Образовательная программа дополнительного образования детей «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ»
Образовательная программа дополнительного образования детей «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ»
Образовательная программа дополнительного образования детей «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ».
Возраст обучающихся – 10-15 лет. Срок реализации программы – 3 года. Количество часов в год – 72
Образовательная программа «Художественное вязание» разработана на основе опыта работы.Программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности, развивает аспект, связанный с декоративно-прикладным творчеством в области художественного вязания. Программа предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных на занятиях технологии в школе.Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы вязания и различные техники выполнения изделия, но и пробудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251-03 для УДО от 03.04.2003г. №27
Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844)
Программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности, развивает аспект, связанный с декоративно-прикладным творчеством в области художественного вязания. Программа предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных на занятиях технологии в школе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы вязания и различные техники выполнения изделия, но и пробудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Вязание – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Традиционный вид русского вязания – узорное (орнаментное) вязание встречается в народном костюме не только русского народа, но и практически у всех народов, населяющих Россию. Эта область традиционного народного искусства живет и развивается и в наши дни. В последнее время мы вернулись к традиционным геометрическим узорам, к праздничной многоцветности народного искусства: деревенские рукавички и чулки (гетры), шапочки, шарфы завоевали современную моду. Узорное вязание на спицах – рукоделие наших бабушек и прабабушек – одна из немногих традиций народного искусства, которое сохранилось до наших дней.
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
Программа «Художественное вязание» предлагает посредством рукоделия, а именно, вязания, понять суть традиционной славянской культуры и предусматривает овладение такими видами художественного вязания как вязание крючком и спицами.
Для формирования художественного мировоззрения ребёнка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений.
Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «… человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определять свое место в мире, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем» (Ч. Айтматов).
Вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, её душевный комфорт, гармоническое развитие личности. Рукоделие помогает ребёнку осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации.
Необходимо показать ребёнку особенности, непосредственную связь художественного вязания с другими видами декоративно-прикладного искусства – вышивкой, ткачеством. Ведь в основе художественного своеобразия декоративных изделий, их ясно выраженных стилевых особенностей лежат глубокие корни, уходящие в местную художественную культуру.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
Знакомство детей в процессе обучения с основными видами декоративно-прикладного и народного искусства – огромного мира духовного опыта народа, художественные идеи которого неотъемлемая часть культуры Отечества – позволяет воспитывать в них определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающиеготовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.
В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству – это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку».1
Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его художественного вкуса.
Отличительные особенности программы
1. Содержание программы сформировано на пересечении двух направленностей – художественно-эстетической и культурологической. Сведения из области декоративно-прикладного и народного искусства, истории быта (обычаи, праздники), истории костюма органично входят в большинство разделов программы. Изучение вопросов народного искусства и традиционных художественных промыслов России позволяют расширить общий кругозор обучающихся, повысить интерес к изучаемому предмету, развить творческое воображение, фантазию обучающихся, способствуют оригинальности мышления и воплощению своего замысла в творческих изделиях.
2. Программа предусматривает овладение основными видами художественного вязания (вязание спицами, вязание крючком) и рассматривает художественное вязание как часть материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения окружающего мира, использования национальных культурных традиций.
3. Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и следующих основных принципах:
целостности (соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой);
гуманизации (признания личности ребёнка с её достоинствами и недостатками, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания);
интеграции (совмещение в одной программе нескольких подпрограмм, подчинённых одной цели и связанных между собой);
деятельностного подхода (знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности);
возрастного и индивидуального подхода (выбор форм, методов, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей).
4. Программа построена на широком использовании экскурсионной деятельности (экскурсии 2-3 раза в год, согласно теме года студии).
Отличительной особенностью программы является также активное использование учебно-исследовательской деятельности для развития интереса детей, повышения мотивации к обучению.
В программу введен специальный раздел «Технология учебно-исследовательской деятельности».
Существующие программы по вязанию в основном направлены на профильное обучение, на обучение техническим приёмам вязания и, как правило, на использование готовых узоров и выкроек (из различных журналов: «Бурда Моден», «Верена», «Сабрина», «Диана» и пр.). В этих программах недооценивается ориентация на общечеловеческие ценности и социальное воспитание обучающихся, использование национальных культурных традиций.
Цель программы – раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством занятий художественным вязанием.
Задачи программы
Обучающие:
познакомить с историей художественного вязания и традициями русского узорного вязания;
раскрыть значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;
обучить техническим приёмам вязания крючком, спицами, на бытовой вязальной машине;
познакомить обучающихся с законами цветоведения и колористики;
изучить основные принципы построения декоративной композиции.
Развивающие:
развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;
развивать творческие способности и стремление обучающихся к творческому познанию и самовыражению;
развивать у обучающихся художественный образ мышления, в том числе внимания, памяти, фантазии, воображения;
содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств;
способствовать формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности;
развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе.
Воспитательные:
воспитывать уважение к культурному наследию своего народа; привитие интереса и любви к художественному вязанию, как виду художественного творчества;
воспитывать терпение, волю, трудолюбие в достижении цели;
воспитывать стремление к самостоятельному творчеству.
Возраст детей.
Программа рассчитана на детей от 10 до 15 лет: 10-12 лет – первый год обучения; 12-14 – второй год обучения, 14-15– третий год обучения.
В возрасте 10-12 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий эмоциональный отклик у ребёнка.
Важный путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций.
Детям младшего возраста трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, что предупреждает переутомление.
Возрастная группа 12-14 лет. В этот период происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности детей. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я». Специфическая для подростков реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению, ориентации на выработку групповых норм и ценностей. Коллективное творческое дело объединяет и воспитывает детей. Положительный эмоциональный фон влияет на результативность. Большое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить творческий уровень группы. Высокий уровень аналитического мышления и критического подхода к себе и окружающим, их психофизические показатели достаточны для участия в учебно-исследовательской работе, подготовки и защиты собственных проектов на конференциях учебно-исследовательских работ.
У обучающихся 14-15 лет продолжают формироваться профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, утверждается самостоятельность личности. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, самосовершенствования. Занятия в коллективе помогают обучающимся в создании своего стиля в трикотаже, будь то предметы одежды, интерьера, что у многих перерастает в сознательный выбор профессии, то есть профессиональное самоопределение.
Наполняемость учебной группы:
1-й год занятий – 12 человек;
2-й год занятий – 10 человек;
3-й год занятий – 10 человек;
В коллектив принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора, не всегда имеющие опыт и навыки вязания, обладающие какими-либо художественными способностями или просто дети, которые имеют желание заниматься по данному профилю.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучении. Общий объём реализации программы – 216 часов: 1-й год 72 ч., 2-й год – 72 ч., 3-й год – 72 ч. в неделю. При этом на втором году обучения значительное внимание уделяется учебно-исследовательской деятельности, а на третьем – самостоятельной разработке творческих коллекций из трикотажа.
Режим занятий. Занятия учебных групп художественного вязания проводятся один раз в неделю по 2 учебных часа с 15-минутными перерывами каждый час. Такой режим обусловлен непрерывностью процесса обучения техническим приёмам вязания; сменой различных видов деятельности во время занятия – зарисовки эскизов, составление схем узоров вязания, практическое освоение технических приёмов вязания.
Формы занятий. В процессе занятий используются следующие формы проведения занятий: комбинированное учебное занятие, экскурсии (посещение музеев, выставочных залов, трикотажного производства, художественных промыслов Урала), экспедиции, занятия-праздники, мастер-классы; творческие встречи с художниками, мастерами, дизайнерами.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
В результате первого года обучения дети должны знать:
правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами, утюгом;
общие сведения по истории вязания;
основные виды декоративно-прикладного искусства;
основные технические приемы вязания крючком и спицами;
необходимые материалы и оборудование для ручного вязания;
основные этапы изучения цвета, классификацию цветов спектра (главные и промежуточные, холодные, тёплые, нейтральные, пограничные, ахроматические, хроматические цвета);
основные художественные промыслы Урала;
основные традиционные центры художественного вязания в России (Архангельская, Псковская, Коми-Пермяцкая области, Мордовия, Ингушетия и др.);
основные виды и типы орнаментов;
условные обозначения и несложные схемы вязания;
должны уметь:
подобрать необходимое оборудование и материал для работы;
производить расчет петель для вывязывания несложного изделия;
выполнять работу средней сложности (вязание шарфа, шапки, варежек, носков);
оформить готовое вязаное изделие (кисти, помпоны, кайма и пр.);
организовать и содержать в порядке свое рабочее место;
отпаривать готовое трикотажное изделие;
также у обучающихся должны сформироваться и закрепиться личностные качества:
усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата;
умение работать в коллективе;
взаимопомощь.
В результате второго года обучения дети должны знать:
все виды ручного вязания (вязание спицами, крючком, длинным крюком, на вилке);
основные трикотажные швы;
основные законы цветоведения и колористики;
основные приёмы вязания несложных трикотажных изделий по выкройке;
основные художественные промыслы России (русский народный костюм различных регионов России;
должны уметь:
вязать предметы одежды по выкройке;
соединять детали изделия;
полностью выполнять расчёт задуманного изделия согласно выбранному узору и пряже;
проводить тепловую обработку и стирку изделий из трикотажа;
вести учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
должны получить дальнейшее развитие личностные качества:
уважительное отношение к народному искусству;
отзывчивость, взаимопомощь;
умение адекватно реагировать на проявление зависимого поведения среди подростков;
интерес к творческому познанию (учебно-исследовательская деятельность).
В результате третьего года обучения дети должны знать:
основные приёмы декоративного оформления трикотажных изделий (карманы, воротники, манжеты, планки и пр.);
основные приёмы вязания достаточно сложных трикотажных изделий по выкройке;
орнамент народов России, основные символы и их обозначение;
основные правила вязания изделия по выкройке;
должны уметь:
вывязывать сложные рельефные и орнаментальные узоры (4-6 цветов);
создавать авторские изделия (модели одежды, предметы украшения интерьера, быта и пр.),
выражать свою индивидуальность в создании трикотажных изделий;
оказывать практическую помощь младшим обучающимся;
должны получить дальнейшее развитие личностные качества:
внимательность к окружающим и готовность прийти на помощь;
умение воспринимать критику;
способность к оценке своих изделий и видению перспектив своего развития.
Способы проверки результатов обучения
В соответствии с указанной выше дифференциацией ожидаемых результатов разработана таблица основных параметров, измеряемых по 10-ти балльной системе, помогающая наглядно представить набор основных знаний, умений и навыков, которые должен приобрести ребёнок в результате освоения программы и систему личностных качеств, которые желательно сформировать у него в процессе обучения.
Также на каждого ребёнка заводится индивидуальная карта освоения образовательной программы. Карта заполняется ежегодно – в начале и в конце учебного года.
Формы подведения итогов реализации программы
Эффективность образовательного процесса оценивается по сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребёнка и отслеживается в системе разнообразных форм аттестаций:
входного контроля (тесты, опрос);
промежуточной аттестации (мини-выставки творческих работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в конкурсах);
итоговой аттестации – защита учебно-исследовательских работ; участие в различного уровня выставках, конкурсах, фестивалях; проведение обучающимися мастер-классов и участие в творческих мастерских.
Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в процессе обучения и подвигают многих продолжить своё обучение в специализированных учреждениях: художественных школах, колледжах, соответствующих факультетах вузов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теорет.
Практ.
Всего
1
Введение в программу. Техника безопасности
1
1
2
2
Основные технические приёмы вязания крючком
2
4
6
2.1
Тайна воздушной петли. Столбики с накидом, без накида
1
1
2
2.2
Условные обозначении. Схемы узоров
0,5
1,5
2
2.3
Простейшие узоры
0,5
1,5
2
3
Декоративно-прикладное и народное искусство
2
2
4
3.1
Традиции обучения рукоделию в семье
1
1
2
3.2
Русский народный костюм – важнейший элемент народной культуры
1
1
2
4
Основные технические приёмы вязания спицами
2
8
10
4.1
Лицевая и изнаночная петли – основа вязания спицами
1
1
2
4.2
Вывязывание несложных узоров из сочетания лицевых и изнаночных петель
0,5
3,5
4
4.3
Прибавление и убавление петель. Узоры с перемещением петель
0,5
3,5
4
5
Основы цветоведения
1
1
2
6
Орнаментальное вязание – традиционное вязание на Руси
2
2
4
6.1
Виды орнаментов
1
1
2
6.2
Многоцветное вязание, его особенности
1
1
2
7
Вязание простых изделий
3
35
36
7.1
Прямоугольное вязание – шарф
1
9
10
7.2
Головной убор. Вязание шапки
1
9
10
7.3
Вязание по кругу – варежки (перчатки), носки (гетры)
1
15
16
8
Оформление вязаных изделий
1
1
2
8.1
Отделка трикотажа
-
1
1
8.2
Сборка трикотажных изделий
-
1
1
9
Экскурсии, творческие встречи
-
4
4
10
Итоговое занятие
-
2
2
Итого
14
58
72
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел 1. Введение в программу. Техника безопасности.
Знакомство с историей и особенностями вязания как вида декоративно-прикладного искусства. Находки древнеегипетских гробниц. Развитие искусства вязания в Европе в XII в., расцвет вязания в Англии в XIV-XV вв. Развитие вязания в России. Возможности современного ручного вязания. Техника безопасности при работе с колющими, режущими предметами (спицы, крючок, игла, ножницы), утюгом. Инструменты и материалы для вязания. Различные виды и свойства пряжи. Натуральные и синтетические волокна.
Практическое занятие. Подбор к определённой пряже крючка или спицы для вязания. Определение типа пряжи.
Раздел 2. Основные технические приёмы вязания крючком.
Тема 2.1. Тайна воздушной петли. Столбики с накидом, без накида.
С чего начинается вязание крючком? Постановка рук при вязании. Правила вязания крючком.
Практическое занятие.Вязание цепочки из воздушных петель (осуществление контроля за ровностью цепочки). Выкладывание узора из цепочки из воздушных петель. Вязание столбиков без накида, с накидом, чередование столбиков и воздушных петель.
Тема 2.2. Условные обозначения. Схемы узоров.
Знакомство с общепринятыми знаками, применяемыми в современных схемах вязания. Разбор простейших схем вязания.
Практическое занятие.Графическое изображение условных знаков. Зарисовки несложных схем вязания. Составление схемы вязания из чередования в.п., ст.б/н, ст./н.
Тема 2.3. Простейшие узоры.
Виды простейших узоров, применяемые при вязании.
Практическое занятие.Вязание узоров из чередования столбиков и воздушных петель: узоры «Тесьма», «Ракушка», «Снопики» и др.Выпуклые и вогнутые петли. Вязание плотных рельефных узоров крючком.Ажурные узоры. Обвязка края изделия. Чтение схемы ажурного узора края полотенца, салфетки, платочка и пр.
Раздел 3. Декоративно-прикладное и народное искусство.
Тема 3.1. Традиции обучения рукоделию в семье.
Воспитание девочки-подростка, помощницы. Роль женщины в семье. «Домострой». Обучение и передача мастерства от матери к дочери, от бабушки к внучке. Традиция женских занятий шитьём, вязанием, плетением кружев, вышиванием, ткачеством с детства во всех слоях общества. Занятие рукоделием, посиделки, как возможность для девушек продемонстрировать свой талант. Древние образы славян – солнце и небесные светила. Их обозначения в народном искусстве в виде разнообразных кругов, квадратов, крестов.
Практическое занятие.Техника вязания мотивов из центра. Вывязывание квадрата, круга из центра.Зарисовка схемы вязания квадрата и круга.
Тема 3.2. Русский народный костюм – важнейший элемент народной культуры.
Символика орнамента народного костюма. Трехъярусность как отражение представления об устройстве мира. Элементы украшения народного костюма. Имитация древних образов посредством приёмов вязания.
Практическое занятие. Вязание прихватки, кошелька (по выбору) на основе квадрата, круга, пяти-шестиугольника. Подбор пряжи, крючка, составление схемы узора.
Раздел 4. Основные технические приёмы вязания спицами.
Тема 4.1. Лицевая и изнаночная петли – основа вязания спицами.
Правила вязания спицами. Осанка. Подбор пряжи и спиц для вязания. Из истории вязания: многоцветные узоры арабов, вязаный берет – национальный головной убор шотландцев; вязаные чулки, носки, варежки крестьян Севера России (с демонстрацией работ).
Практическое занятие.Набор петельного ряда (2 способа).Вывязывание лицевой и изнаночной петли.Закрепление последнего ряда (2 способа).Вязание образцов платочной и чулочной вязки.
Тема 4.2. Вывязывание несложных узоров из сочетания лицевых и изнаночных петель.
Схемы узоров, условные обозначения. Однолицевое (гладкое) вязание, его особенности; двухизнаночное вязание или ластик (резинка), его особенности и свойства. Понятие «раппорт узора». Краевые петли. Понятие «вязание по рисунку».
Практическое занятие.Составление схемы простого узора из сочетания лицевых и изнаночных петель.Вывязывание рельефных узоров: «шахматы», «путанка», резинки, «веточки», «ромбы» и пр.
Тема 4.3. Прибавление и убавление петель. Узоры с перемещением петель.
Основные способы прибавления и убавления петель, виды; соотношение их с узором вязки. Ирландские рельефные узоры.
Цветовая гамма. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Холодные и тёплые. Сочетание цвета. Значение цвета в одежде. Цвет в народном костюме.
Практическое занятие. Составление полосы узора из основныхи дополнительных цветов. Материалы: бумага, краски, кисти.
Раздел 6. Орнаментальное вязание – традиционное вязание на Руси.
Тема 6.1. Виды орнаментов.
Праздничное мироощущение в народном искусстве, восходящее к древнеславянским истокам, его выражение через орнамент. Цветовой строй с преобладанием киновари, золотистых тонов, белого, зелёного и голубого цветов как соответствие напевному песенному ритму. Символика цвета и формы. Древние образы: солнце, конь, птица, баба, древо жизни. Наблюдение древних образов на прялках, коробах, полотенцах, росписи и резьбе по дереву – украшение и убранство избы (по материалам экспедиций). Многовековая история русской вышивки. Особенности рисунка и цветовая гамма вышивки. Орнаментальные символы. Колорит, яркость вышивки праздничного русского костюма.
Практическое занятие.Зарисовки орнамента (бумага, карандаш).Составление орнаментальной полосы (бумага, краска).
Тема 6.2. Многоцветное вязание, его особенности.
Узорные чулки, варежки Дагестана, Мордовии, Чувашии, народов Коми-Пермяцкого округа и Севера России. Традиционный орнамент Урала. Основа узорного вязания – чулочная вязка. Особенности вывязывания орнамента. Демонстрация изделий .
Практическое занятие.Составление схемы орнаментального узора для вязания (2-3 цвета).Вывязывание образцов орнаментального узора.Вязание полотна чулочной вязки и вышивка орнамента по петлям (Ирландская петля).
Раздел 7. Вязание простых изделий.
Тема 7.1. Прямоугольное вязание – шарф.
Шарф как украшение одежды. Современная трикотажная мода, место в ней различных шарфов, палантинов и пр. Определение размера шарфа. Подбор узора с учётом данной пряжи. Подбор спиц или крючка для вязания.
Практическое занятие.Подбор пряжи, инструментов, узора для вязания шарфа. Вязание шарфа.
Тема 7.2. Головной убор. Вязание шапки.
Головной убор в народном костюме – обязательная принадлежность. Разновидность головного убора. Символика головного убора. Направления современной моды.
Тема 7.3. Вязание по кругу – варежки (перчатки), носки (гетры).
Вязаные изделия – важная часть старинных обрядов и обычаев, в том числе и свадебных. Количество рукавиц, многообразие украшавших их узоров – свидетельство мастерства и трудолюбия будущей жены. Использование рукавиц в свадебном обряде. «Чулочки на невестину ножку». Особенности вязания на пяти спицах.
Постоянные и тематические выставки в музеях г. Челябинска: Творческие встречи с народными мастерами и художниками.
Ежегодные праздники , проводимые в школе, районе, городе.
Раздел 10. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки. Чаепитие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теорет.
Практ.
Всего
1
Вводное занятие. Планы на год
2
-
2
2
Декоративно-прикладное и народное искусство
2
6
8
2.1
Русский народный костюм
1
3
4
2.2
Традиционный орнамент различных регионов России
1
3
4
3
Вязание модели одежды по выкройке
2
26
28
3.1
Особенности вязания несложных изделий по выкройке
1
23
24
3.2
Приемы декоративного оформления изделий
1
3
4
4
Вязание длинным крючком
1
3
4
5
Цветоведение
1
1
2
6
Оформление вязаных изделий
1
7
8
7
Учебно-исследовательская деятельность
4
10
14
8
Экскурсии, творческие встречи
-
4
4
9
Итоговое занятие
-
2
2
Итого:
13
59
72
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Планы на год.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных за время каникул. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой второго года обучения (из фонда коллектива). Необходимое количество пряжи на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях вязанием.
Раздел 2. Декоративно-прикладное и народное искусство.
Традиционные художественные промыслы. Путешествия в народные художественные промыслы России. Конкурс «Разобрать вещи по промыслам».
Тема 2.1. Русский народный костюм.
Из истории одежды. Развитие костюма на Руси. Отличительные особенности одежды русской женщины. Особенности кроя. Рукава. Украшения верхней одежды. Головной убор, пояс, обувь, украшения – принадлежности народного костюма. Цветовой контраст. Устойчивые гармонические сочетания. Использование элементов народного костюма в современных моделях одежды. Отличительные особенности русского народного костюма различных областей России. Народный костюм региона России согласно теме года.
Практические занятия.Зарисовки элементов народного костюма.
Тема 2.2. Традиционный орнамент различных регионов России.
Сходства и отличительные особенности традиционного орнамента различных регионов России. Излюбленные узоры Архангельской губернии – ромбические, спастические, крестообразные мотивы, трилистники (ярко-красный, желтый, лиловый, зелёный, чёрный). Народы Республики Коми – раппортные ассиметричные узоры (белый, тёмно-коричневый, реже чёрный; небольшие вкрапления ярких оттенков). Особенности орнамента и цвета у народов Поволжья.
Практические занятия. Зарисовки орнаментов различных народов России.
Раздел 3. Вязание модели одежды по выкройке.
Тема 3.1. Особенности вязания изделий по выкройке.
Техника вязания. Отличия трикотажного полотна – растягивается во всех направлениях. Припуски на свободное облегание. Отличие выкройки трикотажного изделия: допускается отсутствие вытачек, упрощение в вывязывании проймы, обе стороны головки рукава выполняются одинаково. Выбор выкройки-основы изделия с вшивным рукавом в соответствии с мерками. Снятие мерок. Петельная проба.
Практические задания.Снятие мерок.Вязание образца выбранного узора. Расчет петель.Построение выкройки основы.Вязание изделия по выкройке (свитер, пуловер, жакет, джемпер).
Тунисское вязание.Особенности техники вязания длинным крючком. История вязания длинным крючком. Многоцветное и орнаментальное вязание. Изделия для украшения интерьера.
Практические задания.Вязание образца длинным крючком.Выбор орнамента, подбор пряжи и крючка. Расчет петель.Вязание декоративной подушки.
Раздел 5. Цветоведение.
Понятие «яркость», «освещённость», «насыщенность». Сочетание основных, дополнительных пар цветов. Настроение, выраженное цветом. Цвет в народном искусстве. Праздничное чувство мира, выразившееся в постоянстве образов цветения, в приверженности к огненным, золотистым тонам, белому и голубому цветам, заключено и в особом чувстве чудесного, в стремлении к небывалому с одновременной направленностью народного творчества на жизнь, на действительность.
Сборка деталей изделия. Трикотажные вертикальные и горизонтальные швы. Обвязка изделия крючком. Вязаная кайма. Обвязка платочка. Работа со схемами и условными обозначениями.
Практические задания.Выполнение трикотажных швов.Обвязка края платочка.
Раздел 7. Учебно-исследовательская деятельность.
Понятие учебно-исследовательской деятельности. Формы учебно-исследовательской деятельности. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путём совершенствования навыков исследовательской работы. Использование материалов экспедиций. Творческая работа как результат исследования.
Практические задания.Выбор темы исследования. Сбор и систематизация материала. Выполнение творческой работы. Оформление работы (теоретической и практической части). Защита работ на конференции, секция декоративно-прикладного искусства.
Раздел 8. Экскурсии, творческие встречи.
Посещение музеев и выставочных залов г. Челябинска.
Непосредственное участие в подготовке традиционных праздников школы, района, города.
Раздел 9. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки. Чаепитие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теорет.
Практ.
Всего
1
Вводное занятие. Планы на год
2
-
2
2
Декоративно-прикладное и народное искусство
2
2
4
2.1
Русский народный костюм и современность
1
1
2
2.2
Традиционный орнамент различных регионов России
1
1
2
3
Вязание модели одежды по выкройке
3
23
26
3.1
Особенности вязания более сложных изделий по выкройке
1
19
20
3.2
Трикотажные швы
1
1
2
3.3
Оформление вязаных изделий
1
3
4
4
Учебно-исследовательская деятельность
-
4
4
5
Работа над коллекцией трикотажных изделий
-
30
30
6
Экскурсии, творческие встречи
-
4
4
7
Итоговое занятие
-
2
2
Итого:
7
65
72
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Планы на год.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных за время каникул. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой третьего года обучения . Необходимое количество пряжи на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях вязанием.
Раздел 2. Декоративно-прикладное и народное искусство.
Традиционные художественные промыслы. Путешествия в народные художественные промыслы России.
Тема 2.1. Русский народный костюм.
Из истории одежды. Особенности кроя. Рукава. Цветовой контраст. Устойчивые гармонические сочетания. Использование элементов народного костюма в современных моделях одежды. Отличительные особенности русского народного костюма Урала.
Практические занятия.Зарисовки элементов народного костюма Урала.
Тема 2.2. Традиционный орнамент различных регионов России.
Сходства и отличительные особенности традиционного орнамента различных регионов России. Особенности орнамента и цвета у народов Поволжья, Урала и народов севера.
Практические занятия. Зарисовки орнаментов различных народов России.
Раздел 3. Вязание модели одежды по выкройке.
Тема 3.1. Особенности вязания изделий по выкройке.
Техника вязания. Отличия трикотажного полотна. Припуски на свободное облегание. Выбор выкройки-основы изделия с вшивным рукавом и рукавом реглан в соответствии с мерками. Снятие мерок. Петельная проба.
Практические задания.Снятие мерок.Вязание образца выбранного узора. Расчет петель.Построение выкройки основы.Вязание изделия более сложного покроя и фактуры по выкройке (свитер, пуловер, жакет, джемпер). Использование в работе сложных ажурных узоров или применение нитей различных цветов для получения оригинальных цветовых сочетаний. Применение нитей различной фактуры.
Различные приёмы декоративного оформления трикотажного изделия. Особенности вязания карманов, воротников, планок (виды и способы вязания). Различные виды оформления одежды. Отделочные шнуры. Планки, воротники, карманы, бейки, разрезы – вертикальные и горизонтальные.
Практические задания. Выполнение образцов вязания элементов отделки трикотажа.
Раздел 4. Учебно-исследовательская деятельность.
Формы учебно-исследовательской деятельности. Разработка проекта и проведение исследования. Использование материалов экспедиций в учебно-исследовательской деятельности.
Практические задания. Выбор темы исследования. Сбор и систематизация материала. Выполнение творческой работы. Оформление работы (теоретической и практической части). Защита работ на конференции.
Раздел 5. Работа над коллекцией трикотажных изделий.
Изучение теоретического материала по теме года. Использование материалов экскурсий. Прорисовка эскизов. Составление узоров. Выполнение элементов костюма. Оформление изделий. Мастер-классы, проводимые обучающимися по узорному (орнаментальному) вязанию на различных выставках, фестивалях, праздниках и т.д.
Раздел 6. Экскурсии, творческие встречи.
Тематические выставки в музеях г. Челябинска. Творческие встречи с мастерами художественных промыслов, художниками по костюмам. Экскурсия на трикотажное производство. Непосредственное участие в подготовке и проведении традиционных праздников школы, района, города
Раздел 7. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки. Чаепитие.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа предусматривает последовательное, с учётом усложнения технологического процесса формирование у обучающихся полного представления о предмете и возможностях его творческого осмысления. Занятия проходят в предметно-практической форме, развитие творческих способностей формируется в процессе творческих индивидуальных заданий.
Основной формой организации работы является занятие, содержание которого не ограничивается только информацией, которой владеют педагог и обучающиеся. Оно включает в себя ещё и опыт, который приобретают участники деятельности, опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, к ценностям), опыт взаимодействия и общения.
Занятия, большей частью, проходят в комбинированной форме: теоретические вопросы раскрываются в цикле бесед о многовековых традициях культуры и быта народа различных регионов России, лекций, показа большого иллюстративного и фото материала; подборки информации, собранной детьми и педагогами в экспедициях; просмотра работ из фонда коллектива художественного вязания; практическая часть – это знакомство с технологией вязального промысла; знакомство с основными техническими приёмами вязания; проработка узоров, выработка навыков художественного вязания, чтение схем узоров и их самостоятельное вывязывание, художественная отделка изделия.
Развитие ребёнка идёт через овладение конкретными приёмами практической деятельности, то есть зачатками мастерства, включает его в качественно новые отношения с обществом. Практические задания – это и домашние задания, но начинают выполнять их дети совместно с педагогом на занятии.
В процессе занятий очень важна доброжелательная творческая атмосфера, когда каждый может высказаться вслух, не боясь, что его засмеют или раскритикуют.
Ведь у каждого ребёнка свой темп обучения, который зависит от многих причин: имел ли ребёнок хоть какой-нибудь навык работы с крючком, спицами или взял инструмент в руки в первый раз; какова активность восприятия нового материала, скорость его усвоения; каков тип нервной системы ребёнка: обладает ли он усидчивостью, терпением; а также отношение родителей к увлечению ребёнка вязанием.
Поэтому выставки первых работ обучающихся, выполненных самостоятельно, требуют обязательного одобрения, не меньше, чем работы обучающихся третьего года, мастеров своего дела. Выполненные работы постоянно анализируются, разбираются ошибки и удачи каждого члена коллектива, а на первых порах, хвалить надо чуть больше, чем того заслуживает ребёнок.
Освоение практических навыков вязания, разделов «Технические приёмы вязания крючком и спицами», создаёт базовую основу для создания творческих работ высокого уровня.
На экскурсиях происходит непосредственное знакомство с художественными промыслами; проводится работа в музейных фондах; делаются зарисовки архитектурных и природных памятников; сбор материала по народному орнаменту, народному костюму; встречи с мастерами и художниками. На основе материалов разрабатываются и выполняются творческие работы.
Огромное значение для развития личности приобретают установление и сохранение положительных взаимоотношений с другими обучающимися в группе и в коллективе в целом. В программе это учитывается через осуществление коллективных выходов на экскурсии, музеи, театры, осуществление коллективных творческих работ (проектов). Развивается чувство ответственности, сопричастность общему делу.
Большое значение в программе уделено разделу «Декоративно-прикладное и народное искусство».
Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, – это мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром»2. И здесь возможны различные методы подачи материала: беседы, диалоги, сказки, игры; важно «заставить» говорить среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась та или иная вещь.
Формирование умения различать художественные особенности вещей разных промыслов, сравнивать, узнавать одновременно создаёт условия для эстетических переживаний красоты родной природы, которая является вечным источником творчества (игра «Опознание вещи», конкурс – «Разобрать вещи по промыслам», путешествия по местам народных промыслов при помощи слайд-шоу, фото экспедиций, собранных и составленных педагогом, DVD-фильм «Художественные промыслы России»).
В работе над выставочными изделиями можно выделить три основных этапа:
- создание эскиза будущих изделий;
- использование традиционного орнамента в украшении изделия; составлении орнаментального узора;
- выполнение изделия в материале.
Этапы равнозначны в создании итоговой творческой работы – создание коллекции трикотажных изделий (одежды, для украшения интерьера и др.).
Для реализации данной программы используются следующие принципы обучения:
▪ наглядность;
▪ единство воспитательной и обучающей целей (не только познание, но и воспитание нравственных и эстетических чувств);
▪ активность и самостоятельность;
▪ прочное усвоение знаний, умений и навыков;
▪ доступность;
▪ систематичность и последовательность;
▪ учёт индивидуальных способностей ребёнка.
Используемые на занятиях методы обучения:
иллюстративно-рецептивный (беседы, ознакомление детей с литературой по декоративно-прикладному искусству, изделиями народных художественных промыслов, небольшие лекции по отдельным темам);
репродуктивный (копирование элементов традиционного орнамента, выполнение отдельных элементов изделия по образцу (образцы вязки);
групповой (разработка творческих коллективных работ – одного изделия или коллекции изделий по заданной теме);
исследовательский (подготовка и разработка индивидуальных проектов с последующей защитой на конференции учебно-исследовательских работ).
Дидактический материал к программе
Для успешной реализации программы автором и педагогом по вязанию разработаны наглядные и дидактические пособия.
Скворцова И. Н. Узорное вязание. Метод. пособие. – М.: МГДД(Ю)Т, 2001; Муранова Н. Н. Использование элементов традиционного Сапожковского ткачества в коллекции моделей одежды из трикотажа (машинное вязание). Метод. пособие. – М., 2007.
Разработка коллекции трикотажных изделий для украшения интерьера по теме «Русский Север»;
Орнамент художественных изделий народов Севера Сибири и Урала;
Альбом образцов ручного вязания спицами;
Альбом образцов ручного вязания крючком;
Художественные промыслы Ленинградской области;
Разработка коллекции трикотажных изделий по мотивам вышивки Тамбовской области;
Использование традиционного орнамента Сапожковского ткачества в современном трикотаже. Метод. пособие;
Использование орнамента вышивки Русского Севера и Урала в трикотаже для украшения современного интерьера;
Кадровое обеспечение программы: учитель технологии, владеющий многообразием техник, приёмов ручного вязания, хорошо ориентирующийся в традиционном народном и декоративно-прикладном искусстве, знающий основы трикотажного производства, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.
Материально-техническое оснащение программы
Оборудование:
хорошо проветриваемое, светлое помещение
швейные машины;
оверлок-для обработки трикотажа;
утюг с отпаривателем;
гладильная доска;
шкафы для готовых изделий;
шкафы-витрины для мини-выставок;
столы и стулья;
шкафы для инструментов и материалов.
Материалы и инструменты:
пряжа шерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная для ручного вязания;
спицы прямые, круговые, наборы из 5 спиц (по 4-5 штук каждого номера);
крючки короткие и длинные (по 5 штук каждого номера);
иглы штопальные;
гуашь - зарисовки орнамента, разработка эскизов;
простые карандаши;
миллиметровая бумага;
ластики;
калька;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
Вяжите сами / Под ред. Е. Величкиной, Р. Колосовой. – М.: ФАБР, 1993.
Гирич В. П. 1000 узоров вязания крючком. – М.: Легпромбытиздат, 1992.
Поверина Г. Узорные рукавички. – М.: Культура и традиции, 2006.
Русский народный костюм. Государственный исторический музей. –М.: Советская Россия, 1989.
Узорное вязание (из коллекции музея). Авт.-сост. Н. Лютикова. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народных искусств «Малые Карелы». – Архангельск, 2000.
Народные художественные промыслы. Энциклопедия.
Литература для педагога
Астраханцева С. В., Рукавица В. Ю., Шушпанова А. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
Белашова М. Я., Жу5кова Т. Н. Вязание на машинах. – Минск: Полымя, 1994.
Брун В., Тильне М. История костюма от древности до нашего времени. – М.: ЭКСМО, 1995.
Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
Вассерман О. Из клубка ниток. – М.: Экономика, 1964.
Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Щпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Горожанина С. В., Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и традиции, 2003.
Исследовательская работа школьников. Науч.-метод. и информац.-публиц. журнал. – 2005. – №1-2.
Лихачев Д. С. Прошлое – будущему. – Л., 1985.
Маврина Т. А. Пути-дороги. – Л.: Художник РСФСР, 1980.
Максимов Ю. В. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983.
Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. В 3 т. – М.: Российская академия моды, 1996.
Народное искусство. Исследования и материалы. Государственный Русский музей. Сб. статей / Сост. И. Я. Богуславская. – PALACE EDITION, 1999.
Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М. А. Некрасовой. – М.: Изобразительное искусство, 1985.
Народные художественные промыслы / Под общ. ред. О. С. Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Народные художественные промыслы и современная культура: Сб.статей НИИ ХП / Под ред. Н. В. Черкасовой. – М.: Просвещение, 1980.
Полунина В. Н. Одолень-трава. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.
Проблемы народного искусства: Сб. статей / Научн. исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Акад. Художеств СССР. – М.: Изобр. искусство, 1982.
Пучкова Л. С. Кружок вязания на спицах. – М.: Просвещение, 1988.
Разина Т. М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII-XIX вв. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост. Н. Соснина, И. Шагина. – СПб.: Искусство-СПб., 1998.
Светлова Л. П. Азбука орнамента. Пособие для профессиональных образовательных учреждений. 2-е изд. – М.: ГНОМиД.
Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. И. Я. Богуславская. – Л.: Лениздат, 1981. – 246 с.
Шевчук Л. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
Шерстяные солнышки / Сост. Т. Сысоева. - Каргополь, 2005.-12с.
1 Лихачев Д. С. Прошлое – будущему. Л., 1985. С. 66.
2 Полунина В. Н. Одолень-трава. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989. – С. 8.