Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Бюджет семьи"»
Тема: Бюджет семьи.
Цель: Раскрыть понятие «бюджет», рассмотреть источники формирования бюджета семьи.
Развивать логическое мышление через приемы составления семейного бюджета на
условных семьях.
Воспитывать расчетливость, предприимчивость.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. Желаю вам успехов и удач на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
(1 слайд)
- Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.
«Тому хорошо живется, у кого денежка ведется».
Обобщение: Жизнь семьи складывается из множества мелочей, но ничто так не влияет на ее достаток и благополучие, как содержание в порядке семейной кассы, т.е. умение и привычка учитывать денежные средства семьи.
(2 слайд)
Сегодня на уроке познакомимся с понятием «бюджет», сравним части бюджета доход-расход, поучимся решать задачи по планированию бюджета семьи.
Запишите дату и тему в тетрадь.
3.Сообщение нового материала.
(3 слайд пустой)
- Что такое бюджет?
(4 слайд)
Бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период, на месяц.
Запишите определение в тетрадь.
Бюджет должен быть обязательно, потому что без планирования вы будете не экономно тратить деньги и до конца месяца может не хватить .
Слово бюджет буквально означает: «денежный кошелек» в переводе с английского.
Бюджет состоит из двух частей: доходов и расходов (таблица).
БЮДЖЕТ
Доходы
Расходы
(5 слайд)
Любая семья имеет доходы.
Доходы – это разные виды денежных поступлений.
Запишите определение в тетрадь.
(6 слайд пустой)
-Из чего складываются доходы?
(7 слайд)
Прочитайте на слайде из чего состоят доходы?
- А какой вид дохода не назвали? (пенсия).
На карточке № 1 в левый столбик запишите названия доходов.
Обобщение: Каждая семья имеет разные доходы.
В одной семье живут только на зарплату родителей.
Если в семье есть студент, то он получает стипендию.
Семья может иметь сбережения. Если они хранятся в банке, то банк регулярно выплачивает за это определенную сумму денег – процент.
(8 слайд пустой)
-На что тратится доход семьи?
-Как вы понимаете слово «расход»?
(9 слайд)
Расходы – деньги, которые тратят члены одной семьи за определенный срок.
Запишите определение в тетрадь.
(10 слайд)
Самые необходимые расходы – это расходы на питание, оплата жилья и коммунальных услуг.
Запишите в правый столбик, что относится к необходимым расходам.
- На что еще семьи тратят деньги?
Обобщение: В любой семье имеются доходы. Это деньги, которые получают и зарабатывают члены семьи. Ни одна семья не может жить без расходов. Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов, т. е. бюджет.
Теперь я хочу убедиться, хорошо ли вы поняли, что такое доход и расход.
Мама записывала все доходы и расходы семьи за месяц. Но у нее рассыпались листочки в блокноте. Давайте поможем их собрать и распределить.
Карточки – где записаны доходы садимся к Андрею, у кого записаны расходы к Кристине.
(11 слайд)
Андрей прочитай, что относится к доходам (премия папы за отличную работу, заработная плата папы, пособие на детей).
Кристина назови расходы семьи (питание, лекарства для дочки, ремонт обуви).
Обобщение: Молодцы ребята, помогли маме. Я убедилась, что вы различаете доходы и расходы.
-Итак, у нас образовалось две семьи. 1я – семья Ивановых, 2я – Петровых.
Давайте рассмотрим бюджет этих семей. Подсчитаем доходы и расходы и сравним их.
(12 слайд)
Подсчитайте доходы.
Семья Ивановых.
Семья Петровых.
Заработная плата мамы и папы – 10000 рублей.
Стипендия – 270 рублей.
Доход от огорода – 3000 рублей.
Пособие на ребенка – 200 рублей.
Зарплата папы и мамы – 12000 рублей.
Пенсия бабушки - 2400 рублей.
Выигрыш в лотерею – 100рублей.
10000+3000+270+200=13470(руб.) - доход семьи Ивановых.
12000+2400+100=14500(руб.) – доход семьи Петровых.
(13 слайд)
Ответы: 13470 14500
(14 слайд)
Подсчитайте расходы.
Плата за детсад – 1000 рублей.
Питание – 9000 рублей.
Ремонт в спальне – 3320 рублей.
Дискотека – 150 рублей.
Купили хозяйственную сумку - 1000 рублей.
Истратили на продукты - 7000 рублей.
Заплатили за квартиру, свет и газ - 4000 рублей.
Заплатили за ремонт холодильника - 500 рублей.
Расход на лекарства – 3000 рублей.
1000+9000++3320+150=13470(руб.) – расход семьи Ивановых.
1000+7000+4000+500+3000=15500(руб.) – расход семьи Петровых.
(15 слайд)
Ответы: 13470 15500
(16 слайд)
Давайте сравним доходы и расходы семьи Ивановых.
- Чего больше – доходов или расходов? одинаково
-Правильно составляет бюджет семья?
(17 слайд)
Обобщение: Если доходы совпадают с расходами, то такой бюджет называется уравновешенным.
Многие семьи с невысоким доходом, благодаря умению считать свои деньги и тратить их по назначению, живут без долгов, питаются и одеваются не хуже других. Народная мудрость гласит: «Без счету и денег нет». Молодцы, справились.
(18 слайд)
-А теперь рассмотрим бюджет семьи Петровых.
- Чего больше доходов или расходов?
- Правильно ведет кассовую книгу семья?
- Как исправить положение?
(19 слайд)
Обобщение: Плохо, когда расходы превышают доходы. Семье не хватает денег. Поэтому нужно экономить; покупать многие продукты, например, не по килограммам, а оптом, т.к. оптом дешевле; получив зарплату купить сразу же на весь месяц не скоропортящиеся продукты (чай, сахар, крупы, макароны); увеличить доходы путем подрабатывания. Вот и говорят про такие семьи: «Деньги – что вода».
(20 слайд)
- А самый лучший бюджет, когда доходы превышают расходы. Можно откладывать сбережения на крупную покупку. А можно эти сбережения положить в банк и получать прибыль.
4.Закрепление.
На карточках одной чертой подчеркнуть доходы, обвести в кружок расходы.
Взаимопроверка.
5. Итог урока.
-Дайте определение понятия «бюджет»?
- Перечислите виды доходов семьи?
- Назовите правила ведения домашнего хозяйства?
Обобщение: Каждая семья составляет бюджет на месяц с учетом доходов. Это позволяет контролировать трату денег, помогает выбирать самое необходимое, тем самым экономить средства.