Народные традиции Борисовского края
Автор Жегулина Алина Сергеевна
Народные традиции Борисовского края
Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, отражающие представление мастера об окружающем мире.
Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастеров передавались от отца к сыну. Это и керамика, и резьба по дереву, и аппликации из меха, войлока или тканей различных фактур и расцветок, и инкрустация из соломки, и вышивка, и чеканка по металлу, и плетение из бересты и лозы, и украшения из бисера и многое другое.
Любой край, область, даже небольшое село, по-своему неповторимы. В каждом месте – своеобразная природа с присущими ей только красками, музыкой, звуками.
Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего возраста у ребёнка развиваются чувства, черты характера, которые связывают непосредственно со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке, национальных песнях и танце, в музыке, художественной деятельности.
Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живёт историческая память, и плодоносят те корни, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение её цельности и полноты, миропонимания и особого «лада» внутреннего мира людей старшего поколения.
Это их трудом и талантом, талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная народная художественная культура края, и как дар Божий данная нам сегодня в богатстве и многообразии народной одежды, пластике танца и линии орнамента, песни и музыке, мудрости слова, праздника и обряда. Культура, которая в самые трудные для Отечества времена была для жителей края источником гражданского самосознания, школой нравственного и патриотического воспитания, связующим звеном дней нынешних и дней минувших.
И пока живут и здравствуют на Белгородчине самобытные певцы и музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства, люди, почитающие обычаи и традиции предков, и пока жива у нас жажда познания, не иссякнет кладезь народной художественной культуры края.
Народное искусство во всём многообразии его проявлений - это великая память народа, «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее.
Данная тема «Народные традиции Борисовского края» направлена на воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту, и все свои достижения передает нам в наследство.
В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Красота родной природы, особенности быта русского народа предстают детям живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение в обучении детей дошкольного возраста декоративной деятельности.
Борисовская керамика, игрушка и другие виды декоративно – прикладное искусство местного края Белгородской области в силу доступности содержания и узора, украшающего её, должна быть использована в системе общевоспитательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края, такого как Борисовская керамика, постепенное введение в жизнь ребенка новых видов народного искусства и сравнение их между собой, позволяет эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края.
При знакомстве с особенностями декоративно-прикладного искусства Борисовских мастеров, у детей формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы используя элементы борисовской росписи, раскрывается художественная выразительность и особенность данного народного искусства.
Многие существующие программы для дошкольных образовательных учреждений направлены на знакомство детей дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством России, но часто воспитатели и дети испытывают затруднения в нехватке информации и наглядного материала о региональных народных промыслах. Возникает потребность получить более подробные сведения о декоративно – прикладном искусстве местного края, и его местонахождении.
Собранные сведения о Борисовских традициях, помогут будущим педагогам дошкольных учреждений доступно знакомить детей с Борисовской керамикой и традициями как народным декоративно – прикладным искусством Белгородской области.
1.1. Исторические и современные материалы о Борисовской керамике
Среди бескрайних просторов Черноземья, на святом Белогорье, недалеко от русско–украинской границы и в 40 км от Белгорода находится живописный поселок Борисовка, образованный в 1695 году.
С 1705г. Борисовка становится центром богатейшей южной вотчины Шереметьевых.
По описанию краеведов Борисовка была самым многолюдным поселением Российской Империи, в котором насчитывалось до 25 тысяч жителей. Это известное на всю Россию село было одним из самых знаменитых центров художественных ремесел разных видов народного искусства.
О том, что гончарное производство было очень развито в наших Белгородских местах, можно читать в исторических хрониках. Поскольку предметы каждодневной необходимости: одежда, домашняя и хозяйственная утварь, орудуя труда - изготавливались своими руками - это не могло сказаться на развитии традиционных промыслов и ремесел Белгородчины.
Согласно данным земских статистических сборников, отчетов губернаторов Курской и Воронежской губерний конца 18-начала 19 веков, в середине прошлого столетия целые селения края специализировались по отдельным промыслам и ремеслам.
Одним из самых древних промыслов края - гончарное производство - был наиболее распространен в Борисовке, Белгородском и Новооскольском уездах. По свидетельству же археологов, глиняные горшки из обожженной глины были распространены на территории региона повсеместно еще в новокаменном веке. Обломки этой первой посуды имеются в музеях Белгорода.
С начала XVIII века широкую известность слободе Борисовка Белгородской области принесли иконописный и гончарный промыслы, которые всячески поддерживались губернаторским земством, свидетельством чего явилось открытие на базе «рисовальной» школы.
Одним из старейших в Борисовке был гончарный промысел и с начала XYIII века он становится одним из развитых. Промысел развивался благодаря наличию достаточно крупных месторождений пригодной для изготовления посуды глины.
В конце XIX века в Борисовке насчитывалось более 100 дворов, принадлежащих гончарам. Борисовские гончары, в отличие от мастеров Курской губернии жили исключительно промыслом, забросив свои земельные наделы. Большая часть гончаров работала всей семьёй.
Труд гончара был очень тяжелым. Работали на дому. От сырой глины в доме была постоянная сырость. Печь для обжига - это пыль от угля, которым она топилась. Красящие вещества, наш мер, свинец - это плохо для легких и форму горшка, подставки, крынки... (свистки и игрушки в основном делали вручную). С круга предметы ставились на полки для «сырой» просушки дней на семь. Перед обжигом посуду смазывали дегтем и перекаленным свинцом и обжигали. Обжиг шел чаще на улице или в специальном помещении.
Основные инструменты: крут, фартук, кусок тонкой проволоки с ручками по краям, которым «снимали» изделие с круга. Дополнительное сырье - свинец и деготь для полива - приобретался в лавках: деготь пять копеек за пуд, свинец три - четыре рубля за пуд (шестнадцать килограмм).
Темп производства был высокий: семьдесят - сто горшков в день, тогда как в других селениях тридцать пять - пятьдесят. В Борисовке промысел достиг уровня художественного и стал называться «художественной керамикой», имеющей свою сложную технологию.
Глин было более десятка: глина красная, глина краснояружская, нефелиновый концентрат, огнеупорная (Веселовская) глина, глазурная фреза (малосвинцовая глина), другая глазурная фреза (бессвинцовая глина), керамические пигменты и окиси металла и соли и т.д.
С годами были созданы другие глазури и краски, необходимые для производства керамики, в том числе и художественной.
Усовершенствовалась технология производства и процесс декорирования изделий.
Работая с семьей, гончары нанимали рабочих. Платили наемным рабочим сто рублей в год при «столе», то есть «хозяйских харчах» и «жилье». Если не могли вывозить горшки на ярмарку сами, отдавали «лошадиным». За лошадь надо было платить четыре - шесть рублей в неделю. А если «лошадиные» вывозили сами - по рублю - полтора с проданной сотни. На воз грузилось от ста пятидесяти до двух сот горшков. Воз распродавался в течение одной -полутора недель. Стоимость зависела от размеров горшков, макитр, глечиков. Горшки шли от двух до восьмидесяти копеек за штуку, макитры - от трех до пятидесяти, миски - от трех до пятнадцати, кувшины - от двух до десяти. Часто товар менялся на продукт: рожь, пшеницу. Самое благоприятное время продажи - начало зимы. Например, воз горшков шел за двадцать пять пудов пшеницы, а пшеница в лавках той же Борисовки продавалась за тридцать -пятьдесят копеек за пуд. Годовая выручка скупщика товаров колебалась от пятидесяти до ста рублей.
Фабрика художественной керамики начиналась с маленького цеха при районном промкомбинате. Стоял этот цех в виде небольшой хатенки. Работали там два мастера, делали кринки для молока, для теста горшки.
Впоследствии производство оформилось до уровня общественного: была создана артель «Свобода», позже гончарная мастерская, еще позже в 1968 при Борисовском промстрое - гончарный и майоликовый цеха которые изготовляли посуду, заказы образцов художественной кухни с ангобной росписью и, наконец, в 1969г.- фабрика художественной керамики.
С 1970 года начал выпускать свою продукцию гончарный цех и Борисовская фабрика художественной керамики стала существовать как отдельное предприятие.
Предприятие ООО «Борисовская керамика» основано в 1969 году, занимается производством и реализацией керамических и гончарных изделий. Фабрика является членом Ассоциации народно-художественных промыслов РФ. На протяжении 38 лет был сохранен и постоянно развивался гончарный промысел, а так же производство майоликовых изделий, как сувенирного, так и хозяйственно — утилитарного назначения.
Первым директором был Мироненко Виталий Васильевич, на долю которого легла самая тяжелая миссия становления предприятия. Первыми помощниками и соратниками во всех начинаниях были главный инженер Прокопенко Иван Иванович, мастер Казанцев Иван Иванович, а также несколько рабочих - это Кожина В.И., Поливан О.Д., Беседина Н.Ф., Шаповал Н.П. и др., в дальнейшем ставшие мастерами своего дела, и посвятившие всю свою жизнь обучению керамическому ремеслу, так как всем профессиям и тонкостям работы с глиной обучали на производстве. В этот период фабрика выпускает широкий ассортимент гончарных и майоликовых изделий - кувшины, кружки, бокалы, питьевые и винные наборы, вазы, цветочники, а также сувениры, игрушки, подсвечники.
Приёмы формообразования и ассортимента на Борисовской керамике основываются на традиционных формах глиняной посуды, издавна бытовавшей в этом районе, разработкой и внедрением в производство новых видов изделий занимался художник Агафонов Юрий Петрович.
С 1978 года многие изделия, производимые на Борисовской фабрике, отнесены к изделиям народных художественных промыслов Художественным советом Белгородской области.
В «лихие 90-е» Борисовской керамике пришлось несладко: боровшееся с бытовыми невзгодами население страны утратило интерес к художественным изделиям, и предприятие, как и многие другие, было вынуждено значительно сократить объемы производства. Частая смена собственников, постоянные задержки заработной платы, нехватка оборотных средств, привели к тому, что еще пять лет назад на предприятии осталась лишь группа наиболее стойких и преданных своему делу работников, ютившихся в малопригодном для производства помещении и старавшихся на изношенном оборудовании заниматься любимым делом. В последнее время общими усилиями областной и местной власти, а также нового собственника, предприятие серьезно преобразилось, произошли качественные изменения в процессе производства.
В 2006 - 2010 годах на Борисовской керамике проведено серьезное обновление основных фондов, ручной труд в значительной степени заменен станками-полуавтоматами для механической формовки изделий, которых приобретено и установлено 18 единиц, готовятся к запуску до конца 2010 года еще 5 станков и 2 автоматические линии. С целью улучшения качества изделий изменена технология приготовления глиняной массы, для чего приобретены и запущены в производство три вакуум-пресса, насосы и фильтр-пресс массоприготовительного участка. Вместо старой 2-х канальной печи для обжига построены и запущены в производство 3-х канальная и 4-х канальная печи. За эти годы построены и введены в эксплуатацию два новых производственных цеха: под участок глазуровки и участок упаковки, начато строительство нового склада, восстановлено завалившееся здание майоликового цеха. Для увеличения производительности труда и улучшения характеристик продукции, совместно с БелГТУ им. В.Г.Шухова проводятся опыты по изменению состава и свойств глиняной массы, также предпринимаются усилия по возрождению традиций лозоплетения в керамическом производстве.
Наряду с гончарным производством борисовские мастера художественной керамики осваивают изготовление майоликовых изделий. Это та же керамика, только делают ее не ручным способом, а с помощью гипсовых форм, в которые заливается жидкая глина (гиликер).
Она оседает на стенках формы и через некоторое время форму раскрывают и получается красивая ваза, кувшин или кружка. Они обжигаются в печи, покрываются глазурью, снова обжигаются и становятся настоящими произведениями керамического искусства.
Сначала, чтобы получить это произведение, над его созданием работают художники. Есть сегодня на фабрике музей, где богатейшие традиции народных промыслов России представлены в работах не только старых мастеров, но и в творчестве современных художников - керамистов Ю.П.Агафонова, Е.Э.Бекетовой, Е.В.Кардеевой, И.В.Семихиной (Приложение 1).
Фабрика начинает специализироваться на выпуске и реализации художественно-декоративных изделий из керамики. Эта продукция поступает в торговую сеть и продается не только у нас, но и за рубежом. К примеру, спрос на борисовскую керамику был не только в социалистических странах, таких как Германия, Польша, а эти изделия продавались даже в Японии.
Борисовские мастера демонстрировали свое искусство в изготовлении маленьких стопочек, из которых пьют ракшо (болгарскую водку), коньяк и т п. Пришло время обменяться сувенирами. Наши туристы достали пивные кружки, сделанные на своей фабрике. Изумлению болгарских керамистов не было предела. Они были поражены не только красотой этих кружек, но и их убедительными размерами. «Что же у вас за производство и сколько таких кружек оно может выпускать за смену?» - спросил кто-то из болгарских рабочих. Тогда технолог Борисовской фабрики рассказал о своем производстве и о коллективе. Этот разговор продолжался часа два, а когда он закончился болгары сказали: «Мы знаем, что у вас в России и экономика, и промышленность находятся на высоком уровне. Но никогда не думали, что производство керамических изделий можно поставить на поток, сохранив при этом индивидуальный стиль каждого художника. Нам очень хотелось бы побывать на вашей фабрике, перенять ваш опыт. Мы будем просить свое руководство, чтобы оно послало хоть несколько человек к вам в Борисовку. Будем дружить, братушки!»
Были ли те болгары на фабрике, неизвестно. Но многие наши рабочие знают, как в 60-80-е годы они принимали у себя на фабрике самые различные делегации из многих стран мира. Предприятие тогда производило в год более 800 тысяч единиц только майолиновых изделий.
Постоянно работая над созданием новых видов керамических изделий, борисовские художники решили совместить глину с лозой. Поначалу возили свою продукцию в цех лозоплетения мебельной фабрики, где ее оплетали узорами из лозы. Сочетание этой лозы с керамикой создавало настолько неповторимый декоративный эффект, выявляя и подчеркивая красоту материалов, что вскоре руководство керамической фабрики создает при производстве участок лозоплетения. Это дало возможность сделать некоторые керамические изделия более красивыми и удобными.
Кроме этого, на фабрике работает экспериментальный участок, где выполняются спецзаказы, выпускается продукция в малых сериях с авторским клеймом. Это - подарочные изделия с изображением эмблем, с памятными адресными надписями.
В ассортимент выпускаемой продукции входят: горшочки для приготовления жаркого разных размеров и форм, кокотницы-жюльенницы, банки для хранения продуктов и овощей, гончарные кувшины и крынки, плошки и миски, кружки и чашки, чайные и кофейные сервизы, цветочники, а так же большое разнообразие сувенирных изделий.
Вся продукция изготовлена по специальной технологии из натурального и экологически чистого сырья-глины, с применением природных материалов и добавок, что позволяет при запекании, тушении, варении полностью сохранять в продуктах витамины, питательные вещества и ароматы, а также готовить пищу без использования жира. Приготовленные блюда в керамической посуде из красной глины - будет ещё вкуснее и полезнее. (Приложение 1).
В результате проведенных за последние пять лет мероприятий объем производства Борисовской керамики вырос более чем в три раза (с 35 тыс. до 130 тыс. изделий в месяц), количество работников также увеличилось, сегодня на предприятии трудится более двухсот человек. На сегодняшний день Борисовская керамика стала одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по объемам производства горшков для жаркого и запекания. Борисовская фабрика художественной керамики известна по всей Белгородской области и далеко за пределами нашей Родины и пользуется большим спросом.
1.2. Производство изделий Борисовской керамики
Борисовская керамика является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по производству горшков для жаркого и запекания. На предприятии трудится более двухсот человек, здесь работают потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь годы пронести секреты мастерства. Продукция завода широко известна как в Белгороде и Белгородской области, так и за ее пределами. Отличительной чертой Борисовской керамики являются: качество, долговечность и экологичность производства.
Для производства изделий Борисовская керамика использует экологически чистые материалы. Основой для создания глиняного черепка является красная глина, которую завод берет с местного месторождения. Поверхность изделий покрывается экологически чистой пищевой глазурью. В качестве красок используются природные материалы - это разновидности глин, которые при обжиге дают всевозможные расцветки. Для придания прочности глиняному черепку, все изделия проходят два обжига.
Уникальные свойства красной глины позволяют посуде Борисовской керамики обеспечивать «эффект запекания» или, как еще говорят, «эффект русской печи» при приготовлении блюд. Структура красной глины устроена таким образом, что при обжиге глиняной массы черепок не проходит стеклофазу и внутри него остаются крупные поры, которые при приготовлении пищи действуют как тепловой карман. Благодаря толстым пористым стенкам такой посуды, которые нагреваются очень медленно, пища как бы томится в горшочке, приобретая неповторимый вкус и аромат, при этом в ней сохраняются полезные свойства продуктов, а жиров при готовке можно класть по минимуму. Посуда Борисовской керамики может использоваться во всех типах современных печей, включая микроволновые и электрические, нельзя только ставить на открытый огонь.
В настоящее время ассортимент продукции составляет более двухсот образцов посуды и элементов декора, которые без сомнения станут исключительным украшением и незаменимым предметом обихода. Борисовская керамика - это вещи, которые хранят тепло и уют в каждом доме.
На предприятии существует полный цикл производства от подготовки глиняной массы до упаковки готовых изделий. (Приложение 2).
На массоприготовительном участке привезенная из карьера глина превращается в пригодную для производства изделий глиняную массу путем последовательного выполнения ряда технологических процессов: очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, разлома, просеивания через сита, дозирования и смешивания.
Керамическая масса в виде шликера приготавливается в барабанах. В них загружают глину, песок, воду, стекло, включают, барабаны вращаются, производя размол.
На гипсомодельном участке мастера своего дела изготавливают из гипса формы будущих изделий.
На участке отливки и оправки изделия формируются методом заливки жидкой глиняной массы в гипсовые формы с последующей выемкой осевшего на стенках формы изделия.
Получают гипсовые формы для литья изделий путём непосредственного снятия изделий с первичной гипсовой модели. В гипсовую форму заливают шликер, оставляя на 30-40 минут. Затем оставшийся шликер сливают, дают подсохнуть, и выжимают изделие из формы. Соединяют две половинки и сушат изделие в отдельных залах при определённой температуре в течение 2 -5 дней.
На участке механической и ручной формовки изделия производятся на ручных и полуавтоматических станках путем раскатки или выдавливания.
На шамотном участке производятся большие изделия из шамотной массы (массы крупного помола) путем выкладывания глиняной массы вручную по стенкам формы.
На гончарном участке изделия формируются старинным способом: вручную на гончарном круге.
На творческом участке мастера проводят творческую доработку изделий (художественная роспись, декоративная ручная лепка) и изготавливают сувениры ручной работы. Вся красота керамической посуды состоит в росписи. Она разнообразна и даёт хороший декоративный эффект.
Фландровка - роспись по гафрированному контуру.
Добавление в глазурь оксины металлов можно получить разнообразные ангобы: сернокислый кольбет - синий цвет, перекись марганца - коричневый, окись хрома -зелёный.
Элементы Борисовской росписи связаны с природой: прямая и волнистая линия, точка, цветок, завиток и т.д.
На участке росписи изделия становятся яркими и красивыми – искусные рисовальщицы расписывают узором каждую единицу.
После сушки, которая способствует повышению прочности, изделия проходят первый обжиг в печи на участке утильного обжига при температуре 860 °С. Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность. В процессе обжига керамическая масса приобретает стойкость. В печи загружают изделия при температуре 840 - 860 градусов - идёт утильный обжиг (3 часа). Поверхность керамического изделия покрывают глазурью - тонкой стекловидной плёнкой. На участке глазуровки изделия покрываются глазурью - тонким стекловидным слоем. Глазурь предохраняет черепок от механических воздействий, улучшает его гигиеничность, придает поверхности изделия лучший внешний вид
Заглазированные изделия снова помещают в печи (температура до 1000 градусов) на 2-3 часа - это политой обжиг. Изделие готово.
1.3. Традиции Борисовской иконописи
В летописях упоминается о наиболее ярком в отношении народного художественного творчества центре XVIII в. – слободе Борисовке, прославившейся иконописным искусством как наиболее древнем виде рукотворной деятельности, связанной с техникой живописного письма на дереве.
Широкую известность слободе Борисовка принес иконописный промысел, который начал развиваться в 18 веке на базе мануфактурного производства.
Ещё в 1714 году из Петербурга в Борисовку был прислан «маляр» Игнатьев для обучения местных жителей иконописному ремеслу. В зависимости от рода занятий художники делились на «личкунов» и «красочников». К первым относились те, кто писали только лица и руки, ко вторым – писали икону целиком. Первых, т.е. личкунов было немного, около 50, из которых высокого класса лишь 4. Икон ежегодно изготовлялось около трёхсот тысяч.
До начала 20 века обучение промыслу было на дому, т.к. работали иконописцы дома.
Рабочий день начинался с 3-4 часов, и длился до глубоких сумерек. Обучались обычно промыслу мальчики 11-12 лет, - у «личкунов» - 2-3 года, у «красочников» - 4-5 лет. В последние брали только грамотных, в первые – всяких.
Надо заметить, живописцы не придерживались традиций иконописи. Сюжеты на библейские темы изображались обычными приёмами живописи. Святых старались изображать в виде красивых людей в нарядных одеждах. Писавший икону пытался показать мир, который он видел, или хотел видеть таковым. Он не стремился к изображению каких-либо символов. Иконам была присуща декоративность, что особенно проявлялось в украшении большей плоскости икон разного рода цветами или орнаментальными композициями. Цвета использовались яркие. Художники любили изображать святых: Иоасафа, Георгия Победоносца, Богородицу.
Как отмечают летописцы 24 июля 1902 года в день св. князя Бориса, покровителя известной иконописной слободы Борисовки, при огромном стечении народа в Борисовке состоялось торжественное открытие учебной иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи. На следующий день прошло зачисление первых учеников и с 1 августа в школе-мастерской «начались правильные занятия».
«Правильные занятия» в разные годы существования мастерской (1902 – 1916) обеспечивали В.С. Богданов (1902 – 1916), А.О. Модоров (1902 – 1907), Н.М. Хренов (1909 – 1916), П.В. Гребенкин (1909 – 1916), Л.Д. Никольский (1903 – 1909).
К началу второго учебного года (1903 – 1904) на его место в Борисовку прибыл Леонид Дмитриевич Никольский, также кандидат Киевской Духовной Академии. Помимо Закона Божия, он читал курс церковной археологии и иконографии. При том, что детальных свидетельств о нём, как преподавателе, не сохранилось, заподозрить этого человека в ординарности невозможно. Широта его кругозора и эрудиции подтверждается фактом его командировки на Афон с целью изучения фресковой живописи.
Учиться нужно было 4 года, бесплатно, с бесплатной выдачей всех учебных принадлежностей. Принимались мальчики, окончившие двух или одноклассную школу в возрасте от 10 до 14 лет. Основными предметами школы было обучение стилей иконописи: Суздальской, Киевской, Московской. Изучались рисунок и живопись. Всего в школе работало 5 преподавателей. В 1905 году здесь учится 39, в 1910 – 16 учеников. Проработала она до 1914 года.
Упадок ремесла, завершившийся приходом атеизма основной идеологии революции, - завершился раньше. Сильно подорвала промысел «печатная икона» - икона, изготовляемая печатным станком.
Тем не менее, иконы пользовались большим спросом у местного населения и даже за пределами губернии по всей России. Иконы вывозились на ярмарки Украины, Кубани, Дона, Полтавщины. Доход от икон в конце 19 века составлял примерно 100 тысяч рублей в год от продажи.
Одновременно с иконописным промыслом развивался и иконообдельческий промысел в Борисовке и Алексеевке. Технология состояла в обрамлении иконы деревянной рамой и окладом, имеющим разные формы – от простого жестяного или из фольги до золотого или серебряного покрытия. Икона украшалась цветами из жести или просто цветами. Для украшения шли материалы: жесть, бусы, бумажные цветы, цветная бумага, клей, гвозди.
В 80-х годах 19 века этим промыслом в Борисовке занимались 150 человек. Чистый доход – 11-12 копеек на каждой иконе. Годовой заработок – 90-95 копеек.
Несмотря на то, что масштабы иконного производства и качество продукции Борисовки, в сравнении с такими признанными центрами позднего иконописания как Мстёра, Холуй и Палех выглядят менее убедительными и художественно интересными, эта слобода Грайворонского уезда Курской губернии со второй половины XIX в. играла более чем заметную роль в производстве икон, снабжая ими юг и юго-запад России. Помимо самой слободы, церкви которой были украшены работами местных мастеров, борисовские иконы наполняли курский и малороссийские рынки, и достигали Кавказа
В Киеве, во время поездок 1901 года изделия борисовских иконописцев стали предметом специального внимания С.Д. Шереметева, Н.П. Кондакова и В.Т. Георгиевского, командированных Комитетом попечительства о русской иконописи с целью изучения состояния иконописного дела в России3.
Во многих малороссийских и южных великорусских губерниях борисовские иконы были неотъемлемой частью храмового убранства и домашнего молитвенного обихода.
Известно также, что развозчики и продавцы борисовских икон завозили и сбывали их в Болгарии и Сербии. Такая обширная география распространения борисовских, главным образом, «подфолежных» (подризных) образов, должна была предполагать довольно внушительное число кустарей-иконников и более-менее высокую производительность труда. Действительно, в 1901 году в Борисовке иконописным промыслом занималось около 800 человек, а
В начале XX века с Борисовкой связывали надежды возрождения лучших традиций русской иконописи такие выдающиеся деятели отечественной культуры как Н.П. Кондаков, Н.В. Покровский, С.Д. Шереметев, а также все, кто способствовал и сочувствовал деятельности Комитета попечительства о русской иконописи по организации образцовых иконописных школ-мастерских. С учетом названных обстоятельств комплексное изучение истории иконописного промысла слободы Борисовки, по-видимому, является актуальной задачей исторической науки.
История ставила Борисовну на третье место среди крупнейших иконописных центров дореволюционной России. Можно отметить, что исторический путь борисовского иконописания, а в его лице и юго-западно-русского, в широком смысле не представляет собой исключительного случая и вполне укладывается в общероссийский контекст. Разделяясь на два периода - с начала XVIII до 1861 года и с 1861 года до Октябрьского переворота - этот путь оказывается всюду обусловленным социальными и экономическими особенностями истории России.
Возникнув в начале XVIII века в результате заселения вотчинных земель юго-западной окраины российского государства, иконописание слободы Борисовки имело несравнимо меньшие масштабы и традиции, нежели среднерусские центры иконописания, такие как Палех, Холуй и Мстёра. Между тем уже в конце XVIII - первой половине XIX века Борисовка с ее несколькими десятками иконописцев играла заметную роль в иконном производстве и потреблении юго-запада России, через свою иконную продукцию вообще - в духовной, психологической, этической и эстетической жизни народонаселения этой области страны. Местные и сторонние заказы, в том числе из-за пределов Курской губернии, торговля иконами на вывоз, известность, достигшая даже литературных страниц и рождавшая мифы - все это характеризует иконописание Борисовки как довольно развитое и самодовлеющее занятие, обеспечивавшее значительный прибыток и престиж своим исполнителям.
Примечательно, что число хороших иконников никогда не выходило за пределы названных нескольких десятков, что может свидетельствовать в пользу мнения о традиционной преемственности ремесла в семье, наследовании «иконного малярства» от отца к детям. В связи, с чем можно предполагать протяженную генеалогию лучших иконописцев Борисовки.
Период борисовского иконописания - 1860-е - 1910-е годы - прежде всего, связаны с социальной реформой 1861 года. Отмена крепостного права породила ряд причин, действие которых способствовало быстрому развитию промысла и его превращению в массовое занятие. Однако этот процесс сопровождался профанацией ремесла, разделением иконописцев на две ветви - «красочников» и «личкунов». К 1905 году количество и тех и других в сумме достигло самого большого за всю историю борисовского иконописания числа - 900 человек при населении 25000. Затем произошел резкий спад. Конкуренция с печатным станком была бесперспективной.
«Красочники» являлись элитой промысла, продолжателями существовавших традиций. Имена некоторых из них вписаны в историю всероссийских и местных художественно-промышленных выставок, запечатлены на страницах публичных изданий.
«Личкуны» были иконописцами иного, нового типа «производственниками-поточниками». В промысел они пришли, чтобы выжить. Они были массовы и безвестны, но по степени своего совокупного влияния на рынке российских икон, безусловно, опережали своих именитых собра1ьев и составляли им серьезную конкуренцию. При этом «личкунство» не могло существовать самостоятельно, вне связи с «иконообдельческим» и «киотным» промыслами. В связи с чем «личкунство» изначально являлось интегрированным ремеслом, особенно зависимым от «иконообдельчества».
В «домашинный» период - до рубежа XIX - XX веков кустарям-иконописцам вполне удавалось существовать. И это существование стало почти невозможным с подчинением иконного рынка печатной, типографской продукции приватного назначения.
В начале XX века массовый характер иконописания Борисовки и присущие ему экономические и художественные проблемы стали причиной открытия в слободе учебной иконописной мастерской под эгидой Комитета попечительства о русской иконописи, одной из четырех на всю Россию. Мастерская была призвана способствовать повышению духовно-эстетического уровня иконописцев, что, по мнению ее устроителей, должно было помочь сохранить отечественное иконописание на юго-западе России как альтернативу типографскому производству икон. Как проект, открытие мастерской, был культурной альтруистской инициативой не вполне адекватной ситуации. Массовое иконописание безвозвратно уходило в прошлое, и в орбите церковной жизни могли остаться только избранные. И если воспрепятствовать первому борисовская мастерская Комитета не могла, то второму условию она вполне отвечала. Руководство и состав преподавателей, курс предметов, применяемые методики обучения при всех возникавших проблемах дали положительные результаты. Возможно, комитетская мастерская представляла собой будущее иконописной Борисовки.
Первая мировая война с ее массовой мобилизацией иконописцев, а затем Революция 1917 г., принесшая с собой атеистическую идеологию, положили конец истории борисовского иконописного промысла.
В художественном отношении профессионализм борисовских иконописцев, очевидно, следует признать условным, зиждившимся на передаче знаний и тонкостей ремесла от мастера к ученику и подмастерью во «внешкольной», домашней обстановке. При этом наблюдается эпизодическое влияние носителей профессиональной художественной культуры то ли в лице приглашенного из столичного города живописца, то ли местного, борисовского «таланта», которому довелось поучиться в стенах Петербургской Академии художеств. Исключение - учебная мастерская Комитета.
Не имея древнерусских корней, иконопись Борисовки всегда позиционировала себя как духовно-художественный феномен нового времени. Отсюда масло, подражание свето-теневой моделировке, идеализированной реалистичности, главным образом живописным композиционным построениям, вообще религиозной живописи и «живописной» иконописи и производным от нее иллюстрациям, листкам духовного содержания и т.п. В характеристике борисовских икон поэтому, непременны два влияния. Во-первых, в качестве образца, трансформировавшейся на русской и украинской почве западноевропейской художественной культуры, ее поэтики. Во-вторых, народной изобразительной культуры, примитизировавшей, «снижавшей» высокий образец. Сюжеты, разумеется, обусловливались спецификой православного вероисповедания: богослужения, круга праздников и мемориальных дней, внутреннего устройства и убранства храмов. Взаимодействие отмеченных двух влияний и безусловный дар позволили борисовцам выработать оригинальные художественные приемы, своеобразие и повтор которых помогают безошибочно идентифицировать их иконы.
Как отмечалось выше, с давних времен в посёлке Борисовка иконописное ремесло передавались из поколения в поколение. И сегодня, Кучинская Елена Анатольевна – мастер по иконописи. (Приложение 3).
Преподает Елена Анатольевна в иконописном классе при Доме ремесел п. Борисовка. Лауреат премии «Молодость Белгородчины». Е. Кучинская ведёт большую работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В ее иконописном классе обучаются 16 учащихся. Только за прошедший год ученики участвовали в районных и областных выставках: «Рождество Христово», «Пасхальная радость», «Мой Бог», «Православная Россия глазами детей», «Лучший ученик года», «Преподобный Серафим Саровский», «Святая Русь», «Возрождение Борисовской иконописи». За участие в выставке «Святые заступники Руси» в Храме Христа Спасителя в Москве юные мастера и преподаватель получили диплом первой степени.
1.4. Глиняная игрушка слободы Борисовка
Глиняная игрушка - одно из самых самобытных и интересных направлений в народной культуре. История ее начинается в далеком прошлом. На территории нашей страны древнейшие глиняные фигурки, найденные археологами, относятся ко 2-му тысячелетию до н.э. Но они не были игрушками в нашем понимании. Эти скульптурные изображения использовались в языческих обрядах, но постепенно такие изображения утратили мифологический смысл и стали игрушками в собственном смысле слова, т.е. предметами, предназначенными для детских игр.
При раскопках древнерусских городов находят детские игрушки, относящиеся не только к XVII в, но и к X веку.
Глиняные игрушки делали почти везде, где занимались гончарным производством, но это было попутным, второстепенным делом. Чаще всего их лепили не мастера, а дети и женщины. Лепили и для себя забавы ради, и на продажу. Без них ярмарки были бы не столь праздничными и нарядными.
В некоторых местах производство игрушек стало самостоятельным промыслом. Наиболее известными центрами этого промысла стали: Дымково (г. Вятка), деревни Коргопольское, деревня Филимоново (Тульская губерния), деревня Абашево (Пензенская губерния).
Во все времена Белгородский край славился своими мастерами гончарного дела, ведь красной и белой глины в окрестностях много. В Старооскольском районе лепные горшки, миски, сковородки и другая посуда изготовлялись в каждой семье. В начале XX века основным центром гончарного искусства стала слобода Казацкая. Здесь жили знаменитые потомственные гончары: Распоповы, Гончаровы, Занины, Дороховы, Федосовы, Лихачёвы. Древнее мастерство бережно передавалось в роду от деда к сыну, от сына к внуку. Особым видом гончарного промысла в Казацкой слободе была глиняная игрушка. В 1987 году сестры Ольга и Наталья Гончаровы представили свои игрушки в Москве на Всероссийской выставке «Народное гончарство России». Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России».
В п. Борисовка традиции мастеров возродил Агафонов Ю.П., главный художник Борисовской фабрики художественной керамики.
В Шебекинском районе в прошлые века игрушки изготовлялись в селе 2-я Стрелица. До наших дней дошли игрушки гончара-художника И.И. Сазонова. В Купинском Центре народного творчества в настоящее время действует кружок глиняных игрушек, которым руководит В.Н. Калашников.
Изначально в Борисовке делались вещи, обслуживающие быт и досуг крестьянина и горожанина: крынки для молока, горшки, цветочники, игрушки-свистульки в виде домашних животных.
Игрушка каждого района имела свою особенность: она была на «определенную» тему, имела свою раскраску, свой социальный тип героев.
Старооскольская, так называемая "мещанская", родилась в предместье городском, в частности слободе Казацкой, а не в деревне. Она была рассчитана на вкус городского покупателя, поэтому "угождала" ему. Отсюда, может быть, образ не женщины, а барышни, "со вкусом" разодетой (руки в муфте, шубка, на голове городская шляпа). Всадник сделан также в манере городской. Но по истокам (пластике, раскраске, жанровости) ощущается более древняя корневая система: главные образцы — женщина (символ праматери славян, богини земли и плодородия), конь — (часть сложного ансамбля с колесницей, везущего солнце), птица (символ высокого мира "горнего"). Женщина часто изображается с ребенком или кувшином. Изображение медведя, коровы также связано с ритуальными обрядами славян, в которых эти животные были священными, то есть сакральными. В игрушке преобладают цвета обожженной глины, вкрапления белого, зеленого, красного в раскраске. Игрушка старооскольская обожжена и отчасти покрыта краской.
Борисовская игрушка иная. Здесь наряду с женской фигуркой, фигуркой лошадки есть дракон, петух, козлик, иволга, тетерев, курочка. Это не только игрушка, но и свисток.
В крестьянском быту белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Эта незамысловатая поделка приобщала ребёнка к труду и творчеству. Как правило, первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, которые были постарше, изготавливали её сами. Тряпичная кукла была своеобразным эталоном рукоделия, и поэтому часто девочки-подростки брали ее с собой на «посиделки», в гости, на жатву и даже клали в приданое. По кукле могли судить о вкусе и мастерстве самой владелицы. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось, т. к. считалось, что девочка таким образом проходила подготовку к труду: училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. Интересно, что куклы имели даже половозрастное деление; удивительно, но факт, что после свадьбы «молодухе» позволялось играть в куклы. С куклами играли «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции.
Бережливость в обращении с тряпичными куклами, необходимость их сохранения и передачи по наследству несёт в себе древний сакральный смысл – отголоски почитания женского божества. Со временем это магическое значение куклы стало исчезать, но степень передачи её творения дошла и до нынешнего времени. Куклу часто делали безликой (возможно, след древних анимистических представлений), ибо в народе считалось, что если кукле нарисовать глаза, нос, рот, то в неё вселится душа. В связи с этим кукла воспринималась неодушевлённой, а значит в неё не могли вселиться злые силы и негативно повлиять на ребёнка.
Современные керамические игрушки Борисовсктх мастеров так же являются произведениями декоративно-прикладного искусства.
(Приложение 4).
Современные игрушки Борисовских мастеров формируют эстетические потребности и вкусы потребителей. Художественные изделия, такие как игрушки и сувениры — это интересная и сложная группа товаров. Товары этой группы продаются в специализированных магазинах, а также в отделах и секциях универмагов, в ларьках и киосках, расположенных в зонах отдыха и туризма. Игрушечные изделия отличаются по художественному оформлению, тематике (чаще сказочно-былинной), отображают современную действительность. В мелкой скульптурной игрушечной пластике из глины появляются жанровые композиции. Мастера используют широкую цветовую гамму, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт Борисовской современной игрушке особую яркость и нарядность.
1.5. История развития лозоплетения
Одним из видов народного промысла является лозоплетение. Плетение из лозы, ивы и бересты древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела и занимавшее на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей.
Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Ещё в каменном веке люди умели плести верши и силки, стенки жилищ.
В эпоху Неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремёсел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных ёмкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды.
В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника. В средние века техника лозоплетения была одной из самых распространённых, многочисленные плетёные изделия изображены на полотнах художников эпохи Возрождения.
Ко второй половине 19-го века этот вид прикладного искусства вошёл в моду самых различных слоёв обществ а. Изделия из ивового прута и других
материалов занимали у многих народов нашей страны большое место в хозяйственной деятельности и домашнем обиходе.
В промышленности, сельском хозяйстве и торговле их использовали при сборе и транспортировке овощей и фруктов, тех или иных товаров или сырья. Большим спросом пользовались и пользуются плетенные из ивового прута корзинки разного назначения: хлебницы, сухарницы, вазы, конфетницы и другие предметы домашнего обихода.
При архитектурном и художественном оформлении внутренних по-мещений домов отдыха и детских учреждений, общественных и зрелищных зданий, а также квартир и особенно дач широко использовали плетеную мебель. Современные материалы, используемые при архитектурном оформлении внутреннего помещения, в сочетании с плетеными изделиями, не только дополняют друг друга, хорошо смотрятся, но и украшают бытовую среду современного человека, очень чуткого к произведениям декоративно-прикладного искусства из натуральных материалов. Плетеные изделия тонкой художественной работы отличаются от прочих произведений декоративно-прикладного искусства легкостью, прочностью, гигиеничностью и теплотой вложенного в них труда. Техника плетения из прутьев была одной из самых распространенных и в Средние века. На полотнах художников эпохи Возрождения изображены различные плетеные предметы обихода. На протяжении многих столетий из ветвей древесных растений возводили жилища и хозяйственные постройки, делали изгороди, плели детские не может не плести: с древнейших времен плели в Африке и в Азии, в Европе и в Австралии, в Южной и Северной Америке.
Плели из камыша и веревок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника, а теперь к списку возможных материалов добавились синтетические ленты. Наблюдая за тем, как дети опустошают одуванчиковые поляны и возятся с венками, терпеливо делают бумажные коврики и веревочных кукол, начинаешь подозревать, что интерес к плетению у человека глубоко архетипичен.
Самыми старыми из найденных плетеных вещей являются египетские и ближневосточные находки: например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетеных стула. Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев вовсю использовалась в Древнем Риме - и в домах простолюдинов, и в домах патрициев, а уж они-то были известными ценителями изящества и комфорта! Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты. Но это лишь два-три примера из истории. На самом деле, список применений лозы очень велик, а для начала стоит рассказать о том, что такое ивовая лоза и где ее берут.
Ива - это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста ее видов, но для плетения подходят далеко не все. Самые ценные именуются так: белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому - ракитник (да, тот самый "куст ракиты за рекой"!). Для плетения нужны их однолетние или двухлетние побеги. В природе заросли ивы обнаружить нетрудно: она растет по берегам озер и рек. Однако найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели, - задача не из легких. Короткие, узловатые побеги, пустившие отростки, могут пойти только на грубое плетение оград, плотин и запруд. В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же ее выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время требования к лозе ужесточились: необходимо получить определенную гибкость, толщину и окраску прута. И, кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. В этом культурные сорта - вне конкуренции. К тому же они гораздо урожайнее диких. Утратив свою привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, лоза не стала менее используемой.
Плетеная корзина и сейчас осталась «тарой номер один» для садовников и грибников. Настоящий грибник никогда не отправится на "охоту" с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча мало-помалу превратится в труху. Картофельные корзины, прочные, вместительные, легкие, порадуют дачника при уборке картофеля. А большие грубые корзины, так называемые шеверни, понадобятся для переноски строительных отходов, травы и выполотых с участка сорняков. Но дело не только в легкости и прочности плетеного "оборудования", но и в его эстетичности. Ведь за город, на дачу, мы едем ради общения с природой, а "натуральность" корзин из ивовой лозы (вместо вездесущих пластмассовых ведер) легко настраивает утомленных горожан на нужный лад, принося спокойствие и умиротворение.
До революции и в годы НЭПа похожие корзины были особенно ценимы торговцами-разносчиками: они вместительны и удобны в работе. Всевозможная мебель, газетницы, коляски, качели, дорожные сундуки, корзины, детские игрушки, предметы сервировки стола пользовались и пользуются неизменным спросом. Лозоплетение развивалось в тех районах, где было мало ресурсов. Одним из таких мест является Одинцовский район Московской области, где есть целые деревни и посёлки, названия которых связаны с плетением корзин. Это Большие и Малые Вязёмы (там плели, то есть вязали корзины), названные по имени речки Вяземки, вдоль которой растут разные сорта лозы. Это и Петелино, где жили и работали петельщики — так называли в старину людей, которые плели корзины. Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги.
Плетение из ивового прута является одним из древнейших занятий человека. Самые первые плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Из старинных манускриптов известно, что в Древнем Риме тоже знали плетеную мебель и многие другие предметы быта, изготовленные из прутьев ивы и других материалов. Плетение возникло прежде всего в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много подготовки мастеров организовывались школы во многих странах мира. природного материала, а с другой - была велика и многообразна потребность в плетеных изделиях: предметы домашнего обихода, рыболовные снасти, плетеные ловушки для зверей и птиц, и прочее. Начиная со средних веков, плетеные изделия находят широкое применение. У крестьян это были предметы быта, у знати – предметы отдыха и украшение интерьера. Лучшие изделия, сделанные искусными мастерами, покрывались позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. Особо широко золочение применялось во Франции. В конце XIX в. появились и книги с подробным описанием технологического процесса плетения, золочения и серебрения деревянных и плетеных изделий. В это время плетение вошло в моду. Большой популярностью пользовались плетеная мебель, детские коляски, дорожные сундуки, чемоданы и т.д. Плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу.
В России первый бум моды на плетеную мебель начался в конце 18-го века. Князь Голицын, воодушевленный впечатлениями от поездки по Европе, создал в своем поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. Проходят десятилетия, технологии совершенствуются, плетеные вещи становятся сложнее, изящнее.
В конце 19-го века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Вслед за французами русские мастера отбеливают, окрашивают, и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками. В начале 20-го века в России из лозы плели всевозможную мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки), газетницы, коляски, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), сани, корзинки, детские качели и игрушки. Широта ассортимента плетеных вещей поражала воображение!
До войны в Советском Союзе существовало 800 артелей, объединявших 15 тысяч мастеров-плетельщиков. В послевоенные 40-е-50-е годы плетение не развивалось: все силы, и устремления народа были направлены на создание мощной промышленной державы, и вера в могущество техники стала тотальной. Поэтому, переселяясь в город, бывшие крестьяне старались позабыть "отсталое прошлое": оно стало немодным. И все же, несмотря на постепенное закрытие большинства мастерских, некоторые местные предприятия никогда не прекращали своей работы. В 60-х-80-х их продукция превратилась в престижный дефицит, популярный в среде политиков, богемы и подпольных бизнесменов.
Вслед за Европой, а впрочем, и всем цивилизованным миром Россия «возвращается к корням». Рождается новое поколение «экологических» людей, мыслящих стратегически.
Наиболее крупные центры плетения были сосредоточены в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской и других губерниях. Развитию плетения способствовала организация школ, в которых обучали плетению. Такие школы были открыты в Ярославской, Тульской, Курской и Московской губерниях.
Одним из наиболее крупных центров плетения было село Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии, где развитию промысла способствовал местный помещик князь Д.В. Голицын, который ввел плетение из очищенных прутьев у себя в усадьбе, а затем и в этом селе. Впоследствии здесь было освоено плетение мебели.
В 1891 году на средства известного русского мецената С.Г. Морозова для изучения лозоплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А.И. Березовский. По возвращении он организовал земскую учебную мастерскую на станции Голицыно Московской железной дороги. В мастерской обучали местных кустарей изготовлению модных изделий по отечественным образцам и руководствам, которые поставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже. Кельне, Нью Йорке и других городах мира. Лучшие работники этой мастерской участвовали в международных выставках, где завоевали международное признание и неоднократно получали призы. Широкое распространение лозоплетение получило и на белгородской земле в Старооскольском, Корчанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах. В каждом из них существовали некогда свои явно выраженные художественные и технологические особенности по изготовлению бытовых изделий из лозы. Многое сейчас забыто и требует серьезного изучения.
Известно, что слобода Борисовка Грайворонского уезда была центром кустарных промыслов. Но и здесь лозоплетение как промысел, стало поздно развиваться и не имело таких глубоких традиций, которые сохранились в центральных районах России. Причины этого заключались в сильных пережитках крепостничества. Обнищание крестьян сужало внутренний рынок. В 50-х годах нашего столетия на мебельной Борисовской фабрике был создан цех лозоплетения. Они стали выпускать плетеную мебель и изде-лия утилитарного назначения.
В 1971 году по инициативе художника Юрия Петровича Агафонова лозу начинают применять с керамикой. В это же время расширяется ассортимент выпускаемой продукции цеха лозоплетения: появляются декоративные сухарницы, конфетницы, панно и много других художественных изделий. Продукция цеха лозоплетения по сей день пользуется особенным спросом. Уровень мастерства некоторых плетельщиков очень высок. И это доказывает творчество мастеров. Таких как
мастер по лозоплетению - Здоровцова Виктория Михайловна; мастер по художественному плетению из соломки - Васильева Ольга Михайловна которые продолжают работать и обучать всех желающих творческому делу.
Алейник Раиса Матвеевна. Родилась в 1934 году в поселке Борисовка Белгородской области. Самоучка, с десятилетнего возраста стала заниматься плетением из лозы самостоятельно. Работала на мебельной фабрике, на фабрике «Борисовская керамика», где выпускали керамику в сочетании с лозой. Помимо утилитарных предметов мастер изготавливает скульптуру, в основном, животных и птиц. Имеет звание «Народный мастер Белгородской области». Проживает в п. Борисовка.
Котельников Александр Александрович работал на Борисовской мебельной фабрике в цехе лозоплетения, где учился ремеслу. В 2000 году стажировался в США, как один из победителей конкурса, проводившегося Отделом образовательных и культурных программ госдепартамента США. Освоил американскую технику плетения из неошкуренного гнутого прута и китайскую технику (Приложение 5).
1.6. Традиции вышивки
Традиционными для нашего края для нашего края считались вышивка, кружевоплетение.
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.
Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, «козлик», белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.
Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др.
Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с «отметками», то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название «репей» или «орепей». Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.
Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.
В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец. Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, «косичка», «козлик», крест, счетная гладь, мережки.
На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства. Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.
Человек всегда стремился украсить свое жилье, да и себя разными поделками. Изыскания археологов показывают, что еще в каменном веке человек расписывал стены пещер, носил украшения из камня, а затем и из металла. Конечно, древняя одежда из шкур, кожи и ткани не могла сохраниться, ее век недолог. Однако в музеях можно познакомиться с замечательными, изысканными по технике вышивками XV и XVI веков.
Вышитую одежду мы видим и на картинах эпохи возрождения. По виду этих работ легко можно предположить, что вышивать, плести кружево, вязать человек умел значительно раньше. Ведь само изготовление одежды привело к изобретению иглы и крючка, зародило простейшие швы, которые теперь мы называем «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый и тамбурный швы, Можно предположить, что название «тамбурный» шов произошло от способа вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин - бубен. И вышивали-то с помощью крючка, располагая моток пряжи под пяльцами и протаскивая петельки нити крючком с изнанки на лицо. На поверхности ткани образовывались узоры из ряда петелек - то, что мы теперь называем тамбурным швом. Впоследствии научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком очень часто по всему миру называют тамбурным вязанием.
Одежду на Руси шили из льняной ткани, сотканной из льняной нити, которую пряли из льняной кудели. Ткань в основном была простейшего полотняного переплетения - холст. В зависимости от толщины спряденной нити получали и ткань - тонкую и очень толстую.
Отбеливали холстины (новины) зимой на снегу в солнечный день. Изготавливали пряжу и из овечьей шерсти, ткали шерстяные полотна, из пряжи вязали изделия. Из овечьей шерсти готовили и валяную ткань и валяные изделия. Одежду - рубахи, сарафаны, фартуки, платки, брюки, верхнюю одежду, даже валенки и сапожки украшали вышивкой, кружевами, сплетенными поясами и лентами. Белье, полотенца (рушники), подзоры, занавески, скатерти и др. тоже украшали вышивкой и кружевом. Рисунки выдумывали сами, например по узорам на окнах зимой, составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и человека.
Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед. Но это особая и очень интересная тема, теперь утратившая свое былое значение.
Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече. Поэтому и вышивка в основном была на белом полотне да белой нитью. Видимо, по этой причине самые старые вышивки были «по выдергу», особенно в северных губерниях. Выдергивая из полотна нити и вдоль и поперек, получали новую фактуру ткани, по которой выдернутой нитью выполняли узоры, заполняя дырочки разными разделками. Книг не было, да и школ не было. Учились друг от друга. В каждой губернии, небольшом районе рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И до сих пор, хотя обмен опытом стал несравненно более широким, мы отличаем тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити. Даже вышивка крестом в разных губерниях различается и по виду, и по цвету. Так, воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные - красной, а чем южнее, тем ярче была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Узоры, выполненные по ткани простыми швами, были очень примитивными, а цвета пряжи для вышивки весьма однообразными - красный, малиновый, желтый, синий да зеленый. Это объяснялось тем, что красители были растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше цветовая гамма, так как разнообразнее и растительность.
По редине (это особое полотно, сотканное редко из ровной кручено пряжи) стали вышивать так называемыми счетными швами. Накладывая на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу и заполняя отдельные участки треугольниками, квадратами, прямоугольниками, полосками, получали особые ритмичные узоры. Такую вышивку назвали «счетная гладь», а ее более совершенную разновидность - «атласники».
По полотну и особенно по редине вышивали и швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Такой вид вышивки получил название «браное шитье» и «набор», а его разновидность - «орловский спис».
Вышивка крестом, полукрестом - росписью тоже зародилась на Руси давно и выполнялась по счету нитей ткани. Несколько позже стали вышивать гладью. По плотному неотбеленному холсту красной пряжей с добавлением желтой, синей и зеленой нити вышивали цветочный орнамент, птиц, женские фигуры, рыбок. Этот способ вышивки получил название «верхошов» так как по лицу укладывалась гладь, а по изнанке лишь мелкие стежки - переход нити на лицо. Такая вышивка зародилась во Владимирской области и называется «владимирская гладь».
Во Владимирской области в пос. Мстёра родилась и другая разнвидность глади - «мстёрская белая гладь». Ее выполняют по очень тонкому полотну, по батисту и маркизету. Традиционно вышивают тонкими белыми нитями по белой ткани. (Теперь вышивают и по цветной ткани нитями в тон ткани.) Техника этой вышивки - двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь (теневая), краевая гладь, проколы и прорези, тонкие накладные сетки, все виды простых швов, узелки, россыпь и самая сложная техника - стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.
Разумеется, с развитием торговли пришло на Русь и «заморское» рукоделие - вышивка шелком, металлизированной нитью, бисером. Хотя использование в вышивке каменьев и особенно речного жемчуга (которым Русь была очень богата) у нас существует с очень давних пор. Да и бисер делать мы научились очень давно. Одежда бояр и боярышень, кокошники и душегрейки были очень богато расшиты. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство.
Традиционные художественные промыслы нашего края особенно ярко отразились в сугубо женских занятиях: вышивке, ткачестве, кружевоплетении, выбивке, изготовлении головных уборов, нагрудных украшений, деталей одежды, ковроделии. Этот труд имел место в каждом крестьянском доме и к работе этого рода приступали осенью после окончания уборки урожая с тем, чтобы к весне завершить ее. Насколько кропотлив и трудоемок этот процесс свидетельствует тот факт, что одна хозяйка дома физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей, включая и 5-7 летних. Действительно, должное воспитание девочек во многом определялось их умением и мастерством шить, вышивать, ткать. По утверждению селян, девочка пяти-семи лет от роду была в состоянии выпрясть свою первую нить, которую, кстати, затем мать использовала как оберег для дочери в канун ее замужества. Следует сказать, что практически все приданое (одежда, белье), дары для жениховой родни невеста готовила собственноручно. Да и в последующем ей предстояло одевать всю семью "... руце своя простирает на полезная, локти свои утверждает на веретено..." (похвала трудолюбивой домохозяйке из летописи XII века). Неслучайно в этой связи и бытование в народе пословицы: "Какова пряха, такова на ней и рубаха".
Сказывают, что женщины умудрялись прясть в любой ситуации: на ходу, в дороге, присматривая за детьми и скотиной. А девушки, собравшись на вечёрки, никогда не сидели праздно: игры, пляски, "лелешные" песни начинались лишь после того, как было выполнено рукоделие, дабы не услышать осуждения старших: "Ткать не взумея, а играть, плясать пошла !"
Основным сырьем для пряжи ниток и ткачества издревле служили прежде всего шерсть (овечья, козий пух), конопля и лен. Бесспорность этого факта подтверждается традиционным использованием шерстяных ниток для вышивки и приверженностью шерстяным тканям в различных деталях женской одежды (поневах, сарафанах). А магический смысл меха вполне распространялся и на шерсть. Из волокон конопли ткали "замашные" или "посконные" ткани. Коноплю, в отличие от льна, убирали ("тягали", "дергали") в два приема. Сразу после цветения выбирали мужские растения, а женские оставляли до конца августа "донашивать" маслянистые семена. Далее "дерганец" мочили, сушили, мяли, трепали, толкли в ступе, чесали. И лишь затем пряли и ткали на стане. За день ткали по 15 метров. Как соткут, отбеливают в щелочи (кипяток с древесной золой). А уж потом вышивают и шьют. Изделия декорировали орнаментом разнообразной техники исполнения: счетные швы - роспись, полукрест, двухсторонний шов, "белая строчка", перевить, стебельчатый шов, мережками, кружевами, в т.ч. коклюшными.
Далеко в округе славились борисовские «камчатные» скатерти, оскольские холсты, ракитянские ковры, белгородские кружева и кушаки. Неслучайно на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в городе Харькове в 1887 году мастерицы из села Болховец, слободы Пушкарной, Старого города были удостоены похвальных листов.
О масштабах развития художественных промыслов и ремесел на Белгородчине можно судить, анализируя данные товарооборота местных ярмарок. Например, в Старом Осколе он составлял более 150 тысяч рублей в год, в Ракитном - достигал 120 тысяч рублей, в Короче - 100 тысяч рублей.
Изделия белгородских мастеров и мастериц пользовались большим спросом на «коренной» ярмарке под Курском, куда съезжались купцы из Германии, Польши, Греции и других стран.
Готовые изделия белгородских умельцев вывозились на ярмарки в Центральный район России, на Дон, Поволжье, Крым, Украину, Кавказ, что свидетельствовало о достаточно высоком профессиональном мастерстве и художественном вкусе их создателей.
Традиции вышивки продолжают (Приложение 6) Попова Валентина Александровна, которая занимается вышивкой гладью и крестом, нетканым гобеленом, вязанием крючком. Участник районных и областных выставок. Родилась в 1936 году в деревне Ржавец Горшеченского района Курской области. Окончила художественно-графическое отделение Курского педагогического института. Работала педагогом дополнительного образования. Занимается вышивкой гладью и крестом, нетканым гобеленом, вязанием крючком. Участник районных и областных выставок. Проживает в г. Старый Оскол. Фоменко Евгения Юрьевна мастер по вышивке Борисовского Дома ремесел.
Сергиева Юлия Андриановна в настоящее время руководитель творческой мастерской «Отрада» при Доме ремесел в г. Старый Оскол. Родилась в 1933 году в г. Ижевске. Специального образования не имеет. Изобразительное искусство изучала в художественной студии при Дворце культуры машиностроительного завода в Ижевске. Работала художником-оформителем интерьеров, закройщиком в ателье мод. Увлекалась многими видами ремесел, которые изучала самостоятельно. Сейчас занимается вышивкой, лоскутным шитьем. Разработала авторскую технику работы с лоскутом, которую назвала лоскутной живописью. Принимает участие в выставках с 1970-х года. Имеет дипломы лауреата Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества в Донецке (1976 г.), отчетной выставки самодеятельного изобразительного искусства Донецкой области в г. Киев (1987 г.), международного конкурса «Серебряная нить» в г. Белгород (2006 г.).
За уникальную технику лоскутной живописи в 2004 году награждена медалью Русского клуба рекордов «Левша». Проживает в г. Старый Оскол.
Нельзя не обратить внимание на вышивку бисером. Бисер – это превосходный декоративный материал для рукоделия. Вышивка бисером привлекала внимание рукодельниц с незапамятных времен. Бусинами украшали одежду древнегреческих фараонов.
Центром производства бисера до конца 17 века была Венеция. Эту монополию нарушили мастера Богемии, изменив технику производства бисера.
Вышивкой бисером увлекались и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9-12 вв. Сначала вышивали узоры на одеждах с помощью речного жемчуга. Для многих народов Российской империи одежды, украшенные узорами из бисера, стали неотъемлемой частью национального костюма. Вторая половина 18 столетия первая половина 19 столетия является расцветом использования мастерами бисера. Из него изготавливали самые разнообразные изделия: кошельки, церковные украшения, вышивали бисером иконы т. д. Но потом вышивка бисером и бисероплетение, и в принципе изделия из бисера, потеряли свою популярность.
В 30-50-е годы 20 века вышивка бисером и бисероплетение стало возрождаться. В моде были популярны расшитые бисером аксессуары и одежда. В последнее время во всем мире появляются кружки и курсы по вышивке бисером, которая является очень сложной в своем исполнении и бисероплетению.
Чаще всего вышивают бисером: пейзажи, религиозные мотивы, копии картин известных художников, животных и т. д. А также вышивку бисером совмещают с другими видами вышивки: вышивка крестом, вышивка лентами и т. д.
Сегодня всем и каждому знаком бисер – мелкие стеклянные бусинки, которые получили широкое распространение в декоративном оформлении. Однако как он появился, кто впервые обратил на него внимание и когда стали вышивать бисером?
Истории бисера предшествует появление стеклоделия. Изначально бусы делали из стекла, но постепенно размер бусин уменьшался и в итоге появился бисер. Кстати, до 17 века бисер производили только в Венецианской республике, где секрет его изготовления держали в строгом секрете. Однако вскоре затейливые богемские мастера из Северной Чехии положили конец этой монополии, придумав «лесное стекло», в основе приготовления которого была не сода, а древесная зола. Оно оказалось даже более привлекательным и в скором времени окончательно потеснило стекло из Венеции, а чешский бисер по сей день считается одним из самых лучших в мире.
На Руси бисер появился в IX веке. Русские рукодельницы использовали его для украшения своих нарядов и предметов обихода, а с XVIII века жемчуг и бисер становится неотъемлемой частью народного мастерства. Как светская, так и церковная вышивка бисером всегда поражала иностранных гостей, а умение русских мастериц создавать настоящие шедевры, используя эти материалы, было известно всему миру.
Как никогда популярно было вышивание бисером в 19 веке. Его использовали для создания самых различных вещей – украшений, чернильниц, дамских кошельков, а непременным атрибутом платья и ризы была красивая бисерная вышивка. Тогда же и началось вышивание бисером целых картин, однако затем это искусство пошло на спад. Возрождение его относится уже к половине XX века, когда появляется мода на фенечки, вышитые бисером и стеклярусом сумочки и кошельки.
В настоящее время вышивка бисером является любимым хобби для многих девушек и женщин. Интерес к древнему рукоделию продолжает расти, ведь сегодня практически каждая может попробовать вышивку бисером, благодаря наличию готовых наборов, в которых есть все необходимые материалы и имеется подробная инструкция к вышиванию. Техника работы с бисером не представляет особой сложности, картины вышиваются достаточно быстро, а сам процесс приносит только удовольствие и помогает отвлечься от повседневных забот. Выполненные бисером картины станут необычайно красивым украшением любого дома и предметом вашей гордости и радости.
Традиции вышивки бисером продолжают (Приложение 6) Степаненко Анастасия Сергеевна, мастер по бисероплетению Борисовского Дома ремесел.
Сургучёва Татьяна Владимировна В центре культуры и искусств ведет кружок «Бисероплетение» для детей 11-14 лет. Родилась в 1975 году в г. Баку. Окончила Белгородский колледж культуры и искусств по специальности педагог-организатор досуга, мастер декоративно-прикладного творчества. С 1996 года работает мастером ДПИ в Борисовском Доме ремесел (сейчас – Борисовский центр культуры и искусств»). Сначала занималась плетением из соломки, а с 2001 года – бисероплетением. Основные изделия – женские украшения, многие из них выполнены в южнорусских традициях. Проживает в п. Борисовка Белгородской области.
1.7. Народные мастера Борисовского Дома ремесел
Занятие ремеслом в Борисовке имеет свои глубокие исторические корни. В работах историков слобода Борисовка упоминается как центр ремесленничества, в котором насчитывается более 50 промыслов и ремесел.
В 1996 году на базе отдела культуры в Борисовке был организован Дом ремесел, который объединил творческих людей посёлка.
В 1998 году Дом ремесел вошел в структуру Борисовского центра культуры и искусств, который состоял из методического отдела и отдела декоративно-прикладного творчества. Отдел декоративно-прикладного творчества работал по 6 направлениям: резьба по дереву, плетение из соломки, вышивка, лозоплетение, бисероплетение, лоскутная мозаика. В 2004 году был организован МУК «Центр культуры и искусств». В его структуру входил: методический отдел, дом ремёсел, народный коллектив «Раздолье» и 19 клубных учреждений.
Для более успешного развития традиционных народных промыслов и ремесел МУК «Борисовский центр культуры и искусств» с 1 июня 2010 был преобразован в МУК «Борисовский Дом ремесел», в связи с изменением целей и задач деятельности. Теперь Борисовский Дом ремесел становится основным центром ремесленничества и промыслов в Борисовском районе.
Основными направлениями развития декоративно-прикладного творчества в Борисовском районе являются: лозоплетение, иконопись, гончарство и керамика (изготовление глиняной посуды, глиняной игрушки), художественная ковка (жестянщики и кузнецы), художественное плетение из соломки, бисера, вязание на спицах и крючком, лоскутное шитье, живопись и т. д.
Основными направлениями Дома ремесел по привлечению населения к народному декоративно-прикладному творчеству становится использование концепции «Интерактивный музей», которая предполагает не только посещение выставки и прослушивание рассказа о народном творчестве, но и участие экскурсантов в народных играх, возможность попробовать себя в создании изделия декоративно-прикладного творчества.
В Доме ремёсел работают мастера высокой квалификации: (Приложение 7).
Директор Дома ремесел - Здоровцов Евгений Александрович.
Кучинская Елена Анатольевна – мастер по иконописи. Преподает в иконописном классе при Доме ремесел. Лауреат премии «Молодость Белгородчины». Е.Кучинская ведёт большую работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В ее иконописном классе обучаются 16 учащихся. Только за прошедший год ученики участвовали в районных и областных выставках: «Рождество Христово», «Пасхальная радость», «Мой Бог», «Православная Россия глазами детей», «Лучший ученик года», «Преподобный Серафим Саровский», «Святая Русь», «Возрождение Борисовской иконописи». За участие в выставке «Святые заступники Руси» в Храме Христа Спасителя в Москве юные мастера и преподаватель получили диплом первой степени.
Сосенкова Любовь Анатольевна – мастер по глиняной игрушке, ведет кружок по этому направлению.
Клименко Геннадий Викторович – мастер резьбы по дереву. Ведет кружок«Умелец».
Оболенцева Людмила Викторовна – мастер по лоскутному шитью. Руководит кружком «Лоскуток».
Фоменко Евгения Юрьевна – мастер по вышивке. Руководитель кружка «Волшебная иголка».
Здоровцова Виктория Михайловна – мастер по лозоплетению. Ведет кружок «Лозоплетение».
Васильева Ольга Михайловна – мастер по плетению из соломки.
Гнедова Светлана Борисовна – мастер по художественной росписи ткани. Ведет кружок по батику.
Дом ремёсел работает в тесном контакте с мастерами - надомниками, которых в районе 18 человек. Мастера занимаются организацией и проведением выставок декоративно – прикладного творчества, обучают учащихся местных школ, количество обучающихся составляет 264 человека. При Доме ремесел организована мастерская по пошиву сценических костюмов.
Мастера Дома ремесел сотрудничают с учреждениями образования, с обществом инвалидов, библиотеками, участвуют во всех областных выставках, конкурсах, фестивалях, достойно представляют Борисовский район на всех мероприятиях. Так, Кучинская Елена Анатольевна была награждена дипломом II степени за высокие профессиональные достижения в номинации «Изобразительное искусство» областного конкурса на соискание премии «Молодость Белгородчины» за 2009 год.
Большое внимание уделяет коллектив развитию декоративно-прикладного творчества и сейчас.