«Изонить» – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или твёрдом основании.
Истоки этой удивительной техники художественного натяжения нити идут из Англии XVII века. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных приемом изонить с заполненными окружностями. Швейные иглы с широким ушком; ножницы; шило или большая игла; линейка; карандаш; циркуль. Цветные нитки (обычные швейные нитки, лучше № 20-40, мулине или ирис); набор цветного картона; бархатная бумага; кусок пенопласта. Схемы прошивания углов
Ход урока
История возникновения техники
«Изонить» – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или твёрдом основании.
Истоки этой удивительной техники художественного натяжения нити идут из Англии XVII века. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.
Затем возникла мысль качественно изменить эту технику, оставив тот же принцип натяжения нити, но используя картон, вместо доски. Идея выполнения работы на картоне понравилась, так как процесс изготовления работы значительно упростился. Многие вместо картона решили использовать бархатную бумагу – у неё готовый цветной фон и фактура под бархат. А потом перешли к очень неожиданному и эффектному материалу – наждачной бумаге. Наждачная бумага обладает достаточной плотностью, нить не стягивает её при натяжении. Кроме того, наждачная бумага имеет очень благородную цветовую гамму. И так возникли новые неожиданные эффекты, графические и цветовые. Натянутая нить как бы ожила и получила новое изобразительное звучание. Она рисовала задуманное, как, например, солнышко или цветок, и позволяла сочинять космические композиции. Таким образом, нитяная графика или изонить (изображение нитью) - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
В настоящее время искусство нитяной графики находит применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и поздравительных открыток, сувенирных обложек. В этой технике можно выполнять закладки для книг, декоративные панно и даже оформить элементы одежды.
Для того, чтобы ваша работа после её завершения смотрелась, привлекала взгляд зрителя, мне бы хотелось, чтобы вы послушали и разобрались с темой «Гармоничные сочетания цветов»
В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета:
красный - с жёлтым, серым, коричневым, бежевым, оранжевым.
зелёный – со всеми оттенками жёлтого, салатным, кремовым, оранжевым, коричневым.
фиолетовый – с сиреневым, розовым, жёлтым, белым.
коричневый - со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневыми, серебристо-белым.
Однако не надо стремиться к большому разнообразию цвета в одной картине, выполненной в технике «Изонить». Узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.
Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый спокойный, но скучный.
Картина смотрится эффектнее, если в ней доминирующий цвет – тёплый или холодный, светлый или тёмный, или используется разумное сочетание.
Материалы
Для выполнения работ в технике ниточный дизайн дорогостоящие материалы не нужны. Используется всё то, что есть в каждой семье.
Фон. Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют на картон – цветной или белый. Одним словом, можно применять для фона абсолютно всё: любые старые коробки, куски обоев, бархатную бумагу и даже наждачную бумагу.
Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины.
Нитки. Они являются основным элементом картины. Для работы можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Шёлковые нити, красивы, но вызывают у детей определенные трудности в работе с ними, так как они «скользкие», то трудно завязать узелок на нитке и закрепить её в конце работы. Шёлк хорош при оформлении открыток из плотной бумаги с мелким рисунком, но этот уровень исполнения может быть достигнут далеко не всеми детьми. Можно выполнять свои картины из простых х/б белых и цветных ниток. Ими также можно выполнять тренировочные упражнения или при разработке собственного замысла (чернового варианта). Мулине имеет богатую цветовую палитру, но отечественное мулине рассыпается, а импортное кручёное, дорогое. Наиболее оптимальным является использование ириса. Нитки с блеском, крученые, нужной толщины, богатая цветовая гамма, есть и с переходом цвета. Они не очень дешёвые, поэтому их рекомендуется использовать в законченном изделии.
Инструменты.
Для работы необходимо иметь следующие инструменты:
2. линейка – ровная, гладкая, длиной не менее 30-40 см, с чётко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, но с яркой разметкой), разметка должна быть в сантиметрах, а не в дюймах;
3. циркуль – нужен для изучения принципа заполнения окружности, лучше детей сразу приучить использовать хороший инструмент, так как циркуль пригодится для работы на уроках черчения и геометрии;
4. иглы с большим ушком (номер будет зависеть от толщины картона и ниток, а так же расстояния между точками: чем меньше расстояние между точками и изящнее работа, тем тоньше игла);
5. булавка с головкой на конце для прокалывания точек;
6. подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания);
7. ножницы;
Технология работы в технике «Изонить».
Техника выполнения нитяной графики проста и доступна ребёнку любого возраста. Человек, увидевший такую технику в первый раз, сразу же задаётся вопросом: как это делается? И сначала кажется, что очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приёмов. Однако в данной технике достаточно знать три основных приема:
-заполнение угла;
-заполнение окружности;
ЗАПОЛНЕНИЕ УГЛА
1. начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
2.разделить каждую сторону на одинаковое количество частей (0,5-1см)
3.пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. (присвоив ей номер: вершина угла – точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла – точка 2, затем 3, 4 и так далее до 9. На верхней стороне угла крайняя точка – точка 1, потом 2, 3 и так далее до 8).
4.сделать булавкой проколы
5.заполнить угол по предлагаемой схеме
Заполнение угла
Воткнем иголку в точку под № 1 на одной стороне угла (показ). Теперь находим точку № 1 на другой стороне угла, воткнем иглу в эту точку с лицевой стороны, выводим иголку на изнаночную сторону картонки. Теперь находим точку № 2 рядом с той точкой, откуда вытянули нить. Воткнем иглу в эту точку. Далее проводим иголку в точку № 2 на другой стороне угла — с лицевой стороны на изнаночную. Теперь находим точку № 3 рядом с той точкой, откуда вытянули нить.
Рис. 1 (угол)
ЗАПОЛНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ
1. начертить окружность
2. разделить окружность на равных частей
3. сделать проколы во всех полученных точках
4. вдеть нить в иглу
5. заполнить окружность по схеме (проведение хорд)
Чем длиннее хорда, тем меньше получится центральное отверстие. Изменяя длину хорды и количество точек, на окружностях с равным диаметром можно получить
разнообразные узоры.
Заполнение окружности
Воткните в одно отверстие иглу с изнаночной стороны. Протяните через нее нитку. Теперь на лицевой стороне отсчитайте два отверстия против часовой стрелки и воткните иглу в третье отверстие. Протяните через нее нитку на изнаночную сторону. С изнаночной стороны на лицевую воткните иглу в то отверстие, которое находится рядом с предыдущим отверстием, но по часовой стрелке. Этот ход будем называть «ход назад».
Далее опять отсчитайте три отверстия, опять воткните иглу в третье отверстие, выведите ее на изнаночную сторону. Сделайте шаг назад. на изнаночной стороне картона по циркулю или трафарету начертите окружность:
Рис. 2 (окружность)
Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам, что и окружности
Домашнее задание: Доделать практическую работу. Разработать свой эскиз картины
Практическая работа
Вариант 1. Голова кошки прошивается как окружность. Длина стежка указана на схеме линией. Усы прошиваются стежками. Все остальные элементы – как углы. После прошивания вырезаем из цветной бумаги глаза кошки и наклеиваем прямо на нитки. Можно глаза вырезать из белой бумаги и затем подрисовать фломастерами.
Практическая работа
Вариант 2. Уши и нижняя часть хвоста прошиваются как углы. Все остальные элементы – туловище, голова, кончик хвоста – прошиваются как окружность. Попробуйте выполнить кошку с переходом цвета ниток: первые 2-3 стежка на ушках сделайте белыми нитками, а закончите черными. При прошивании туловища стежки в том месте, где оно соединяется с головой, сделайте белыми нитками, все остальное прошейте черными. Получится черная кошка с белой грудкой.