kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по НВП по модульно-блочной системе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Руководящей основой дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили,    а учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха.

Ян Амос Коменский

Важнейшими принципами работы педагогики являются гуманизация и гуманитаризация процесса образования, направленные на всестороннее развитие и воспитание личности учащегося. Главной задачей, по-прежнему, остается качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания.

В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.

Понятие «педагогические технологии» я буду рассматривать как «системный способ организации совместной деятельности субъектов образовательно-развивающего процесса с включениями всего арсенала средств учебно-материальной базы школы и других элементов педагогической системы» [Суртаева И.И, 1997г.]

В структуре педагогической технологии выделяют следующие  компоненты: цели, диагностику (входную, текущую, итоговую); совместную деятельность субъектов  образовательного процесса; организацию и отбор форм, методов и средств обучения; содержание учебного предмета.

Современная отечественная школа располагает большим спектром технологий. Меня заинтересовала разновидность технологий программированного обучения- блочно-модульное обучение.

Позволю себе немного теории. Блочно-модульное обучение- это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому учащемуся  выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении  практических приемов, написание рефератов, участие в семинарах, выполнение тестовых заданий и тд.

Данная технология предполагает, что  учащийся  должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.

В педагогической литературе встречаются несколько определений понятий «блок и модуль», проанализировав их, я пришел к выводу, что все они практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупненную часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов.

- учебная  цель (целевая программа)

-банк информаций (собственно учебный материал в виде обучающих программ)

-методическое руководство

-контрольная работа.

Таким образом, все микро-технологий учтены. Программированная технология обучения предлагает деятельность по определённому алгоритму, когда учащийся освоит основные этапы работы, то у него в конечном итоге должно сформироваться умение учиться, пользоваться алгоритмом получения знаний. Преимущество данной технологий я вижу в наглядной демонстрации различных  способов получения знаний, причём учащийся вправе выбирать более доступные и близкие ему в данный момент.

С целью контроля за усвоением материала, мною использована рейтинговая форма контроля, которая позволяет учащимся видеть результат своей деятельности. Опыт работы по использованию блочно-модульной технологии я покажу на примере изучения раздела «Огневая подготовка» (учебник НВП Аманжолов К.Р)

Модуль «Огневая подготовка»

Цели:

1.Образовательные: обзорно изучить материальную часть оружия, назначение частей и механизмов оружия, научить учащихся правильному обращению с автоматом АК-74, а также мерам безопасности на занятиях «Огневая подготовка»

2.Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать знания об стрелковых оружиях; развивать умение работать с учебной и дополнительной литературой; умение выполнять практические приемы; развивать интеллектуальные способности учащихся.

3.Воспитательные: воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы; воспитывать бережное отношение к живой природе, к школьному имуществу.

План изучения раздела «Огневая подготовка»

Учебный элемент

Дата

Тип, содержание урока

Итоги деятельности, домашнее задание

УЭ1

Урок изучения нового материала. «Основы стрельбы. Материальная часть оружия» (лекция)

1. Работа по лекции – 25 б

2. Домашнее задание:

1.стр 160-170

2. конспект-схема «полет пули в воздухе»- 10б

3. задания 1-7стр 167- 5б

4. задания-1-3-стр170-5б.

5. работа с электронным учебником – тест №1 -5б

Итого-50б

УЭ2

Комбинированный урок «Автомат и пулемет Калашникова»

1. Работа на уроке – 25б
2. Самостоятельная работа с учебником – 5б
3. Работа с электронным учебником «видео-задания»-30б

 4. Домашнее задание:

1.стр170-174

2. задания 1-3 стр174-5б.

3. работа с электронным учебником – тест №2 -5б

Итого: 70 б

УЭ3

 

Урок-практикум “Разборка и сборка автомата (пулемета)”

1. Самостоятельная работа с  электронным учебником на уроке – 25б
2.выполнение практических упражнений под руководством учителя-15б
3. Вопрос 1-3 стр.179 – 5 б
Домашнее задание: стр.170-174 Итого: 45 б

УЭ4

Урок-практикум «Назначение, устройство частей и механизмов автомата (пулемета)»

1. работа с электронным учебником «Назначение, устройство частей и механизмов автомата (пулемета)»-25б

2. выполнение практических упражнений под руководством учителя-15б.

3. работа с электронным учебником – тест №3-5б

Домашнее задание: стр 179-192

Итого: 45б

УЭ5

Комбинированный урок «Работа частей и механизмов автомата (пулемета). Контрольный осмотр автомата(пулемета) и подготовка его к стрельбе»

1. Работа на уроке – 25 б
2. Самостоятельная работа с учебником – 5 б
3. конспект-схема -работа частей и механизмов при стрельбе и автоматической стрельбе – 30б

Домашнее задание: стр 192-202. 1.задания 1-5стр202-5б. 2.задания1-4 стр198-5б

Итого: 70 б

УЭ6

Изучение нового материала «Задержки при стрельбе из автомата(пулемета) и способы их устранения. Уход за автоматом(пулеметом), хранение и сбережение.» (лекция)

1.Работа по лекции – 25 б
2. работа с электронным учебником – тест №4 -5б

Домашнее задание: стр. 202-213 1.задания стр206 1-2-5б                2.задания стр213 1-4-5б.

 Итого: 40 б

УЭ7

Комбинированный урок «Ручные гранаты»

1. работа с электронным учебником-25б

2. конспект-схема «устройство гранаты»-10б

3. тест №5 -5б

Домашнее задание

Стр 213-223

Итого: 40б

УЭ8

Итоговый урок-конференция

1. Написание реферата –50-60 б
2. Рецензия на реферат –20-30 б
3. Участие в конференции

а) присутствие – 20б
б) вопросы, исправления, дополнения – 25 б

Итого: 20 – 135 б

Темы рефератов, сообщений.

  1. Основа стрельбы
  2. Назначение и устройство малокалиберной винтовки 
  3. Автомат (пулемёт) Калашникова
  4. Разборка и сборка автомата (пулемёта)
  5. Назначение, устройство частей и механизмов автомата (пулемёта)
  6. Контрольный осмотр автомата (пулемёта) и подготовка его к стрельбе.
  7. Уход за автоматом (пулемётом), его хранение и сбережение.
  8. Работа частей и механизмов автомата (пулемёта).
  9. Ручные гранаты.
  10. Приемы и правила стрельбы из малокалиберной винтовки.

Кроме этой, обязательной программы, учащимся были предложены другие виды деятельности, в которых они могли показать свои способности, своё творчество и тем самым повысить рейтинг.

  1. Практическая отработка приемов разборки и сборки автомата (25б)
  2. Практическая стрельба из малокалиберной винтовки.(20б)
  3. Практическая стрельба из пневматической винтовки.(20б)
  4. Участие в соревнованиях внутри учебного заведения. (50б)
  5. Поиск дополнительного материала к уроку. ( 20б)

Применяются и штрафные санкции, позволяющие стимулировать своевременное выполнение работы:

1.Работа, не сданная в срок -сумма баллов снижается в два раза.

2.Отсутствие на уроке без уважительной причины: -25б.

3.Опоздание: - 5б.

4.Замечание за нарушение дисциплины .-5б.

Штрафные санкции применяют с согласия учащихся. Все виды работы для каждого учащегося индивидуально оцениваются в специальном журнале. В конце изучение раздела, согласно набранной сумме баллов, выставляется оценка по следующим критериям:

350- 400 б и выше- «5»

300-349 б-«4»

230-299 б- «3»

Менее 230б- «2»

Как видно из программы модуля, в ходе изучения используется различные методы обучения- лекции, практикумы, конференции, выполнение практических приемов и тд., что позволяет учащимся проявить себя в различных видах деятельности, придает учащимся уверенности в собственных силах, создает комфортность на занятиях.

Данная технология  требует большой подготовки от учителя: как в методическом, так и в образовательном плане.

Требования к учителю:

1.Основная задача учителя- воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами; воспитывать  внимание, стремление к самостоятельной деятельности.

2. Использовать методы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы отработать у учащихся навыки самообразования.

3.Чутко откликаться на мысли учащегося, импровизировать.

4.Делать урок эмоционально ярким.

5.Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

6.Создавать психологический комфорт в аудитории, в учебной группе.

Для консультаций требуются дополнительные часы; уходит много времени для проверки работ. Особенно трудна была разработка первого модуля, с остальными дело обстояло проще, так как алгоритм составления и  оформления модуля уже отработан, рейтинговая система контроля апробирована.

Анализ качества знаний и уровня обученности по теме показал, что успеваемость составляет 100%, качество знаний- 76,2%, уровень обученности- 4 (В сравнении: по традиционной методике успеваемость- 100%, качество знаний- 59,1%,уровень обученности-3,8)

Как видно, результаты обучения с применением блочно- модульной технологии выше, чем  по традиционной. После окончания изучения модуля было проведено анкетирование. Анализ анкет показал:

  • Поддержали форму поведения и оценки результатов 64% от числа опрошенных. Это  те учащиеся, которые обладают высоким уровнем знаний, высокой работоспособностью, высоким уровнем знаний, высокой работоспособностью, высоким уровнем навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, дополнительной литературой.
  • Категорически против -36%. Из них -13,5% мотивируют  трудностью этой формы обучения, а остальные (22,5%) просто не хотят учиться таким образом. В  основном, в это число входят учащиеся с низким уровнем навыков самостоятельной работы, несформированной мотивацией к обучению и неопределенным профориентационным выбором.

Учащиеся сделали следующие предложения по совершенствованию применения блочно-модульной технологии обучения:

1.пересмотр видов заданий (увеличить разнообразие)

2.включать больше устных форм опроса

3.увеличить  число на семинарские занятия

4.увеличить стоимость балла

5.организовать блочно-модульное обучение (хотя бы элементы) в 2 ступени

Итак, обобщив все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что блочно-модульная технология обучения может с успехом применяться по предмету НВП. Это позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самовыражению. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по НВП по модульно-блочной системе »

Использование блочно-модульной технологии в обучении НВП. Мукушев Жунус Шамиханович, преподаватель- организатор НВП, колледж культуры имени Акана Серэ г.Кокшетау. Руководящей основой дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха. Ян Амос Коменский Важнейшими принципами работы педагогики являются гуманизация и гуманитаризация процесса образования, направленные на всестороннее развитие и воспитание личности учащегося. Главной задачей, по-прежнему, остается качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания. В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей. Понятие «педагогические технологии» я буду рассматривать как «системный способ организации совместной деятельности субъектов образовательно-развивающего процесса с включениями всего арсенала средств учебно-материальной базы школы и других элементов педагогической системы» [Суртаева И.И, 1997г.] В структуре педагогической технологии выделяют следующие компоненты: цели, диагностику (входную, текущую, итоговую); совместную деятельность субъектов образовательного процесса; организацию и отбор форм, методов и средств обучения; содержание учебного предмета. Современная отечественная школа располагает большим спектром технологий. Меня заинтересовала разновидность технологий программированного обучения- блочно-модульное обучение. Позволю себе немного теории. Блочно-модульное обучение- это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому учащемуся выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении практических приемов, написание рефератов, участие в семинарах, выполнение тестовых заданий и тд. Данная технология предполагает, что учащийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.

В педагогической литературе встречаются несколько определений понятий «блок и модуль», проанализировав их, я пришел к выводу, что все они практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупненную часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов.

- учебная цель (целевая программа)

-банк информаций (собственно учебный материал в виде обучающих программ)

-методическое руководство

-контрольная работа.

Таким образом, все микро-технологий учтены. Программированная технология обучения предлагает деятельность по определённому алгоритму, когда учащийся освоит основные этапы работы, то у него в конечном итоге должно сформироваться умение учиться, пользоваться алгоритмом получения знаний. Преимущество данной технологий я вижу в наглядной демонстрации различных способов получения знаний, причём учащийся вправе выбирать более доступные и близкие ему в данный момент.

С целью контроля за усвоением материала, мною использована рейтинговая форма контроля, которая позволяет учащимся видеть результат своей деятельности. Опыт работы по использованию блочно-модульной технологии я покажу на примере изучения раздела «Огневая подготовка» (учебник НВП Аманжолов К.Р)

Модуль «Огневая подготовка»

Цели:

  1. Образовательные: обзорно изучить материальную часть оружия, назначение частей и механизмов оружия, научить учащихся правильному обращению с автоматом АК-74, а также мерам безопасности на занятиях «Огневая подготовка»

  2. Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать знания об стрелковых оружиях; развивать умение работать с учебной и дополнительной литературой; умение выполнять практические приемы; развивать интеллектуальные способности учащихся.

  3. Воспитательные: воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы; воспитывать бережное отношение к живой природе, к школьному имуществу.

План изучения раздела «Огневая подготовка»
Учебный элемент Дата Тип, содержание урока Итоги деятельности, домашнее задание
УЭ1 Урок изучения нового материала. «Основы стрельбы. Материальная часть оружия» (лекция)

1. Работа по лекции – 25 б

2. Домашнее задание:

1.стр 160-170

2. конспект-схема «полет пули в воздухе»- 10б

3. задания 1-7стр 167- 5б

4. задания-1-3-стр170-5б.

5. работа с электронным учебником – тест №1 -5б

Итого-50б
УЭ2 Комбинированный урок «Автомат и пулемет Калашникова»

1. Работа на уроке – 25б
2. Самостоятельная работа с учебником – 5б
3. Работа с электронным учебником «видео-задания»-30б

4. Домашнее задание:

1.стр170-174

2. задания 1-3 стр174-5б.

3. работа с электронным учебником – тест №2 -5б

Итого: 70 б

УЭ3

Урок-практикум “Разборка и сборка автомата (пулемета)”

1. Самостоятельная работа с электронным учебником на уроке – 25б
2.выполнение практических упражнений под руководством учителя-15б
3. Вопрос 1-3 стр.179 – 5 б
Домашнее задание: стр.170-174 Итого: 45 б

УЭ4 Урок-практикум «Назначение, устройство частей и механизмов автомата (пулемета)»

1. работа с электронным учебником «Назначение, устройство частей и механизмов автомата (пулемета)»-25б

2. выполнение практических упражнений под руководством учителя-15б.

3. работа с электронным учебником – тест №3-5б

Домашнее задание: стр 179-192

Итого: 45б

УЭ5 Комбинированный урок «Работа частей и механизмов автомата (пулемета). Контрольный осмотр автомата(пулемета) и подготовка его к стрельбе»

1. Работа на уроке – 25 б
2. Самостоятельная работа с учебником – 5 б
3. конспект-схема -работа частей и механизмов при стрельбе и автоматической стрельбе – 30б

Домашнее задание: стр 192-202. 1.задания 1-5стр202-5б. 2.задания1-4 стр198-5б

Итого: 70 б

УЭ6 Изучение нового материала «Задержки при стрельбе из автомата(пулемета) и способы их устранения. Уход за автоматом(пулеметом), хранение и сбережение.» (лекция)

1.Работа по лекции – 25 б
2. работа с электронным учебником – тест №4 -5б

Домашнее задание: стр. 202-213 1.задания стр206 1-2-5б 2.задания стр213 1-4-5б.

Итого: 40 б

УЭ7 Комбинированный урок «Ручные гранаты»

1. работа с электронным учебником-25б

2. конспект-схема «устройство гранаты»-10б

3. тест №5 -5б

Домашнее задание

Стр 213-223

Итого: 40б

УЭ8 Итоговый урок-конференция

1. Написание реферата –50-60 б
2. Рецензия на реферат –20-30 б
3. Участие в конференции

а) присутствие – 20б
б) вопросы, исправления, дополнения – 25 б

Итого: 20 – 135 б

Темы рефератов, сообщений.

    1. Основа стрельбы

    2. Назначение и устройство малокалиберной винтовки

    3. Автомат (пулемёт) Калашникова

    4. Разборка и сборка автомата (пулемёта)

    5. Назначение, устройство частей и механизмов автомата (пулемёта)

    6. Контрольный осмотр автомата (пулемёта) и подготовка его к стрельбе.

    7. Уход за автоматом (пулемётом), его хранение и сбережение.

    8. Работа частей и механизмов автомата (пулемёта).

    9. Ручные гранаты.

    10. Приемы и правила стрельбы из малокалиберной винтовки.

Кроме этой, обязательной программы, учащимся были предложены другие виды деятельности, в которых они могли показать свои способности, своё творчество и тем самым повысить рейтинг.

    1. Практическая отработка приемов разборки и сборки автомата (25б)

    2. Практическая стрельба из малокалиберной винтовки.(20б)

    3. Практическая стрельба из пневматической винтовки.(20б)

    4. Участие в соревнованиях внутри учебного заведения. (50б)

    5. Поиск дополнительного материала к уроку. ( 20б)

Применяются и штрафные санкции, позволяющие стимулировать своевременное выполнение работы:

  1. Работа, не сданная в срок -сумма баллов снижается в два раза.

  2. Отсутствие на уроке без уважительной причины: -25б.

  3. Опоздание: - 5б.

  4. Замечание за нарушение дисциплины .-5б.

Штрафные санкции применяют с согласия учащихся. Все виды работы для каждого учащегося индивидуально оцениваются в специальном журнале. В конце изучение раздела, согласно набранной сумме баллов, выставляется оценка по следующим критериям:

350- 400 б и выше- «5»

300-349 б-«4»

230-299 б- «3»

Менее 230б- «2»

Как видно из программы модуля, в ходе изучения используется различные методы обучения- лекции, практикумы, конференции, выполнение практических приемов и тд., что позволяет учащимся проявить себя в различных видах деятельности, придает учащимся уверенности в собственных силах, создает комфортность на занятиях.

Данная технология требует большой подготовки от учителя: как в методическом, так и в образовательном плане.

Требования к учителю:

  1. Основная задача учителя- воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами; воспитывать внимание, стремление к самостоятельной деятельности.

  2. Использовать методы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы отработать у учащихся навыки самообразования.

  3. Чутко откликаться на мысли учащегося, импровизировать.

  4. Делать урок эмоционально ярким.

  5. Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

  6. Создавать психологический комфорт в аудитории, в учебной группе.

Для консультаций требуются дополнительные часы; уходит много времени для проверки работ. Особенно трудна была разработка первого модуля, с остальными дело обстояло проще, так как алгоритм составления и оформления модуля уже отработан, рейтинговая система контроля апробирована.

Анализ качества знаний и уровня обученности по теме показал, что успеваемость составляет 100%, качество знаний- 76,2%, уровень обученности- 4 (В сравнении: по традиционной методике успеваемость- 100%, качество знаний- 59,1%,уровень обученности-3,8)

Как видно, результаты обучения с применением блочно- модульной технологии выше, чем по традиционной. После окончания изучения модуля было проведено анкетирование. Анализ анкет показал:

  • Поддержали форму поведения и оценки результатов 64% от числа опрошенных. Это те учащиеся, которые обладают высоким уровнем знаний, высокой работоспособностью, высоким уровнем знаний, высокой работоспособностью, высоким уровнем навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, дополнительной литературой.

  • Категорически против -36%. Из них -13,5% мотивируют трудностью этой формы обучения, а остальные (22,5%) просто не хотят учиться таким образом. В основном, в это число входят учащиеся с низким уровнем навыков самостоятельной работы, несформированной мотивацией к обучению и неопределенным профориентационным выбором.

Учащиеся сделали следующие предложения по совершенствованию применения блочно-модульной технологии обучения:

  1. пересмотр видов заданий (увеличить разнообразие)

  2. включать больше устных форм опроса

  3. увеличить число на семинарские занятия

  4. увеличить стоимость балла

  5. организовать блочно-модульное обучение (хотя бы элементы) в 2 ступени

Итак, обобщив все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что блочно-модульная технология обучения может с успехом применяться по предмету НВП. Это позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самовыражению.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
разработка урока по НВП по модульно-блочной системе

Автор: Мукушев Жунус Шамиханович

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157419


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства