Конспект урока «Музыка Осени»
Цели: Продолжение знакомства детей со звуками и образами природы в музыке, формирование умений и навыков слушания и выразительного исполнения.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Способствовать развитию кругозора и интереса к музыкально-практической деятельности;
- Формировать умение вести сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками, работая в групповом и коллективном музицировании.
- Создать условия для развития личностных качеств таких, как внимание, усидчивость, самооценка.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Познавательные: Включить учащихся в деятельность, направленную на формирование эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера. Способствовать расширению кругозора, создать условия для развития вокальных навыков.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширенное знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского, с полотнами русских художников;
-развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма;
-развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать,
определять ее характер, настроение.
Тип урока: актуализация ранее усвоенных знаний и формирование новых.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности, создание ситуации успеха, игровой, создание проблемной ситуации, поисковый, диалог.
Педагогические технологии: интегрирование музыки, живописи, литературы, активный диалог, педагогика сотрудничества, игровая технология, ИКТ.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Здоровье сберегающие технологии: элементы дыхательной, ритмической гимнастики. Виды музыкальной терапии: вокалотерапия, ритмотерапия, улыбкотерапия.
Оборудование: видеопроектор, синтезатор компьютер, музыкальный центр, шумовые инструменты ( бубен, колокольчики, маракасы, треугольник и др.)
Музыкальный материал: «Осенняя песнь. Октябрь», песня «САРАФАН НАДЕЛА ОСЕНЬ» музыка Т. Попатенко слова И.Черницкой, русская народная песня «Во поле береза стояла»
Видео материал: мультимедийное сопровождение в виде презентации к уроку, портреты композитора П. И. Чайковского и поэта А.С. Пушкина.
Ход урока.
- Организационный момент. Начало урока.
- Основная часть. Повтор пройденного материала. Слушание музыки, беседа.
- Исполнение музыкальных произведений учащимися.
- Домашнее задание.
- Самооценка.
- Рефлексия.
Дети входят в класс под музыку П. И. Чайковского
«Октябрь «Осенняя песня». На экране проектора
1 слайд
Урок начинается с музыкального приветствия
Песенка –попевка: Здравствуйте ребята, добрый день.
Приветственная песенка: Начинаем мы урок…
УЧИТЕЛЬ: Когда мы слышим шум дождя и листья опадают,
И стаи перелётных птиц куда-то улетают.
Весёлый шум листвы утих и звук растаял где-то,
Во всём мы этом узнаём осенние приметы.
Ребята тема нашего урока: «МУЗЫКА ОСЕНИ». Путешествовать мы будем с помощью воображения, слушать звуки осени, звуки осеннего леса, музыку деревьев и шёпот осенних листьев. А поможет в нашем путешествии волшебная музыка П.И. Чайковского. Музыкальными звуками композитор нарисовал картины природы и передал в музыке душевное состояние человека в определённую пору года.
Мы на прошлом уроке уже слушали музыку этого композитора, как она называлась?
ДЕТИ: «Сентябрь. ОХОТА»
2 слайд
УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним ребята, кто же такой П.И. Чайковский?
ДЕТИ: П.И. Чайковский – композитор.
УЧИТЕЛЬ: А кто такой композитор, что это за профессия такая?
Дети: Человек который сочиняет музыку.
3 слайд
УЧИТЕЛЬ: Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с фортепьянным циклом П.И. Чайковского «Времена года» – это одно из самых популярных сочинений. Пьесы этого цикла исполняют музыканты разных уровней: от учащихся музыкальных школ до известных пианистов.
Из скольких пьес состоит сборник фортепьянных картин П.И. Чайковского «Времена года»?
ДЕТИ: Из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года.
УЧИТЕЛЬ: Вспомним ребята, что П.И. Чайковский свои пьесы объединил под общим названием «Двенадцать характерных картин». То есть уже в названии музыкального произведения композитор соединил музыку с живописью, назвав музыкальные пьесы – картинами.
Ребята на прошлом уроке мы начали заполнять в тетради таблицу на сегодняшнем уроке мы продолжим ее заполнение. За правильные ответы на протяжении всего урока, вы будете записывать 1 балл.
Изумительные картины природы «нарисовал» в своих произведениях Пётр Ильич Чайковский. И сегодня мы познакомимся с самой мелодичной пьесой которая называется «Октябрь. Осенняя песня»
Но прежде, чем мы послушаем произведение, я хочу что бы вы вспомнили, что к каждой пьесе П.И. Чайковский не только дал название, написал музыку, но и подобрал эпиграфы из произведений русских поэтов.
УЧИТЕЛЬ: Сентябрь самый первый осенний месяц. Эпиграф к этому произведению был взят из поэтического творчества Алексея Константиновича Толстого.
Октябрь – период глубокой осени. Издавна в народе говорят: октябрь – грязник. Почему его так называют?
ДЕТИ: отвечают… ( перечисляют приметы октября) Часто идут моросящие дожди, на улице грязно и неуютно, холодно, дуют порывистые ветры, погода пасмурная.
