kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по технологии у девочек в 9 классе " Классификация профессий.Профессиональное самоопределение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по профессиональному самоопределению в 9 классе направлен на определение психологических качеств ученика, готовности к профессиональному выбору, определение профессионально значимых качеств.Работая по данному курсу несколько лет, выяснила, что учащимся интересна данная тема для, раскрытия своих способностей. Поэтому применяю разные формы проведения уроков с использованием тестов, анкет, психологических тренингов.

В ходе изучения  курса также проводятся интегрированные уроки самопознания и профессионального самоопределения.

На уроке самопознания учащиеся    писали письмо-размышление об их целях и смысле жизни, а на последнем они подводят итог и сравнивают своё мнение с первоначальным и рассуждают  о выборе профессии.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии у девочек в 9 классе " Классификация профессий.Профессиональное самоопределение" »

ГУ Карабалыкская сш №1 им М.Горького отдела образования

акимата Карабалыкского района



Урок профессионального самоопределения

в 9 классе на тему:

«Классификация профессий, профессиональное самоопределение».



Подготовила Фоменко И.В.

учитель технологии высшей категории.









Ноябрь 2014-2015 учебный год


Тема урока: «Классификация профессий, профессиональное самоопределение».

Рекомендации к уроку.

Все уроки в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств ученика, готовности к профессиональному выбору, определение профессионально – значимых качеств учащихся .

Работая по данному курсу несколько лет, выяснила, что учащимся интересна данная тема для, раскрытия своих способностей. Поэтому применяю разные формы проведения уроков с использованием тестов, анкет, психологических тренингов.

В ходе изучения курса также проводятся интегрированные уроки самопознания и профессионального самоопределения.

На уроке самопознания учащиеся писали письмо-размышление об их целях и смысле жизни, а на последнем они подводят итог и сравнивают своё мнение с первоначальным и рассуждают о выборе профессии.

Цели урока:

- активизация процесса профессионального самоопределения учащихся,

- оказание действенной практической помощи в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку;

- формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению

2. Развивающие:

- развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,

- предоставить девятиклассникам возможность «заглянуть в будущее», с учётом полученных знаний

3. Воспитательные:

- воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий.

Оборудование: магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, выставка творческих работ учащихся.

Заранее в классе расставляются парты таким образом, чтобы никто из учеников не сидел к доске спиной. Каждый участник в группе будет выполнять (играть) свою роль (возможные роли: организатор (лидер, ведущий), «расширитель» словарного запаса, он же иллюстратор, связной фиксатор (тот, кто записывает идеи), репортер (тот, кто излагает классу), таймер(хронометрист).

Надписи на доске: Эпиграф урока: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

«Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне». Виктор Гюго.

План-конспект урока.

Организационный момент

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей... Здравствуйте!!!

1.Стадия вызова. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный урок. Мы отправимся в удивительный мир. Предлагаю дать друг другу импульс на действие, на дальнейшую совместную работу. Упр. «Атомы и молекулы»

Итак, импульс дошел до меня и мы готовы работать. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбрать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора.

Виктор Гюго писал:

"Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".

- Как вы относитесь к данным словам? Докажите свою точку зрения. (высказывания учащихся)

Сегодня вы попробуете сделать первый шаг в своем профессиональном самоопределении. Мы же все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то предло­жить, посоветовать друг другу, предупредить ошибки, высказать своё мнение. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Мы узнаем об основных типах профессиональной деятельности человека, принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов.

Давайте вспомним правила работы в группах . Каждая группа получает свое учебное задание, которое состоит из двух частей.1 группа-классификация профессий академика Е.А Климова.(Кластер)2 группа- Пять типов темперамена и соотнесение их к различного рода профессиям.( Постер).

2. Стадия осмысления. Практическая работа.

Групповая работа ( первая часть групповой работы)

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Первая группа- список « Самые модные профессии».

Вторая группа-« Самые забытые профессии».

Третья группа-« Профессии которые всегда нужны»

(играет музыка, дети обсуждают, составляют списки)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессии:

  1. Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.

  2. Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, прачка, ямщик.

  3. Профессии всегда нужные: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.

  4. Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный.

  5. Конечно, мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем. (слайд6)

- Ребята, давайте с вами вспомним факторы, которые влияют на выбор будущей профессии .

( Учащиеся называют факторы, карточки появляются на магнитной доске).

*Знания о профессиях, рынке труда

*Мнение сверстников

*Склонности, интересы

*Способности

*Здоровье

*Мнение родителей, семьи

*Позиция учителей, психологов, врачей

*Уровень притязаний и самооценка

*Личный профессиональный план (план карьеры).

Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? (слайд) Вот 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

( Дети дают ответы) Подведем итоги. (слайд 6-7)

Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация- это уровень профессионального мастерства.

Должность- это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Вторая часть групповой работы: Включаю таймер и даю задание группам на 5 минут.

Классификация профессора Е.А. Климова Группа №1 Защищает свой кластер у доски. Рефлексия.

3. игра « Самая, самая».(слайд

Сейчас, для того чтобы вспомнить профессии, предлагаю поиграть в игру.

Самая зеленая - садовод, лесник, цветовод

Самая сладкая – кондитер.

Самая денежная – банкир, боксер, модель.

Самая волосатая – парикмахер.

Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель.

Самая смешная – клоун, пародист.

Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник.

Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.

Самая опасная – сапер, каскадер.

Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь.

Учитель:

В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.

Часто от вас приходится слышать слова: «Я еще не нашел себя». Американский психиатр Томас Сас однажды мудро заметил: «… Найти себя невозможно - себя можно только создать». А для этого нужно знать характеристику типов темперамента и характера. Их установил древний философ Гиппократ.

Группа №3составляет свой постер.(презентация группы у доски)

Влияние темперамента

От темперамента человека зависят:скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);направленность психической деятельности на определённые объекты .

Создавайте же себя сами для будущей профессии. Ищите себя и свою профессию.

Рефлексия. Игра «Классифицируйте профессии по типам»

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам.

4. Подведение итогов .А сейчас подведем итоги.

- какие ошибки сопутствуют выбору профессии?

- что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии?

- поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?

- какие чувства остались у вас после нашего занятия?

5. Наш урок подошёл к концу. Думается, что все получили удовольствие и пользу от полученной информации, проделанной к уроку работы.

Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигают, это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. Отобразите свое настроение в виде стикеров:

1оранжевая звезда – мне понравилось, я многое для себя взял;

3 Зеленая –  мне не все понравилось, но я кое-что взял для себя;

4 Желтая – я не все понял, но я доволен;

- Итак, каждый человек в своей жизни делает два cамых главных выбора, от которых в дальнейшем зависит его жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Желаю вам делать только правильный выбор в жизни, чтобы стать счастливыми людьми.

Счастливый человек...

Кто и какой счастливый человек?

Я лично так бы на вопрос ответил:

Счастливец тот, кто получил на век

Две песни - две любви на белом свете.

Не надо шуток и «уймите страсти»!

Не двоеженство! Не об этом речь!

Да, две любви. И каждую сберечь

Как раз и будет настоящим счастьем!

Нет, далеко не все и не всегда

Могли б сказать: «Люблю свою работу,

Готов трудиться до седьмого пота

И счастлив от любимого труда!»

Э. Асадов-

Урок окончен, всем спасибо.



Профессиональные качества”.

Давайте настроимся на серьезную работу.

Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется учащимися на доске).

ВРАЧ

УЧИТЕЛЬ

ЮРИСТ

ЭКОНОМИСТ

Гуманность

Любовь к детям

Честность

Терпение

Тактичность

Гуманность

Порядочность

Собранность

Интуиция

Образованность

Эрудированность

Информированность

Ответственность

Терпение

Знание законов

Коммуникабельность

Точность

Находчивость

Непредвзятость

Точность

Собранность

Самосовершенствование

Информированность

Образованность

Сила воли

Эрудированность

Тактичность

Находчивость

Информированность

Интуиция

Ответственность

Тактичность

Образованность

Воспитанность

Собранность

Интуиция

Жизнерадостность

Информированность

Коммуникабельность

Ответственность

Милосердие

Коммуникабельность

Интуиция

Порядочность

Ум

Милосердие


Умение оперировать цифрами

, информацией



Учитель: - Начнём нашу работу с небольшой разминки.

а) Назовите профессию, которую вы знаете очень хорошо (учитель)

б) Составление синквэйна профессии.

Учитель: - Представьте себе, что я ничего не знаю о земных профессиях, попробуйте мне объяснить, что это за профессия такая?

Условие: за 1-2 минуты составляется синквэйн к данной профессии.

1.Учитель.

  1. Терпеливый и деликатный.

  2. Знающий, умеющий, целеустремлённый.

  3. Счастье находит в детях.

Свет.







« Самые модные профессии».


«Самые забытые профессии»


«Профессии которые всегда нужны»


« Самые отважные профессии»

Правила работы в группе:

  1. Вы свободно обмениваетесь мнениями.

  2. Вы имеете право на ошибку.

3. Критика запрещается.

4. Вы уважаете мнение каждого участника.

5.Ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным.

Сангвиник - темперамент - в классификации Гиппократа - . Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.


Холерик - темперамент - в классификации Гиппократа - . Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения - .


Флегматик - темперамент - в классификации Гиппократа - . Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением - , со слабым внешним выражением душевных состояний.


Меланхолик - темперамент - в классификации Гиппократа - . Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее



















Учитель:.Мини-лекция «Формула профессии».

Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишем на доске: a*b=S)? Площадь классной комнаты.

А что получится, если сложить три слова, «хочу», «могу», «надо»? Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Группа №2 составляет свой постер.(презентация группы у доски)

И так:

- хочу – это, желания, интересы, склонности. Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности. Которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас – технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам. Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому – программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.

- могу – это, человеческие возможности. Уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения). Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

- надо – это, потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специальностями, как юрист, экономист. Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив учебное заведение, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности(могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент(надо).

Правильно выбранная профессия – это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба,активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование.





























































.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фоменко Инна Васильевна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148669


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства