kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Ручная художественная вышивка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Ручная художественная вышивка. Вышивка швом крест.

Цели и задачи урока:                                                                                                                                          а) расширить знания о вышивке; повторить материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивки;  повторить  правила безопасности при работе с иглами и ножницами, организацию рабочего места; научить вышивать швом «крест»;                                                                                                                         б) воспитывать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества, восстановление традиций;       в) развивать умение выполнять творческие работы; развивать усидчивость, точность в работе, самостоятельность, аккуратность.                                                                  

Межпредметные связи: русский язык и литература, история, математика.

Наглядные пособия: * выставка работ, книг и журналов по вышивке.

*стенды «Орловский спис» и «Русский народный костюм»;

*рисунки и фото с видами ручной вышивки, с вышивками известными в нашей стране;

 *таблица «Знаки-символы»;

*схема полотняного переплетения;

*образцы тканей и канвы  для вышивки крестом;

*образец оформления вышивки-открытки;

*таблица «Выполнение шва «крест» в трех направлениях»;

*планшет для показа техники выполнения шва «крест» в один и два приема;

Раздаточный материал: индивидуальные схемы птицы; инструкция по технике безопасности и организации рабочего места, учебник «Технология», тетрадь.                                                                                                     Канва, мулине, пяльцы, игольница, ножницы, линейка.

                                                 План урока.

  1. . Оргмомент.
  2. . Повторение.
  3. . Изучение нового материала.
  4. . Практическая работа.
  5. . Итог урока.

                                                   Ход урока.

  1. . Оргмомент.

Посмотрите направо, налево, на лоску, на меня.

Как самочувствие, настроение.

Проверим готовность к уроку. (Тетрадь, дневник, учебник…)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из самых древних видов         декоративно-прикладного искусства - вышивкой.   

Тема нашего урока: «Ручная художественная вышивка».

Записали в тетрадях число, тему урока.

Сегодня на уроке мы а) прослушаем доклады о вышивке,

б) повторим изученное раньше,

в) повторим правила техники безопасности, организации рабочего места,

г) научимся вышивать швом «крест».

II. Повторение.

На перемене вы посмотрите экспонаты выставки.

Понравилась вам она?

1. Какие изделия могут быть украшены вышивкой? (занавески, наволочки, сувениры, …)                                    Мы будем вышивать вручную.

2. Какие два способа вышивки существуют? (Вручную и машинным способом.)

3. Что служило материалом для вышивки в разное время? (Жилы животных, хлопчатобумажные, льняные, шелковые, искусственные и синтетические нити, а также  жемчуг и драгоценные камни, бусы, бисер, блестки, золотые и медные монеты и т.д.) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Ручная художественная вышивка. »



Тема: Ручная художественная вышивка. Вышивка швом крест.

Цели и задачи урока: а) расширить знания о вышивке; повторить материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивки; повторить правила безопасности при работе с иглами и ножницами, организацию рабочего места; научить вышивать швом «крест»; б) воспитывать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества, восстановление традиций; в) развивать умение выполнять творческие работы; развивать усидчивость, точность в работе, самостоятельность, аккуратность.


Межпредметные связи: русский язык и литература, история, математика.


Наглядные пособия: * выставка работ, книг и журналов по вышивке.

*стенды «Орловский спис» и «Русский народный костюм»;

*рисунки и фото с видами ручной вышивки, с вышивками известными в нашей стране;

*таблица «Знаки-символы»;

*схема полотняного переплетения;

*образцы тканей и канвы для вышивки крестом;

*образец оформления вышивки-открытки;

*таблица «Выполнение шва «крест» в трех направлениях»;

*планшет для показа техники выполнения шва «крест» в один и два приема;


Раздаточный материал: индивидуальные схемы птицы; инструкция по технике безопасности и организации рабочего места, учебник «Технология», тетрадь.

Канва, мулине, пяльцы, игольница, ножницы, линейка.

План урока.

I. Оргмомент.

II. Повторение.

III. Изучение нового материала.

IV. Практическая работа.

V. Итог урока.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Посмотрите направо, налево, на лоску, на меня.

Как самочувствие, настроение.

