Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС"
Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС"
Современная школа стоит на пороге апробации и внедрения федераль-ных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Школа организует эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Внеурочная деятельность и внеклассная работа с детьми с ОВЗ направлена на их интеграцию в общеобразовательную систему, структуру духовно-нравственного, патриотического, экологического, эстетического, физического воспитания наравне со здоровыми сверстниками. Различные формы такой работы компенсируют их недостатки через развитие сохраненных функций, активизируют все ресурсы, помогая усвоить социальный опыт, осмыслить и принять общечеловеческие ценности, быть в гармонии с окружающим миром и с собой, укрепить здоровье.
Особенности внеклассной работы с детьми с ОВЗ связаны со спецификой их заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность со следующими существенными характеристиками:
- ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
- принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.);
- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитательные технологии включают в себя диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организация деятельности, контроль и управление
Содержанием воспитательной работы являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Инновационные воспитательные технологии включают в себя
- коллективное творческое дело (КТД)
- информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей)
- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
- групповая проблемная работа (разработка проектов)
- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
- диалог «педагог- воспитанник»
- тренинг общения
- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Педагоги нашей школы используют практически все технологии в своей практике.
Технология «Коллективное творческое дело» (КТД) включает в себя
коллективное творчество, единое дело и добровольное участие в нём, свободу выбора форм деятельности, содружество взрослых и детей, развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Идеи и принципы КТД: идея включения детей в улучшение окружающего мира; идея соучастия детей в воспитательном процессе; коллективно – деятельностный подход к воспитанию; комплексный подход к воспитанию;
личностный подход, одобрение социального роста детей
Результатом КТД является позитивная активность школьников, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
- Совместное решение о проведении дела;
- Коллективное планирование;
- Коллективная подготовка;
- Проведение дела;
- Коллективный анализ;
- Результат.
Дети моей группы с удовольствием включаются в такую работу. Это различные поздравительные акции -плакаты и открытки к тематическим праздникам (23 февраля, 8 Марта, «Эх, Масленица») и трудовые акции («Помоги книге», «Помоги пернатому другу») ; оформление новогодних гостиных и плакатов и т.д.
Формы внеурочной деятельности:
Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательной импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы.
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
« Ток-шоу»
-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются детям, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
Диалоговые
Словесное соревнование. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.
«Круглый стол» - это одна из форм проведения дебатов.«Коммуникативное письмо»
«Незаконченное предложение»
«Мозговой штурм» Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Сбор большого числа идей в результате обсуждения.
С детьми младшего школьного возраста также можно использовать эти технологии. Это беседы «Я и мой друг», «Наш класс», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Совесть».
«Арт-педагогика»
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Дети моего класса любят слушать музыкальные сказки с элементами инсценировки. Воспитательные занятия «Любимые мультфильмы», «Сказочные герои», «Дом из сказок» провожу в форме арт-педагогики, где дети являются не только слушателями, но и активными участниками сказки.
«Коллаж»
Педагогическая технология «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания обучающимися плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Цель технологии «Коллаж» - развитие абстрактного мышления обучающихся. Занятие проводится по группам, каждая из которых затем защищает свой коллаж перед остальными. При использовании современных средств информационных и коммуникационных технологий коллажи могут создаваться на компьютере, а затем публиковаться на сайте Интернета.
Игровые занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности.
Для детей и их родителей 1-4 классов провожу следующие воспитательные онлайн-мероприятия: игра-викторина «Покормите птиц зимой», игра-путешествие «Давайте станем чуть добрее», игра-беседа «О братьях наших меньших». Детям интересно, некоторые подключаются самостоятельно Каверин Н, Суворов М, а некоторым нужна помощь Аверин И, Воронина В,
Организация и реализация воспитательной работы с использованием
дистанционных технологий способна обогатить воспитательный процесс, сделать его более насыщенным, что способствует адаптации обучающихся в современном информационном пространстве, расширяет диапазон самостоятельной деятельности учащихся, а педагоги, в свою очередь, повышают качество своей работы. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, должна решаться педагогом с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности воспитательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Современная школа стоит на пороге апробации и внедрения федераль-ных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Школа организует эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Внеурочная деятельность и внеклассная работа с детьми с ОВЗ направлена на их интеграцию в общеобразовательную систему, структуру духовно-нравственного, патриотического, экологического, эстетического, физического воспитания наравне со здоровыми сверстниками. Различные формы такой работы компенсируют их недостатки через развитие сохраненных функций, активизируют все ресурсы, помогая усвоить социальный опыт, осмыслить и принять общечеловеческие ценности, быть в гармонии с окружающим миром и с собой, укрепить здоровье.
Особенности внеклассной работы с детьми с ОВЗ связаны со спецификой их заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность со следующими существенными характеристиками:
- ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
- принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.);
- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитательные технологии включают в себя диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организация деятельности, контроль и управление
Содержанием воспитательной работы являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Инновационные воспитательные технологии включают в себя
- коллективное творческое дело (КТД)
- информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей)
- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
- групповая проблемная работа (разработка проектов)
- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
- диалог «педагог- воспитанник»
- тренинг общения
- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Педагоги нашей школы используют практически все технологии в своей практике.
Технология «Коллективное творческое дело» (КТД) включает в себя
коллективное творчество, единое дело и добровольное участие в нём, свободу выбора форм деятельности, содружество взрослых и детей, развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Идеи и принципы КТД: идея включения детей в улучшение окружающего мира; идея соучастия детей в воспитательном процессе; коллективно – деятельностный подход к воспитанию; комплексный подход к воспитанию;
личностный подход, одобрение социального роста детей
Результатом КТД является позитивная активность школьников, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
- Совместное решение о проведении дела;
- Коллективное планирование;
- Коллективная подготовка;
- Проведение дела;
- Коллективный анализ;
- Результат.
Дети моей группы с удовольствием включаются в такую работу. Это различные поздравительные акции -плакаты и открытки к тематическим праздникам (23 февраля, 8 Марта, «Эх, Масленица») и трудовые акции («Помоги книге», «Помоги пернатому другу») ; оформление новогодних гостиных и плакатов и т.д.
Формы внеурочной деятельности:
Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательной импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
« Ток-шоу»
-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются детям, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
Диалоговые
Словесное соревнование. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.
«Круглый стол» - это одна из форм проведения дебатов .«Коммуникативное письмо»
«Незаконченное предложение»
«Мозговой штурм» Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Сбор большого числа идей в результате обсуждения.
С детьми младшего школьного возраста также можно использовать эти технологии. Это беседы «Я и мой друг», «Наш класс», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Совесть».
«Арт-педагогика»
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Дети моего класса любят слушать музыкальные сказки с элементами инсценировки. Воспитательные занятия «Любимые мультфильмы», «Сказочные герои», «Дом из сказок» провожу в форме арт-педагогики, где дети являются не только слушателями, но и активными участниками сказки.
«Коллаж»
Педагогическая технология «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания обучающимися плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Цель технологии «Коллаж» - развитие абстрактного мышления обучающихся. Занятие проводится по группам, каждая из которых затем защищает свой коллаж перед остальными. При использовании современных средств информационных и коммуникационных технологий коллажи могут создаваться на компьютере, а затем публиковаться на сайте Интернета.
Игровые занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности.
Для детей и их родителей 1-4 классов провожу следующие воспитательные онлайн-мероприятия: игра-викторина «Покормите птиц зимой», игра-путешествие «Давайте станем чуть добрее», игра-беседа «О братьях наших меньших». Детям интересно, некоторые подключаются самостоятельно Каверин Н, Суворов М, а некоторым нужна помощь Аверин И, Воронина В,
Организация и реализация воспитательной работы с использованием
дистанционных технологий способна обогатить воспитательный процесс, сделать его более насыщенным, что способствует адаптации обучающихся в современном информационном пространстве, расширяет диапазон самостоятельной деятельности учащихся, а педагоги, в свою очередь, повышают качество своей работы. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, должна решаться педагогом с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности воспитательного процесса.