Тема урока: “Производство гобелена”
Цель:
обучение технологии «Вышивки в ковровой технике», развитие самостоятельной творческой трудовой деятельности.
Задачи:
- сформировать представление об историческом развитии ковроткачества Казахстана;
- формировать способности обучающихся к самосовершенствованию и саморазвитию путем представления различных способов работы в технике ковровой вышивки;
- формировать умение учебного сотрудничества;
- создавать условия для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, способов деятельности обучающихся.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Приветствие учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку.
2.Изучение нового материала.
История ковроткачества тянется издалека. Самая древняя находка-изделия из ткани, меха, войлока, принадлежавшие кочевым племенам, обитавшим в районе Алтая в V-IIIвеках до нашей эры. Благодаря вечной мерзлоте они сохранились, а не рассыпались в прах, когда археологи доставали их из знаменитых Пазырских курганов.
Ковры бывают ворсовые и безворсовые. На их выделку идет шерстяная, шелковая, льняная, хлопковая пряжа, золотые или серебряные нити. Ковровую вышивку можно назвать живописью, где краски заменяют пряжей.Очень красивая и яркая, что позволит украсить любой интерьер, оживить и украсить помещение, чехол подушки, покрывало на диван и кресло, напольные коврики, настенное панно, декоративные карманы, чехлы на машину, салфетки на журнальный стол, дополнение и декор к коллекционной модели.В технике есть все: нарядность, декоративность света, обьм, необычность. Ковровая вышивка легко поддается освоению, не требует сложного оборудования. Материал для изготовления изделий доступен и не дорог.Исполнение художественных изделий в технике «ковровая вышивка» вполне под силу, как в домашних условиях, так и в коллективном обучении,терпеливых, усидчевых и аккуратных.
Мы любим украшать свой дом предметами, сделанными своими руками. Они придают дому уют и неповторимость. В эти вещи вкладывается тепло рук, любовь,доброта, душа.Эти вещи ценятся гораздо больше, чем изделия, которые делают машины.
Ручные картины неут в себе вековые традиции художественной культуры, воплощенные в передающихся из поколения в поколение образах, символах, цветовых сочетаниях.
Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Ковер и кошма нужны прежде всего для устройства переносного жилища казахов - юрты. Массовое распространение в казахском ауле имели войлочные ковры, украшенные орнамен тальными мотивами. Распространенной техникой, имеющей многовековую традицию, являлась аппликация, состоявшая в нашивании на войлочную основу орнамента, вырезанного из тонкого войлока, сукна или хлопчатобумажной ткани. Продолжало широко бытовать мастерство вышивки, нередко ковры, особенно настенные, отделывались мехом, полудрагоценными камнями, металлическими бляшками и др.
Использование элементов дизайна ковроткачеством способствуют позитивным изменениям в личности каждого человека: развивается эстетический вкус, чувство красоты, цветоощущения, глазомер, пространственное воображение.
К тому же работа способом картиной вышивки - ковроткачеством дает возможность постоянно совершенствовать свой уровень, развивать творческие способности, проявлять инициативу и самостоятельность, развивать продуктивное мышление и навыки практического применения, что позволяет повышать уровень умений вышивания иглой по натянутой ткани. Техника ковроткачества развивает мелкие движения пальцев, внимание.
Занятия декоративно-прикладным искусством-ковроткачеством позволяют более активно использовать красоту природы в эстетическом воспитании. А воспитание средствами искусства - один из основных принципов педагогики. Искусство не стареет, искусство не умирает, искусство как уровень постоянно обрастает новыми листьями, цветет и плодоносит. Традиции казахского народного искусства всегда живут.
Техника ковроткачества развивает мелкие движения пальцев, внимание.
На уроках технологии мы выполняли и изучали различные виды декоративно-прикладного творчества, но выбранная тема работы меня заинтересовала.Увиденные работы захватили меня, и я решила остановится на данном виде искусства.
Целью моей работы является украшение комнаты при помощи изделия, которое будет создавать хорошее настроение, радовать глз и вписываться в интерьер. Но украсить комнату нужно с минимальными затратами. Поэтому, чтобы она была уютной и красивой я должна как можно больше вещей сделать своими руками.На них можно запечатлеть красивые цветы, уголки природы.
Исследовав все возможные варианты, я решила изготовить панно в технике ковровой вышивки. Ткань для работы нужно плотную, а вот нитки можно брать те, что не годятся для вязания по качеству: короткие, неровные, тонкие, синтетические, оставшиеся после распускания какой либо вещи.
3.Конкурс дизайнеров. (Выполнить эскиз ковра)
4.Творческая мастерская. (Практическая часть работы).
Рекомендации по выполнению
1.Состовляем композицию изделия.
2.Выполняем эскиз.
3.Переводим орнамент на ткань.
4.Ткань закрепляем на рамке с помощью кнопок.
5.Подбираем цвет ниток. Используем следующие цвета ниток: белый и коричневый.
6.Вдеваем нитку в рабочую иглу, используя обычную швейную иглу.
7.Пряжа должна свободно двигаться внутри рабочей иглы.
8.Вышиваем контур рисунка.Стежки выполняются рядами плотно прилегающими друг к другу вертикальных или косых стежков по подложенной нитке. Вышивается на рогожке, холсте или любой светлой однотонной плотной ткани.
Гамма цветов используемая при изготовлении ковра говорит о важности и избранности применяемого цвета, связанного, с символическим значением благожелательного оберега,отождествляемого с жизнью, плодородием. Доминирующий белый считается сакральным (божественным), символ истины, радости, счастья; коричневый-знак благосостояния и естественности. Применение не очень многочисленных тонов дает изумительные по своей красочности сочетания, подчеркивает его эстетическую силу,правдивость изображения, величие человеческого мастерства.
5.Подведение итогов занятия. Выставление оценок.