kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональное самоопределение учащихся на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной изменяющейся социокультурной ситуации развития общества вновь актуализировала себя проблема профессиональной ориентации учащихся. Это обусловлено характером требований, предъявляемым сегодня к молодым специалистам, среди которых особое место занимают способность к саморазвитию и самообучению, конкурентоспособность и умение взаимодействовать.

      Задачи совершенствования профессионального самоопределения учащихся в системе образования связаны со сменой методологических приоритетов в образовании, которые обращены к личности, ее творческому потенциалу, ценностным ориентациям, раскрытию внутренних механизмов профессионального становления. Современное школьное образование должно стать системным инструментом его сопряжения с перспективными потребностями рынков труда.

      Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели очень важно  сформировать у подростков творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности, развить разносторонние качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

      Забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение. Это возможно только, если существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества, направленное на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самоопределение учащихся на уроках технологии»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Поберевская Н. Б., учитель технологии школы-гимназии №3 г.Астаны


Summary

In this article the author reveals the importance of professional adolescent’s self-determination in the technology lesson as a process of personal development with the formation of knowledge about the world of labor, positive labor direction, practical skills in socially significant activities.

Вхождение Республики Казахстан в единое мировое образовательное пространство задает ориентиры к модернизации системы школьного образования и требует подготовки творчески мыслящих профессионально развитых субъектов образовательного процесса.

В современной изменяющейся социокультурной ситуации развития общества вновь актуализировала себя проблема профессиональной ориентации учащихся. Это обусловлено характером требований, предъявляемым сегодня к молодым специалистам, среди которых особое место занимают способность к саморазвитию и самообучению, конкурентоспособность и умение взаимодействовать.

Задачи совершенствования профессионального самоопределения учащихся в системе образования связаны со сменой методологических приоритетов в образовании, которые обращены к личности, ее творческому потенциалу, ценностным ориентациям, раскрытию внутренних механизмов профессионального становления. Современное школьное образование должно стать системным инструментом его сопряжения с перспективными потребностями рынков труда.

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели очень важно сформировать у подростков творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности, развить разносторонние качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение. Это возможно только, если существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества, направленное на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.

Традиционная схема организации этой работы предполагает выдачу готовой «рекомендации» о выборе профессии и учебного заведения. Но во всём мире уже наметилась тенденция не давать подросткам готовые консультационные рекомендации, а постепенно готовить его самостоятельно делать важные жизненные выборы, только в этом случае можно говорить о профессиональном и личностном самоопределении.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии.

По данным разных исследователей, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий, выделяя в основном так называемые «престижные». Изучение профессионального выбора подростками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием самостоятельного друга, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. Около 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. Многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои личные интересы и склонности. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры подрастающего поколения.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший:

- что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

- что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

- что он может (возможности и способности),

- что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации для уроков технологии разработан специальный раздел «Профессия и карьера» задачами которого являются формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора и повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры.

Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью профориентации является адекватная самодиагностика – осознание своих желаний и возможностей, исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей. В соответствии с диагностическими данными составляется индивидуальный образовательный план профессионального саморазвития учащегося. Не каждый ребенок, посещающий развивающие кружки, станет художником или дизайнером, актером или программистом, но он сумеет овладеть необходимыми современными технологиями, приобретет опыт социальной адаптации в обществе.

При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с учащимися: активизирующие опросники, тесты, профориентационные игры и упражнения. В преподавании используются различные формы занятий: урок-дискуссия, урок-игра, семинар с элементами тренинга, применяется работа в парах и в группах, подготавливаются реферативные работы по отдельным темам. Элементы занятий можно использовать в рамках внеклассной работы, в совместной деятельности учащихся и родителей.

Для того чтобы выбрать профессию, подросток должен обладать значительным объемом информации о мире профессий в целом, основных принципах выбора и планирования карьеры на современном рынке труда.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Осуществление целостной системы профессионального самоопределения в школьном образовании помогает сформировать выпускника социально-адаптированным, конкурентно-способным и востребованным на современном рынке труда. В качестве примера можно привести урок по теме профориентации для учащихся 9 класса.

Тема: Анализ профессий.

Цель: Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.

Оснащение: Таблица “Основные психологические признаки профессиональной деятельности”.

 Время: 1 урок.

 Ход урока:

 I.    Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка явки, назначение дежурных.

Объявление темы урока: “Анализ профессий”.

Ученикам записать дату и тему урока в тетрадь.

Объявление цели урока. “Сегодня на уроке мы познакомимся с основными психологическими признаками профессиональной деятельности и будем анализировать ее на основе этих признаков”.

 II.  Объяснение нового материала

Ребята, задумывались ли вы над тем, на что направлено ваше внимание, когда пытаетесь анализировать профессию с целью выбора? Очень часто вас привлекает чисто внешняя сторона профессиональной деятельности, которая лежит на поверхности и, как правило, не отражает ее глубинной сущности. Но ведь профессиональный труд - это человеческая деятельность, а значит, он непосредственно связан с проявлением определенных психологических процессов, которые и играют главную роль в содержании и характере труда. И только анализ профессий с точки зрения этих процессов позволяет проникнуть в суть самой профессии.

Психологи выделили девять обобщенных психологических признаков, которые характеризуют любой профессиональный труд достаточно полно и всесторонне. К ним относятся:

          предмет труда;

          цель труда;

          средства труда;

          проблемность трудовых ситуаций;

          коллективность трудового процесса;

          самостоятельность в труде;

          особенность деловых контактов;

          ответственность в профессиональной деятельности;

          условия труда.

 Каждый из этих обобщенных психологических признаков труда распадается еще на ряд более частных (мелких) признаков. В результате получается 53 психологических признака профессиональной деятельности.

Давайте поближе ознакомимся с этими признаками и попытаемся проанализировать профессии исходя из них.

 1. Предмет труда в профессиональной деятельности.

Предмет труда - это то, на что направлен труд человека. Предмет труда и является чаще всего предметом профессиональной деятельности в различных областях жизни. И поскольку профессий в мире огромное множество, то и предметов труда большое разнообразие. Все предметы труда составляют пять признаков:

          природа (предмет труда - природные явления, процессы, совершающиеся во взаимодействии человека с живой и неживой природой);

          человек (предмет труда - сами люди, которых лечат обучают, воспитывают, обслуживают, развлекают);

          техника (предмет труда - самые разнообразные технические устройства, вещественные предметы, материалы, энергия);

          знаковые системы (предмет труда - знаковые системы и процессы взаимодействия человека с ними);

          художественный образ (предмет труда - всевозможные художественные образы литературы, живописи, графики, скульптуры, музыки и т.д.)

Ребята, обратите внимание, каждый специалист в ходе своей трудовой деятельности взаимодействует, как правило, с несколькими предметами труда. Однако только один из них является ведущим, основным.

Например, у программиста основной вид труда - составление программы, т.е. главным предметом труда является знаковая система (знак). У водителя троллейбуса ведущим предметом труда является техническое устройство - троллейбус. Основным предметом труда журналиста является человек, так как ему нужно постоянно общаться с разными людьми, добывая информацию.

 Ребята, теперь попытайтесь сами проанализировать профессии с точки зрения ведущего предмета труда: учитель, врач, музыкант, агроном, лесник, сантехник, токарь, экономист.

 2. Цели профессионального труда.

Цель труда - это то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности.

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны, но их можно свести к шести большим группам:

          гностические (познавательные);

          преобразующие:

          преобразовать продукт, изделие, здоровье, человеческие отношения;

          организовать, упорядочить;

          оказать влияние, воздействовать, обрабатывать;

          обслуживать, перемещать;

          изыскательские.

Иногда по названиям целей деятельности употребляются и обобщенные названия соответствующих профессий - гностические, преобразующие и изыскательские.

Любой специалист из гностической группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты, которые были сделаны другими специалистами, или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий.

Гностические профессии: контролер ОТК, товаровед, врач-ренгенолог, искусствовед, эксперт-криминалист.

Деятельность специалистов преобразующих профессий направлена на вещи, на виды энергии, на информацию, на устройство социальной жизни.

Преобразующие профессии: инженер-теплотехник, телеграфист, бухгалтер, диспетчер, адвокат, слесарь.

Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.

Изыскательские профессии: зоотехник-селекционер, архитектор, киносценарист, модельер, биолог, инженер-конструктор.

 Ребята, приведите свои примеры гностических, преобразующих и изыскательских профессий.

 3. Средства труда в профессиональной деятельности.

Средства труда - это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Орудия труда делятся на 2 группы:

          вещественные;

          невещественные (функциональные).

К вещественным орудиям труда относятся:

          ручные и механизированные инструменты;

          машины (механизмы);

          автоматы и автоматические средства;

          приборы и измерительные устройства;

Люди борются не с любым ручным трудом, а с тяжелым, требующим не искусности, а силовых затрат. Если мышечные усилия человека заменить техническими приспособлениями, например электродвигателем, то получается механизированный инструмент.

Профессии с ручным трудом: ювелир-гравер, пчеловод, врач-ветеринар, штукатур, пианист, хирург, скульптор и др.

Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации называются машинами (механизмами). Как правило машины имеют ручное управление, поэтому их действия зависят от человека.

Профессии с преимущественно механизированным трудом: водитель автомобиля, тракторист-машинист, токарь, фрезеровщик, машинист подъемного крана и др. Строго говоря, провести различие между машиной и механизированным инструментом трудно. Во многих случаях одно в другое переходит постепенно. Например, электродрель - инструмент, а сверлильный станок - машина.

 Ребята, как вы думаете, бытовая швейная машинка без электродвигателя относится к машине или к механизированному инструменту? (Правильный ответ: Относится к машине, поскольку согласованным движением своих частей сама производит шов)

 Автоматические средства труда, это такие средства, которые, будучи приведенными в движение, выполняют определенную работу без вмешательства человека, т.е. на определенных этапах трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом производства. Профессии с автоматическими средствами труда: аппаратчик, оператор, механик и др.

Приборы и устройства - это отдельная группа средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека в работе. Профессии, где приборы и устройства выступают в качестве ведущих: лаборант, телеграфист, радист-оператор, оператор телевидения.

Невещественные средства обычно называют функциональными, так как они связаны с проявлением человеческих функций, таких как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь. Функциональные орудия труда довольно разнообразны, что обусловлено богатством “красок” внутреннего мира человека, и составляют большую группу психологических признаков профессиональной деятельности, в которую входят:

          внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека (профессии: агроном, летчик, лесовод, врач-стоматолог, дегустатор);

          речь простая (профессии: билетный кассир, художник гример, машинист сцены, регистратор медицинский);

          речь выразительная, эмоциональная (профессии: артист-дрессировщик животных, диктор-информатор, артист-вокалист, артист драмы, учитель, экскурсовод);

          речь деловая, письменная (профессии: инженер-технолог, прокурор, редактор, нотариус, переводчик, суфлер, социолог);

          поведение в простых формах проявления - на уровне мимики, жестов (профессии: инспектор-регулировщик, дирижер, сурдопереводчик, комментатор);

          поведение в сложных формах проявления, когда задействованы все мышечные системы организма (профессии: жокей, артист балета, береговой матрос-спасатель, каскадер, носильщик);

          поведение деловое, беспристрастное, внешне абсолютно незаметное (профессии: дипломат, посол по особым поручениям, министр, народный депутат, народный судья);

          сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач (профессии: капитан флота, главный специалист, программист, профессор кафедры).

 4. Проблемность трудовых ситуаций.

Принято различать три уровня проблемности трудовых ситуаций:

          низкий - работа четкая, определенная правилами, инструкциями, алгоритмами (профессии: дозаторщик комбикормов, контролер сбербанка, чертежник, артист балета, пианист, санитарка);

          средний- работа в основном четко определена, но встречаются ситуации, требующие нестандартных решений (профессии: агроном-почвовед, адвокат, врач-педиатр, оперуполномоченный уголовного розыска, старший бухгалтер, портной );

          высокий- в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие активного поиска и нестандартного подхода (профессии: взрывник, летчик-испытатель, врач-реаниматор, авиадиспетчер, дрессировщик хищных зверей).

  5. Коллективность трудового процесса.

В зависимости от специфики организации труда различают две его разновидности:

          индивидуализированный труд (профессии: водитель автомобиля, учитель, закройщик, ювелир);

          коллективный труд (профессии: агроном-овощевод, зооинженер, следователь).

6. Самостоятельность в профессиональной деятельности.

Обычно выделяют три уровня самостоятельности

          низкая, представляющая в основном труд исполнителя(профессии: билетный кассир, маляр, машинистка, санитарка);

          средняя, требующая самоорганизации (профессии: фармацевт, бармен, водитель автомобиля, врач-хирург, кондитер, продавец, прокурор);

          высокая, направленная на организацию других людей (профессии: администратор, директор, начальник аэропорта, руководитель бригады, менеджер).

Ребята, приведите свои примеры профессий с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности.

  7. Особенности деловых контактов.

Деловые контакты отличаются:

          по количеству:

          немногочисленные контакты (профессии: слесарь, водитель, живописец, механик, кулинар);

          многочисленные (профессии: логопед, учитель, дежурный по вокзалу, психолог, следователь).

          по типу партнера:

          с посетителями, клиентами;

          с сотрудниками по работе;

          с группой людей, аудиторией слушателей.

          по степени постоянства группы партнеров:

          с одними и теми же лицами;

          с меняющимся кругом лиц;

          с растениями, животными, микроорганизмами.

 8. Ответственность в профессиональной деятельности.

Как психологический признак труда ответственность может быть:

          повышенная материальная и моральная (профессии: заведующий складом, огранщик бриллиантов, сторож, кассир, адвокат, учитель);

          за жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных (профессии: садовник, агроном, пилот, водитель автобуса, лоцман);

          средняя (обычная) ответственность, не связанная с каким-то непоправимым последствием для окружающих, не требующая принятия каких-либо нестандартных решений (профессии: дворник, лаборант, уборщица).

  9. Условия профессионального труда.

Все условия труда можно разделить на виды:

          обычные микроклиматические:

          бытовые, в помещении;

          на открытом воздухе.

          необычные, вызывающие психофизиологическую напряженность:

          риск для жизни;

          сложные аварийные ситуации;

          общение с правонарушителями, психически больными и т.п.;

          четко заданный ритм и темп;

          физические нагрузки, длительное пребывание в одном положении;

          ночные смены;

          специфические условия: температура, влажность, химическая вредность, шум и др.

 Ребята, попробуйте самостоятельно привести примеры профессий на каждый вид условий труда.

  Анализ профессий

Итак, мы ознакомились со всеми 53-мя психологическими признаками труда и убедились, что они характеризуют профессиональную деятельность достаточно многогранно и широко. Теперь мы можем грамотно и глубоко, а главное, по существу анализировать любой вид профессионального труда, опираясь на эти психологические признаки.

Спрашивается, а зачем его анализировать? Дело в том, что через анализ каждый будет искать свою сферу профессионального труда, свою область, где бы смогли приложить свои силы и полностью реализоваться.

Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: как же можно проанализировать профессию, если, кроме названия, о ней больше ничего не знаешь? Оказывается для этих целей служат словесные описания профессий, называемые профессиограммами.

Профессиограмма - это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией.

Профессиограмма включает:

          общие сведения о профессии;

          характеристику процесса труда;

          санитарно-гигиенические условия труда;

          психологические требования профессии к человеку;

          пути получения профессии.

Некоторым учащимся было дано домашнее задание самостоятельно написать профессиограмму одного из своих родителей. Давайте послушаем их.

 Комментарий профессиограмм, подготовленных учащимися, учителем.

  III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ребята, из огромного веера профессий, необходимо выбрать одну - отвечающую вашим склонностям и требованиям. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в вашем выборе. Подумайте над вопросами о выборе профессии. Мы их обсудим на следующем занятии.

Литература

1. Гуткина М.С., Лернер П.С. и др. Твоя профессиональная карьера. – М.: Просвещение, 2011

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/д., 2012

3. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ “Перспектива”, 2011

4. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: Сфера, 2012

5. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. М.: Генезис, 2012

6. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., Просвещение, 2012



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профессиональное самоопределение учащихся на уроках технологии

Автор: Поберевская Нелли Брониславовна

Дата: 29.12.2015

Номер свидетельства: 271177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Урок по технологии у девочек в 9 классе " Классификация профессий.Профессиональное самоопределение" "
    ["seo_title"] => string(112) "urok-po-tiekhnologhii-u-dievochiek-v-9-klassie-klassifikatsiia-profiessii-profiessional-noie-samoopriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "148669"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419793834"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Планирование уроков технологии в соответствии с требованием ФГОС "
    ["seo_title"] => string(71) "planirovaniie-urokov-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-triebovaniiem-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "137647"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417414370"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Интегрированный урок  (технология + ОБЖ + физика) "
    ["seo_title"] => string(49) "intieghrirovannyi-urok-tiekhnologhiia-obzh-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "183783"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425926483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Планирование по Технологии в 8 (коррекционном) классе VI вида "
    ["seo_title"] => string(66) "planirovaniie-po-tiekhnologhii-v-8-korriektsionnom-klassie-vi-vida"
    ["file_id"] => string(6) "219842"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434385301"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Формирование  ключевых компетенций у  учащихся в рамках проектной деятельности  ТЕХНО "
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-u-uchashchikhsia-v-ramkakh-proiektnoi-dieiatiel-nosti-tiekhno"
    ["file_id"] => string(6) "218454"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433784886"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства