Практическая направленность на уроках трудового обучения
Практическая направленность на уроках трудового обучения
Преобразования в жизни современного общества связаны с особым периодом его развития – эпохой информатизации и глобализации. Возрастающий быстрыми темпами объём информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социокультурных и других форм отношений проникают во все сферы деятельности. Жизненные ориентиры предопределяют её развитие, своевременность использования данных, особенно в решении современных глобальных проблем.
Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших задач – реализовывать на практике компетентностный подход.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Практическая направленность на уроках трудового обучения»
Разработала
Учитель трудового обучения
Бусыгина Елена Сергеевна
Шахты
2014-2015
Практическая направленность на уроках трудового обучения
Содержание дисциплины становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе. Наряду с формированием системы прочных знаний у учащихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших – формировать у школьников знания и умения, применять знания в повседневной жизни, т.е. реализовать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения результатов является усиление практической направленности трудового обучения.
Практическая направленность трудового обучения – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение знаний и умений в повседневной жизни. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:
-чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач. Здесь необходимо усиление внимания к практической работе как форме организации учения школьников со стороны учителя, целенаправленной и систематической работы по соблюдению требований к подготовке и содержанию практических работ, на которые ориентирует стандарт по трудовому обучению;
-внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала. Например, организация и проведение наблюдений, разработка и реализация учебных проектов.
Выполнение практических работ на материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта потрудовому обучению – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах.
Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические знания на практике).
В-третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методамитрудового обучения.
Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Практические работы по трудовому обучению весьма разнообразны по содержанию и используемым для их выполнения источникам тудовой информации, по уровню самостоятельности школьников и форме фиксации результатов. Это разнообразие позволяет определить уровень подготовки школьников.
При организации процесса познания важно обращать внимание на особенности, мотивы обучения и интересы отдельного ученика. Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности на урокахтрудового обучения необходимо продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности школьников, планировать результаты обучения.
Постоянно поддерживать контакт с учителями-предметниками, который позволяет учитывать не только общую подготовку учащихся, но и создавать преемственность образования, реализовывать метапредметные связи в обучении.
Учитель и ученики должны предварительно конкретизировать содержание работы, определить объём заданий и осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний.
Учитель должен грамотно использовать методические указания, рекомендации, карточки для учащихся с целью создания ориентировочной основы действий.
Усвоение каждой системы знаний должно осуществляться в комплексе работ «обучающие – тренировочные – итоговые – творческие», которые должны быть взаимосвязаны и усложняться от одного курса к другому. К выполнению итоговых практических работ, рассчитанных на применение новых знаний и умений, целесообразно приступать только после того, как учащиеся овладеют необходимыми приемами, последовательностью действий, диаграммой, статистической таблицей, которые важно сформировать при выполнении работ обучающего и тренировочного характера.
Неплохой результат дает использование игровых элементов, творческих заданий и оригинальные результаты работ.
Учитель может использовать возможности урочной и внеурочной форм организации трудового обучения.
Получаются интересные работы и хороший результат, когда включаешь школьников в групповые формы учебной проектной деятельности.
После проведения комплекса практических работ рекомендуется организовать выставку лучших образцов выполнения работ, чтобы учащиеся имели возможность видеть нетрадиционные творческие решения поставленных задач.
С целью становления субъективности учащихся к процессу реализации практической направленности использую современные технологии и подходы обучения.
Например, в рамках адаптации технологии дифференцированного обучения учащиеся делятся на условные типологические группы, для которых создаются разноуровневые программы, учебно-методические комплексы. А также методики диагностики результатов обучения.
Содержание стандарта является ориентиром для всех учащихся, дифференцируются задания по степени сложности. Объёму, методам и приёмам выполнения. Причём важно отслеживать эффективность реализации технологии дифференцированного обучения, которая заключается в положительной диагностике результатов обучения, в постепенном переходе учащихся из более слабого уровня в более сложный уровень.
Важно помнить, что процесс формирования знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения не только от темы к теме, от раздела к разделу, но и от класса к классу.
В зависимости от цели практической работы следует рассматривать роль и функции учителя. В процессе обучающей работы учитель чаще всего учебный процесс организует со всем классом, в процессе тренировочной работы – занимается индивидуально с теми учащимися, которые ещё слабо усвоили практические навыки работы с источниками знаний. Но итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности (в рамках отдельного урока или части урока). Непосредственное наблюдение и анализ деятельности учащихся во время практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям, вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, выявить глубину непонимания изучаемых теоретических понятий. Также важно помнить, что учитель – это не только организатор и управленец, это, прежде всего помощник и консультант.
Таким образом, практическая направленность трудового обучения – это многофункциональная и многоаспектная методическая категория. Она проявляется не только в формировании знаний и умений, опыта деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости трудового обучения.