связь трудового и эстетического развития обучающихся в системе комплексного подхода к воспитанию
Связь трудового и эстетического развития обучающихся в системе комплексного подхода к воспитанию
На трудовых занятиях нужно учить и воспитывать, вырабатывать трудовые навыки и эстетическое отношение к труду. Детям следует предоставить широкую возможность творить - изготовлять изделия, требующие и понимание чертежа, и правильной разметки материала, и качественной обработки его, и продуманного монтажа, и определенного вкуса при подборе отделочного материала. Такая работа педагогически эффективнее. Приобретенные же навыки можно успешно использовать во внеурочное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«связь трудового и эстетического развития обучающихся в системе комплексного подхода к воспитанию»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗИМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
РАЗДОЛЬНЕНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ
«Связь трудового и эстетического развития обучающихся в системе комплексного подхода к воспитанию».
Учитель технологии
высшей категории:
Щерба Ирина Васильевна
Связь трудового и эстетического развития обучающихся в системе комплексного подхода к воспитанию.
«Не должно быть ни одного безликого ни одного равнодушного к труду, ни одного такого, у которого, как говорится душа ни к чему не лежит. Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем труде, должен стать каждый - это важнейшее условие всестороннего развития личности.»
В. А. Сухомлинский.
Я уже несколько лет работаю над поставленной перед собой проблемой о связи трудового и эстетического развития обучающихся в системе комплексного подхода к воспитанию.
Сегодня едва ли можно представить себе какую - либо сферу жизни и деятельности человека, которая не несла бы на себе эстетическую «нагрузку». Образ жизни каждого общества, как и каждой отдельной составляющей его личности, имеет свое собственное неповторимое эстетическое содержание. Оно во многом зависит от окружающей человека культурной атмосферы, которая характеризует способности общения людей, поведения и склада мышления в сферах труда, быта и досуга.
У человека в процессе его исторического развития пробуждается, формируется, укрепляется способность ощущать красоту, переживать ее, стремиться к ней, способность эстетически воспринимать и оценивать собственную активность, собственные действия и поступки.
Педагог должен уметь раскрыть и показать на примерах материальные и духовные ценности, воплотившие в себе представления о гармонии, красоте и совершенстве.
В нашем обществе эстетическое воспитание ребенка должно покоиться на его приобщении к труду, так как именно в этом процессе может сформироваться его эстетическое отношение и к самому процессу трудовой деятельности, и к предметам труда, и к орудиям, и к создаваемым в труде продуктам, и к людям труда. В этом отношении логика воспитания индивида должна воспроизводить логику эстетического самовоспитания всего человечества.
В воспитательном процессе важно уметь не просто объяснить обучающимся творческую сущность того или иного труда, но вызвать у них при этом соответствующие эстетические переживания.
В.А. Сухомлинский писал: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Это естественное стремление ребенка, как показывает опыт, надо всячески развивать...»
На трудовых занятиях нужно учить и воспитывать, вырабатывать трудовые навыки и эстетическое отношение к труду. Детям следует предоставить широкую возможность творить - изготовлять изделия, требующие и понимание чертежа, и правильной разметки материала, и качественной обработки его, и продуманного монтажа, и определенного вкуса при подборе отделочного материала. Такая работа педагогически эффективнее. Приобретенные же навыки можно успешно использовать во внеурочное время.
Эффективное эстетическое развитие детей могут обеспечить не случайные, эпизоотические воздействия на обучающихся, а система эстетического воспитания на уроках труда.
Эта система, по моему мнению, должна опираться на разносторонние воздействия, черпающие свое содержание в труде взрослых и труде детей. В ней большую роль должны играть как подготовка к выполнению трудового задания, так и сам процесс изготовления изделия. Она не может быть совместной с неверным убеждением, что эстетическое воспитание детей осуществляется в основном на заключительном этапе изготовления предмета, при его отделке. Выбор объекта труда и знакомство с ним, постановка цели и планирование труда, анализ чертежа и разметка, обработка материала и отделка изделия - все должно эстетически воспитывать школьников. Причем воздействия должны осуществляться непрерывно. В этой системе исключительная роль должна быть отведена четкой организации коллективного труда, борьбе за красоту трудовых действий обучающихся, высокую культуру условий труда.
Наверное, можно сказать, не остерегаясь упреков в перегибах, что трудовое воспитание - главное в формировании личности. По словам В.А.Сухомлинского,
« весь смысл, вся устремленность жизни школы и семьи».
В свое время К.А .Ушинский писал, что если мы желаем счастья человеку, то «должны воспитать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», ибо «только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья». Не следует только путать труд с работой в механическом, физическом смысле, без которой, конечно труд не обходится, но и не сводится к ней. Работу может совершать и животное, и природные силы. Труд - волевая, целеустремленная деятельность, первейшая духовная потребность, формируемая всем строем жизни и пронизывающая всю человеческую жизнь. В труде образуются и развиваются психические качества, определяющие возможность и способность самых разных проявлений жизнеосуществления личности: творчества, любви всех человеческих добродетелей. Только такое широкое понимание трудового воспитания и открывает его подлинный смысл и значение, а вместе с тем и способы реализации этого направления воспитательной работы.
Замечательный педагоги А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский неоднократно выступали против наивных представлений о воспитательной функции любого труда. Груд воспитывает лишь в неразрывной связи с нравственными, эстетическими требованиями, затрагивающими эмоциональную, интеллектуальную, волевую сферы личности. Задача комплексного подхода в воспитательной работе предлагает не суммирование, а диалектическое единство содержания, направле- ние, целей, методов воспитания с непременным учетом особенностей воспитуе- мых.
В гармоническом развитии детей трудовые и эстетические начала не только взаимодействуют, но и взаимообуславливают друг друга. « Трудовое воспитание, - говорил В.А.Сухомлинский, - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно».
Удивительно емкая и исчерпывающая формула! «Надо» - потому, что даже обеспечивая достижения высших возможностей духовного и физического / «мышечная радость», по И.П.Павлову/ удовлетворения, труд несводим к наслаждению; включая игровой момент, труд не равнозначен игре. Начало трудового воспитания - это сложный в психологическом отношении переход от «хочу - не хочу», «могу - не могу» к «надо» во всех, а не только в трудовых сферах жизни.
« Трудно» - потому, что через преодоление осуществляется развитие личности/ опять - таки любое: умственное, нравственное, эстетическое, физическое/. И здесь труд выступает в функции формирования важнейшей универсальной человеческой способности.
« Прекрасно» - потому что ощущение красоты труда - одна из величайших радостей, дарованных человеку, способному эту красоту пережить, а сама красота - один из важнейших критериев качества труда, его совершенства. А главное - единство, взаимообусловленность «надо», «трудно» и «прекрасно», ибо красота труда - это не легкие, «грациозные» его формы, а радость преодоления и подчинения материала, чувство гордости и достоинства владеющего собой человека.
Но, как известно, единство не означает тождества. Трудовое напряжение само по себе в эстетическом наслаждении не переходит, а в столкновении с трудностями положительная эмоция может возникнуть не только в случае их преодоления, но и избежания. Следовательно, педагогические условия должны сделать привычной и желанной потребность во всей гамме переживаний, связанных с трудом, в том числе и потребность преодоления трудностей, воплотить эти потребности в характер, в эмоциональный мир ребенка. А для этого в процессе трудового воспитания, прежде всего, необходимо открыть детям мир этих эмоций, развить в них чувство радостного удовлетворения процессом и результатами труда. Подчеркиваем - прежде всего, ибо вне эстетических эмоций вряд ли вообще возможно трудовое воспитание детей, особенно младшего и среднего возраста.
В.А.Сухомлинский в своих глубоких теоретических построениях и практических рекомендациях по трудовому воспитанию, выверенных в многолетнем педагогическом опыте, неоднократно отмечал, что труд сам по себе детям мало интересен. Хотя игра в волейбол или футбол требует значительно больших физических усилий, нежели вскапывание грядки, дети несомненно игру предпочтут работе на огороде. Конечно, одна из важнейших функций трудового воспитания заключается в том, чтобы дети учились строить свое поведение не только на основе ближайших интересов, но также исходя из принципа необходимости. Здесь моральные и эстетические стимулы не обязательно должны совпадать. Было бы грубейшей педагогической ошибкой свести переживание труда только к ощущениям его красоты. Но не менее ошибочно ограничить методику педагогического воздействия преодолениям желаний. И дело не только в том, что положительная эмоция - сильнейший катализатор трудовых действий; эстетическое переживание труда, как мы уже убедились, связано с освоением его важнейших сущностных качеств. « Отношение к труду, - писал В.А.Сухомлинский, - является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие, как важнейшая черта морального облика, воспитывая и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человеком, мало- думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче у него проявляется наклонность к разнообразным видам трудовой деятельности».
Таким образом, единство трудового и эстетического воспитания является важнейшим принципом формирования личности и его осуществление нуждается в комплексном, многостороннем подходе к этому процессу. В единой целостной системе должны быть соотнесены и взаимосвязаны все стороны учебной и воспитательной работы в школе, в семье, во внешкольных учреждениях. В трудовом воспитании недопустим утилитаризм, узкий прагматизм. Освоение конкретных профессий, профориентация не только не исключает, но предполагает всестороннюю политехническую/ но не только техническую!/ трудовую подготовку, формирующую необходимые личностные качества для активного самоопределения в жизни, в выборе профессии, в творческом ее осуществлении. Иначе, зачем нужно бы овладение навыками физического труда молодому человеку, мечтающему заниматься теоретической физикой, не говоря уже о, казалось бы, ненужном привлечении школьников к ручному труду в эпоху механизации и автоматизации производства.
Вот что по этому поводу писал К.Маркс: «При разумном общественном строе каждый ребенок с 9-летнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый трудоспособный взрослый человек, должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать не только головой, но и руками».
Участие физического труда в гармоническом личности не сводится, разумеется, к формированию эстетических способностей, но в границах нашей проблемы необходимо отметить исключительно важную его роль и в эстетическом становлении ребенка. Ручной труд позволяет в живом ощущении наиболее эффективно освоить качества разных материалов, развить чувство линии, ритма, пространственных отношений. Здесь складываются навыки уверенных, быстрых и точных движений, их координация в сложной целостности трудового процесса. Ручной труд открывает возможность переживания творчества. В раннем детском возрасте, когда еще не может идти речь об изобретательстве, когда занятия искусством по существу растворяются в игре, именно созидательная деятельность рук в наибольшей степени пробуждает чувство творческой радости, не говоря уже о первичном ощущении мастерства как наибольшей экономности, разумности, целесообразности действий. Пусть это будут элементарные действия, но когда гвоздь под молотком перестает гнуться и входит в доску с 1-2 ударов, когда из-под рубанка выходит длинная стружка, а при шитье получается ровная строчка, чувство удовлетворения непременно включает в себя и эстетический момент, о чем свидетельствует и то, что переживается не только результат, но и процесс труда.
Удовлетворение самим процессом - одна из важнейших специфических характеристик эстетической потребности. Поэтому охотно режут, клеят, строгают, красят, как бы продолжая в труде игру. Именно в ручном труде этот игровой момент особенно ощутим ребенком, а потому в этот труд дети, как правило, включаются довольно охотно. Поэтому так важно суметь открыть ребенку не только целесообразность, но и красоту его действий, даже в самых простых трудовых процессах, помочь ему эту красоту не только пережить, но и осознать в понятии ритма, симметрии, гармонии, изящества и т. д .
Разумеется, роль педагога не сводится к «первотолчку». Эстетическое воспитание в труде охватывает значительный период становления физических и психических качеств, выступающих и предпосылкой, и результатом педагогического процесса. Это обстоятельство надо непременно учитывать, иначе эффект воспитательной работы будет не только слабым, но и отрицательным. Стоит затянуть с трудом-игрой, и уже уроки труда будут восприниматься как развлечение, отвлечение от долее сложных занятий математикой или языком. И дело не просто в смене напряжения, что само по себе благо, а в том, что труд утрачивает свои сущности качества. С самых первых занятий надо раскрывать труд как труд в его функциональных характеристиках, общественном назначении. Уже первоклассники могут делать полезные вещи: игрушки, лопатки, простейшие предметы для школы и дома. И уже в этом труде ребенок начинает постигать красоту нравственного смысла своей деятельности, красоту человеческих отношений, без постижения которой вообще немыслимо трудовое воспитание. Эта нравственная осмысленность необходима не только легкому труду для придания ему «весомости». Ни тяжелый, ни легкий труд не может воспитывать если он бессмыслен или, по крайней мере, этот смысл не ясен детям. Эстетизация таких трудовых действий только углубит извращение самой сути труда.
Система трудового воспитания детей и подростков исключительно многообразна. От освоения простейших материалов / клей, бумага, дерево/ и самообслуживания до производственных практикумов, где они трудятся бок о бок с профессионалами, участвуют в специализированной, требующей соответствующей квалификации деятельности/ автодело, агротехника, радиоэлектроника, торговля, электротехника, производство художественных изделий и т .п./. В этом длительном и сложном процессе трудового воспитания школьника открываются практически безграничные возможности становления личности, не только владеющей определенными производственными навыками, но социально зрелом, духовно развитом. Поэтому так важно, чтобы трудовое воспитание осознавалось и родителями, и коллективом школы не в качестве особого предмета или довлеющего звена воспитательного процесса, но как важнейший инструмент гармонического формирования способностей человека.
Это надо ясно осознавать: ибо в учебной деятельности также необходимо раскрыть ее красоту. Надо не только сформировать интеллектуального поиска как некую стихию познавательного интереса, но и раскрыть значение культуры мышления, совершенной организации умственной деятельности как красоту этого труда, а в физическом труде должно открыться школьникам его духовное содержание, нравственно и физически значимое.
И одно из важнейших выражений этой одухотворенности физического труда- его сущностная связь с умственной деятельность, с интеллектом, с игрой воображения, острой эстетической восприимчивостью.
Красота труда в своих глубинных характеристиках – это, прежде всего свободное универсальное отношение к предмету труда. Здесь способности видеть, чувствовать, воображать, мыслить гармонически соединяются, образуя нерасторжимый сплав. Может быть, нигде не проявляется это единство с такой очевидностью, как в техническом творчестве, где в равной мере невозможна плодотворная деятельность и без соответствующих научных знаний, и без живого ощущения материала, без развитой фантазии. Дж. Диксон, автор весьма солидного и доказательного исследования, посвященного психологии изобретательского творчества, отмечает даже значительно большую пригодность к ней людей не рассудочного, а восприимчивого типа, умеющих лучше видеть, слышать, чувствовать красоту. Именно они легче преодолевают барьеры готового знания, не боятся смелых, неожиданных решений. А в качестве важнейшей предпосылки развития восприимчивости Диксон называет уроки по искусству.
Таким образом, проблема соотношения трудового и эстетического воспитания охватывает сложный и значительный комплекс вопросов, решение которых может быть продуктивным лишь в системном, комплексном подходе. Школа должна стать своеобразным методическим центром, организующим, направляющим соответствующие воспитательные процессы и вне школы/семья, внешкольные детские учреждения, производственный практикум/. Здесь необходимо максимально возможное единство действий и требований, без которого самый благие намерения не только не могут привести к серьезным результатам, но, напротив, способны дискредитировать саму идею.
Так, важнейшим условием осуществления этого единства выступает, прежде всего такое построение учебного процесса и всех форм труда, где эстетическая организация его труда/ритмичность, гармоническая слаженность, творческий характер и т.д./ с объективной необходимостью переживается школьниками. Разумеется к этому переживанию обучающийся должен быть подготовлен , но подготовлен не отвлеченными рассуждениями об эстетике труда вообще, а раскрытием соответствующих характеристик его собственной деятельности.
Эстетическое воспитание в процессе труда предполагает, следовательно, осуществление определенных воспитательных воздействий, а не является простым автоматическим побочным следствием трудовых усилий. Каждый педагог должен ясно осознавать и ощущать эстетические начала предмета своей деятельности, не говоря уже о необходимости общей эстетической культуры. Эстетическое воздействие труда должно планироваться и программироваться так же, как планируется последовательное освоение трудовых навыков и умений. Именно «последовательное освоение», поскольку общая постановка вопроса о необходимости единства трудовых и эстетических начал в воспитании ни у кого не вызывает сомнений и известна любому учителю. Но почему же тогда по окончании школы молодые люди вступают в жизнь с неумелыми руками, плохо чувствующими пространственные отношения, цвет, линию, ритм, не только не умеющими красиво обработать деталь, провести в поле борозду, шить одежду и обувь, но часто не способными эстетически организовывать свой собственный опыт - сделать красивую прическу, со вкусом одеться и оформить интерьер своего дома, накрыть стол? А ведь обслуживающий труд, с которым человек встречается уже в самом раннем возрасте, имеет огромные возможности повседневного ненавязчивого развития эстетических вкусов, а ныне стал и одним из направлений трудового воспитания в школе на правах особого предмета.
Таким образом, эстетическое воспитание в процессе труда непременно предполагает не только включенность в определенную объективную среду, способную оказывать эстетическое воздействие, но и формирование способностей это воздействие пережить и осознать.
Осознанное понимание эстетических закономерностей трудовой деятельности как бы цементирует, закрепляет формирование системы эстетических ориентиров в трудовой сфере.
Осознание несводимо к теоретическому осмыслению. Искусство, например, не только формирует и развивает определенные чувства, но также способствует их осознанию, переводит их в область нравственных и эстетических представлений принципов.
Труд - «молох», изматывающий, перемалывающий человека, и труд - счастье, одна из величайших радостей жизни. Изящество труда физического и тяжелейшее напряжение труда ученого. Праздничность однообразного труда грузчиков и унылость, скука труда художника. Какие только известные и неизвестные, предвидимые и непредвидимые стороны человеческого труда не открывает нам искусство!
Безгранично расширяется опыт переживания труда в реальности, ограниченный не только возрастом ребенка, но и вообще пределами и особенностями индивидуальной жизни человека. Поэтому не только труд, но и талантливое его отражение в искусстве участвуют в трудовом воспитании школьников, раскрывают нравственную красоту самой сути труда. И это очень важно, потому что труд несводим к внешнему проявлению красоты, хотя и тяжелый, даже опасный труд может доставить удовольствие. Однако еще немало осталось в труде операций, не связанных с удовольствием непосредственного переживания трудового процесса, но доставляющих глубокое удовлетворение своих нравственных смыслов.
А с другой стороны, нельзя окружать труд и красоту только ореолом экономической, утилитарной/пусть даже, в конечном счете/ целесообразности. Груд необходим и для того, чтобы человек жил в атмосфере красоты. «Каждый праздник - это прежде всего труд... - писал В.А.Сухомлинский. - Я добивался, чтобы дети видели в труде источник духовных радостей. Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям, чтобы уже в годы детства человек трудился для радости».
Поэтому глубоко верно включение в структуру трудового обучения производства художественных изделий, народных промыслов: резьба по дереву и чеканка, вышивка, керамика, чанг /резьба по мокрому алебастру/, работа с янтарем и т. д. Работы школьников на международных выставках свидетельствуют об огромных возможностях этого трудового воспитания.
В.А.Сухомлинский «Радость труда - могучая воспитательная сила».