kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Декоративно-прикладное искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: получения новых знаний

Оборудование: мультимедийное сопровождение. Презентация: «Виды ДПИ», «Предметы быта на Кубани», журналы по рукоделию, эталоны видов ДПИ, цветные карандаши, рабочая тетрадь.

     Планируемые результаты:

  1. Предметные - учащиеся научатся последовательности выполнения …..
  2. Метапредметные (УУД): регулятивные -  Уметь выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу.
  3.  Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем   и  коллективом -слушать собеседника,  излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе ; познавательные -   проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и  выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.
  4. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.     Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну ,любви к Родине.

     Ход урока

1 этап.

Организационный этап (самоопределение к деятельности).

Цели этапа:

Включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

Учитель: 

Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же не капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

           Владимир Солоухин.

Отчего же сделалась радостней жизнь? от того, что мы с вами поздоровались.

 Учитель: Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

2 этап.

 Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.

2.1. Учитель ставит задачу:

Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел.  Отправляясь в путь, мы разделимся на несколько команд. Для сопутствия успеха путешествия команде, необходимо обладать определенными качествами. Какими?

У нас команды состоят из самых сильных, смелых, отважных, умных и благородных. В каждой команде должен быть руководитель – мастер, а остальные члены команды – подмастерья.

2.2. Учитель организует работу на выполнение задания.

Цель: познакомиться с видами ремесла.

На ваших столах находятся задания с вопросами, ответы которые вы должны были найти дома.

Задание 1: Сложи картинку и назови вид ремесла. (резьба по дереву, вышивка, вязание, скульптура)

Задание 2: Какие виды ремесел есть в нашем районе? (гончарное искусство, лозоплетение, вышивка (кружевоплетение), тряпичная кукла)

Задание 3:Что такое ремесло? (изготовление различных вещей ручным способом)

Задание 4: Кто такие ремесленники? (люди, которые этим занимаются)

2.3. Учитель организует обсуждение результатов выполнения задания по анализу текстов.

- выбираю из числа учащихся 2-х человек (в качестве экспертов). Выдаю карточки экспертов.

- регулирую процесс озвучивания сообщения команд и их оценки.

- мастера или подмастерья озвучивают сообщения.

-по ходу выступлений эксперты осуществляют оценку качества.

2.4. Учитель подводит итог качества экспертизы (анализа степени полноты и правильности ответов)

-выставляет оценки.

Учащиеся слушают учителя.

3 этап.

 Этап постановки целей и задачи урока (проблема – формулировка задачи)

Цели этапа: развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа;

- воспитать любовь к русской культуре и традициям.

Учитель:

Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Вся наша земля – это земля мастеров.

 Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.

Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна  ткали  полотна и изготавливали кружева. Все делалось руками.

3.1. Учитель организует определение основного вопроса урока.

-демонстрирует виды рукоделия на стенде.

И так, продолжаем урок-путешествие и отправляемся в путь. Вот и вошли мы в город.  Дома этого города носят  свои названия.

Задание каждой команде: найти слово, которое обозначает название дома.

(на столах карточки -  составить слово )

Выкавши,   плетекружевоние,  ниевяза,  письрос по девуре,  письрос по иткан, ткачествоковро

(ответы учащихся)

Вышивка, Кружевоплетение, Вязание, Роспись по дереву, Роспись по ткани, Ковроткачество.

Учитель просит сделать вывод:

  Теперь вы должны догадаться, как называется город, если дома носят такие названия? (ответ учащихся - город мастеров)

Учитель: Правильно ребята. В городе мастеров нам предстоит познакомиться с различными мастерами своего дела.

Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

Учитель просит выдвинуть предположение о цели урока. Фиксирует на доске цель урока.

Девочки, сформулируйте цель нашего урока:

К своему ответу добавьте действие      

      «Познакомиться»        «Иметь представление»    

( ответы учащихся - познакомиться с  видами декоративно-прикладного искусства; иметь представление о народном творчестве)

 Учитель:

Цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, которые приведут к конечному результату. Кто попробует сформулировать их?

Ответы:

  1. Изучить виды ДПИ
  2. Воспитывать интерес к русским традициям
  3. Формировать представление о народном творчестве

Учитель:

Совершенно верно ребята, вот и наш эпиграф к уроку «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?

Ученик: Декоративно-прикладное искусство.

Учитель: действительно, тема урока – декоративно-прикладное искусство. А теперь поставьте для себя личную цель. Обратите внимание на плакат. (учащиеся читают и выбирают цель).

  1. Работать творчески и эффективно.
  2. Самостоятельно создавать придуманный образ.
  3. Научить высказывать и отстаивать собственное мнение.
  4. Уметь анализировать и оценивать свою работу и товарища.

Учитель: Молодцы! Запишем тему урока, личную цель.

4 этап.

 Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания)

Цели этапа: развивать у учащихся творческое воображение видов ДПИ, увлечь, заинтересовать народным творчеством.

4.1. Учитель проводит вводную беседу по актуализации жизненного опыта, позволяющую ознакомиться с видами ДПИ и иметь представление о народном творчестве.

- сопровождает беседу слайд – шоу.

Девочки, чтобы добиться цели, давайте вернемся в город мастеров.

Чтобы попасть в эти дома, нам необходимо открыть двери.  Но она откроется тому, кто сможет первым ее открыть.

Слайд1. «Город мастеров»

 (учащиеся самостоятельно ищут ответы на вопросы, чья команда подготовиться первая, та и отвечает, за правильный ответ получает ключ. Кто больше соберет ключей,  тот и победитель).

Учащиеся рассматривают слайды, отвечают на вопросы, находя информацию у себя на столах.

Вопросы: (на слайде)

Что такое вышивка?

Какие счетные швы вы знаете?

Чем характерна вышивка «орловский спис»?

(Познавательные УУД  – приобретать  новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)

Команда даёт   свои ответы и обосновывает их. (коммуникативные: взаимодействие, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Вы ребята замечательно справились с заданием, нам открылась первая дверь города.

Слайд 2 Дом Вышивка

С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися, входе  которой задаются вопросы . Вопросы:

  1. Девочки, есть ли у вас дома изделия с вышивкой? У кого есть поднимите руки.
  2. Кроме одежды, какие изделия можно украсить вышивкой?

4.2Учитель организует работу по распознанию видов ДПИ

– продолжает слайд-шоу

Учащиеся самостоятельно проводят исследования ответов на вопросы.

Впереди новые испытания для команд, но нам предстоит открыть двери в домах Кружевоплетение, Вязание, Роспись по дереву, Роспись по ткани, Ковроткачество.

(Познавательные УУД – искать и  отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи- в учебнике, энциклопедии. Р  Определять последовательность своей работы, находя ответы в дополнительной литературе К. Слушать и понимать речь других; читательские компетентности,

Ответы учащихся на вопросы:

Слайд 3 Дом кружевоплетение

  1. Какие кружева называют застывшими красками северной зимы?
  2. Где находится самый знаменитый кружевной промысел?

Слайд 4 Дом вязание

  1. Какими инструменты используют при вязании спицами и крючком?
  2. Какие существуют виды оренбургских платков ?

4.3Учитель организует самоанализ выполненной работы по критериям:

Раздает карточки самоанализа

- дает возможность внести исправления в изображения

- собирает выполненные работы и карточки самоанализа  для проверки

(учащийся каждый индивидуально заполняет карточку самоанализа, а также каждый вносит исправления в изображения по карточкам)

Слайд 5 Дом роспись по дереву

Задание командам: установить соответствие в основных видах  росписи.

Слайд 6 Дом роспись по ткани

Задание командам: распознать технику выполнения. (батик)

Слайд 7 Дом ковроткачество

  1. Какие народы занимаются ковроткачеством?

За открытие замка каждого дома, команды получают  ключи.

Учитель:

Вот и открыты все двери нашего города. Прослушав ваши сообщения, можем ли мы ответить на поставленные вопросы?

Вопросы:

-Что объединяют  все виды ДПИ? (все виды ДПИ объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dekorare – украшать.

-Какой вид вам больше всего понравился?

Подведение итогов по первому заданию. Каждая команда подсчитывает количество ключей от открытых дверей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Декоративно-прикладное искусство"

Автор: Задеренко Римма Васильевна

Дата: 16.07.2014

Номер свидетельства: 110101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства