Конспект урока
Технологическая карта
Предмет: Окружающий мир
Программа: «Школа России»
Автор: А.А. Плешаков
Класс: 1
Тип урока: урок открытия нового знания
Ф.И.О.Егорова Надежда Владимировна
Тема
Почему радуга разноцветная?
Цель урока:
Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.
Образовательная: формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления.
Задачи урока:
Образовательные:
-формировать первоначальные представления о цвете;
- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
Развивающие:
- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки,
- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя
Планируемые результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять, как образуется радуга, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.
Метапредметные:
Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета
Личностные УУД: Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Основные понятия
Природные явления: солнце, дождь, радуга.
Межпредметные связи
Литературное чтение, технология
Ресурсы:
Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41, А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27
Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение
Форма организации учебной деятельности (ФОУД)
Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Цели:
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального фона
Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
Мотивация учащихся к учебной деятельности
проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
-На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
-Мы хороший, дружный класс?
- Да! И всё получится у нас!
Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.
Подготовка рабочего места
II. Актуализация знаний.
Используя приём «яркое пятно» (стихотворение), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природном явлении - радуга.
На прошлом уроке мы изучали тему Звуки.
-Закройте глазки.
-Послушайте, что это за звуки?
(Сверчок, шум ветра, дождя).
– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо …
Какое?
Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)
(На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)
Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.
III Сообщение темы и целей урока.
Постановка проблемного вопроса:
-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (радуга)
– Дети, кто из вас видел радугу?
- Какое настроение было, когда ты увидел радугу?
Чтение стихотворения
Летний дождь прошел с утра,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
- Сколько цветов у радуги? (Семь)
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?
(Семицветная дуга)
– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.
- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной
А хотели ли бы узнать?
Тема: Почему радуга разноцветная?
-Какую цель поставим?
-Нам помогает слово узнать.
Цель: узнать почему радуга разноцветная.
-Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
-Будем работать дружно. слажено, то на переменке вас будет ждать сюрприз.
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
-У нас проблема, мы не знаем почему радуга разноцветная
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная?
Как вы думаете?
( Предположения детей)
Побуждающий диалог
IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации
- Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями
и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?"
Фильм ( 3 мин.)
- Все ли слова понятны?
- Да, сложные были слова, но вы смогли найти ответ на поставленный вопрос ?
-На что попадают в небе солнечные лучи?
(На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами?
(Распадаются на разноцветные лучики.)
-Что при этом образуется? (Радуга).
-Кто главный “художник” в природе? (Солнце)
V.Физминутка
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
VI .Первичное закрепление
Работа по учебнику с.41
Чтение объяснения Мудрой Черепахи.
- Посмотрите на картинку на с.41
- Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают)
- Как думаете, что они хотят получить? (радугу)
- Может у них получиться радуга?
-Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей)
- В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.
- Ребята, а у меня ещё к вам вопрос:
«Как запомнить цвета по порядку и очень быстро?»
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:
“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”
– По первым буквам слов и запоминаются цвета.
(на доске постепенно появляются – цветные слова)
Повторение и заучивание этой фразы.
VII. Закрепление Работа над проектом
(в группах)
Отвечают на вопросы учителя.
Делают выводы. Практическая работа.
Работа в тетради с. 27, №2
- Что надо сделать, прочитайте задание.
(Разукрасить шарики радужных человечков)
Разукрасьте шарики, а подсказка на доске.
-Оцените работу.
(взаимопроверка)
Выбор проекта, обоснование.
– Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.
б) Выбор материалов и инструментов.
– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)
– нам сегодня подходит ?
в) Планирование проекта.
– Работать будем в группах. У каждой группы картинка.
(картинки- город, луг, река)
Создайте свою радугу. Сколько дуг будет у вашей радуги? (7)
Учитель (читает стихотворение).
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга.)
– Можешь их нарисовать? (Да.)
г) Практическая работа.
(Дети самостоятельно конструируют радугу из цветных полосок бумаги.)
д) Защита проекта.
– У кого же получилась самая настоящая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)
Оцените работу
1 ряд – 3 ряд
2 ряд – 1 ряд
3 ряд – 2 ряд
Вопросно-ответные.
Беседа.
Практичес-кие.
Работа в парах.
Работа в группах
Физминутка для глаз
Обобщение
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Проведение теста.
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают
“да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Проверка по ключу на доске.
- Поднимите руки,кто не ошибся.
-У кого 1-2 ошибки.
IX. Итог урока.
- А вы помните, какая была у нас тема урока?
- Какая цель ?
Узнали почему радуга разноцветная?
- Как и когда появляется радуга?
-Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке?
-(На уроках труда, изобразительного искусства.)
В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о радуге.
- Раскрась смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке.
-Спасибо.