kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа стоит на пороге апробации и внедрения федераль-ных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Школа организует эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Внеурочная деятельность и внеклассная работа с детьми с ОВЗ направлена на их интеграцию в общеобразовательную систему, структуру духовно-нравственного, патриотического, экологического, эстетического, физического воспитания наравне со здоровыми сверстниками. Различные формы такой работы компенсируют их недостатки через развитие сохраненных функций, активизируют все ресурсы, помогая усвоить социальный опыт, осмыслить и принять общечеловеческие ценности, быть в гармонии с окружающим миром и с собой, укрепить здоровье.

Особенности внеклассной работы с детьми с ОВЗ связаны со спецификой их заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность со следующими существенными характеристиками:

- ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;

- принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.);

- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Воспитательные технологии включают в себя диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организация деятельности, контроль и управление

Содержанием воспитательной работы  являются:

- Научно обоснованные социализированные требования

- Передача социального опыта

- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

- Социализированная оценка ученика

- Организация творческого дела

- Создание ситуации успеха

Инновационные воспитательные технологии включают в себя

- коллективное творческое дело (КТД)

- информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей)

- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)

- социальное проектирование

- организационно-деятельностные игры

- технология исследовательской деятельности

-технология проектов

- технология дидактической игры

- здоровьесберегающая технология

- личностно- ориентированная технология

- экологообразовательные

- кейс – технологии

- арт-технологии

- шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

- групповая проблемная работа (разработка проектов)

- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

- диалог «педагог- воспитанник»

- тренинг общения

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Педагоги нашей школы используют практически все технологии в своей практике.

Технология «Коллективное творческое дело» (КТД) включает в себя

коллективное творчество, единое дело и добровольное участие в нём, свободу выбора форм деятельности, содружество взрослых и детей, развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Идеи и  принципы КТД:  идея включения детей в улучшение окружающего мира;  идея соучастия детей в воспитательном процессе; коллективно – деятельностный подход к воспитанию; комплексный подход к воспитанию;

 личностный подход, одобрение социального роста детей

Результатом КТД является позитивная активность школьников, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.

Структурная схема КТД:

- Совместное решение о проведении дела;

- Коллективное планирование;

- Коллективная подготовка;

- Проведение дела;

- Коллективный анализ;

- Результат.

 

Дети моей группы с удовольствием включаются в такую работу. Это различные поздравительные акции -плакаты и открытки к тематическим праздникам (23 февраля, 8 Марта, «Эх, Масленица») и трудовые акции («Помоги книге»,   «Помоги пернатому другу») ; оформление новогодних гостиных и плакатов и т.д.

Формы внеурочной деятельности:

Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательной импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы.

Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

      « Ток-шоу»

-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются детям, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

      Диалоговые

 

Словесное соревнование. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.

 «Круглый стол» - это одна из форм проведения дебатов.«Коммуникативное письмо»

«Незаконченное предложение»

«Мозговой штурм» Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Сбор большого числа идей в результате обсуждения.

С детьми младшего школьного возраста также можно использовать эти технологии. Это беседы «Я и мой друг», «Наш класс», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Совесть».

 «Арт-педагогика»

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.

Дети моего класса любят слушать музыкальные сказки с элементами инсценировки. Воспитательные занятия «Любимые мультфильмы», «Сказочные герои», «Дом из сказок» провожу в форме арт-педагогики, где дети являются не только слушателями, но и активными участниками сказки.

 «Коллаж»

Педагогическая технология «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания обучающимися плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Цель технологии «Коллаж» - развитие абстрактного мышления обучающихся. Занятие проводится по группам, каждая из которых затем защищает свой коллаж перед остальными. При использовании современных средств информационных и коммуникационных технологий коллажи могут создаваться на компьютере, а затем публиковаться на сайте Интернета.

Игровые занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности.

 

Для детей и их родителей 1-4  классов провожу следующие воспитательные онлайн-мероприятия: игра-викторина «Покормите птиц зимой», игра-путешествие «Давайте станем чуть добрее», игра-беседа «О братьях наших меньших».  Детям интересно, некоторые   подключаются самостоятельно Каверин Н, Суворов М, а некоторым  нужна помощь Аверин И, Воронина В,

Организация и реализация воспитательной работы с использованием

дистанционных технологий способна обогатить воспитательный процесс, сделать его более насыщенным, что способствует адаптации обучающихся в современном информационном пространстве, расширяет диапазон самостоятельной деятельности учащихся, а педагоги, в свою очередь, повышают качество своей работы. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, должна решаться педагогом с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности воспитательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС"»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»







Доклад


«Методы и формы организации

внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

( МО воспитателей младших классов)









Подготовила:

Воспитатель Трубникова О.Н.














Март 2023г.


Современная школа стоит на пороге апробации и внедрения федераль-ных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Школа организует эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Внеурочная деятельность и внеклассная работа с детьми с ОВЗ направлена на их интеграцию в общеобразовательную систему, структуру духовно-нравственного, патриотического, экологического, эстетического, физического воспитания наравне со здоровыми сверстниками. Различные формы такой работы компенсируют их недостатки через развитие сохраненных функций, активизируют все ресурсы, помогая усвоить социальный опыт, осмыслить и принять общечеловеческие ценности, быть в гармонии с окружающим миром и с собой, укрепить здоровье.

Особенности внеклассной работы с детьми с ОВЗ связаны со спецификой их заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность со следующими существенными характеристиками:

- ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;

- принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.);

- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Воспитательные технологии включают в себя диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организация деятельности, контроль и управление

Содержанием воспитательной работы являются:

- Научно обоснованные социализированные требования

- Передача социального опыта

- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

- Социализированная оценка ученика

- Организация творческого дела

- Создание ситуации успеха

Инновационные воспитательные технологии включают в себя

- коллективное творческое дело (КТД)

- информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей)

- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)

- социальное проектирование

- организационно-деятельностные игры

- технология исследовательской деятельности

-технология проектов

- технология дидактической игры

- здоровьесберегающая технология

- личностно- ориентированная технология

- экологообразовательные

- кейс – технологии

- арт-технологии

- шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

- групповая проблемная работа (разработка проектов)

- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

- диалог «педагог- воспитанник»

- тренинг общения

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Педагоги нашей школы используют практически все технологии в своей практике.

Технология «Коллективное творческое дело» (КТД) включает в себя

коллективное творчество, единое дело и добровольное участие в нём, свободу выбора форм деятельности, содружество взрослых и детей, развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Идеи и принципы КТД: идея включения детей в улучшение окружающего мира; идея соучастия детей в воспитательном процессе; коллективно – деятельностный подход к воспитанию; комплексный подход к воспитанию;

личностный подход, одобрение социального роста детей

Результатом КТД является позитивная активность школьников, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.

Структурная схема КТД:

- Совместное решение о проведении дела;

- Коллективное планирование;

- Коллективная подготовка;

- Проведение дела;

- Коллективный анализ;

- Результат.


Дети моей группы с удовольствием включаются в такую работу. Это различные поздравительные акции -плакаты и открытки к тематическим праздникам (23 февраля, 8 Марта, «Эх, Масленица») и трудовые акции («Помоги книге», «Помоги пернатому другу») ; оформление новогодних гостиных и плакатов и т.д.

Формы внеурочной деятельности:

Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательной импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .

Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

« Ток-шоу»

-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются детям, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

Диалоговые


Словесное соревнование. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.

«Круглый стол» - это одна из форм проведения дебатов .«Коммуникативное письмо»

«Незаконченное предложение»

«Мозговой штурм» Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Сбор большого числа идей в результате обсуждения.

С детьми младшего школьного возраста также можно использовать эти технологии. Это беседы «Я и мой друг», «Наш класс», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Совесть».

«Арт-педагогика»

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.

Дети моего класса любят слушать музыкальные сказки с элементами инсценировки. Воспитательные занятия «Любимые мультфильмы», «Сказочные герои», «Дом из сказок» провожу в форме арт-педагогики, где дети являются не только слушателями, но и активными участниками сказки.

«Коллаж»

Педагогическая технология «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания обучающимися плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Цель технологии «Коллаж» - развитие абстрактного мышления обучающихся. Занятие проводится по группам, каждая из которых затем защищает свой коллаж перед остальными. При использовании современных средств информационных и коммуникационных технологий коллажи могут создаваться на компьютере, а затем публиковаться на сайте Интернета.

Игровые занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности.


Для детей и их родителей 1-4 классов провожу следующие воспитательные онлайн-мероприятия: игра-викторина «Покормите птиц зимой», игра-путешествие «Давайте станем чуть добрее», игра-беседа «О братьях наших меньших». Детям интересно, некоторые подключаются самостоятельно Каверин Н, Суворов М, а некоторым нужна помощь Аверин И, Воронина В,

Организация и реализация воспитательной работы с использованием

дистанционных технологий способна обогатить воспитательный процесс, сделать его более насыщенным, что способствует адаптации обучающихся в современном информационном пространстве, расширяет диапазон самостоятельной деятельности учащихся, а педагоги, в свою очередь, повышают качество своей работы. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, должна решаться педагогом с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности воспитательного процесса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС"

Автор: Трубникова Ольга Николаевна

Дата: 02.06.2023

Номер свидетельства: 632962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проектирование и моделирование форм внеурочной деятельности по истории и обществознанию"
    ["seo_title"] => string(80) "proektirovanie_i_modelirovanie_form_vneurochnoi_deiatelnosti_po_istorii_i_obshch"
    ["file_id"] => string(6) "476299"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535120949"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства