Эффективное обучение невозможно без активной и сознательной деятельности самих учащихся. С целью её активизации, формирования и развития у младших школьников познавательного интереса на уроках математики используются различные приёмы. Один из них - геометрическая вышивка, изонить.
Изонить, ниткография, хордовое шитьё - это названия одной техники создания картин из цветных нитей на картоне, пришедшей к нам из Англии 17 века. На языке своей родины техника изонити называется Form-a-Lines, что означает « формы из линий». Термин « изонить» в России ввёл академик Геннадий Алексеевич Браницкий, заинтересовавшийся этой техникой во время командировок в Англию и США.
Согласно одной версии, английские ткачи изобрели особую технику переплетения нитей. Они вбивали в деревянную поверхность гвозди по контуру геометрической фигуры и натягивали между ними нить в определённой последовательности, создавая причудливые графические узоры. Используя их для украшения домов.
По другой версии, создательницей техники изонить является известная английская исследовательница и математик Мэри Эверест Буль. Автор книги « Подготовка ребёнка к восприятию науки» ( 1904 ). Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.
Основой техники изонить является заполнение нитками внутреннего пространства геометрических фигур. Основные геометрические фигуры – это угол и окружность.
Угол – это геометрическая фигура, состоящая из точки (вершины угла) и двух выходящих из неё лучей (сторон угла). Прямой угол – это угол, один луч которого лежит горизонтально, а другой вертикально. Он равен 90 градусов. Лучи прямого угла строго перпендикулярны друг другу. Угол меньше 90 градусов называется острым. Угол больше 90 градусов называется тупым. Развёрнутый угол равен 180 градусам. Лучи этого угла разбегаются в противоположные стороны, образуя прямую линию.
Окружность – это множество всех точек плоскости, находящихся на заданном расстоянии от точки, которая называется центром окружности. Хорда – это отрезок прямой, соединяющий две любые точки окружности. Радиус окружности – это расстояние от центра окружности до любой её точки. Диаметр окружности – это хорда, проходящая через центр окружности. Он равен двум радиусам.
При создании картин в технике изонить на картон наносится эскиз, который условно разбивается на простые геометрические формы: угол, окружность. По контуру геометрических фигур через равные интервалы прокалываются отверстия, нумеруются, а затем через эти отверстия в определённой последовательности протягивается нить в заданном направлении.
В итоге на лицевой стороне картины появляются длинные стежки между точками, похожими на штриховку, выполненную ниточными линиями. А с изнаночной стороны короткие стежки повторяют очертания геометрических фигур. .
Техника исполнения изонити – это чистая геометрия.
- В разделе «Целое и части» расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей или целую геометрическую фигуру можно разложить на части, на другие фигуры.
- В разделе « Геометрическая форма» формируются понятия о точке, прямой, плоскости, луче, отрезке; понятие о разных углах, их величине, длине сторон; понятие об окружности, о центре окружности, хорде разной длины и её направлении. Уточняются представления о многоугольниках. Формируются у учащихся умения читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.
- В разделе « Ориентировка на плоскости» отрабатываются знания и представления детей о пространственных отношениях: вверх-вниз, слева- справа, перед- за, между, над-под .
- В разделе « Симметрия» даётся понятие центральной и осевой симметрии.
- Выполняется построение и моделирование разных углов, окружностей, дуг, овалов, треугольников, прямоугольников, ромбов, квадратов и других геометрических фигур.
Выполнение заданий в технике изонить способствует формированию у учащихся представлений о форме предметов, их взаимном расположении и изображении на плоскости; развивает пространственное мышление, воображение, память, глазомер, мелкую моторику; учит совершать последовательные действия, концентрировать внимание, читать и комментировать графическую информацию; стимулирует развитие творческих способностей младших школьников. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования изонить успешно применяется на занятиях по изобразительному искусству, трудовому обучению, математике и во внеурочной деятельности по направлениям: интеллектуальное и общекультурное развитие личности.
Используемая литература:
- Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2011
- Правила по математике: Начальная школа. / Сост. И. В. Клюхина. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014 – ( Школьный словарик.)
- Истомина Н. Б., Редько З. Б. Методические рекомендации к работе с Тетрадями « Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов ( авторов проф., д. п. н. Н. Б. Истомина и др.) – М.: Издательство « ЛИНКА – ПРЕСС», 2012
- Истомина Н. Б., Редько З. Б. Наглядная геометрия. Тетради по математике. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс – М.: Издательство ЛИНКА – ПРЕСС, 2012
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Геометрическая вышивка - изонить »
Геометрическая вышивка – изонить.
Эффективное обучение невозможно без активной и сознательной деятельности самих учащихся. С целью её активизации, формирования и развития у младших школьников познавательного интереса на уроках математики используются различные приёмы. Один из них - геометрическая вышивка, изонить.
Изонить, ниткография, хордовое шитьё - это названия одной техники создания картин из цветных нитей на картоне, пришедшей к нам из Англии 17 века. На языке своей родины техника изонити называется Form-a-Lines, что означает « формы из линий». Термин « изонить» в России ввёл академик Геннадий Алексеевич Браницкий, заинтересовавшийся этой техникой во время командировок в Англию и США.
Согласно одной версии, английские ткачи изобрели особую технику переплетения нитей. Они вбивали в деревянную поверхность гвозди по контуру геометрической фигуры и натягивали между ними нить в определённой последовательности, создавая причудливые графические узоры. Используя их для украшения домов.
По другой версии, создательницей техники изонить является известная английская исследовательница и математик Мэри Эверест Буль. Автор книги « Подготовка ребёнка к восприятию науки» ( 1904 ). Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.
Основой техники изонить является заполнение нитками внутреннего пространства геометрических фигур. Основные геометрические фигуры – это угол и окружность.
Угол – это геометрическая фигура, состоящая из точки (вершины угла) и двух выходящих из неё лучей (сторон угла). Прямой угол – это угол, один луч которого лежит горизонтально, а другой вертикально. Он равен 90 градусов. Лучи прямого угла строго перпендикулярны друг другу. Угол меньше 90 градусов называется острым. Угол больше 90 градусов называется тупым. Развёрнутый угол равен 180 градусам. Лучи этого угла разбегаются в противоположные стороны, образуя прямую линию.
Окружность – это множество всех точек плоскости, находящихся на заданном расстоянии от точки, которая называется центром окружности. Хорда – это отрезок прямой, соединяющий две любые точки окружности. Радиус окружности – это расстояние от центра окружности до любой её точки. Диаметр окружности – это хорда, проходящая через центр окружности. Он равен двум радиусам.
При создании картин в технике изонить на картон наносится эскиз, который условно разбивается на простые геометрические формы: угол, окружность. По контуру геометрических фигур через равные интервалы прокалываются отверстия, нумеруются, а затем через эти отверстия в определённой последовательности протягивается нить в заданном направлении.
В итоге на лицевой стороне картины появляются длинные стежки между точками, похожими на штриховку, выполненную ниточными линиями. А с изнаночной стороны короткие стежки повторяют очертания геометрических фигур.
Лицевая сторона. Изнаночная сторона.
Техника исполнения изонити – это чистая геометрия.
- В разделе «Целое и части» расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей или целую геометрическую фигуру можно разложить на части, на другие фигуры.
- В разделе « Геометрическая форма» формируются понятия о точке, прямой, плоскости, луче, отрезке; понятие о разных углах, их величине, длине сторон; понятие об окружности, о центре окружности, хорде разной длины и её направлении. Уточняются представления о многоугольниках. Формируются у учащихся умения читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.
- В разделе « Ориентировка на плоскости» отрабатываются знания и представления детей о пространственных отношениях: вверх-вниз, слева- справа, перед- за, между, над-под .
- В разделе « Симметрия» даётся понятие центральной и осевой симметрии.
- Выполняется построение и моделирование разных углов, окружностей, дуг, овалов, треугольников, прямоугольников, ромбов, квадратов и других геометрических фигур.
Выполнение заданий в технике изонить способствует формированию у учащихся представлений о форме предметов, их взаимном расположении и изображении на плоскости; развивает пространственное мышление, воображение, память, глазомер, мелкую моторику; учит совершать последовательные действия, концентрировать внимание, читать и комментировать графическую информацию; стимулирует развитие творческих способностей младших школьников. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования изонить успешно применяется на занятиях по изобразительному искусству, трудовому обучению, математике и во внеурочной деятельности по направлениям: интеллектуальное и общекультурное развитие личности.
Используемая литература:
- Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2011
- Правила по математике: Начальная школа. / Сост. И. В. Клюхина. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014 – ( Школьный словарик.)
- Истомина Н. Б., Редько З. Б. Методические рекомендации к работе с Тетрадями « Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов ( авторов проф., д. п. н. Н. Б. Истомина и др.) – М.: Издательство « ЛИНКА – ПРЕСС», 2012
- Истомина Н. Б., Редько З. Б. Наглядная геометрия. Тетради по математике. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс – М.: Издательство ЛИНКА – ПРЕСС, 2012