Вывод. Итак , основа творчества - озарение, чудо. Не исключительное мгновение жизни в сравнении с будничным ее течением, а уже вся поэзия, вообще искусство, тоже миг в мироздании, но миг, мироздание охвативший. Художник пишет «целую вселенную». Художник пишет «целую вселенную», и у него «нет времени писать по - другому», метафоризм, в широком смысле, - это «выражение духовного богатства человека, изливающегося через край его обреченности». Метафора изымается из разряда прикладной поэтики, получает философское обоснование. Но инициатором связи с целым миром выступает дух художника. Творчество спорит с естествознанием, в творчестве художник преодолевает смерть.

Главная метафора Пастернака - метафора целого искусства, соотносимого с целым же бытием.А это уже не метафора как троп и не скопише метафор - это символ. Символ глубокого и всеобъемлющего содержания, а именно на веру принятой высшей целесообразности жизни и ее дарственной щедрости, что вызывает отдачу, нравственное самосознание.

«Малое», мгновенное всегда было в поле зрения Пастернака и любимо им. Он всегда знал, что жизнь «подробна» и подробностями дорожил.

Вещам нет особой нужды доказывать сходство друг с другом: они уже объединены мыслью о мире. В свою очередь и мысль вроде бы не озабочена проблемой темы, жанра, стиля. Она настолько осознала свою силу, что стихи пишутся как бы без поправок.

Смысл чтения в приобщении к чуду преображения, которому подвергнута действительность, представшая (через метафору) в неожиданном, свежем, незахватанном выражении.

«Сила шекспировской поэзии заключается в ее могучей, не знающей удержу и разметавшейся в беспорядке эскизной импрессионистичности жизни». Природой для Пастернака является нечто большее, включающее в себя все, что окружает человека, - Божий мир, земля и небо, город, вещи, обиход.

Искусство, о чем бы оно ни говорило, всегда рассказывает о своем рождении, оно раскрывает свою тайну - и порождает новую.

«Но надо возделывать свой сад» (Вольтер).

« Я б разбивал стихи, как сад…» Б.П.

Если это сад - вселенная, место жизни человека и человечества. Был на Руси художник Андрей Рублев. Он писал «Троицу» - образ вселенского единства и всепобеждающей одухотворенной любви,- писал в эпоху жестоких междоусобиц и диких нашествий извне. Поэзия Пастернака утверждает жизнь как высшую одухотворенную ценность. М.Цветаева в статье «Световой ливень» подводит итог своим размышлениям о пафосе Пастернака: «-И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать…»

Пастернак - явление чрезвычайное. Попытка обузить и обкарнать его несут лишь потерю для нашей культуры. Превращать его в эталон, в пример для подражания нет нужды: Пастернак неповторим. Настала пора для углубленного постижения этой замечательной поэзии, круг удивленных и благодарных читателей которой неукоснительно расширяется.

В.Альфонсов Поэзия Б. Пастернака. Л., Сов. писатель. Ленингр. отделение. 1990. 367с

IV этап. Закрепление изученного



Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Подведение к рефлексии:

1вариант отвечает на вопрос:

«Что я понимаю?

Как я понимаю?

Почему я так понимаю?»

2 вариант отвечает на вопрос, поставленный в начале урока: выбрать одно мнение

(либо М. Цветаевой, либо М. Веллера) о творчестве Б. Пастернака и обосновать его.

Личностные УУД

Коммуникативные

Регулятивные




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад".

Автор: Куцина Надежда Григорьевна

Дата: 11.07.2014

Номер свидетельства: 109800


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства