Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС 11 класс
Тема: Лирика Б.Л. Пастернака. «Плачущий сад»
Цель темы
-создать условия для понимания авторской концепции мира и искусства;
-создать условия для усвоения алгоритма трехуровнего анализа поэтического текста: текстуального, биографического, концептуального;
-формирование речевой компетенции.
Планируемый результат
Понять алгоритм анализа стихотворения, уметь воспроизвести с опорой на краткий конспект данный анализ.
Понять тему и идею произведения.
Понять концепцию мира и искусства Б.Л. Пастернака
Основные понятия
Поэтическая речь
Поэзия Серебряного века
Концепция мира и искусства
Межпредметные связи
История России начала 20 века, живопись импрессионистов, образные средства языка
Технология
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Приемы ТРКМЧП: «Двойной дневник», проблемный вопрос
I этап. Организационный момент.
Цель: активизация учащихся, включение в работу.
II этап. Создание проблемной ситуации.
Цель – мотивация к данной деятельности.
II этап. Актуализация знаний.
Где человек, до конца понявший Пастернака?
Пастернак - это тайнопись, иносказание, шифр.
Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?) (М. Цветаева)
III этап. Изучение нового материала.
Цель – составить план работы на уроке
Участвовать в работе по анализу стихотворения.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока
III этап. Изучение нового материала. Открытие нового: ребята, вы выполнили задание: задали вопросы к каждой строфе стихотворения. Я их рассмотрела, выстроила последовательность, прошу зачитать их в этой последовательности.
- Почему сад ужасный?
- Что значит «давится внятно»?
- Кто такие соглядатаи?
- Что готов навзрыд? Правильно так строить предложение?
- Ни признака зги – это как?
Вывод-В чем исключительность мгновения? Почему сад плачет? Кто дарит саду чрезмерность жизни, озарение?
-Дождь. «Дождь - символ божественного благосостояния, нисхождения небесного блаженства и очищения, плодородия. Символизм дождя совпадает с символизмом солнечных лучей, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие. Все боги Неба оплодотворяют землю дождем. «Падающий с неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя». (Эсхил)
В.М. Рошаль «Полная энциклопедия символов». М.: Сова, 2005. С.114
-Сад во время дождя вдумывается и вслушивается в процесс жизни, жизнетворения, одновременно - очищения.
Другие образы первого стиха?
Ветка - кружевце. В этом образе - указание на быт. Уменьшительно - ласкательность связана с «ужасный, капнет, вслушается». Нежность происходит от прозрения, по Пастернаку.
Свидетель - самовидец дела, случая; очевидец, притомный, бытчик.
В.И. Даль «Толк. словарь живого великорус. языка». М.; «РЯ». С.148
Переходим ко второму стиху.
-Что происходит с пространством?
-Что изменилось сразу?
- Что происходит с землей?
- Дождь для сада и дождь для земли - одно и то же?
Вывод: Б.Пастернак не отождествляет творчество с биографией художника, а приписывает его самой природе.
Повторяется то, что происходит с садом. С натяжкой можно назвать это паралеллизмом. Можно ли назвать это стих - ие пейзажным? _природа/ знать не знает о нас. И чего бы люди не достигли, ни один из них не удостоится того, чтобы она разделила его боль или откликнулась на его радость».
Этого «загадочного, жуткого отношения не замечает детство: дети живут в природе, «полностью предаваясь событиям леса и неба в невинном, хотя и мнимом, согласии с ними». А сознательно оно не то что преодолевается, но как- то уравновешивается искусством. Ибо художники - это «те, кто, обращаясь к природе, предпочитают вечное преходящему, глубинные закономерности - беглым обоснованиям, те, кто - раз уж природу не убедишь принять в них участие - видит свою задачу в том, чтобы, постигая природу, самим где - нибудь включиться в ее великие соответствия. … С этой т.з. представляется, что тема и намерение всякого искусства заключаются в примирении индивидуума со Вселенной и что момент подъема и есть тот художественно важный момент, когда чаши весов сохраняют равновесие. …поэзия… как раз тогда способна больше всего сказать о душе, когда она дает пейзаж…» Поэзия! Греческой губкой в присосках
Пришло время озаглавить урок. Для этого определим тему. «Тема у Пастернака совершенно не высовывается, она так крепко замотивирована, что о ней как - то не говорят». Ю.П. Тынянов
Мир как «явленная тайна»
Поэзия! Греческой губкой в присосках будь ты
Проверим, как мы поняли ст-ие в ходе своместной УД
Примкните к одному из этих мнений или выскажите свое о своеобразии лирики Б. Пастернака и обоснуйте свой выбор.
Существует устойчивая версия о глухоте Б. Пастернака к истории.
«Он слышал звуки, неуловимые для других, слышал, как бьется сердце и как растет трава, но поступи века так и не расслышал».
И. Эренбург в 1935г. Из книги Ю. Анненкова «Дневник моих встреч». Цикл трагедий. М., Х.Л. 1991. Т.2. С.198
« И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать».
М.И. Цветаева «Световой ливень»
Я не знаю других поэтов, - их просто нет,- которые бы после Блока и даже больше, чем Блок, так свободно общались с целым мирозданием, как Маяковский и Пастернак. В этом их родство, в этом и различие. Маяковский смотрит на мир, как мастер смотрит на сырой, необработанный материал, - он весь настроен на перестройку мира. Пастернак в мире - его вечный подданный, потрясенный величием творения. Грандиозные и резкие метафоры Маяковского основаны на контрастном мировосприятии. Метафора Пастернака всегда связь, утверждение однородности жизни сверху донизу и для всех времен. А. Альфонсов «Поэзия Б. Пастернака» Л., 1987
« Проникновеннейший лирик себе, П. в то же время нес в своем миропонимании определенно эпические черты. Они в его обращении к первоосновам жизни, стихийным, незыблемым, всеопределяющим. Они и в самом складе его лирического «я», ориентированном на общечеловеческую норму. В РЛ такое случалось
«Ваша книга - ожог: та - ливень, а эта - ожог: мне больно было, и я не дула…
Вы хотите невозможного, из области слов выходящего…
Вы не созерцатель, а вершитель,- только дел таких нет здесь. Не мыслю Вас: ни воином, ни царем. И оттого, что дел нет, вся бешеная действенность в стихи: ничего на месте не стоит». У него действуют все пять чувств сразу, залпом - «пять зеркал» как одно. Не последнюю роль играют темп, ритм, тональность, созвучия - средства «музыкального» воздействия. При музыке неуместны житейские объяснения (даже музыкой вызванные), но сама она проникнута напряжением жизни и разрешает это напряжение.
Настоящее неотделимо от прошлого, а все вместе включено в природный контекст, и полярные качества становятся основанием целого.
«Забирайте глубже земляным буравом без страха и пощады, но в себя, в себя. И если Вы там не найдете народа, земли и неба, то бросьте поиски, тогда негде и искать».
Письмо Т. Табидзе,1936
III этап. Изучение нового материала.
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – понимать природу творчества Б.Пастернака
Работать с информацией, представленной в форме текстуального анализа произведения.
V. Работа в тетрадях
Краткая запись вывода
Вывод. Итак , основа творчества - озарение, чудо. Не исключительное мгновение жизни в сравнении с будничным ее течением, а уже вся поэзия, вообще искусство, тоже миг в мироздании, но миг, мироздание охвативший. Художник пишет «целую вселенную». Художник пишет «целую вселенную», и у него «нет времени писать по - другому», метафоризм, в широком смысле, - это «выражение духовного богатства человека, изливающегося через край его обреченности». Метафора изымается из разряда прикладной поэтики, получает философское обоснование. Но инициатором связи с целым миром выступает дух художника. Творчество спорит с естествознанием, в творчестве художник преодолевает смерть.
Главная метафора Пастернака - метафора целого искусства, соотносимого с целым же бытием.А это уже не метафора как троп и не скопише метафор - это символ. Символ глубокого и всеобъемлющего содержания, а именно на веру принятой высшей целесообразности жизни и ее дарственной щедрости, что вызывает отдачу, нравственное самосознание.
«Малое», мгновенное всегда было в поле зрения Пастернака и любимо им. Он всегда знал, что жизнь «подробна» и подробностями дорожил.
Вещам нет особой нужды доказывать сходство друг с другом: они уже объединены мыслью о мире. В свою очередь и мысль вроде бы не озабочена проблемой темы, жанра, стиля. Она настолько осознала свою силу, что стихи пишутся как бы без поправок.
Смысл чтения в приобщении к чуду преображения, которому подвергнута действительность, представшая (через метафору) в неожиданном, свежем, незахватанном выражении.
«Сила шекспировской поэзии заключается в ее могучей, не знающей удержу и разметавшейся в беспорядке эскизной импрессионистичности жизни». Природой для Пастернака является нечто большее, включающее в себя все, что окружает человека, - Божий мир, земля и небо, город, вещи, обиход.
Искусство, о чем бы оно ни говорило, всегда рассказывает о своем рождении, оно раскрывает свою тайну - и порождает новую.
«Но надо возделывать свой сад» (Вольтер).
« Я б разбивал стихи, как сад…» Б.П.
Если это сад - вселенная, место жизни человека и человечества. Был на Руси художник Андрей Рублев. Он писал «Троицу» - образ вселенского единства и всепобеждающей одухотворенной любви,- писал в эпоху жестоких междоусобиц и диких нашествий извне. Поэзия Пастернака утверждает жизнь как высшую одухотворенную ценность. М.Цветаева в статье «Световой ливень» подводит итог своим размышлениям о пафосе Пастернака: «-И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать…»
Пастернак - явление чрезвычайное. Попытка обузить и обкарнать его несут лишь потерю для нашей культуры. Превращать его в эталон, в пример для подражания нет нужды: Пастернак неповторим. Настала пора для углубленного постижения этой замечательной поэзии, круг удивленных и благодарных читателей которой неукоснительно расширяется.
В.Альфонсов Поэзия Б. Пастернака. Л., Сов. писатель. Ленингр. отделение. 1990. 367с
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Подведение к рефлексии:
1вариант отвечает на вопрос:
«Что я понимаю?
Как я понимаю?
Почему я так понимаю?»
2 вариант отвечает на вопрос, поставленный в начале урока: выбрать одно мнение (либо М. Цветаевой, либо М. Веллера) о творчестве Б. Пастернака и обосновать его.