Пояснительная записка:
Программа внеурочного занятия «Волшебная изонить» разработана на основе требований организации внеурочной деятельности ФГОС НОО второго поколения.
Программа кружка «Волшебная изонить» является программой художественно-эстетической направленности, способствующей творческому развитию школьников.
Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу, мелом на асфальте. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью.
Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:
мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного воспитания;
глазомера;
логического мышления;
воображения;
волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и.т.п.);
художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;
Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.
Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно, и даже оформить элементы одежды.
Результат работы в технике "изонить" завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.
Цель курса: познакомить школьников с технологией нитяной графики (изонити); гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами техники «Изонить».
2. Формировать умения и навыки работы в новой технике.
3.Расширять представления учащихся о видах изобразительного искусства, изучать теоретический материал в области графического искусства.
4.Способствовать развитию у ребенка:
-Мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
-Сенсорного восприятия;
-Глазомера;
Логического мышления;
-воображения;
-Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)
5.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
Отличительные особенности программы: программа рассчитана на обучения детей 2 класса частично знакомой для них технике. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.
Описание места внеурочного занятия в учебном плане
Программа «Волшебная изонить» адресована учащимся 2 класса, составлена из расчета 34час на учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю в течение года.
Общая характеристика внеурочного занятия
У учащихся 2 класса могут возникать трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь учитель. На начальном этапе овладения техникой изонити лучше заранее приготовить для детей иголки с нитками и сделать разметку будущего рисунка на картоне.
Длина нити на занятиях по нитяной графике имеет большое значение: ее должно хватить на заполнение одного угла. В качестве вспомогательного материала детям лучше предлагать бусины или бисер, но отверстия в нем должны быть достаточно большими.
Группа учащихся не должна превышать 10-12 человек, чтобы учитель мог оказать каждому достаточную помощь и осуществлять качественный контроль за соблюдением техники безопасности при работе с колющими инструментами. Сам педагог должен очень хорошо владеть данной техникой.
Технологии обучения: ведущими технологиями при изучении курса являются технология мастерских, проектная деятельность.
К концу второго года обучения дети должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимопомощь; знать и уметь выполнить в технике ниточного дизайна угол ; знать и уметь объяснить последовательность выполнения окружности
Предполагаемые результаты освоения содержания внеурочного занятия к концу 2класса
Предметные результаты
Знать/ понимать
- термины основных изучаемых понятий;
- назначение и свойства материалов;
- назначение применяемых ручных инструментов;
- виды, приемы и последовательность выполнения операций;
Метапредметные результаты
Уметь
- рационально организовывать рабочее место;
- изготовить простую работу в технике «Изонить»;
- работать по технологическим картам;
- выбирать материалы и инструменты для выполнения работ;
- выполнять операции с использованием ручных инструментов;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами.
Личностные результаты
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения сведений из разнообразных источников информации;
- организации индивидуальной и трудовой деятельности;
- создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
Календарно-тематическое планирование
№п/п.
Тема
Всего часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Дата
план
Дата
факт
1
Вводное занятие
1
Определять ситуации, требующие применения правил техники безопасности при работе с иглой, шилом и др. инструментами.
Знать и различать виды углов, последовательность их выполнения.
1.1
Искусство «Изонить»
1
05.09
2
Углы
4
2.1 – 2.4
Узор из углов
4
12.09
17.09
24.09
03.10
3.
Окружность
6
3.1
Мячик
1
Осваивать правила заполнения окружности.
Выполненять окружности в технике изонить, используя трафареты.
Создавать образ снеговика из разных по величине окружностей Осваивать правила заполнения окружности. Взаимодействовать в парах при выполнении вышивки.
Создавать узор из углов и окружностей, путем накладывания друг на друга.
Создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы.
Самостоятельно выбирать сюжет.
Принимать самостоятельные решения в условиях творческой деятельности.
10.10
3.2 – 3.4
Снеговик
3
17.10
24.10
31.10
3.5 – 3.6
Солнышко
2
14.11
21.11
4
Плоскостное моделирование
23
4.1 -4.2
Птица
2
28.11
05.12
4.3 – 4.5
Узор из углов и окружности.
3
12.12
19.12
26.12
4.6 – 4.7
Цыпленок
2
16.01
23.01
4.8 -
4.15
Одуванчики на лугу.
8
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
4.16 – 4.22
Проектирование собственных изделий.
7
03.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05
4.23
Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
1
29.05
Планируемые результаты изучения внеурочного занятия
В результате освоения данного курса ученик научится:
-рационально организовывать рабочее место;
-работать с инструментами (иголка, линейка- трафарет, шило, ножницы);
-работать по технологическим картам;
-изготовить простую работу в технике «Изонить».
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать материалы и инструменты для выполнения работ;
- понимать назначение применяемых ручных инструментов;
-подбирать контрастные цвета;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для украшения дома, создания подарков своими руками.
Формы подведения итогов реализации программы.
-Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок работ учащихся:
–в классе,
– в школе.
- Участие в районных и республиканских выставках и конкурсах.
Учебно-методическое обеспечение программы:
Дидактические материалы:
- Схемы создания изделий
- Образцы изделий.
- Альбом лучших работ детей.
-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для работы учащимся потребуются:
-Иголка с широким ушком.
-Цветные нитки «Ирис», катушечные нитки
-Ножницы.
-Шило (короткое) его можно заменить булавкой с шариком на конце.
-Кусок мягкой резины 1 см толщиной или пенопласта
-Цветной и белый картон
-Линейка. Её могут заменить трафареты (углов, окружностей, фигурные лекала).
-Скотч узкий
Список литературы:
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск, 1993.
Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2008
Горбачёва Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. // “Классный руководитель” № 6, 2002.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.:Легпромбытиздат, 1993.
Торгашова В.Н. Рисуем нитью/ В.Н Торгашова. – Москва, 2010.