kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы РНС "Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова "Обломов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в 10 классе  «Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова «Обломов» является оригинальной.  Она представляет собой урок-исследование с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ (презентация к уроку, разработанная Претендентом), а также включает технологию рейтинговой накопительной системы.     Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

     Самым сложным в процессе творческого и активного взаимодействия является  объективная оценка  знаний, которая так важна.  Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Цель использования в методической разработке рейтинговой системы контроля и оценки знаний вижу в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний     (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Методическая разработка  урока обладает  такой практической ценностью. Ведь на уроке ребята пытаются понять, что произошло с героем романа, почему он стал таким, что повлияло на его развитие? Что явилось  истоком становления личности как таковой? 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы РНС "Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова "Обломов" »

  1. Конспект

«Внедрение РНС на уроках литературы»


ГБОУ Гимназия № 406 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.

Преподаватель: Абрамова Ирина Васильевна.

Учебная дисциплина: литература.

Тема: Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова «Обломов».

Тип урока: урок-исследование с использованием ИКТ (презентация к уроку, разработанная Претендентом) и элементами технологии проблемного обучения.

Целевая аудитория: 10 «В» класс.

Цель урока: Понять, в чем сходство и отличие двух систем воспитания в романе.

Задачи:

Образовательные:

- повторение текста романа;

- развитие умения работы с текстом;

- знакомство с системой воспитания в семье Обломовых;

- знакомство с системой воспитания в семье Штольцев;

Развивающие:

- развивать умения и навыки анализа прозаического произведения;

- пробудить у гимназистов желание выработать собственное мнение на излагаемые в романе И.А.Гончарова события;

- развитие внимания, памяти, речи.

Воспитательные:

- развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности;

- развитие стремления к успешности в обучении;

- формирование адекватной самооценки:

- понять достоинства и недостатки двух систем воспитания, сущность образов героев, их переживания.

Оборудование:

- интерактивная доска с презентацией к уроку

- роман И. А. Гончарова «Обломов»

- фрагмент фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

- учебник для 10 класса под редакцией Сухих И.Н.

- практикум к учебнику литературы 10 класса под. редакцией С. П. Белокуровой и И.Н. Сухих

План урока:

  1. Формулируем тему урока, основные задачи урока.

  2. Просмотр фрагмента фильма Н. С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

  3. Проблемные вопросы к эпизоду фильма и главе «Сон Обломова».

  4. Анализ «обломовской системы» воспитания.

  5. Анализ системы воспитания Штольца.

  6. Составление таблицы по материалам урока.

  7. Домашнее задание (сочинение-исследование: «Какую систему воспитания можно считать наиболее эффективной?»).








Ход урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I.1. Попробуйте сформулировать тему урока по следующим вопросам: почему герои стали такими, как есть, от чего зависит становление личности, одинаково или по-разному воспитывались герои?

2.Посмотрим фрагмент фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», сопоставим с соответствующими эпизодами романа.

3.После просмотра фильма ответьте на исследовательские, проблемные вопросы.

1.Пытаются сформулировать тему урока по наводящим вопросам; определяют цель урока и задачи.

2. Смотрят фильм Н.Михалкова и отмечают в тетрадях детали, отличия от текста.

3.Отвечают на проблемные исследовательские вопросы сопоставительного характера:

- Совпадает ли точка зрения на героя режиссера и автора романа?

- Каким мы видим героя в главе «Сон Обломова» и соответствующем ему эпизоде?

- Какое стихотворение А. С. Пушкина можно вспомнить, где лирический герой благоговейно предается сну и возвращается к истокам духовной жизни?

Когда тема сформулирована, фиксируем ответы в баллах, заполняем карты урока после каждого задания.



Самые удачные ответы фиксируем в тетради.







Стихотворение А.С.Пушкина «Сон»

Душевных мук волшебный исцелитель,

Мой друг Морфей, мой давний утешитель…

II.1. Обратимся к образу главного героя романа Обломову. Проследим подробнее его систему воспитания. Ответьте на проблемные вопросы, которые помогут понять образ главного героя.


1.Отвечают на проблемные вопросы: Почему описание детства Обломова дается в романе глазами самого Обломова? Как проходили годы ученичества Ильи? Что дало ему учение? Каким образом воспитывали Обломова, почему он стал таким? В чем заключается «обломовская система» воспитания?

После каждого задания заполняются индивидуальные карты урока учащихся.

Удачные, по мнению учащихся, ответы на вопросы письменно фиксируем в тетради.

III.1. Обратимся к образу главного героя романа Штольцу. Проследим подробнее его систему воспитания. Ответьте на проблемные вопросы, которые помогут понять образ главного героя.

1. Какими принципами руководствовались в воспитании сына родители Штольца?

2. Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные принципы?


После каждого этапа проверки задания, за устный правильный ответ добавляются поощрительные баллы.

IV. 1. Выполним задание № 7 стр. 48. в практикуме (С. П. Белокурова, И.Н.Сухих)

2. По исследованным материалам составим самостоятельно сравнительную таблицу.

1. Составляют по заданию № 7 «Анкету» главных героев романа Обломова и Штольца.


2.Составляют таблицу «Две системы воспитания: сходство и различия».

При выполнении этого задания возможно взаимодействие в парах.



  1. Технологическая карта занятия


Уровни познавательной деятельности

Содержание

(формулировка задач урока)

Задания, выполнение которых решает поставленные задачи

Критерии выполнения заданий (3 уровня)

Баллы

Знать

- текст романа;

- основные термины;

- характеристику главных персонажей.



1. Ответы на вопросы по тексту романа.

2. Составить портретную характеристику главных героев, употребляя литературоведческие термины.

1. Я не сумел(а) выполнить задание

2. Я выполнил(а) задание и допустил(а) ряд недочетов

3. Я выполнил(а) задание без ошибок

0


1



2


Понимать

- в чем состоит отличие систем воспитания;

- сущность образов героев;

- роль родителей в воспитании главных героев;

- делать вывод о различии в воспитании.

1.Ответы на вопросы по тексту романа.

2.Составить характеристику родителей главных героев, определяющую роль родителей в воспитании героев.


1. Я не смог(ла) составить обобщающую характеристику

2. Я составил(а) характеристику

с помощью учителя

3. Я составила характеристику

самостоятельно

0




1



2

Применять

- сопоставлять образы главных героев в их развитии


1. Выполнить задание № 7 стр. 48, заполнить «анкету» главных героев

1. Я не смог(ла) составить «анкету»

2. Я составил(а) «анкету» с помощью учителя

3. Я составил(а) «анкету» самостоятельно

1


2



3

Анализировать

Сопоставлять две системы воспитания в романе

1. Сравнить две системы воспитания, составить обобщающую таблицу


1. Я не смог(ла) составить таблицу

2. Я составил(а) таблицу с помощью учителя

3. Я составил(а) таблицу самостоятельно

1



2


3

Синтезировать

Сделать выводы на основе сопоставления образов героев и их системы воспитания

Написать сочинение-исследование «Какую систему воспитания можно назвать более эффективной»

1. Я не смогла написать сочинение

2. Я написала сочинение

0


5

Оценивать

Выбирать лучшие ответы в классе:

Высказывать свое мнение об ответах других ребят;

Обращать внимание на правильное употребление терминологии в ходе анализа романа.

Выскажите мнение об ответах, аргументируйте свое мнение, выберите лучшие ответы.

Закончите предложения по выбору:

1. Сегодня на уроке я поняла, что…

2. Мне понравилось на уроке то, что…




Карта ученика(цы) 10 «А» класса________________________________________________


Задания, выполнение которых решает поставленные задачи

Критерии выполнения заданий (3 уровня)

Баллы

Мои

баллы

Ответы на вопросы по тексту романа.

Составить портретную характеристику главных героев, употребляя литературоведческие термины.



1. Я не сумел(а) выполнить задание

2. Я выполнил(а) задание и допустил(а) ряд недочетов

3. Я выполнил(а) задание без ошибок

2


1


0


Ответы на вопросы по тексту романа.

Составить характеристику родителей главных героев, определяющую роль родителей в воспитании героев.


1. Я не смог(ла) составить обобщающую характеристику

2. Я составил(а) характеристику

с помощью учителя

3. Я составила характеристику

самостоятельно

2


1


0


Выполнить задание № 7 стр. 48, заполнить «анкету» главных героев

1. Я не смог(ла) составить «анкету»

2. Я составил(а) «анкету» с помощью учителя

3. Я составил(а) «анкету» самостоятельно

2


1



0


Сравнить две системы воспитания, составить обобщающую таблицу


1. Я не смог(ла) составить таблицу

2. Я составил(а) таблицу с помощью учителя

3. Я составил(а) таблицу самостоятельно

2


1



0


Написать сочинение-исследование «Какую систему воспитания можно назвать более эффективной»


1. Я не смогла написать сочинение

2. Я написала сочинение

0


5


Выскажите мнение об ответах, аргументируйте свое мнение, выберите лучшие ответы.

Закончите предложения по выбору:

1. Сегодня на уроке я поняла, что…

2. Мне понравилось на уроке то, что…





За активность на уроке - дополнительные баллы

Сочинение оценивается после проверки учителем














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы РНС "Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова "Обломов"

Автор: Абрамова Ирина Васильевна

Дата: 03.06.2015

Номер свидетельства: 217492


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства