Рейтинговая система контроля и оценки знаний учащихся на уроках технологии
Рейтинговая система контроля и оценки знаний учащихся на уроках технологии
В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования учебной деятельности учащихся приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога.
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.
Школьная система балльных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.
Внедрение рейтинговой системы контроля знаний учащихся обусловлено необходимостью интенсификации учебной деятельности и активизации познавательной деятельности учащихся через возможность получить отметку.
Всякая оценка предполагает диагностику оцениваемого объекта. Согласно рейтинговой системе оценки знаний учащихся весь курс, или учебная дисциплина делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, выполнение домашних заданий, участие в олимпиадах и т.д.) учащийся набирает баллы. По завершении модуля проводится контроль знаний, который может, проходит в виде тестирования, контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению дисциплины. Изучение каждого модуля заканчивается контролем качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки (балла). Итоговая оценка определяется суммой баллов, набранной учеником по итогам всех модулей.
В рейтинговой системе не существует “отличников”, “ударников” и т.д., а есть первый, второй, сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.
Рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому ученику в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)
В школьной практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 10-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (четверть, полугодие или год)
В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рейтинговая система контроля и оценки знаний учащихся на уроках технологии»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ»
Рейтинговая система контроля и оценки знаний учащихся
на уроках технологии
Петрова Людмила Григорьевна
КГУ ОСШ № 16 г. Темиртау,
учитель технологии
г. Темиртау
Карагандинская область
2011г.
В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования учебной деятельности учащихся приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога.
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.
Школьная система балльных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.
Внедрение рейтинговой системы контроля знаний учащихся обусловлено необходимостью интенсификации учебной деятельности и активизации познавательной деятельности учащихся через возможность получить отметку.
Всякая оценка предполагает диагностику оцениваемого объекта. Согласно рейтинговой системе оценки знаний учащихся весь курс, или учебная дисциплина делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, выполнение домашних заданий, участие в олимпиадах и т.д.) учащийся набирает баллы. По завершении модуля проводится контроль знаний, который может, проходит в виде тестирования, контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению дисциплины. Изучение каждого модуля заканчивается контролем качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки (балла). Итоговая оценка определяется суммой баллов, набранной учеником по итогам всех модулей.
В рейтинговой системе не существует “отличников”, “ударников” и т.д., а есть первый, второй, сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.
Рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому ученику в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)
В школьной практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 10-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (четверть, полугодие или год)
В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:
Рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты за четверть;
Совокупный рейтинг за текущую четверть, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам определённого года обучения;
Заключительный рейтинг за цикл предметных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
Интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение всего периода обучения.
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
В основе рейтинговой системы контроля знаний по предмету технология лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями, система поощрения хорошо успевающих учениц.
Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний
Весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.
По окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.
В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.
Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Большую роль в изучении предмета технологии играет учет. Теперь становится ясно, что отметка теряет свой смысл, так как девочки могут самостоятельно выбрать свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано – не сделано» или «сдано – не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. ученица, не выполнившая работу в срок, имеет возможность доделать её. В зависимости от индивидуальных особенностей она может сдавать работу целиком или по частям.
Устанавливается «ведомость» конкретной темы в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметк.
Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.
Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности девочек, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию учениц по всем темам в соответствии с учебным планом с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и поведения.
Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность ученицам сопоставлять свои результаты с результатами одноклассниц.
Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на учащихся. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам учитель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.
Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:
информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),
пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).
Для каждого из оценочного критерия разработана шкала оценивания в РЕ (рейтинговые единицы). Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороны учебно-воспитательного процесса.
В ней используется как пятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности. Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебной успеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в аттестат, классный журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам и предметным областям.
Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если ученица, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает.
Итак, проанализировав проблему мотивации учащихся, определив, сущность рейтинговой системы и, проанализировав учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и преподавателей.
Расчет учебной успешности учащихся на уроках технологии на мой взгляд, должен вестись по рейтинговому модулю оценки учебной успешности девочек, включающим в себя успеваемость по предмету.
Успеваемость – качественная характеристика, отражающая степень соответствия знаний, умений и навыков учащихся учебной программе (стандартам).
Первоначально необходимо определение уровня успешности учащейся на каждом отдельном уроке. Для этого необходимо заполнение поурочно-методической карты (Таблица № 1).
В рейтинговой системе контроля, наряду с положительными учебными баллами, существуют и отрицательные, которые соответственно вычитаются из набранной суммы, так называемые дисциплинарные баллы (Таблица №2).
Для усиления мотивации в качестве поощрения предлагается следующее:
если учащиеся находятся на наивысшем и высшем уровне учебной успешности, то они освобождаются от тематической контрольной работы, получая при этом задание связанное либо с информационной активностью, либо проблемного характера;
ученицы, значительно повысившие, по мере изучения предмета, свой рейтинговый уровень и при этом подтверждают его регулярно – получают задания, которые позволят им еще более поднять свой рейтинговый уровень,
при наличии спорной отметки за четверть – отметка выводится в пользу учащегося.
Предполагается, что на одном уроке ученик может получить несколько оценок:
за самостоятельную работу (подбор материала) – обсуждение самостоятельной работы в активных формах (в группах, обмен мнениями и т.д.),
в ходе изучения нового материала – за участие в интерактивной беседе, проблемной ситуации и т.д.;
закреплении – обобщение, применении изученного материала в подготовке проекта и т. д.
Следующим шагом в расчете поурочной учебной успешности является оценивание ученицы по критериям учебно-воспитательного процесса и подсчет общей учебной успеваемости (Таблица №3).
После того как завершено изучение темы (например «Конструирование и моделирование»), также возникает необходимость определения учебной успешности по этой пройденной теме. Для этого предлагается следующий вариант анализа учебной успешности учениц, например, «Защита творческого проекта» (Таблица №4).
При разработке технологии рейтинговой оценки учебной успешности учащихся на уроках технологии за основу были взяты следующие оценочные критерии учебно-воспитательного процесса:
успеваемость,
самостоятельная работа,
информационная активность,
участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).
Для дальнейшего совершенствования рейтинговой системы контроля ЗУН учащихся можно определять по формулам, а также создавать новый алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся.
Выполняя какое-либо задание, ученица зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся. (Таблица №5)
Выведенная итоговая рейтинговая отметка учебной успешности в данной технологии дает возможность показать учителям и учащимся действительную картину состояния процесса обучения, что в свою очередь, позволит произвести коррекцию процесса обучения, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.
Таким образом, совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.
Рейтинговая система оценки знаний на уроках технологии позволяет учащимся:
осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;
четко понимать систему формирования итоговой оценки;
своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной деятельности на уроке;
углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение четверти;
вносить в течение учебного года существенные коррективы по оформлению творческого проекта;
Учителю технологии рейтинговая система позволяет:
рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу учениц;
иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
точно и объективно определять итоговую оценку по технологии с учетом текущей успеваемости;
обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.
Применяя в педагогической практике систему рейтинговой оценки учебной успешности учащихся, в образовательном процессе будут исполняться потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к творческой и активной деятельности.
Применение рейтинговой системы контроля и оценки качества знаний учащихся на уроках технологии не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.
Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей реакции.
Это подтверждается ещё и тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:
Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;
Обучение становится личностно-ориентированным;
Рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.
Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между учителем и учащимся.
Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний учащихся обеспечивает постоянное стремление набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.
Мотивация к обучению
Диагностика
Рейтинговая оценка ЗУН
Выявление причин низкой мотивации
Создание комфортных условий обучения
Активизация познавательной деятельности
Учебная успешность учащихся
Оценивание результатов обучения
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Приложения Таблица № 1
Тема, раздел ____________________________________________________
класс
дата
№ урока в теме
Тема урока
№
Ф.И.
Посещаемость
Опоздания
Наличие дом. задания
Отчет по домашнему заданию
Изучение нового материала
закрепление
Учебная успешность
Практическая работа
Наличие инструкционной карты
Готовность к уроку
Ответы на вопросы
Дополнения
Информац. задания
Информацзадания
Интерактивные формы
Практическая работа
Конспект
Задание -проблема
Тестовые задания
Ответ на вопросы
Домашнее задание
Успеваемость
Уу с учетом успеваемости
Уу без ус -ти
Поощ,рит и штраф баллы
Общая.успешност
Сообщение
Доклад
Реферат
Творческий проект
Сообщения
Доклад, реферат
Творческая работа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1
Петрова Трина
2
Абишева Айгуль
3
Иванова Татьяна
4
Нуртазаева Ая
Таблица №2
Модульно-рейтинговая таблица оценки знаний учащихся на уроке технологии по теме «конструирование и моделирование»
№
Проблемный модуль
Количество баллов
УЧЕБНЫЕ БАЛЛЫ (+)
1
Выполнение практических заданий по составлению конкретного вида изделия (7 зад.)
Снятие мерок
0-4
Конструирование
0-5
Построение чертежа
0-7
Моделирование
0-7
Раскрой изделия
0-7
Обработка изделия
0-4
Контроль и самоконтроль
0-7
2
Учебно-познавательная активность на уроках; самостоятельно-индивидуальная работа (решение кроссвордов, тестов; выполнение дополнительных заданий; доклады, сообщения; работа с дополнительной литературой и т.д.)
0-4
3
Выполнение творческого проекта
0-16
4
Присутствие на уроках / наличие лекций
0-2 (8 ур.)
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ БАЛЛЫ (-)
1
Пропуск урока (по неуважительной причине)
3
2
Опоздание на урок (по неуважительной причине)
1
3
Предупреждение за нарушение дисциплины на уроке
2
Поурочный суммарный балл
Таблица №3
Учебно-методическая карта оценки успешности учащихся на уроках технологии
по теме______________________________________ в _____ классе
Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:
реферат (10);
составление библиографии и аннотаций – 5 источников информации по теме (3);
конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3);
подготовка дополнительного материала по теме (5).
Выполнение практической работы по теме (3).
Решение проблемных задач по теме (5).
Устный ответ (5).
Контрольная работа по содержанию темы (10).
Рецензирование или отзыв творческой работы учащегося, участие в дискуссии (10).
Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформление средств наглядности и др. (5).
Штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы – минус 20 баллов, отказ от устного ответа – минус 5 баллов
Приложение №7
Лист оценки выполнения проекта.
Ф. И.
учащегося
Критерии
оценки
Проект 1
Проект 2
Проект 3
…
Проект N
Эстетичность; соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности и т.д.
Оригинальность, своеобразие, необычность
Технологическая разработанность
Соблюдение требований к качеству изделия
Наличие творческого компонента в процессе проектирования
Соответствие стандартам оформления описания проекта (наличие титульного листа, оглавления, списка терминов и т.д.)
Реклама, эмблема изделия
Наличие в тексте описания проекта рассуждений, анализа и выводов
Качество доклада (краткость, четкость, ясность формулировок и т.д.)
Культура речи, поведения, уверенность, владение собой
Если показатели критерия присутствуют в работе в полной мере – 1 балл;
Если показатели критерия присутствуют в работе частично – 0,5 балла;
Показатели критерия в работе отсутствуют – 0 баллов. Суммируются баллы всех членов жюри, и определяются победители.
НОМИНАЦИИ:
«За практическую направленность проекта»
«За оригинальный дизайн платья»
«За социально-значимый проект»
«За глубокое исследование проблемы проекта»
«За оригинальное оформление проекта»
«За оригинальное представление проекта»
«За высокое мастерство исполнения изделия»
«За сохранение и развитие ремесел и традиций»
«За возрождение исторических традиций»
Оценивание проходит по 10-бальной шкале:
от 0 до 44 - ставится оценка «2»
от 45 до 69 – ставится оценка «3»
от 70 до 84 – ставится оценка «4»
от 85 до 100 – ставится оценка «5»
Приложение №8
ОЦЕНКА выполненного проекта (самооценка)
Критерии
Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения
Качество проектного изделия
Практическое использование проектного изделия
Качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность, соответствие ГОСТу)
Использование знаний из других наук и учебных предметов
Ответы на вопросы
Полнота знаний по технологии (трудовому обучению)
Оригинальность решения проекта
Культура речи
Соответствие содержания доклада проделанной проектной работе