программа дополнительного образования кружка декоративно-прикладного творчества "Мастерица"
Программа дополнительного образования кружка декоративно-прикладного творчества "Мастерица"
Программа кружка «Мастерица» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Программа кружка «Мастерица» соединяет воедино сведения о вышивке, вязании, лоскутной технике. На занятиях в кружке ребята занимаются традиционной вышивкой, вышивкой шелковыми лентами, бисером, вязанием крючком и спицами, текстильным моделированием, лоскутным шитьем. Ребята прошедшие обучение, должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий.
Образовательная программа «Мастерица» относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, вышивке, текстильному моделированию, вязанию, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа дополнительного образования кружка декоративно-прикладного творчества "Мастерица" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Г.АЛЬМЕТЬЕВСКА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
______/С.А.Вдовина/ руководителя по УВР «СОШ № 11»
Протокол №1 от МБОУ «СОШ №11» ________/Г.Ф. Гизатуллина/
« 28 » августа 2014г. ________/Э.И.Насретдинова./ Приказ № 167/1 от
« 29 » августа 2014г. « _29_ » августа 2014г.
Программа
дополнительного образования
кружка декоративно-прикладного творчества
«Мастерица»
для учащихся 5-11 классов
Составитель: учитель технологии
Вдовина Светлана Александровна
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
« 29 » августа 2014 г.
2014-2015 учебный год
«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания»
В. А. Сухомлинский.
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Мастерица» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Программа кружка «Мастерица» соединяет воедино сведения о вышивке, вязании, лоскутной технике. На занятиях в кружке ребята занимаются традиционной вышивкой, вышивкой шелковыми лентами, бисером, вязанием крючком и спицами, текстильным моделированием, лоскутным шитьем. Ребята прошедшие обучение, должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий.
Образовательная программа «Мастерица» относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, вышивке, текстильному моделированию, вязанию, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Мастерица».
При этом следует учитывать, что программа направлена на:
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
-освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья;
-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Мастерица», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.
При реализации программы используются различные методы:
-словесные - лекции, беседы, викторины;
-наглядные - просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий;
-практические - изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.
Программа рассчитана на детей в возрасте от10 до 14 лет. Курс обучения планируется на один учебный год и включает в себя теоретическую и практическую части а также творческую работу. Предлагаемая программа составлена на основе программы Художественная обработка материалов О.А.Кожина, Технология (трудовое обучение) Просвещение 2006 г. Ю. Л. Хотунцев, В.Д.Симоненко.
Цель программы – развить творческую активность, и художественные способности кружковцев.
Задачи программы:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности.
овладения общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда.
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей.
воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Работа кружка способствует:
- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;
- Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;
- Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
- Умению обобщать свои жизненный представления с учетом возможных художественных средств;
- Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Организационно-педагогические основы обучения.
Учебно-воспитательный процесс в объединении характеризуется следующими особенностями:
- воспитанники приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
- обучение организуется на добровольных началах;
- детям, представляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;
- допускается переход учащихся из одной группы в другую (по возрастному составу, по уровню развития умений и навыков);
- педагогом создаются наиболее комфортные условия для детей на занятиях.
- Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения.
- Возраст воспитанников в группах – 10-14 лет.
- Количество детей в группах – не менее 15 человек.
- Уровень подготовки детей при приеме в группу:
а) неподготовленные дети;
б) более подготовленные дети.
- Основанием для приема детей является письменное заявление родителей.
- Основанием для перевода воспитанников на следующий этап обучения является полное усвоение пройденных тем, проверяемое в результате тестирования.
- Режим работы: 2 занятия в неделю по 2 академических часа. Работа с детьми проводится в коллективной форме, но и может быть звеньевой, в зависимости от сложности.
Формы занятий:
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, и встреч с приглашенными мастерами и специалистами, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Предполагаемые результаты выполнения программы.
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
1.Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: вязание крючком, вышивка, лоскутная техника.
2.Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определенных изделий.
3. Строить чертежи простых поясных и плечевых изделий.
4. Выполнять раскрой ткани.
5. Определять и исправлять дефекты изделий.
6. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.
7.Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов.
8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.
Способы проверки:
За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной программы кружка необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия.
В содержание обучения входит ознакомление учащихся с историей возникновения видов художественной обработки материалов, организацией рабочего места, с правилами безопасной работы, с материалами, инструментами и оборудованием применяемых при выполнении изделий.
I год обучения (70 часов)
Тема 1.Вводное занятие (1 час).
Введение. Выбор старосты. Знакомство с планом работы. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2.«Ручная вышивка» (15 часов).
История вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Увеличение и уменьшение рисунка. Технология выполнения простейших ручных швов. Народная вышивка счетными швами. Схемы для вышивки. Приемы выполнения счетных швов, швов крест.Художественная вышивка. Техника владимирского шитья. Белая гладь. Атласная и штриховая гладь. Швы «узелки» и «рококо». Двусторонняя гладь. Художественная гладь. Вышивание натюрморта. Вышивание пейзажа.
Тема 3.«Вышивка шелковыми лентами» (9 часов).
История вышивки шелковыми лентами. Материалы инструменты для вышивки шелковыми лентами. Организация рабочего места. Выполнение швов: тамбурный, «петля», «узелки, «вытянутые стежки», «вперед иголку» и т.д. Выполнение узоров «роза», «бантик». Изготовление сувениров. Украшение швейных изделий и предметов домашнего обихода.
Тема 4.«Лоскутная техника» (9 часов).
Лоскут - традиционный декоративный материал народов России и Кубани. Приемы работы с лоскутками. Инструменты и принадлежности. Блок из полос. Блок «домик». Ромбы из полос. Сборка изделий из треугольных и шестиугольных модулей. Панно, игрушки, предметы быта.
Тема 5.«Вязание спицами» (11 часов).
Материалы и инструменты для вязания спицами. Набор петель. Основные петли. Кромочные петли. Закрепление петель. Узоры из лицевых и изнаночных петель. Узоры вязки с накидом. Прибавки. Жгуты. Ажурная вязка. Вязание носков, рукавичек, перчаток, головных уборов.
Тема 6.«Вязание крючком» (12 часов). Организация рабочего места, Основные приемы вязания крючком. Упражнения в вязании столбиков и воздушных петель. Вязание узорного плотна. Вязание круга, квадрата, пятиугольника. Орнамент в вязаных изделиях. Вязание салфеток, кружев, шарфика, шапочки.
Тема 7. «Вышивка бисером» (9 часов).
Работа с бисером. Виды работ из бисера. Художественные приёмы в вышивке бисером. Техника плетения бисером. Вышивка бисером, ткачество. Изготовление декоративных изделий.
Тема 8.Выставка работ учащихся (2 часа).
Ожидаемые результаты.
Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
Приобретение новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
Подготовка к участию в выставках и конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.
Духовно-нравственное воспитание.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Наименование разделов и тем
Планируемые результаты
Дата проведения
план
факт
Вводное занятие.
1
1
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
Знать правила ТБ
Уметь использовать их на практике
1неделя сентября
Ручная вышивка
17
2
3
4
Тема. История вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Увеличение и уменьшение рисунка.
Знать виды декоративно- прикладного искусства. Материалы и инструменты. Цвет и его свойства.
1-2 неделя сентября
5
Т.Б. Практическая работа: «Технология выполнения простейших ручных швов».
Знать правила посадки и постановки рук во время вышивания. Правила ТБ работы с тканями. Способы закрепления рабочей нити. Техника выполнения швов «вперед иголку», «назад иголку».
2 неделя сентября
6
Тема. Народная вышивка счетными швами. Схемы для вышивки.
Знать элементы построения узора вышивки (композиция, ритм, орнамент, раппорт) Уметь увеличивать и уменьшать рисунок. Переводить рисунок на ткань
2 неделя сентября
7
Т.Б. Практическая работа: «Приемы выполнения счетных швов, швов крест».
Знать Правила заправки ткани в пяльцы.
Уметь выполнять работу в технике счетных швов, швов крест стебельчатых и тамбурных швов
3 неделя сентября
8
Тема. Художественная вышивка.
Овладеть основными приемами художественной вышивки
3 неделя сентября
9
Т.Б. Практическая работа: «Техника выполнения владимирского шитья и белой глади».
Уметь выполнять работу в технике владимирского шитья и белой глади
4 неделя сентября
10
Тема. Атласная и штриховая гладь. Швы «узелки» и «рококо».
Уметь выполнять работу в технике атласная и штриховая гладь.
4 неделя сентября
11
Т.Б. Практическая работа: «Техника выполнения атласной и штриховая глади».
Уметь выполнять работу в технике атласная и штриховая гладь.
1 неделя октября
12
Т.Б. Практическая работа: «Техника выполнения швов «узелки» и «рококо».
Уметь выполнять работу в технике «узелки» и «рококо».
1 неделя октября
13
Тема. Двусторонняя гладь. Художественная гладь.
Т.Б. Практическая работа: «Техника выполнения двусторонней глади, художественной глади».
Уметь выполнять работу в технике двусторонней глади, художественной глади
2 неделя октября
14
Т.Б. Практическая работа: «Техника выполнения двусторонней глади, художественной глади».
Уметь выполнять работу в технике двусторонней глади, художественной глади
2 неделя октября
15
Тема. Вышивание натюрморта.
Овладеть основными приемами вышивания
3 неделя октября
16
Т.Б. Практическая работа: «Выполнение творческой работы».
Уметь работать в технике ручная вышивка
Оформлять законченное изделие
3 неделя октября
17
Тема. Вышивание пейзажа.
Овладеть основными приемами вышивания
4 неделя октября
18
Т.Б. Практическая работа: «Выполнение творческой работы».
Уметь работать в технике ручная вышивка
Оформлять законченное изделие
4 неделя октября
Вышивка шелковыми лентами
9
19
Тема. История вышивки шелковыми лентами.
Иметь представление о видах вышивки шелковыми лентами.
2 неделя ноября
20
Материалы инструменты для вышивки шелковыми лентами. Организация рабочего места.
Уметь подбирать инструменты и материалы для вышивания