Формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках проектной деятельности ТЕХНО
Формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках проектной деятельности ТЕХНО
Цель исследования: выявить эффективность проектной методики ТЕХНО в формировании ключевых компетенций учащихся, необходимых как для профессионального самоопределения, так и использования их в практической повседневной деятельности.
Объект исследования: проектная деятельность технической направленности в формировании ключевых компетенций.
Предмет исследования: формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках проектной деятельности ТЕХНО.
Гипотеза: использование компетентностно-деятельного подхода в рамках проекта ТЕХНО способствует формированию ключевых компетенций учащихся, что отразится на качестве знаний и положительном отношении к профессиям технической направленности, что поможет осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
обосновать внедрение компетентностно-деятельностного подхода в проектную деятельность ТЕХНО;
выявить, степень сформированности ключевых компетенций у учащихся, проанализировать результаты диагностических исследований участников проекта.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, экспериментальные уроки, исследование, наблюдение, диагностика учащихся, обобщение.
Актуализация
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Проведенные социологические исследования в школах города выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости профессий технического профиля.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в регионе. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В этой связи, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах.
Ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов, как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:
Ценностно-смысловая компетенция.
Общекультурная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социально-трудовая компетенция.
Компетенция личностного самоусовершенствования.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.
Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
Одним из условий формирования учебно-познавательной компетенции является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений
Проект, который я условно назову ТЕХНО (т.к. каждый год он имеет новое тематическое название), как раз является такой технологией. Он представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих занятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения учащихся и решает вопрос по формированию ключевых компетенций. Команда учащихся нашего лицея уже второй год участвует в этом проекте. В этом учебном году он получил название «Поколение ТЕХНО – городу и миру».
Очень важным для участников данного проекта является умение работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. В процессе обучения, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов, переходят на уровень общения с техникой «на ты», знакомятся с особенностями профессии инженера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках проектной деятельности ТЕХНО »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
финансово-экономический лицей №29 г. Пензы
Формирование ключевых компетенций у
учащихся в рамках проектной деятельности
ТЕХНО.
Автор: Маркина Н.А.
(учитель I квалификационной категории)
2015 г.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Л.Н. Толстой
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека
Цель исследования: выявить эффективность проектной методики ТЕХНО в формировании ключевых компетенций учащихся, необходимых как для профессионального самоопределения, так и использования их в практической повседневной деятельности.
Объект исследования: проектная деятельность технической направленности в формировании ключевых компетенций.
Предмет исследования: формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках проектной деятельности ТЕХНО.
Гипотеза: использование компетентностно-деятельного подхода в рамках проекта ТЕХНО способствует формированию ключевых компетенций учащихся, что отразится на качестве знаний и положительном отношении к профессиям технической направленности, что поможет осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
обосновать внедрение компетентностно-деятельностного подхода в проектную деятельность ТЕХНО;
выявить, степень сформированности ключевых компетенций у учащихся, проанализировать результаты диагностических исследований участников проекта.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, экспериментальные уроки, исследование, наблюдение, диагностика учащихся, обобщение.
Актуализация
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Проведенные социологические исследования в школах города выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости профессий технического профиля.
Мною было проведено социологическое исследование профессиональных намерений выпускников 9–х классов. По моим расчетам результаты мониторинга будут способствовать корректировке учебных задач по профориентировании учащихся. Методом сбора данных было анкетирование школьников 9–х классов. Респондентами стали 49 человек. Структурно анкета включила в себя следующие вопросы:
1. Какой мотив является определяющим в выборе твоей будущей профессии:
Высокий заработок – 16/32%
Престижность профессии – 5/10%
Содержание профессиональной деятельности – 5/10%
Возможность развивать свои способности – 8/16%
Возможность сделать карьеру – 10/20%
Полезность результата профессиональной деятельности – 6/12%
2. Имеешь ли ты профессиональный план?
Да, я составил для себя профессиональный план – 12/24%
Я составил профессиональный план, но не уверен в правильности выбора – 21/42%
Нет, я не составил профессионального плана – 17/34%
3. Отдаешь ли ты в своем выборе предпочтение профессии технической направленности?
Да – 31/62%
Нет – 19/38%
Процесс профессионального самоопределения – это:
действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций;
действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии;
действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в регионе. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В качестве главного результата в “Стратегии модернизации образования” рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах.
Ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов, как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:
Ценностно-смысловая компетенция.
Общекультурная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социально-трудовая компетенция.
Компетенция личностного самоусовершенствования.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.
Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
Одним из условий формирования учебно-познавательной компетенции является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений
Проект, который я условно назову ТЕХНО (т.к. каждый год он имеет новое тематическое название), как раз является такой технологией. Он представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих занятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения учащихся и решает вопрос по формированию ключевых компетенций. Команда учащихся нашего лицея уже второй год участвует в этом проекте. В этом учебном году он получил название «Поколение ТЕХНО – городу и миру».
Очень важным для участников данного проекта является умение работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. В процессе обучения, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов, переходят на уровень общения с техникой «на ты», знакомятся с особенностями профессии инженера.
Важной частью данного проекта является изучение компьютерных технологий. Успешно изучив программы по 3Dмоделированию (ArtCam, КОМПАС-3D), школьники смогут самостоятельно создавать трехмерные компьютерные объекты. Полученные знания позволят им создавать красочные и современные учебные работы, а также пригодятся к созданию конечного продукта гаджета-тренажера. Школьники получают необходимые знания и навыки для реализации своих творческих идей. Прохождение курса помогает развить пространственное мышление учащихся, что обязательно пригодится при обучении в технических и архитектурных вузах.
Важно отметить, что компьютер также используется как средство управления моделью (гаджетом); его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных гаджетов-тренажёров в программе Arduino . Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Поэтому задача данного проекта состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия
Это в полной мере подходит проектно-технической деятельности, где происходит формирование социальных и гражданских компетенции. Ключевые навыки этих компетенций включают способность общаться, демонстрировать толерантность, выражать и понимать различные точки зрения. Это дает возможность воспитывать в детях патриотичное отношение к своей школе, к городу, к культуре и традициям «малой родины». Учебно-познавательная компетенция формируется при использовании технологии «Мозговой штурм», который позволяет выявить узкие проблемные места.
Цели данной технологии:
решение научной и учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, создание «коллективного мозга»;
развитие креативности;
воспитание сотрудничества.
Данную технологию использую при необходимости выработки единого решения. Технически сложные задачи, которые ставятся перед участниками проекта, требуют нестандартного решения.
Научить учиться, т. е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками помогает ТРИЗ.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. «Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.»
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. Но она даёт следующие преимущества:
Умение выявить суть задачи
Умение правильно определить основные направления поиска
Знание, как систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений
Научиться находить пути отхода от традиционных решений
Умение мыслить логически, алогически и системно
Значительно повысить эффективность творческого труда
Сократить время на решение
Смотреть на вещи и явления по-новому
ТРИЗ даёт толчок к изобретательской деятельности
Расширяет кругозор
Данная методика, активно используясь в рамках данного проекта, способствует формированию ключевых компетенций.
Возросший в последнее время интерес детей и подростков к новым направлениям науки и техники в сфере высоких технологий и постоянный поиск новых путей привлечения ребят к «технической мысли» требует перехода на новые формы организации работы с детьми и развитие научно-технического творчества в новом качестве. И такой формой стал технопарк.
Технопарк является одной из современных форм организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности в условиях стремительного прогресса высоких технологий. Данная форма организации зарекомендовала себя как инструмент вовлечения детей и подростков в активную практическую деятельность на основе освоения новых научно-технических направлений. Технопарк – это и эффективное средство успешной профориентации и социализации детей и подростков.
В рамках данного проекта участники находятся в активном взаимодействии с технопарками города. Большим подспорьем в решении сложных технических задач являются консультации специалистов на базе ЦМИТов «Шаг в будущее» и «Парадигма». Дети с огромным удовольствием посещают эти занятия. С полным правом можно сказать, что данное сотрудничество способствует комплексному формированию компетенций.
Авторы методики, которая положена в основу данного проекта, обозначают следующий круг компетенций, формируемых у детей в процессе обучения:
умение работать в команде
техническое конструирование
технология современного производства
3D моделирование
ТРИЗ
Информатика
Для выявления уровня сформированности компетенций у участников проекта мною было проведено исследование в форме радара графика. Радар график – форма лепестковой диаграммы, на которой оси означают требуемые компетенции их максимальное значение для требуемой технологической дисциплины. С помощью экспертной оценки (тестирование, опросы) профильный педагог проводит оценку каждого участника и фиксирует начальное значение по каждой компетенции. Плановый радар график показывает заданное значение по каждой компетенции, которое каждый участник должен достичь по итогам участия в конкурсе. Радар график создаётся индивидуально на каждого участника команды и в целом на команду для оценки уровня технологической грамотности команд в конкурсе.
Учащимся было предложено оценить уровень развития своих компетенций в соответствии с предложенными критериями в начале проекта и через четыре месяца работы.
Уровни освоения компетенций:
3D моделирование 1
0 – не знает программ по 3D моделированию,
1 - знает на базовом уровне
2 – знает и активно использует
3 - владеет программами по 3D моделированию, может обучать
ТРИЗ 2
0 – не знает о существовании ТРИЗа
1 – знает, но не владеет
2- владеет на базовом уровне
3 – владеет и активно применяет
Технология современного производства 3
0 – не имеет представления о современном производстве
1- знает только об одной технологии, но ей не владеет
2- знает технологию быстрого прототипирования и ей владеет
3- владеет технологией и может обучать
Информатика 4
0- не знает никакие языки программирования
1- знает некоторые языки программирования из школьного курса
2- знает языки программирования, пробовал создавать управляющие программы
3- умеет самостоятельно создавать управляющие программы, может обучать
Технология проектирования и создания ТС 4
0 – не знает программ по 3D моделированию,
1 - знает на базовом уровне
2 – знает и активно использует
3 - владеет основами программирования, может обучать
Технология работы в команде 6
0 – никогда не работал в команде
1 – работал в команде, владеет основными навыками
2 – работает в команде , высокий уровень ответственности
3- активно работает в команде, умеет выходить из конфликтных ситуаций конструктивно
Компетенция
Номер по порядку
3D моделирование
1
ТРИЗ
2
Технология
3
Информатика
4
Техническое конструирование
5
Умение работать в команде
6
Средние показатели по команде
октябрь 2014 года (старт проекта)
февраль 2015 года
Проанализировав результаты, я сделала вывод:
данный график свидетельствует об ощутимом развитии компетенций, по всем направлениям имеется положительная динамика;
за истекший период все участники проекта научились взаимодействовать друг с другом для решения общей задачи, вести дискуссии, отстаивать своё мнение, средний показатель работы в команде свидетельствует о развитии коммуникативных и общекультурных компетенций;
ребята овладели навыками работы на компьютере для получения нужной информации, освоили на уровне «активного пользователя» программу КОМПАС-3D, многое узнали о технологиях современного производства, конструирования, управления техническими системами (формирование учебно-познавательных и информационных компетенций находится на приоритетном месте в данном проекте);
учащиеся расширили свое представление о технических профессиях и их значении для экономики государства, некоторые из участников проекта, помимо запланированных мероприятий, самостоятельно стали изучать полезные программы для дальнейшей работы, посещать консультации специалистов, задумались о перспективах получения профессии, эти факты и показания графика говорят о формировании ценностно-смысловых, социально-трудовых компетенций;
то, что ребята смогли проанализировать уровень развития своих компетенций по данным направлениям (несмотря на то, что данных график не дает возможность точно подсчитать % положительной динамики в процессе формирования ключевых компетенций у учащихся) говорит о сформированности компетенций личностного самоусовершенствования.
Обладая данными компетенциями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Он позволяет развиваться учащимся не только в рамках школьной программы, но строить перспективных планы на получение профессионального образования в будущем.
Литература:
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003, №5. - С. 34-42.
2. Горбунова Е. Ф. Формирование профессионального самоопределения подростков в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2002.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004, №5. -С. 3-12.
5. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г.Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004. – С.74
6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
7. Шамсутдинова И. Г., Ларин Д. Ю. Источники профориентационной поддержки учащейся молодежи в США// Педагогика, № 1, Январь 2008, C. 103111.