Формирование трудовых компетенций на уроках трудового обучения - швейное дело 5-7 классах
Формирование трудовых компетенций на уроках трудового обучения - швейное дело 5-7 классах
Обучение профильному труду носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование трудовых компетенций на уроках трудового обучения - швейное дело 5-7 классах»
Формирование трудовых компетенций на уроках трудового обучения - швейное дело 5-7 классах
Швейная мастерская не просто учебный кабинет, а место соприкосновения детей с возможно будущей профессией.Здесь они получаютпервоначальные профессиональные знания и умения.
Обучение профильному труду носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Формирование трудовых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в ходе целенаправленного, педагогически организованного обучения и воспитания. Немаловажное значение имеет оснащение мастерских.
В этом году наше учреждение стало участником мероприятия «Доброшкола», которое реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа национального проекта «Образование».
Одним из направленийданного проекта является оснащение и обновление оборудования мастерских.
В соответствии с общими принципами благоустройства в кабинете имеется рабочая зонакак для теоретической, так идля практической работы.
Пространство организовано таким образом, чтобыпребывание обучающимся было в нем комфортно и безопасно.
На данный момент в мастерской имеется специализированная мебель,современное швейноеоборудование, приспособления и инструменты. Модернизация кабинета новым усовершенствованным оборудованием, даст более обширные возможности обучения швейному делу и расширит компетенции в профессии «швея». Учащиеся осваивают оверлок и распашивальную машину. Работа на новом оборудовании позволяет более качественно и эффективно выполнять различные изделия в рамках программного материала, а также во внеурочной деятельности при пошиве костюмов к краевым и общешкольным мероприятиям.
Начиная с 5 классаиз урока в урок мы формируем трудовые компетенции учениц. Это:
1. Умение планировать свою деятельность.
2. Умение самостоятельно (под руководством учителя) выполнять работу для достижения определенного результата.
3. Умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.
4. Умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
5. Владение различными способами контроля и оценки деятельности.
Эффективность занятий по швейному делу во многом зависит от того, насколько правильно выбраны методы и приёмы обучения для достижения поставленных целей, в процессе которых происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности, сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность.
Результат работы будет виден только в том случае, если соблюдать ряд условий:
1. Идти от простого к сложному, например, в 5 классе девочки знакомятся с оборудованием, ручными стежками, машинными швами, несложными изделиями. В 6 классе они уже шьют фартуки, ночную сорочку. А в 7 классе знакомятся с технологией пошива пижамы, юбки, постельного белья)
2. Следующее условие - Дать определенную сумму знаний.Оно строится на принципе повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
3. Создать атмосферу увлеченности и ситуации успеха.Девочки выполняют определенные трудовые операции, при завершении которых получается конечный результат в виде изделия. Так, Елизавета Б., сшила нарядный фартук более сложного фасона. Изделие было выполнено аккуратно и качественно. Результатом довольна не только девочка, но и ее мама.
4. Проводить определенную профориентационную работу.
Конечно, овладение трудовыми навыками у учащихся специальных (коррекционных) школ затруднено, они прививаются медленно. Их воспитание требует показа действия, многократного его повторения самими учащимися, повседневного контроля со стороны учителя и достаточно развитого самоконтроля.
Важно с первых дней обучения сформировать элементарные навыки культуры труда: рациональная организация индивидуальной и коллективной работы, предварительного планирования работы, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу аккуратно и своевременно.
В труде воспитываются и социально значимые качества характера - устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности.
Для повышения интереса и активности обучающихся в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.
На уроках швейного дела, начиная с 5 класса,формируются элементарные навыки культуры труда: рациональная организация работы, предварительного планирования работы, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу аккуратно и своевременно.
На уроках швейного дела нацеливаю детей на то, что после окончания школы их знания, умения и навыки пригодятся и в быту и в повседневной жизни.
Каждый из нас должен осознавать, что забота о завтрашнем дне наших учеников - главная задача всего педагогического коллектива. Процесс формирования трудовых компетенций является важным этапом в образовательном и воспитательном процессах, где закладывается фундамент самоопределения учащихся в будущей обстановке.
И в нашей школе созданы необходимые условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного и доступного образования.