Методическая разработка урока в 10 классе «Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова «Обломов» является оригинальной. Она представляет собой урок-исследование с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ (презентация к уроку, разработанная Претендентом), а также включает технологию рейтинговой накопительной системы. Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Самым сложным в процессе творческого и активного взаимодействия является объективная оценка знаний, которая так важна. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Цель использования в методической разработке рейтинговой системы контроля и оценки знаний вижу в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Методическая разработка урока обладает такой практической ценностью. Структура содержания подчинена логике построения урока. Включает в себя формулирование темы и постановку целей урока, причем в соответствие с требованиями ФГОС делают это сами учащиеся. Роль учителя состоит в том, чтобы системой проблемных исследовательских вопросов подвести к названию темы и целям урока. Вопросы должны быть четкими и понятными, соотносимыми с текстом романа. Урок состоит из 6 основных частей: в первой (слово учителя) благодаря наводящим вопросам учащиеся формулируют тему и цели урока; во второй – просмотр фрагмента фильма Н. С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»; третья часть (исследовательская) представляет собой сопоставительный анализ эпизода фильма и главы романа «Сон Обломова». Задает тон исследованию стихотворение А. С. Пушкина «Сон», где лирический герой благоговейно предается сну и возвращается к истокам духовной жизни. В четвертой части дается детальный анализ «обломовской» системы воспитания, а в пятой – системы воспитания Штольца. В шестой части подводится итог исследованию и составляется сравнительная таблица двух систем. Завершить исследование предлагается письменной работой: «Какая система воспитания мне нравится больше».