Проверим готовность к уроку. (Тетрадь, дневник, учебник…)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства - вышивкой.

Тема нашего урока: «Ручная художественная вышивка».

Записали в тетрадях число, тему урока.





Сегодня на уроке мы а) прослушаем доклады о вышивке,

б) повторим изученное раньше,

в) повторим правила техники безопасности, организации рабочего места,

г) научимся вышивать швом «крест».

II. Повторение.

На перемене вы посмотрите экспонаты выставки.

Понравилась вам она?

1. Какие изделия могут быть украшены вышивкой? (занавески, наволочки, сувениры, …) Мы будем вышивать вручную.

2. Какие два способа вышивки существуют? (Вручную и машинным способом.)

3. Что служило материалом для вышивки в разное время? (Жилы животных, хлопчатобумажные, льняные, шелковые, искусственные и синтетические нити, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы, бисер, блестки, золотые и медные монеты и т.д.)

4. Итак, подведем итог вышесказанному, попробуйте дать определение вышивке.

Что называется вышивкой? (Вышивкой называется украшение изделий выполненное *нитками и другими материалами; *вручную с помощью иглы или машинным способом.)

- Давайте послушаем доклад, составим и зададим по нему вопросы.


Доклад «Чтоб было приданное - крепкое, не драное».

- С какого возраста на Руси начинали обучать ребенка вышивке? (с 4-5 лет)

-К какому возрасту крестьянская девочка должна себе приготовить приданное? (К 15-16г.)

- Когда из девичьего приданного устраивали выставку?

- О каких качествах девушки рассказывали рукотворные вещи? (О трудолюбии, усердии, терпении. Всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная, умелая хозяйка)

Русский народ сложил очень много мудрых пословиц о труде, трудолюбии, о людях труда.

5. Из слов написанных на доске составьте пословицу.

4 2 5 3 1 6

А птица, девица, перьями, красна, умением.

- Какие еще пословицы о труде вы знаете?

Доклад «Символическое значение узоров».

- Кто в древности считался посланницей солнца, тепла, света, символом счастья и радости? (Птица, сулившая наступление весны, урожая я богатства)

Вышивку птицы и сейчас часто используют для украшения изделий. Посмотрите различные варианты исполнения.

Эта птица выполнена…

Показ вышивок: для отделки этих салфеток использованы счетные швы «крест» и «роспись». Эти птицы вышиты «Александровской» гладью, эта - тамбурным швом, эта-Владимирскими швами (верхошвами).

Ручную вышивку можно разделить на 2 вида.



Виды ручной вышивки.

По рисованному контуру Счетные швы

гладьевые швы, владимирские Сквозные На поверхности ткани

швы, (верхошвы), простейшие горьковский гипюр набор

и контурные швы крестецкая строчка счетная гладь

цветная перевить косая гладь

строчевые вышивки крест мережки полукрест (роспись)


6. С какими простейшими и контурными швами вы познакомились в 5 классе? (Тамбурным, стебельчатым, «вперед иголка», «назад иголка» и другими)

Открыли учебники 6 класса стр.115 (рис.60-63)

Запишем в тетрадях:

Счетные швы на поверхности ткани с полотняным переплетением: крест, роспись (полукрест), набор, счетная гладь, косая гладь, косая стежка.

7. Почему эти швы называются счетными? (Они выполняются по счету нитей в тканях с полотняным переплетением)

Швом набор выполняется вышивка Орловский спис, которым знаменит наш край.

8. Какой счетной вышивкой знаменит наш край? (Орловский спис)

9. Каким швом он выполняется? (Швом набор)

Послушаем доклад о вышивках нашей страны.

На следующий урок подготовьте сообщения о вышивках, которыми знаменита наша страна (Орловский спис, Александровская гладь, рязанская вышивка, горьковский гипюр, крестецкая строчка, цветная перевить, золотое шитьё и т.д.).

10. Что собой представляют нитки? (Скрученные волокна)

11. Какие по происхождению бывают волокна?

12. От чего зависит выбор ниток? (От материала)

Мы будем вышивать нитками мулине в 2 сложения.

13. Какой длины должна быть нитка при вышивании? (40-50 см, от пальцев до локтя)

14. Какую пословицу мы должны помнить, отрезая нитку для шитья? (Длинная нитка - ленивая швея. Длинной ниткой шить - далеко от мамы жить.)

=Нитки для вышивания надо приобрести разных цветов, в большом количестве, чтобы подобрать нужное сочетание цветов. Хранить их надо в специальной коробочке,

заплетать в косу не надо, т.к. под влиянием цветов меняются оттенки нитей. Перед началом работы нужно проверить прочность окраски нитей.

15. Как проверить прочность окраски нитей?

16. Что надо делать, если они красятся? (Закрепить уксусом)

17. Из чего состоит ткань? (Из переплетающихся между собой нитей основы и утка)

=Вышивку крестом выполняют на плотной ткани с полотняным переплетением.

(в ней нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке) или на ткани с нанесенным для вышивки рисунком, или на канве. Показ.





Канва– это специальная ткань, ее структура представляет собой клетки, предназначенные для проколов иглы.

Посмотрите на свою канву.

18. Как можно обработать срезы канвы, чтобы они не осыпались?

19. Посмотрите на доску. Какой инструмент необходимый для вышивки зашифрован здесь? (Пяльцы)

20. Как называется операция закрепления ткани в пяльцы? (Запяливание)

21. Для чего вышивальщицы в работе используют пяльцы? (Для удобства, чтобы не стягивать работу)

-Когда ткань запяливают в пяльцы нужно следить за тем, чтобы она не перекосилось и была хорошо натянута. 22. Отгадайте загадку. – Одноглазая старушка узоры вышивает. (Игла)

23. Какие иглы нам понадобятся сегодня на уроке? (Иглы средней длины с большим ушком и тупым концом) Показ.

-А почему ушко должно быть большим?

24. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при работе с иглой?

25. А вот вам ещё загадка. Маленькая головка, тысяча глаз (Наперсток.)

26. На какой палец надевают наперсток? (На средний палец правой руки)

27. Для чего он нужен? 28. Вот вам загадка. - Инструмент бывалый, не большой, не малый. Он и режет, и стрижет. (Ножницы) (2 конца, 2 кольца, посередине – гвоздик).

29. Какие ножницы лучше использовать для обрезания ниток при вышивании?

(Маленькие с загнутыми концами)

30. Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.

31. Перечислите материалы, приспособления и инструменты, необходимые для вышивания. (Нитки, ткань; иглы, ножницы, пяльцы, утюг; рисунок (бумага, калька, копировальная бумага), карандаши, ластик, сантиметровая лента (линейка))

=Чтобы сохранить свое здоровье, чтобы нам удобно было работать, необходимо соблюдать правила работы.

32. Какие правила гигиены и организации рабочего места необходимо выполнять.

33. Придумайте вопросы по теме «Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивки». Обмен вопросами (игра в лото).


III. Изучение нового материала.

Вышивка крестом издавна известна многим народам. Крест часто встречается в украинских, белорусских, литовских, эстонских, рязанских, тамбовских, горьковских художественных вышивках и в вышивках северных областей. Демонстрация.

Крест косой односторонний состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков. Выполняется в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в один (в современных) или в два приема (в старинных народных вышивках). Показ.

Учебник стр. 117 рис. 69 а, б, в.





а) Посмотрите, как выполняется шов «крест» в 1 ход.

Нитку закрепляем в левом нижнем углу клеточки и ведем ее по диагонали в противоположный угол. Получается половинка крестика.

Нитку выводим на лицевую сторону в нижнем (или верхнем) углу клеточки и заводим по диагонали в противоположный угол. Крестик готов.

б) Посмотрите, как выполняется шов «крест» в 2 хода.

Шов выполняется слева направо. Нитку закрепляем в левом нижнем углу клетки и ведем ее по диагонали в противоположный угол, затем вводим в левый нижний угол другой клетки, и так необходимое число раз. На обратном ходу делаем ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.

*Нитку закрепляем обычным способом (с изнанки несколькими мелкими стежками швом «вперед иголка» или «назад иголка»).

* На изнанке должны проходить ровные полосы, параллельные друг другу.

* Верхние стежки должны лежать в одном направлении.

Учебник стр. 117 рис. 69 а. Контроль качества стр. 117, 2 образец.

=Как вы узнали из доклада, посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости в древности считалась птица, сулившая наступление весны, урожай, богатство. Поэтому сегодня на уроке мы будем вышивать птицу – символ счастья и радости, а на следующем – оформим свою вышивку в открытку.

Посмотрите различные варианты вышивок с изображением птицы. Показ.


IV. Практическая работа.

1. Определение размера вышивки.

а) подсчитайте количество клеток рисунка:

в высоту-

в ширину-

б) подсчитайте, сколько клеток входит в 1 см канвы:

мелкая в 1 см-6 клеток

крупная в 1 см-4 клетки

в) размер вышивки:

количество клеток рисунка разделим на количество клеток канвы в 1 см (т.е. на 6 или на 4)

2.Определение центра канвы, рисунка.

а) Как? (Можно сложить, или измерить с помощью линейки), (На рисунке есть стрелки центра или по линейке)

3.Определение начала работы.

(Отсчитали на канве 5 клеток (полосок) от центра влево и поставили точку. Это начало 1 ряда туловища)

4. Вышивка 1-ого ряда

Сделаем взаимопроверку. Показ ошибок и правильных работ.

5. Вышивка швом крест по схеме.

V. Итог урока:

Показ работ. Оценки за урок (активность, громкость речи, доклады). Задание на дом.




Оформление доски.

Ручная художественная вышивка. Вышивка швом «крест».

4 5 2 6 3 1

А девица птица умением перьями красна

Виды ручной вышивки.

Счетные швы. По рисованному контуру.

Сквозные На поверхности ткани


Счетные швы на поверхности ткани: крест, роспись, набор, косая стежка, счетная гладь.

Оформление полок.

1. Выставка работ.

2. Выставка книг и журналов по вышивке.

3. Фото и рисунки с видами вышивок и изображением птицы.

*Строчевая сетка. Горьковский гипюр.

*Крест. Набор (стенды «Орловский спис», «Русский народный костюм»)

*Александровская гладь, Владимирские швы (верхошвы), тамбурный шов.

4. Таблица «Знаки-символы» (к докладу «Символическое значение узоров»)

Оформление стола учителя.

1. Образец оформления вышивки-открытки (паспарту).

2. Схема полотняного переплетения.

3. Образец тканей и канвы для вышивки «крест».

4. Образцы ниток.

5. Инструменты для вышивки (игла, пяльцы, наперсток, ножницы).

6. Приспособления (утюг, клей, линейка).

7. Таблица выполнения шва «крест».

8. Планшет для показа техники выполнения шва крест.


На столах у учеников.

1. Инструктаж по т/б, организации рабочего места.

2. Учебник 6 класс

3. Тетрадь, дневник.

4. Материалы, приспособления, инструменты для вышивки.


Д/з к уроку: повторить 5 класс вышивку, т/б, организацию рабочего места, пословицы.

Доклады: «Чтоб было приданное-крепкое, не драное». «Символические значения узоров».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока. Ручная художественная вышивка.

Автор: Кононенко Лариса Витальевна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Разработка конспектов факультатива "Культура Поволжья" "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-konspiektov-fakul-tativa-kul-tura-povolzh-ia"
    ["file_id"] => string(6) "136146"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417035923"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока по теме ковровая вышивка "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kovrovaia-vyshivka"
    ["file_id"] => string(6) "149184"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420000891"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Разработка урока по технологии "Художественная отделка изделия. Обработка накладного кармана" "
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-khudozhiestviennaia-otdielka-izdieliia-obrabotka-nakladnogho-karmana"
    ["file_id"] => string(6) "157107"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421532437"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему: "Декоративно-прикладное искусство" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "110101"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405532653"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока технологии на тему "Производство гобелена""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-na-tiemu-proizvodstvo-ghobieliena"
    ["file_id"] => string(6) "249023"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446815125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства