Конспект урока литературы РНС "Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова "Обломов"
Конспект урока литературы РНС "Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова "Обломов"
Методическая разработка урока в 10 классе «Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова «Обломов» является оригинальной. Она представляет собой урок-исследование с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ (презентация к уроку, разработанная Претендентом), а также включает технологию рейтинговой накопительной системы.Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Самым сложным в процессе творческого и активного взаимодействия является объективная оценка знаний, которая так важна. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Цель использования в методической разработке рейтинговой системы контроля и оценки знаний вижу в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Методическая разработка урока обладает такой практической ценностью. Ведь на уроке ребята пытаются понять, что произошло с героем романа, почему он стал таким, что повлияло на его развитие? Что явилось истоком становления личности как таковой?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы РНС "Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова "Обломов" »
Конспект
«Внедрение РНС на уроках литературы»
ГБОУ Гимназия № 406 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.
Преподаватель: Абрамова Ирина Васильевна.
Учебная дисциплина: литература.
Тема: Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова «Обломов».
Тип урока: урок-исследование с использованием ИКТ (презентация к уроку, разработанная Претендентом) и элементами технологии проблемного обучения.
Целевая аудитория: 10 «В» класс.
Цель урока: Понять, в чем сходство и отличие двух систем воспитания в романе.
Задачи:
Образовательные:
- повторение текста романа;
- развитие умения работы с текстом;
- знакомство с системой воспитания в семье Обломовых;
- знакомство с системой воспитания в семье Штольцев;
Развивающие:
- развивать умения и навыки анализа прозаического произведения;
- пробудить у гимназистов желание выработать собственное мнение на излагаемые в романе И.А.Гончарова события;
- развитие внимания, памяти, речи.
Воспитательные:
- развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности;
- развитие стремления к успешности в обучении;
- формирование адекватной самооценки:
- понять достоинства и недостатки двух систем воспитания, сущность образов героев, их переживания.
Оборудование:
- интерактивная доска с презентацией к уроку
- роман И. А. Гончарова «Обломов»
- фрагмент фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»
- учебник для 10 класса под редакцией Сухих И.Н.
- практикум к учебнику литературы 10 класса под. редакцией С. П. Белокуровой и И.Н. Сухих
План урока:
Формулируем тему урока, основные задачи урока.
Просмотр фрагмента фильма Н. С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».
Проблемные вопросы к эпизоду фильма и главе «Сон Обломова».
Анализ «обломовской системы» воспитания.
Анализ системы воспитания Штольца.
Составление таблицы по материалам урока.
Домашнее задание (сочинение-исследование: «Какую систему воспитания можно считать наиболее эффективной?»).
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
I.1. Попробуйте сформулировать тему урока по следующим вопросам: почему герои стали такими, как есть, от чего зависит становление личности, одинаково или по-разному воспитывались герои?
2.Посмотрим фрагмент фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», сопоставим с соответствующими эпизодами романа.
3.После просмотра фильма ответьте на исследовательские, проблемные вопросы.
1.Пытаются сформулировать тему урока по наводящим вопросам; определяют цель урока и задачи.
2. Смотрят фильм Н.Михалкова и отмечают в тетрадях детали, отличия от текста.
3.Отвечают на проблемные исследовательские вопросы сопоставительного характера:
- Совпадает ли точка зрения на героя режиссера и автора романа?
- Каким мы видим героя в главе «Сон Обломова» и соответствующем ему эпизоде?
- Какое стихотворение А. С. Пушкина можно вспомнить, где лирический герой благоговейно предается сну и возвращается к истокам духовной жизни?
Когда тема сформулирована, фиксируем ответы в баллах, заполняем карты урока после каждого задания.
Самые удачные ответы фиксируем в тетради.
Стихотворение А.С.Пушкина «Сон»
Душевных мук волшебный исцелитель,
Мой друг Морфей, мой давний утешитель…
II.1. Обратимся к образу главного героя романа Обломову. Проследим подробнее его систему воспитания. Ответьте на проблемные вопросы, которые помогут понять образ главного героя.
1.Отвечают на проблемные вопросы: Почему описание детства Обломова дается в романе глазами самого Обломова? Как проходили годы ученичества Ильи? Что дало ему учение? Каким образом воспитывали Обломова, почему он стал таким? В чем заключается «обломовская система» воспитания?
После каждого задания заполняются индивидуальные карты урока учащихся.
Удачные, по мнению учащихся, ответы на вопросы письменно фиксируем в тетради.
III.1. Обратимся к образу главного героя романа Штольцу. Проследим подробнее его систему воспитания. Ответьте на проблемные вопросы, которые помогут понять образ главного героя.
1. Какими принципами руководствовались в воспитании сына родители Штольца?
2. Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные принципы?
После каждого этапа проверки задания, за устный правильный ответ добавляются поощрительные баллы.
IV. 1. Выполним задание № 7 стр. 48. в практикуме (С. П. Белокурова, И.Н.Сухих)
2. По исследованным материалам составим самостоятельно сравнительную таблицу.
1. Составляют по заданию № 7 «Анкету» главных героев романа Обломова и Штольца.
2.Составляют таблицу «Две системы воспитания: сходство и различия».
При выполнении этого задания возможно взаимодействие в парах.
Технологическая карта занятия
Уровни познавательной деятельности
Содержание
(формулировка задач урока)
Задания, выполнение которых решает поставленные задачи
Критерии выполнения заданий (3 уровня)
Баллы
Знать
- текст романа;
- основные термины;
- характеристику главных персонажей.
1. Ответы на вопросы по тексту романа.
2. Составить портретную характеристику главных героев, употребляя литературоведческие термины.
1. Я не сумел(а) выполнить задание
2. Я выполнил(а) задание и допустил(а) ряд недочетов
3. Я выполнил(а) задание без ошибок
0
1
2
Понимать
- в чем состоит отличие систем воспитания;
- сущность образов героев;
- роль родителей в воспитании главных героев;
- делать вывод о различии в воспитании.
1.Ответы на вопросы по тексту романа.
2.Составить характеристику родителей главных героев, определяющую роль родителей в воспитании героев.
1. Я не смог(ла) составить обобщающую характеристику
2. Я составил(а) характеристику
с помощью учителя
3. Я составила характеристику
самостоятельно
0
1
2
Применять
- сопоставлять образы главных героев в их развитии
1. Выполнить задание № 7 стр. 48, заполнить «анкету» главных героев
1. Я не смог(ла) составить «анкету»
2. Я составил(а) «анкету» с помощью учителя
3. Я составил(а) «анкету» самостоятельно
1
2
3
Анализировать
Сопоставлять две системы воспитания в романе
1. Сравнить две системы воспитания, составить обобщающую таблицу
1. Я не смог(ла) составить таблицу
2. Я составил(а) таблицу с помощью учителя
3. Я составил(а) таблицу самостоятельно
1
2
3
Синтезировать
Сделать выводы на основе сопоставления образов героев и их системы воспитания
Написать сочинение-исследование «Какую систему воспитания можно назвать более эффективной»
1. Я не смогла написать сочинение
2. Я написала сочинение
0
5
Оценивать
Выбирать лучшие ответы в классе:
Высказывать свое мнение об ответах других ребят;
Обращать внимание на правильное употребление терминологии в ходе анализа романа.
Выскажите мнение об ответах, аргументируйте свое мнение, выберите лучшие ответы.