УЧИТЕЛЬ: В нашем музыкальном путешествии нам помогут картины художника Исака Левитана, они очень точно отражают и передают настроение и красоту осенних пейзажей.
Когда вы будете слушать музыку П.И. Чайковского, не забывайте отметить в таблице кто исполняет это произведение оркестр или солист, если солист то нужно записать инструмент на котором он играет.
2 видеофрагмент
Дети смотрят видеоролик «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, какое настроение вызвала музыка. Запишите ответы в таблицу.
ДЕТИ: грустное, задумчивое настроение, немного печальное.
УЧИТЕЛЬ: Да, грустная музыка, печальное настроение. В мелодии преобладают грустные интонации – как будто вздохи.
Давайте ребята представим, что мы на прогулке в осеннем лесу у нас спокойное настроение и мы наблюдаем как падают листочки
Видеофрагмент дети делают гимнастику для глаз.
А затем небольшая физкультминутка.
Мы листики осенние,(качают руками)
На ветках мы сидим (присели, встали)
Дунул ветер полетели,(качают руками)
Мы летели, мы летели (кружатся)
И на землю тихо сели (присели, встали)
Ветер снова подбежал (подняли руки вверх, движение кистями)
И листочки все поднял
Закружились полетели (кружатся)
И на землю тихо сели. (присели, встали
УЧИТЕЛЬ: Мы послушали, музыку осени, а теперь давайте устроим настоящий концерт. Возьмем у руки наши инструменты и сыграем русскую народную песню «Во поле береза стояла».
(раздача музыкальных инструментов детям)
4 видеофрагмент Работа с группами детей
УЧИТЕЛЬ: Молодцы музыканты! Наше воображение опять перенесло нас в осенний парк вдруг подул ветерок. Попробуем изобразить ОСЕННИЙ ВЕТЕР.
10 слайд (гимнастика для дыхания и упражнение на дикцию)
1 упражнение на дыхание:
КЛАСС ДЕЛИТСЯ НА 3 ГРУППЫ:
ПЕРВАЯ ПРОИЗНОСИТ ЗВУК «Ч», ВТОРАЯ – ЗВУК «Ш», ТРЕТЬЯ – ЗВУК «Щ».
Произносим одновременно звуки от пиано к форте и обратно по руке учителя.
11 слайд
2 упражнение на дикцию - ШОРОХ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ.
Проговариваем стихотворение:
В ТИШИНЕ ЛЕСНОЙ ГЛУШИ ШЁПОТ К ШОРОХУ СПЕШИТ.
ШЁПОТ К ШОРОХУ СПЕШИТ, ШЁПОТ ПО ЛЕСУ ШУРШИТ.
ШУ-ШУ-ШУ ДА ШИ-ШИ-ШИ. ТИШЕ, ШОРОХ НЕ ШУРШИ,
НАВОСТРИ-КА УШИ, ТИШИНУ ПОСЛУШАЙ!
Второй раз стихотворение проговорить шёпотом, утрируя шипящие звуки.
УЧИТЕЛЬ: А сейчас мы с вами пропоем новую песню «Сарафан надела осень». Эта песня подходит для нашего урока. Она изображает красивую и нарядную осень.
Дети исполняют песню «САРАФАН НАДЕЛА ОСЕНЬ»
музыка Т. Попатенко слова И.Черницкой
УЧИТЕЛЬ: Ребята к какому характеру музыкальных пьес эта песня, по своей мелодии ближе к «Сентябрю» или «Октябрю»? Почему?
ДЕТИ: к «Осенней песне» т.е. «Октябрю» потому, что близки характеры мелодий и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Ребята мы с вами совершили путешествие вместе с музыкой осени. Понравилось вам наше путешествие?
А чем понравилась больше всего?
ДЕТИ отвечают.
4.Домашнее задание:
УЧИТЕЛЬ: Нарисуйте дома картину осени, которая представлялась вам, когда вы слушали музыку П.И. Чайковского.
- Самооценка:
УЧИТЕЛЬ: Сегодня я хочу, что бы поставили себе за урок оценки сами.
6.Рефлексия.
УЧИТЕЛЬ: Ребята. На ваших столах лежат вырезанные изображения листьев разного цвета. У меня к вам просьба, поднимите вверх листочки только подумайте какого цвета
-если вам было интересно, листочки пусть будут оранжевыми;
-если вам было скучно на уроке – серого цвета;
УЧИТЕЛЬ: Ну что ж, осень постаралась и порадовала нас прекрасным листопадом. Эти листочки вы вклейте себе в тетрадь на страничку «Музыка осени»
Выход из класса под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песня».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Учебно-методический комплект «Музыка 2 классы» Т.И. Баклановой
АСТ «Астель», 2013 г.
2. Фонохрестоматия для 2 класса М., Просвещение, 2013 г.
3.Учебник «Музыка.2 класс» Т.И. Баклановой, АСТ «Астель», 2015 г.