kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме ковровая вышивка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология

8 класс

Б.М. Шаймерденова,

учитель технологии Чистопольской средней школы

р-н им. Г.Мусрепова, СКО

Ковровая  вышивка

Цель:

Образовательная:  Познакомить учащихся с историей возникновения ковроделе, ознакомить со способом вышивкой ковровой   иглой.

Воспитательная: продолжить формирование эстетического вкуса, аккуратности, бережного отношения к вещам.

Развивающая: развитие умения работать самостоятельно с дополнительными источниками, интереса к предмету, творческой активности, фантазии, красоты восприятия, развитие мелкой моторики рук.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, практический

Межпредметная связь: 

История – исторические данные о ковроделе,

Информатика – презентация

ИЗО – рисунки, цветовое решение

 Оборудование и наглядный материал: интерактивная доска, образцы готовых изделий, видеофильм «Декоративно- прикладное искусство -ковроделие» презентации слайдов, рисунки , инструкционная  карта.

Инструменты  и материалы: иглы для ковровой техники, деревянные рамки и пяльцы, ножницы, ткань, пряжа, эскизы, ручные швейные иголки, мягкий простой карандаш или маркер, копировальная бумага, клей ПВА.

Ход урока:

І. Организационный  этап.

1. Приветствие учителя.

2. Проверка готовности к уроку.

ІІ.Изложение нового материала.

 (Слайды 1-6)

Ручное ковроделе - старинный народный художественный промысел - существующий с тех времён, когда человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. О древности культуры ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины - ковры, хранящиеся в музеях, коллекциях, художественных фондах, а также записи историков и географов.
По дошедшим до нас литературным источникам, изготовление ворсовых ковров было широко развито в Средней Азии и Китае.

 С древнейших времён ковры применялись в обстановке жилища человека и были излюбленным бытовым украшением благодаря своим художественным качествам.

Ковровые изделия отличаются исключительным разнообразием по своей художественной отделке, по декоративным свойствам, типам композиций и орнаментации, по материалам, по технике обработке и др.

Ковровое производство возникло в условиях кочевого быта в степных пространствах Средней Азии. Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества ?рнек на горизонтальных станках изделии типа алаши? Баскуров – ковровых полос, бау – ковровых лент, шекпена – домотканого сукна из верблюжьей шерсти передавались из поколения в поколение.

Для казахского ковроткачества характерна своя техника изготовления, манеры исполнения, равновесие фона, строгая симметрия.
Ткань ковровых изделий была единственным материалом годным для предохранения кибитки кочевника от резких колебаний температуры в условиях континентального климата. Ковровой тканью стягивали и укрепляли остов кибитки. Ковры служили для внешнего и внутреннего её убранства.  Ковром устилали пол; ковёр служил ложем. Особые коврики подстилались во время молитвы.
С постепенным переходом населения от кочевого к осёдлому образу жизни выделка ковровых изделий, предназначенных для убранства переносного жилища, прекратилась.

Более подробно  познакомиться с ковроделе  я предлагаю  посмотреть  видеофильм «Декоративно- прикладное искусство- ковроделе»

В связи с быстрым развитием машинного  ковроделе старый ручной способ (вместе со своими достоинствами и недостатками) отошел на задний план, и на сегодняшний день мы имеем незначительное количество специалистов, работающих в этой области.

Ручные ковры несут в себе вековые традиции художественной культуры, воплощенные в передающихся из поколения в поколение образах, символах, цветовых сочетаниях.

(слайды 6-8)

Ковровые изделия можно разделить на 2 основных вида: гладкие, ворсовые.

Гладкие делятся на:

Односторонние – рисунок прочитывается только с лицевой стороны. Это  кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены-декоративные настенные панно со свободным рисунком.

Двусторонние – рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует.  Это паласы с геометрическим и цветочным узором и килимы, которые ткались в южных  районах: на Украине, в Молдавии, Румынии, для них характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, могут сочетаться  и с геометрическим.

Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которые образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры с длиною ворса 70-80мм.

По способу образования ворса  на лицевой стороне ковры ручной работы подразделяются на следующие виды:

Узелковые ковры, которые получаются путем закрепления узлами на основе  нитей определенной длины согласно рисунку, для этого используют ковровый крючок. Вязание узелковых ковров более трудоемкий процесс, чем ковровая вышивка

Ковровая вышивка, называемая еще продергиванием, выполняется с помощью ковровой иглы. У готовой вышивки есть лицевая и изнаночная сторона. На изнаночной стороне получаются стежки, внешним видом напоминающие стежки «назад иголку». На лицевой же стороне образуются петельки наподобие ворса, которые и дали этой технике вышивки название «ковровой». Длину ворса можно регулировать длиной иглы. Такая вышивка ковров дает возможность делать ворсовым все изделие или только определенную его часть, некоторые элементы. Для ковровой вышивки можно выбирать самые различные материалы, что позволяет фантазии разгуляться во всей своей широте. Для ковровой вышивки можно выбирать разные ткани, нитки и другие материалы. Она позволяет варьировать размер готового изделия, подбирать разнообразные рисунки, вышивать изделия с разными назначениями. К тому же, с помощью ковровой вышивки можно быстро увидеть готовый результат.

ІІІ.Практическая работа

Вводный инструктаж. (слайды 9-26)

А теперь переходим к практической части нашего урока. У нас нет специальных крючков , зато у нас есть ковровые иглы.  И поэтому мы займемся ковровой вышивкой.

Рисунок лучше брать с крупными элементами.

Ткань подходит: плотная мешковина, бортовка, канва, двунитка, вельвет.

Для ковровой вышивки используется пряжа самого разного качества: шерсть, полушерсть, синтетика, а также все виды  пряж для ручного вязания.

Работа над ковриком начинается с эскиза будущего изделия. Выполняется карандашом,  в натуральную величину. Переводим рисунок на ткань, используя копировальную бумагу. При переводе рисунка необходимо иметь ввиду, что в готовом изделии  рисунок будет в зеркальном отображении. Наносим рисунок на изнаночную сторону ткани, т.к  вышивают изделие с изнаночной  стороны. Ткань закрепляем на рамке с помощью кнопок. Подбираем цвет ниток.

Инструкционная  карта

Вдеть нитку в рабочую иголку, используя обычную швейную иглу.

Пряжа должна свободно двигаться внутри рабочей иглы.

Рабочую иглу необходимо держать как пишущую ручку, и прокалывать до ограничителя под углом 45-50

Вышивать контуры рисунка

Постепнно заполнять рисунок стежками, не отрывая носик иглы от ткани.

           Прежде чем начать работу повторим технику безопасности  при работе  с острыми   предметами

ІV. Техника безопасности при ковроделе

(слайд 19)

  •  1. С иглой необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах. 
    2. Передовая иглу не бросать, а отдавать в руки.  
    3. Нельзя пользоваться ржавыми  иглами  — они портят пряжу, нитки. 
    4. В конце работы иглу воткнуть в клубок или вложить в футляр.   
  • 5. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье.
  • 6. Нельзя откусывать нитку зубами
  • ТБ при работе с ножницами.
  • 7. Храните ножницы в определённом месте.
  • 8. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
  • 9. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
  • 10. Передавать ножницы кольцами вперед.

            11.Сидеть прямо, не сгибаясь.

 V. Текущий инструктаж:

      Контроль за работой учащихся

      Помощь при необходимости

VI. Индивидуальная работа:

Последовательное выполнение работы, аккуратность выполнения , соблюдение техники безопасности

  VІІ  .Заключительный инструктаж

       1.  Подведение итогов выполненных работ

       2. Проверка полученных знаний.

   Что нового узнали на уроке?

                Назовите виды ковров

    Чем отличается ковровая игла от обычной ?

    С какой стороны вышивают изделие?

        3. Выставление оценок.

        4. Домашнее задание:

            Продолжить работу

            Уборка рабочих мест

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме ковровая вышивка »

Технология

8 класс

Б.М. Шаймерденова,

учитель технологии Чистопольской средней школы

р-н им. Г.Мусрепова, СКО

Ковровая вышивка

Цель:

Образовательная: Познакомить учащихся с историей возникновения ковроделе, ознакомить со способом вышивкой ковровой иглой.

Воспитательная: продолжить формирование эстетического вкуса, аккуратности, бережного отношения к вещам.

Развивающая: развитие умения работать самостоятельно с дополнительными источниками, интереса к предмету, творческой активности, фантазии, красоты восприятия, развитие мелкой моторики рук.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, практический

Межпредметная связь:

История – исторические данные о ковроделе,

Информатика – презентация

ИЗО – рисунки, цветовое решение

Оборудование и наглядный материал: интерактивная доска, образцы готовых изделий, видеофильм «Декоративно- прикладное искусство -ковроделие» презентации слайдов, рисунки , инструкционная карта.

Инструменты и материалы: иглы для ковровой техники, деревянные рамки и пяльцы, ножницы, ткань, пряжа, эскизы, ручные швейные иголки, мягкий простой карандаш или маркер, копировальная бумага, клей ПВА.

Ход урока:

І. Организационный этап.

1. Приветствие учителя.

2. Проверка готовности к уроку.

ІІ.Изложение нового материала.

(Слайды 1-6)

Ручное ковроделе - старинный народный художественный промысел - существующий с тех времён, когда человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. О древности культуры ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины - ковры, хранящиеся в музеях, коллекциях, художественных фондах, а также записи историков и географов.

По дошедшим до нас литературным источникам, изготовление ворсовых ковров было широко развито в Средней Азии и Китае.

С древнейших времён ковры применялись в обстановке жилища человека и были излюбленным бытовым украшением благодаря своим художественным качествам.

Ковровые изделия отличаются исключительным разнообразием по своей художественной отделке, по декоративным свойствам, типам композиций и орнаментации, по материалам, по технике обработке и др.

Ковровое производство возникло в условиях кочевого быта в степных пространствах Средней Азии. Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества өрнек на горизонтальных станках изделии типа алаши? Баскуров – ковровых полос, бау – ковровых лент, шекпена – домотканого сукна из верблюжьей шерсти передавались из поколения в поколение.

Для казахского ковроткачества характерна своя техника изготовления, манеры исполнения, равновесие фона, строгая симметрия.

Ткань ковровых изделий была единственным материалом годным для предохранения кибитки кочевника от резких колебаний температуры в условиях континентального климата. Ковровой тканью стягивали и укрепляли остов кибитки. Ковры служили для внешнего и внутреннего её убранства. Ковром устилали пол; ковёр служил ложем. Особые коврики подстилались во время молитвы.
С постепенным переходом населения от кочевого к осёдлому образу жизни выделка ковровых изделий, предназначенных для убранства переносного жилища, прекратилась.

Более подробно познакомиться с ковроделе я предлагаю посмотреть видеофильм «Декоративно- прикладное искусство- ковроделе»

В связи с быстрым развитием машинного ковроделе старый ручной способ (вместе со своими достоинствами и недостатками) отошел на задний план, и на сегодняшний день мы имеем незначительное количество специалистов, работающих в этой области.

Ручные ковры несут в себе вековые традиции художественной культуры, воплощенные в передающихся из поколения в поколение образах, символах, цветовых сочетаниях.

(слайды 6-8)

Ковровые изделия можно разделить на 2 основных вида: гладкие, ворсовые.

Гладкие делятся на:

Односторонние – рисунок прочитывается только с лицевой стороны. Это кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены-декоративные настенные панно со свободным рисунком.

Двусторонние – рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует. Это паласы с геометрическим и цветочным узором и килимы, которые ткались в южных районах: на Украине, в Молдавии, Румынии, для них характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, могут сочетаться и с геометрическим.

Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которые образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры с длиною ворса 70-80мм.

По способу образования ворса на лицевой стороне ковры ручной работы подразделяются на следующие виды:

Узелковые ковры, которые получаются путем закрепления узлами на основе нитей определенной длины согласно рисунку, для этого используют ковровый крючок. Вязание узелковых ковров более трудоемкий процесс, чем ковровая вышивка

Ковровая вышивка, называемая еще продергиванием, выполняется с помощью ковровой иглы. У готовой вышивки есть лицевая и изнаночная сторона. На изнаночной стороне получаются стежки, внешним видом напоминающие стежки «назад иголку». На лицевой же стороне образуются петельки наподобие ворса, которые и дали этой технике вышивки название «ковровой». Длину ворса можно регулировать длиной иглы. Такая вышивка ковров дает возможность делать ворсовым все изделие или только определенную его часть, некоторые элементы. Для ковровой вышивки можно выбирать самые различные материалы, что позволяет фантазии разгуляться во всей своей широте. Для ковровой вышивки можно выбирать разные ткани, нитки и другие материалы. Она позволяет варьировать размер готового изделия, подбирать разнообразные рисунки, вышивать изделия с разными назначениями. К тому же, с помощью ковровой вышивки можно быстро увидеть готовый результат.

ІІІ.Практическая работа

Вводный инструктаж. (слайды 9-26)

А теперь переходим к практической части нашего урока. У нас нет специальных крючков , зато у нас есть ковровые иглы. И поэтому мы займемся ковровой вышивкой.

Рисунок лучше брать с крупными элементами.

Ткань подходит: плотная мешковина, бортовка, канва, двунитка, вельвет.

Для ковровой вышивки используется пряжа самого разного качества: шерсть, полушерсть, синтетика, а также все виды пряж для ручного вязания.

Работа над ковриком начинается с эскиза будущего изделия. Выполняется карандашом, в натуральную величину. Переводим рисунок на ткань, используя копировальную бумагу. При переводе рисунка необходимо иметь ввиду, что в готовом изделии рисунок будет в зеркальном отображении. Наносим рисунок на изнаночную сторону ткани, т.к вышивают изделие с изнаночной стороны. Ткань закрепляем на рамке с помощью кнопок. Подбираем цвет ниток.

Инструкционная карта

Вдеть нитку в рабочую иголку, используя обычную швейную иглу.

Пряжа должна свободно двигаться внутри рабочей иглы.

Рабочую иглу необходимо держать как пишущую ручку, и прокалывать до ограничителя под углом 45-50

Вышивать контуры рисунка

Постепнно заполнять рисунок стежками, не отрывая носик иглы от ткани.

Прежде чем начать работу повторим технику безопасности при работе с острыми предметами

ІV. Техника безопасности при ковроделе

(слайд 19)

  •  1. С иглой необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах. 
    2. Передовая иглу не бросать, а отдавать в руки.
    3. Нельзя пользоваться ржавыми иглами — они портят пряжу, нитки. 
    4. В конце работы иглу воткнуть в клубок или вложить в футляр.

  • 5. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье.

  • 6. Нельзя откусывать нитку зубами

  • ТБ при работе с ножницами.

  • 7. Храните ножницы в определённом месте.

  • 8. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

  • 9. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

  • 10. Передавать ножницы кольцами вперед.

11.Сидеть прямо, не сгибаясь.

V. Текущий инструктаж:

Контроль за работой учащихся

Помощь при необходимости



VI. Индивидуальная работа:

Последовательное выполнение работы, аккуратность выполнения , соблюдение техники безопасн

VІІ .Заключительный инструктаж

1. Подведение итогов выполненных работ

2. Проверка полученных знаний.

Что нового узнали на уроке?

Назовите виды ковров

Чем отличается ковровая игла от обычной ?

С какой стороны вышивают изделие?

3. Выставление оценок.

4. Домашнее задание:

Продолжить работу

Уборка рабочих мест










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
конспект урока по теме ковровая вышивка

Автор: Шаймерденова Балбикеш Мулдахметовна

Дата: 31.12.2014

Номер свидетельства: 149184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока технологии на тему "Производство гобелена""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-na-tiemu-proizvodstvo-ghobieliena"
    ["file_id"] => string(6) "249023"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446815125"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "План конспект урока"
    ["seo_title"] => string(22) "plan_konspekt_uroka_18"
    ["file_id"] => string(6) "603115"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648052867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства