Разработка конспектов факультатива "Культура Поволжья"
Разработка конспектов факультатива "Культура Поволжья"
Тема раздела: Ручная художественная вышивка
Тема занятия: Русская вышивка.
Цели:
Обучающая: - познакомить с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, показать применение вышивки в народном и современном костюме; развитие знаний и представлений, учащихся о русской национальной вышивке;
Развивающая: - развить познавательный интерес учащихся к данному виду рукоделия и творческой деятельности, самостоятельности, чувство красоты и гармонии, эстетического и художественного вкуса, способствующие трудовому и эстетическому воспитанию;
Воспитательная: - воспитывать эстетический вкус, внимательность, воспитание нравственной позиции учащихся по отношению к своей культуре и культурам разных народов, к их традициям и обычаям.
Методы обучения: - лекция, объяснение, показ наглядного материала.
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, рисунки и иллюстрации, показывающие использование вышивки в национальной одежде, образцы вышивки.
Оборудование: - схемы, калька, однотонная ткань (по возможности канву), игла, нитки, пяльцы, клей ПВА, лоскутки тканей белого и красного цветов, карандаш, ластик, ножницы.
Этапы:
1.Ученицы самостоятельно собирают материал по теме, пользуясь разными источниками информации, и делают зарисовки, которые послужат отправной точкой в выполнении макета. В процессе этой работы они учатся исследовать и анализировать характерные признаки народного костюма: его функциональное назначение, форму, конструкцию, декоративное оформление.
2. Изготовление костюма и его деталей с элементами национальной вышивки (рубахи, рукавов рубахи, сарафан, передника – нагрудника, косынки, головного убора).
Межпредметные связи: ИЗО, история.
Профориентационные сведения: Знакомство с профессией дизайнера, художника – модельера, художника- конструктора.
Время занятия: 2 урока.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие,
Готовность учащихся к уроку.
2. Изложение нового материала:
(краткое знакомство с русским костюмом)
2.1 Вступительное слово учителя, сообщение познавательных сведений, используя презентацию на тему «Русский национальный костюм»
2.2. Работа в тетради, запись основных терминов применяемых при вышивании.
3. Вводный инструктаж:
В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник модельер, который придумывает модели одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях; художник- конструктор, воплощающий идеи художника- модельера в чертежах и выкройках.
Изготовление основы макета (приложение № 2), изготовление из ткани элементов костюма и его деталей.
Практическая работа:
1.Раскрой русского национального костюма (Приложение № 2, № 3 ).
2. Перевести русский орнамент на ткань, подобрать нити по цвету и приступить к вышивке.
3. Собрать русский костюм (Приложение № 4).
5. Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся учитель контролирует правильность приемов работы, соблюдение технологии и техники безопасности.
6. Закрепление изученного материала.
Учащиеся должны знать:
Какие мотивы геометрического и растительного орнамента характерны для русской вышивки?
Что означает слово композиция?
Что такое орнамент?
Что такое раппорт?
7. Подведение итогов:
- Демонстрация лучших работ учащихся, выставление оценок.
8. Домашнее задание:
- принести однотонную ткань (по возможности канву), игла, нитки желательно красного цвета, пяльцы.
Конспект.
1. Организационный момент.
Приветствие,
Готовность учащихся к уроку.
2. Изложение нового материала:
Народные вышивки издавна славятся своим разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утончённостью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, её истории, культуры.
Вышивки народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличаются геометризированными узорами из сочетания растений, животных и птиц.
Для вышивки Татарии характерно шитьё золотом, и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.
В XIX – начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнамента, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивают край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, воплощались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мастерская белая гладь, крестецко – волдайская строчка, калужская цветная перевить.
Среди вышивок различных русских областей народная вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданным своеобразным приёмом вышивания- «цветной перевитью». (Строчёная вышивка исполняется на сетке, образованной путём выдёргивания из ткани поперечных и продольных нитей). На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки чётко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц. Отдельные вкрапления синего, жёлтого, а иногда зелёного цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки.
В изображении орнамента закладывался определённый смысл:
прямая горизонтальная линия – это поверхность земли,
горизонтальная волнистая – вода,
вертикальная линия – дождь,
скрещивающимися – огонь и молнию,
горы – треугольниками,
фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – солнце, луну.
Мы знаем, что русский народный костюм состоит из белой рубахи с рукавами, покрытыми тканями узорами (панёва) и передника (занавесками). Праздничные нарядные передники украшались вышивкой, цветными лентами, кумачом и заканчивались цветным кружевом или бахромой. Декоративные полотенца «рушники», служившие дарами невесты родне жениха на свадьбе и главным украшением на большие праздники, имели те же вышитые узоры, что и передники.
Судя по тем названиям, которые даны большинству изображаемых в вышивке мотивов, можно предположить, что орнаментальные формы связывались мастерицами с реальными явлениями жизни. Отсюда такие названия как «кавалеры», «солдатики», «куколка» и т.д. Изображение женской фигуры имеет в вышивке свою характерную особенность. Руки женщины согнуты к бокам, фигура женщины свободно располагается возле других мотивов или повторяется, образуя ряд.
Произведения народного декоративного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.
КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно художественно целое, имеющее единую форму и содержание.
Форма и содержание зависят от:
1.от того, какие швы будут использованы;
2.от назначения изделия
3. расположения узора на изделии:
4.выбора цвета для его выполнения.
От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.
Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.
Повторяющиеся элементы в орнаменте называются - раппортом.
При выполнении орнамента используют следующую технику вышивки: счётные швы, крест или полукрест, счётную гладь, роспись, гобелен, и другие.
Практическое задание:
1.Раскрой русского национального костюма (Приложение № 1, № 2 ).
2. Перевести русский орнамент на ткань, подобрать нити по цвету и приступить к вышивке.
3. Собрать русский костюм (Приложение № 3).
Домашнее задание: принести однотонную ткань (по возможности канву), игла, нитки желательно красного цвета, пяльцы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка конспектов факультатива "Культура Поволжья" »
План - конспект занятия факультатива
с элементами национально-регионального компонента
Тема раздела: Ручная художественная вышивка
Тема занятия: Русская вышивка.
Цели:
Обучающая: - познакомить с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, показать применение вышивки в народном и современном костюме; развитие знаний и представлений, учащихся о русской национальной вышивке;
Развивающая: - развить познавательный интерес учащихся к данному виду рукоделия и творческой деятельности, самостоятельности, чувство красоты и гармонии, эстетического и художественного вкуса, способствующие трудовому и эстетическому воспитанию;
Воспитательная: - воспитывать эстетический вкус, внимательность, воспитание нравственной позиции учащихся по отношению к своей культуре и культурам разных народов, к их традициям и обычаям.
Методы обучения: - лекция, объяснение, показ наглядного материала.
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, рисунки и иллюстрации, показывающие использование вышивки в национальной одежде, образцы вышивки.
Оборудование: - схемы, калька, однотонная ткань (по возможности канву), игла, нитки, пяльцы, клей ПВА, лоскутки тканей белого и красного цветов, карандаш, ластик, ножницы.
Этапы:
1.Ученицы самостоятельно собирают материал по теме, пользуясь разными источниками информации, и делают зарисовки, которые послужат отправной точкой в выполнении макета. В процессе этой работы они учатся исследовать и анализировать характерные признаки народного костюма: его функциональное назначение, форму, конструкцию, декоративное оформление.
2. Изготовление костюма и его деталей с элементами национальной вышивки (рубахи, рукавов рубахи, сарафан, передника – нагрудника, косынки, головного убора).
Межпредметные связи: ИЗО, история.
Профориентационные сведения: Знакомство с профессией дизайнера, художника – модельера, художника- конструктора.
Время занятия: 2 урока.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие,
Готовность учащихся к уроку.
2. Изложение нового материала:
(краткое знакомство с русским костюмом)
2.1 Вступительное слово учителя, сообщение познавательных сведений, используя презентацию на тему «Русский национальный костюм»
2.2. Работа в тетради, запись основных терминов применяемых при вышивании.
3. Вводный инструктаж:
В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник модельер, который придумывает модели одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях; художник- конструктор, воплощающий идеи художника- модельера в чертежах и выкройках.
Изготовление основы макета (приложение № 2), изготовление из ткани элементов костюма и его деталей.
Практическая работа:
1.Раскрой русского национального костюма (Приложение № 2, № 3 ).
2. Перевести русский орнамент на ткань, подобрать нити по цвету и приступить к вышивке.
3. Собрать русский костюм (Приложение № 4).
5. Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся учитель контролирует правильность приемов работы, соблюдение технологии и техники безопасности.
6. Закрепление изученного материала.
Учащиеся должны знать:
Какие мотивы геометрического и растительного орнамента характерны для русской вышивки?
Что означает слово композиция?
Что такое орнамент?
Что такое раппорт?
7. Подведение итогов:
- Демонстрация лучших работ учащихся, выставление оценок.
8. Домашнее задание:
- принести однотонную ткань (по возможности канву), игла, нитки желательно красного цвета, пяльцы.
Конспект.
1. Организационный момент.
Приветствие,
Готовность учащихся к уроку.
2. Изложение нового материала:
Народные вышивки издавна славятся своим разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утончённостью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, её истории, культуры.
Вышивки народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличаются геометризированными узорами из сочетания растений, животных и птиц.
Для вышивки Татарии характерно шитьё золотом, и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.
В XIX – начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнамента, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивают край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, воплощались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мастерская белая гладь, крестецко – волдайская строчка, калужская цветная перевить.
Среди вышивок различных русских областей народная вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданным своеобразным приёмом вышивания- «цветной перевитью». (Строчёная вышивка исполняется на сетке, образованной путём выдёргивания из ткани поперечных и продольных нитей). На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки чётко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц. Отдельные вкрапления синего, жёлтого, а иногда зелёного цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки.
В изображении орнамента закладывался определённый смысл:
прямая горизонтальная линия – это поверхность земли,
горизонтальная волнистая – вода,
вертикальная линия – дождь,
скрещивающимися – огонь и молнию,
горы – треугольниками,
фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – солнце, луну.
Мы знаем, что русский народный костюм состоит из белой рубахи с рукавами, покрытыми тканями узорами (панёва) и передника (занавесками). Праздничные нарядные передники украшались вышивкой, цветными лентами, кумачом и заканчивались цветным кружевом или бахромой. Декоративные полотенца «рушники», служившие дарами невесты родне жениха на свадьбе и главным украшением на большие праздники, имели те же вышитые узоры, что и передники.
Судя по тем названиям, которые даны большинству изображаемых в вышивке мотивов, можно предположить, что орнаментальные формы связывались мастерицами с реальными явлениями жизни. Отсюда такие названия как «кавалеры», «солдатики», «куколка» и т.д. Изображение женской фигуры имеет в вышивке свою характерную особенность. Руки женщины согнуты к бокам, фигура женщины свободно располагается возле других мотивов или повторяется, образуя ряд.
Произведения народного декоративного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.
КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно художественно целое, имеющее единую форму и содержание.
Форма и содержание зависят от:
1.от того, какие швы будут использованы;
2.от назначения изделия
3. расположения узора на изделии:
4.выбора цвета для его выполнения.
От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.
Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.
Повторяющиеся элементы в орнаменте называются - раппортом.
При выполнении орнамента используют следующую технику вышивки: счётные швы, крест или полукрест, счётную гладь, роспись, гобелен, и другие.
Практическое задание:
1.Раскрой русского национального костюма (Приложение № 1, № 2 ).
2. Перевести русский орнамент на ткань, подобрать нити по цвету и приступить к вышивке.
3. Собрать русский костюм (Приложение № 3).
Домашнее задание: принести однотонную ткань (по возможности канву), игла, нитки желательно красного цвета, пяльцы.
План - конспект занятия факультатива
с элементами национально-регионального компонента
Тема занятия:Мордовская национальная вышивка
Время: 2 часа
Оборудование: Для учителя – презентация, эскизы узоров вышивки, образцы вышивок (на стенде);
для учащегося- рабочая тетрадь, схема, калька, однотонная ткань (по возможности канву), игла, нитки, пяльцы, карандаш, ластик.
Тип: комбинированный
Цели :
- обучающая: ознакомить с колоритом вышивки мордовского костюма, изучение особенностей использования цветной перевити у мордвы; развитие знаний и представлений учащихся технологиивыполнения цветной перевити;
- развивающая: развить познавательный интерес учащихся к данному виду рукоделия и творческой деятельности, самостоятельности, чувство красоты и гармонии, эстетического и художественного вкуса, способствующие трудовому и эстетическому воспитанию;
- воспитательная: воспитание учащихся на национальных традициях.
Методы обучения: - лекция, объяснение, показ наглядного материала.
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, рисунки и иллюстрации, показывающие использование вышивки в национальной одежде, образцы вышивки.
Этапы:
1.Ученицы самостоятельно собирают материал по теме, пользуясь разными источниками информации, и делают зарисовки, которые послужат для выполнения национального изделия (полотенца). В процессе этой работы они учатся исследовать и анализировать характерные признаки народного костюма: его функциональное назначение, форму, конструкцию, декоративное оформление.
2. Национальная вышивка на бытовых предметах (полотенцах, салфетках, и.т.д.)
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие, подготовка готовности учащихся к занятию.
Изучение нового материала.
- краткая характеристика мордовской национальной вышивки;
- основные технические приёмы в вышивке и цветной перевити;
- просмотр коллекции вышивок .
III. Практическая работа: выполнение образца с мордовской вышивкой.
IV.Целевой обход учителя: Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов работы, соблюдение технологии и техники безопасности.
V. Закрепление нового материала.
Вопросы:
- Какой основной технический приём характерен для вышивки мордвы?
- Какие отличительные черты существуют в вышивках эрзи и мокши?
- Назовите основные орнаментальные мотивы мордовской вышивки?
- Как Вы думаете, что оказало влияние на формирование особенностей вышивки мордвы?
VI. Анализ и оценка занятия.
Проанализировать занятие, оценить работу учащихся.
VII.Домашнее/задание: Выполнение образца с мордовской вышивкой на изделии.
Ход занятия:
Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию..
Изучение нового материала:
Исторические сведения.
Истоки народной вышивки мордвы уходят в далекую древность. Можно предположить, что уже в 5-7 вв. вышивка существовала как самостоятельный вид декоративной отделки костюма. Наличие вышивки зафиксировано в ряде археологических памятников мордвы так, в Армиевском могильнике найден обрывок ткани, на котором отчетливо заметен орнамент в виде косых клеток. В Курманском могильнике обнаружены узоры на ткани в виде крестов и кругов, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения. В Крюково - Кужновском могильнике найдена ткань, на которой вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитками по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета. Лучшая сохранность тканей в могильниках 12 – 17 вв. позволяет более определенно говорить о широком распространении вышивки. Так, в Коринском и Сарлейском могильниках найдены вышитые фрагменты рукавов, головных уборов, лент.
Расположение вышивок на плечевой холщовой одежде 19 – 20 вв. зависело от покроя одежды, ее назначения. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.
Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, поистине ювелирный подход в выполнении ее сложного узора по счету нитей, в умении декоративно сочетать различные фактуры. В зависимости от характерных для той или иной группы мордвы приемов техники исполнения достигалось художественная выразительность орнамента.
Особенности вышивки эрзян и мокши.
Традицию вышивки эрзян вплоть до нашего столетия выделяет немного цветная гамма: в основе ее лежит чередование различных оттенков красного и темно – синего цветов. Причем последний часто использовался как контур. В большинстве случаев орнамент исходил из ритмичного состояния мелких элементов красных и черных, точечных композиций, располагавшихся в продольных полосах по стану рубах. Праздничные рубахи конца 18 – середины 19. века покрывались вышивкой почти полностью. Орнамент наплечной вышивки и подола состоит из фигур, редко используемых в эрзянской вышивке, например, 8 – конечных розеток и производных от нее. Композиции из этих элементов придают особое богатство узору. Использование металлических чешуек, включенных в общий орнаментальный ритм, усиливало декоративную звучность одежды.
Не уступала своим великолепием и мокшанская вышивка.
Некогда колорит и технические приемы ее были близки эрзянским. Но время внесло в традиционную вышивку многоцветие . несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из – за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Дополнением к цветным фрагментам плотных вышивок были вышивки однотонные на белой глади холста, будто вычерченные тонким пером с точным математическим расчетом. Мордовская вышивка относится к группе глухих, счетных вышивок. Для орнамента характерен геометрический характер. Орнамент состоит из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т.д.
Изучение технических приемов, используемых в мордовской народной вышивке.
Роспись.
Роспись выполняют в два приема. Сначала делают ряд прокладочных стежков, затем в обратном направлении заполняют промежутки между этими стежками. Все стежки должны быть одинаковой длины, так как от этого зависит качество работы. Вышивку росписью выполняют, как правило, по счетным схемам, в которых одна черточка соответствует одному стежку. Этот вид вышивки применяют для выполнения узоров, состоящих из прямых или изогнутых линий.
С лицевой и изнаночной стороны роспись выглядит совершенно одинаково.
Горизонтальную линию выполняют следующим образом: делают ряд прокладочных стежков в направлении слева направо, а затем в обратном направлении – второй ряд таких же стежков, заполняя промежутки между первыми стежками.
При выполнении второго ряда следует вкалывать иглу над правым концом стежка первого ряда, а выводить под его левым концом. Это придает линии вид крученого шнурочка. Менее красиво выглядит линия, если стежки второго ряда располагаются под стежками первого ряда. Косые линии выполняют росписью так же, как и горизонтальные. Для получения косой зигзагообразной линии прокладывают ряд вертикальных стежков и затем между ними - ряд горизонтальных.
Если зигзагообразная линия состоит из косых стежков, которые выполняют по тому же принципу: сначала стежки с наклоном вправо, затем – с наклоном влево.
Выполнение более сложных линий ведется аналогично. Зачастую линии имеют ответвления. Если они состоят из одного стежка, то сначала выполняют ответвление, а затем основную линию. В тех же случаях, когда ответвления состоит из большего количества стежков, вышивание начинают с основой линии, дойдя до ответвления, выполняют его в два приема и возвращаются к основной линии.
Косая стежка
Менее известная разновидность смирненского шва - косая стежка. Как следует из названия, речь идет о косых стежках, но они ложатся в соседних рядах в одном направлении параллельно друг другу
Отдельные элементы узоров часто окаймляют либо короткими косыми стежками (а), либо прямыми стежками (б).Детали узора можно и не окаймлять так, как это показано на примере звездочки.При выполнении косой стежки может быть использовано сочетание стежков в разных направлениях.Косой стежкой, как и смирненским швом, вышивают сплошные узоры и орнаменты на тканевом фоне.
Набор- Набором вышивают по счетным схемам. Нитка движется вдоль нитей ткани, переходя по счету нитей на ливую и изнаночную сторону. Набором пользуются при вышивании так называемых кантов.
Канты вышивают по схемам. Линиями фона обозначены нити ткани, а штрихами – стежки узора. Между стежками всегда остается одна нить ткани. Для того чтобы ткань не была видна в готовом канте, нитки для вышивания должны быть несколько толще нитей ткани. Разная толщина штрихов узора на схемах означает разные цвета ниток.
«Козлик»
Используют его при вышивании основных орнаментальных мотивов, а также как дополнительный, сопровождающий узор в более сложных вышивках. Его применяют и в виде маскировочного шва при соединении отдельных кусков ткани.Шов выполняется между двумя параллельными линиями. При выполнении его, подобно шву «за иголку», делают прокол предусмотренной ширины попеременно по одному и другому краю полосы. В средней части полосы стежки перекрещиваются. Этот шов можно выполнять как по счёту ниток, так и по рисунку, используя различные по цвету нитки.
Счётная двусторонняя гладь
Стежки вышивки выполняются по счёту нитей один за другим. Рабочая нитка, сделав стежок, возвращается обратно, иголка вкалывается рядом с проложенным стежком. Рисунок образуется с обеих сторон ткани.
Стежки счётной глади могут быть различные по размеру и идти в разных направлениях, располагаться вертикально, горизонтально, по диагонали. Фрагменты вышивки счётной глади, как правило, носят геометрический характер: в виде треугольников, ромбов, полос и т.д.
«Косичка»
Шов «косичка» имеет сходство со швом «козлик». Стежки его более плотно заполняют полосу рисунка. Шов можно выполнять двумя способами: при одном из них на изнаночной стороне изделия будут оставаться горизонтальные полосы по краям рисунка (а), при другом – вертикальные (б).
«Крест»
Шов «крест» представляет собой одинаковые диагонально перекрещенные лицевые стежки. При вышивке сначала делают стежки слева направо, а затем обратным движением иглы перекрывают их справа налево. На изнанке должны проходить ровные прямые полосы в одном направлении – по вертикали или по горизонтали.
Эрзянская звездочка
Внешне двухсторонняя звездочка выглядит почти так же, как и болгарский крест, но выполняют ее по – другому. Все стежки звездочки сходятся в ее центре. С изнаночной стороны она выглядит так же, как и с лицевой. Другое отличие двухсторонней звездочки от болгарского креста заключается в том, что при вышивании рядами выполняют сначала половину одной звездочки, затем переходят к выполнению другой и т.д. Закончив вышивать половинки звездочек одного ряда, вышивают вторые половинки звездочек того же ряда.
Переход от ряда к ряду осуществляют с правой стороны узора. Если ряды различаются по длине, то рабочую нить пропускают с изнаночной стороны под стежками. В тех случаях, когда расстояние между отдельными элементами узора относительно велико, лучше начинать каждый элемент новой ниткой, а конец старой спрятать под стежки готового узора
Использование цветной перевити в мордовском национальном костюме.
Одним из примеров является применение в костюме мордвы цветной перевити,характерной для соседних с Мордовией областей – Рязанской и Пензенской.
Чаще всего цветной перевитью украшали передники («икельга паця», «икеле паця», «карксомга»). Благодаря сочетанию плотной ковровой вышивки с вышивкой перевить вышивка мордвы получает особое звучание. Цветная перевить у мордвы имеет свои особенности. Её характеризует та же цветовая гамма, что и основную вышивку. Используются те же орнаментальные мотивы – ромб, его производные и т.д.
Основные технические приёмы, характерные для цветной перевити – это стлань, настил, восьмёрка в одном направлении и различные декоративные детали : цветок, обводка в разных направлениях.
Фон выполняется после выполнения всех деталей узора чаще всего красными нитками. Для его выполнения существует два способа:
1. По диагонали,
2. По вертикали и горизонтали.
Можно комбинировать оба способа.
«Цветная перевить» - от замысла и до воплощения.
Сегодня мы проведём небольшой мастер-класс по изучению технологии цветной перевити. Я предлагаю вам пройти все шаги на пути создания простейшего образца вышивки, начиная от замысла и до воплощения.
Итак, на первом слайде вы видите эскиз будущей вышивки, в котором учтены технические приёмы и цветовая гамма.
Намечаем контуры вышивки и продёргиваем по сторонам по 1-2 нити.
Обрабатываем края гладьевым валиком.
Продёргиваем сетку в 2-ух направлениях: по основе и утку. При этом выдёргивают меньше нитей, чем оставляют. Например, 3-4 выдёргивают, 5-7 оставляют.
Далее вышивают все мотивы узора. Узор в цветной перевити выполняется по неперевитой сетке. Могут использоваться приёмы: стлань, настил, контур и другие. Стлань выполняется толстыми, чаще всего белыми, нитками так, чтобы поверхность мотивов орнамента имела вид целой, неразреженной ткани.
После того, как основной узор выполнен, оставшаяся сетка фона плотно обвивается красной ниткой.
Готовая вышивка.
Просмотр коллекции вышивок цветной перевитью.
Практическая работа:
Выполнение образца вышивки на канве.
Считают, что вещи, сработанные руками мастера, помнят тепло его рук. Вышивка, выполненная мастерицами на одежде, являлась своеобразным оберегом для её хозяйки, защищающим от проникновения злых сил. Безусловно, сейчас это значение вышивки потеряло свой смысл. Но дошедшие до нас прекрасные образцы старинной вышивки – это огромный творческий вклад, который внесли простые, зачастую неграмотные мордовские женщины в сокровищницу народной культуры. Источником вдохновения служила им красота русской земли. Она воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, выстраивала внутреннюю жизнь народной души, делала из рукодельцев настоящих художников.
Народное искусство не поддаётся моде, не зависит от неё, оно традиционно, у него открытая душа. Нам, современникам, стоит поучиться у него этой открытости, чистоте и непосредственности.
Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов работы, соблюдение технологии и техники безопасности.
Закрепление изученного материала.
- Какой основной технический приём характерен для вышивки мордвы?
- Какие отличительные черты существуют в вышивках эрзи и мокши?
- Назовите основные орнаментальные мотивы мордовской вышивки?
- Как Вы думаете, что оказало влияние на формирование особенностей вышивки мордвы?
VI. Анализ и оценка занятия.
Проанализировать занятие. Оценить работу учащихся.
VII.Домашнее задание: Вышивка на изделии с элементами мордовской вышивки.
Разработка план - конспекта занятия факультатива
с элементами национально-регионального компонента
Тема занятия: Чувашская национальная вышивка.
Цели:
– обучающая: ознакомить учащихся с историей чувашской вышивки; развитие знаний и представлений, учащихся о чувашской национальной вышивке;
– развивающая: развить познавательный интерес учащихся к данному виду рукоделия и творческой деятельности, самостоятельности, чувство красоты и гармонии, эстетического и художественного вкуса, способствующие трудовому и эстетическому воспитанию;
– воспитательная: воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры дома и аккуратности, воспитание нравственной позиции учащихся по отношению к своей культуре и культурам разных народов, и к их традициям и обычаям.
Перед началом практической работы учащимся напоминают правила техники безопасности.
IV. Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся учитель контролирует правильность приемов работы, соблюдение технологии и техники безопасности.
V. Закрепление изученного материала.
Учащиеся должны знать:
1. Какие элементы характерны для чувашской вышивки?
2. Название одежды народного чувашского костюма.
VI. Анализ и оценка занятия.
Проанализировать занятие, оценить работу учащихся.
VII.Домашнее задание.
Вышивка на канве нагрудной чувашской вышивки.
План- конспект
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к занятию.
2.Изучение нового материала.
Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.
Основной принадлежностью старинной чувашской одежды являлась (холщовая рубаха), грудь, подол, рукава, спина которой богато орнаментировались. Вышивки рубахи, в первую очередь женской рубахи, как наиболее красочно и богато украшенной орнаментом. Наиболее архаичные образцы женских орнаментированных рубах, сохранившихся в нескольких экземплярах и датируются серединой и концом 18 века.
Женская рубаха 18 века
Женская рубаха середины 18 века
Особенностью этих рубах является богатая орнаментация нагрудной части. Чрезвычайно мелкая вышивка, исполненная темно-красным, окрашенным мареной шелком, расположена между нашивками шелковой или шерстяной тесьмы. Сами нашивки, часто густого темно-красного и реже палевого или темно-зеленого цветов, являются как бы дополнением к вышивке. На некоторых экземплярах рубах нашивки эти расположены асимметрично по обе стороны грудного выреза, более крупный рисунок в виде меандра помещен на левой стороне.
На плечах и рукавах этого типа рубахи расположена вышивка геометрического, стилизованного растительного, а иногда животного орнамента. Плечевая вышивка по своему характеру отличается от нарукавной, но последняя нередко сливается с ней составляя как бы естественное продолжение. На одной из старинных рубах вышивка вместе с нашивками тесьмы, спускаясь с плеч, идет вниз и заканчивается на груди острым углом. Нашивки располагаются в виде ромбов, треугольников, квадратов. Внутри этих геометрических фигур - вышивка мелкая, сетчатая, а по наружному краю вышиты крупные крючкообразные и звездообразные фигуры. Этот наиболее архаичный из дошедших до нас образцов чувашской орнаментации весьма интересен тем, что некоторые исследователи, на основании тщательного анализа орнамента нагрудной, плечевой и наспинной вышивки, находят в ней аналогии и связь с древнекитайскими пиктографическими изображениями. Такое предположение ставит данный экземпляр женской плечевой вышивки в число уникальных памятников, воссоздающих былые исторические и культурные связи предков чуваш с их соседями.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия быта, хозяйства, культуры, торговых связей, соседских отношений. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды и украшений.
Орнаментальные мотивы. Народные вышивки издавна славятся разнообразием узоров, оригинальностью их расположения и утонченностью цветовых решений, которые создавались на протяжении столетий в зависимости от географических, исторических и культурных условий.
Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки – символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.
Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией – воду, а вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающимися линиями – огонь и молнию. Солнце и луну – источники света – обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба. Женская фигура с поднятыми к верху или опущенными руками символизировала образ матери – земли, связанной с почитанием земли и влаги.
Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки обозначали плодородие земли; травы, цветы, кусты и деревья назывались «волосами земли». Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» - солнце, приносили счастье и веселье, благополучие.
Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала «древо жизни». Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т. п.
Многие знаки – узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами и наносили на более видные и открытые места одежды, предметов быта. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий. Со временем первоначальные представления наших предков – древних охотников, рыболовов и землепашцев – о фигурах – символах были утрачены и превратились в декоративные мотивы, украшающие наш быт теми или иными типами узоров, наиболее распространенных в разных районах России.
Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса и чувства меры вышивальщицы, ее знания традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.
В рукоделии рекомендуется использовать не только чистые цвета спектра, но и промежуточные оттенки цветов. Такие сочетания более мягкие, спокойны, лучше воспринимаются.
Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
III. Практическая работа.
Перед началом практической работы учащимся напоминают правила техники безопасности.
Выполнение образца (нагрудная вышивка) чувашской национальной вышивки на канве.
IV. Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов работы, соблюдение технологии и техники безопасности.
V. Закрепление изученного материала.
Учащиеся должны знать:
1. Какие элементы характерны для чувашской вышивки?
2. Название одежды народного чувашского костюма.
VI. Анализ и оценка занятия.
Проанализировать занятие, оценить работу учащихся.
VII.Домашнее задание. Выполнение образца чувашской национальной вышивки на канве (нагрудная вышивка).
План - конспект занятия факультатива с элементами национально-регионального компонента
Раздел: Ручная художественная вышивка
Тема занятия:Татарская национальная вышивка.
Цели:
– обучающая: ознакомить учащихся с историей татарской вышивки; развитие знаний и представлений учащихся о татарской национальной вышивке ;развитие знаний и представлений, учащихся о чувашской национальной вышивке;
– развивающая: развить познавательный интерес учащихся к данному виду рукоделия и творческой деятельности, самостоятельности, чувство красоты и гармонии, эстетического и художественного вкуса, способствующие трудовому и эстетическому воспитанию;
– воспитательная: воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры дома и аккуратности, воспитание нравственной позиции учащихся по отношению к своей культуре и культурам разных народов, и к их традициям и обычаям.
– профориентационная: ознакомить учащихся с профессиями легкой промышленности, профессией вышивальщица.
Методы обучения: - лекция, объяснение, показ наглядного материала.
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, рисунки и иллюстрации, показывающие использование вышивки в национальной одежде, образцы вышивки.
Оборудование: - рабочая тетрадь, схема, калька, однотонная ткань (по возможности канву), игла, нитки, пяльцы, клей ПВА, карандаш, ластик, ножницы.
Этапы:
1.Ученицы самостоятельно собирают материал по теме, пользуясь разными источниками информации, и делают зарисовки, которые послужат отправной точкой в выполнении макета. В процессе этой работы они учатся исследовать и анализировать характерные признаки народного костюма: его функциональное назначение, форму, конструкцию, декоративное оформление.
2. изготовление головного убора с элементами национальной вышивки по
инструкционной карте № 3, выбор татарского орнамента по схеме № 4.
Межпредметные связи: ИЗО, история.
Время занятия: 2 урока.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к занятию.
II.Изучение нового материала.
- история национальной культуры;
- понятие «народный костюм»;
- история национальной вышивки.
III.Практическая работа.
Перед началом практической работы учащимся напоминают правила техники безопасности.
Технология изготовления тюбетейки.
IV. Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов работы, соблюдение технологии и техники безопасности.
V. Закрепление изученного материала.
Учащиеся должны знать:
1. Какие элементы характерны для татарской вышивки?
2. Название одежды народного татарского костюма.
VI. Анализ и оценка занятия.
Проанализировать занятие, оценить работу учащихся.
VII.Домашнее задание.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к занятию.
Изучение нового материала.
В истории национальных культур одежда занимает особое место. Над созданием народного костюма трудились многие поколения, отражая в нем многообразие своего жизненного уклада.
Понятие «народный костюм» вбирает себя ансамбль предметов, формирующий облик человека: это сам костюм, головной убор, обувь, ювелирные украшения и фурнитура.
Этнический костюм не знает резких изменений стиля. Менялась степень стилизации орнаментов, обретали иной смысл некоторые детали, но форма одежды не претерпевала конструктивных и функциональных изменений. Традиции, определённые вековым отбором, допускали лишь постепенные и незначительные изменения.
Народный костюм – хранитель подлинно национальной культуры. Современная одежда интернациональна и практична, но народ гордится своим национальным костюмом. В этнографической коллекции Ульяновского областного краеведческого музея хранятся предметы одежды наиболее многочисленных этических групп населения Симбирской ученой архивной комиссии. Некоторые из них составляют гордость музея, являясь культурной и исторической ценностью. Музей бережно хранит память народных традиций.
Народный костюм татар Симбирской губернии – хамзолы, калфаки, ичиги, нагрудные женские украшения, кукрачи и ювелирные украшения.
Кушмек – платья, поверх которого надевалась распашная одежда кукарачи и накидка без рукавов – камзол. Под вырез горловины платья надевалось вышитое на бархате или шелке украшение кукрачи, исполняющее роль талисмана, охраняющего вход в одежду.
Обязательный атрибут женского татарского костюма – шапочка. В XIX веке шапочка по форме приближается к наколке для волос, перестав полностью закрывать голову, закрывая только переднюю часть головы. Аппликационные орнаменты вихреобразного рисунка, выполненные очень трудоемкой и сложной ушковой техникой из скрученных накрахмаленных тканевых треугольников, нашивались на шапочку.
Для вышивок татарских национальных костюмов характерно шитьё золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде. Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции.
Целью данного занятия является изготовление мужского головного убора – тюбетейки: изготовление , выбор узора и вышивка.
Практическая работа.
Перед началом практической работы учащимся напоминают правила техники безопасности.
2. На готовую тюбетейку учащиеся переводят через кальку рисунок.
3. Учащиеся выполняют вышивку выбранным им швом.
IV. Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов работы, соблюдение технологии и техники безопасности.
V. Закрепление изученного материала.
Учащиеся должны знать:
1. Какие элементы характерны для татарской вышивки?
2. Название одежды народного татарского костюма.
VI. Анализ и оценка занятия.
Проанализировать занятие, оценить работу учащихся
VII. Домашнее задание. Выполнение образца с татарской вышивкой на изделии.
Приложение 1
Тестовые задания по разделу «Ручная художественная вышивка».
1.Что используют в качестве материалов для вышивки?
А) швейную машину
Б) нитки и ножницы
В) нитки и ткань
Г) пяльцы
2. Городская вышивка в России испытывала влияние моды со стороны?
А) Юга
Б) Востока
В) Запада
Г) Севера
3. Какой инструмент используют для выполнения вышивки?
А) спицы
Б) крючок
В) пяльцы
Г) коклюши
4. Какое сочетание цветов используется в русской вышивке?
А) белый и красный
Б) белый и голубой
В) зелёный и красный
Г) желтый и белый
5. Что в русской вышивке изображалось в виде ромба?
А) огонь
Б) дерево
В) солнце
Г) лист
6. Шитье бисером и золотом по бархату характерно, для какого народа?
А) мордвы
Б) русских
В) татар
Г) чуваш
7. Что в древней Руси положило начало лоскутной пластике?
А) лоскутки
Б) заплаты
В) отрезы ткани
Г) ленты
8. Какое сочетание цветов используется в вышивке чувашского народа?
А) зеленый и желтый
Б) белый и красный
В) белый и голубой
Г) красный и коричневый
9. Главный прием в вышивке мордовского народа?
А) крестик
Б) художественная гладь
В) мордовская звездочка
Г) цветная перевить
10. Какую часть одежды отделывают вышивкой русские?
А) карманы
Б) полочка
В) края одежды
Г) рукава
11. Для какого народа характерен ленточный орнамент?
А) мордва
Б) чуваши
В) русского
Г) татары
12. Нитками, какого цвета традиционно выполнятся мордовская вышивка? А) белый и голубой
Б) красный и темно-синий
В) зеленый и желтый
Г) жёлтый - коричневый
13. Что в русской вышивке означает цепочка из ромба?
А) дорога
Б) путь к свету
В) дерево жизни
Г) солнце
14. Какой из народов вышивку украшали бисером, лентами, монистом?
А) чуваши
Б) мордва
В) татары
Г) русские
15. Что относится к характерным чертам русской вышивке?
А) абстрактный рисунок
Б) изображение пейзажа
В) геометрический орнамент
Г)
Ответы к тестам.
1. А 6. В 11. А
2. В 7. Б 12. Б
3. В 8. Б 13. В
4. Б 9. Г 14. А
5. В 10. В 15. В
Приложение 2
Технологическая карта.
Изготовление макета русского национального костюма с элементами вышивки.
№ п/п
Последовательность выполнения работы
Инструменты
1
2
3
1.
Полочку и спинку рубахи вырезают одновременно из белой ткани по выкройке модуля № 2, собирают по горловине и талии и наклеивают на модуль. В данной модели рубаха не имеет нижней части, поскольку в макете она не видна.
Выкройка модуля № 2, белая ткань, ножницы, клей ПВА.
2.
Воротник- стойку и бретели сарафана вырезают из красной ткани. Наклеивают воротник – на основу модуля в области шеи, бретели – на рубаху.
Красная ткань, ножницы, клей ПВА.
3.
Сарафан – прямоугольник размером 19*22 см вырезают из красной бумаги, складывают гармошкой по вертикальным линиям, склеивают. Надевают сверху на манекен и фиксируют на полочке и спинке клеем ПВА.
Красная ткань, ножницы, клей ПВА.
4.
Детали передника – нагрудника вырезают так: из ткани красного цвета – основную деталь, пояс, из ткани белого цвета – оборку. Орнаментальные полосы вырезают из ткани белого цвета. На вырезанные полосы наносим вышивку, затем детали последовательно соединяют: оборку наклеивают с изнаночной стороны основной детали передника. Орнаментальные полосы – на нижнюю часть основной детали.
Ткани красного и белого цвета, ножницы, клей ПВА.
Продолжение технологической карты
1
2
3
5.
Верхний край передника – нагрудника совмещают с верхом сарафана и соединяют их с помощью клея. Место склеивания закрывают поясом.
Ножницы, клей ПВА.
6.
Рукава рубахи выкраивают из белого цвета по выкройке модуля 2; из такого же цвета вырезают оборку для рукава; красными нитками мулине переносим рисунок вышивки. После этого наклеивают руку на модуль.
Ткани красного и белого цвета, мулине красного цвета, игла, ножницы, клей ПВА.
7.
Косынку выполняют из белой ткани, оборку украшают вышивкой из красного цвета. Затем накладывают на плечи манекена и закрепляют клеем. Нижние края косынки сгибают под углом и убирают под бретели сарафана.
Красная ткань, ножницы, клей ПВА.
8.
Кокошник вырезают из ватмана и обклеивают салфеткой красного цвета. Наносят на кокошник узор из точек, имитирующий речной жемчуг, с помощью гелиевой перламутровой ручки. Позатыльник собирают и наклеивают на верхней край изнаночной стороны кокошника. Готовый головной убор водружают на самую верхнюю часть модуля. Наклеивают к лицевой части в области лба. Позатыльник аккуратно убирают внутрь и прикрепляют к основе модуля.
Салфетка красного цвета, ватман, цветная бумага, гелиевая ручка, ножницы, клей ПВА.
Приложение 3
Приложение 4
Модуль № 1. Раскрой русского национального костюма.