ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ПЕТЕЛЬКА"
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ПЕТЕЛЬКА"
Ручное вязание - одно из древнейших видов декоративно - прикладного искусства. Этот вид декоративно - прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, иторы, одежды и элементы его украшения.
Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканых моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы - нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Познакомить с историей и развитием художественного вязания;
- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
- научить четко выполнять оссборку и оформление готового изделия.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
- Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- воспитывать трудолбюие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать образное мышление;
- развивать внимание;
- развивать моторные навыки;
- развивать творческие способности;
развивать фантазию.
Программа ратссчитана на 1 год обучения. В группу входя дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеют вязать крючком
В прцессе реализации программы используются разнообразные методы и приемы обучения: объяснительно - иллюстрированный рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение,практический, обучающий контроль, познавательная игра.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом организации данной учебной программы являются сувениры, декоративные вещи, которые используются в повседневной жизни и быту.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Проведение выставок рабрт учащихся: в школе, в группе; творческий отчет, участие в выставках им конкурсах детского творчества
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ПЕТЕЛЬКА"»
МАС(К)ОУ «Кувинская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа интернат VIII вида»
ПРОГРАММА
дополнительного образования кружка «Крючок»
Возраст детей 10 – 16 лет
Срок реализации – 1 год
Руководитель:
Плотникова Лариса Юрьевна
2014 – 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.
Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.
Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
познакомить с историей и развитием художественного вязания;
обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Воспитательные:
привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
привить основы культуры труда.
Развивающие:
развить образное мышление;
развить внимание;
развить моторные навыки;
развить творческие способности;
развить фантазию;
выработать эстетический и художественный вкус.
Программа «Крючок» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Средний возраст учащихся - 10-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеющие вязать крючком. Программа разработана для учащихся 7-16 лет, количество детей в группе 5 человек. Режим работы – 1 раза в неделю по 1,5 часа.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно - иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.
Ожидаемые результаты.
Результатом организации данной учебной программы являются сувениры, декоративные вещи, которые используются в повседневной жизни и быту.
Формы подведения итогов: проведение выставок работ учащихся: в школе, в группе; творческий отчет, участие в выставках им конкурсах детского творчества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тема
Общее
кол-во
часов
1.
Вводное занятие.
1,5
2.
Основы вязания крючком. Приемы вязания.
4,5
3.
Вязание цепочки.
3
4.
Вязание прихваток.
8
5.
Вязание салфеток.
10
6.
Вязание шали.
13,5
7.
Вязание детского платья.
9
8.
Итоговое занятие.
Выставка работ учащихся.
1,5
ИТОГО:
51
Содержание программы
К концу года учащиеся должны знать: Начальные сведения о крючках, о свойствах ниток, о цветовом сочетании. Различать понятия: «накид», «цепочка из воздушных петель», «столбик с накидом», «столбик без накида», «столбик с 2,3 накидами». Уметь: Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы, соблюдать правила безопасности труда. Приобрести навыки работы с крючком. Пользоваться схематическим описанием рисунка. Изготавливать сувенирные изделия. Выполнять переход от одного ряда к последующему.
№
Наименование темы
Кол-во часов
1.
Вводное занятие.
1,5
1.Знакомство с программой, вводный инструктаж по технике безопасности. Цель: заинтересовать детей к работе.
2.
Основы вязания крючком, приемы вязания.
4,5
2. Основы вязания крючком, приемы вязания. Инструменты и материалы для вязания. Воздушная петля, столбик с накидом: отработка навыков вязания. Вязание простых образцов по готовым схемам.
3.
Вязание цепочки.
3
Вязание цепочки.Цель: Отработка навыков вязания воздушных петель, развивать воображение, воспитывать терпение к работе.
4.
Вязание прихваток.
8
Вязание прихваток. Цель: Отработка навыков вязания воздушных петель, развивать воображение, воспитывать терпение к работе.
5.
Вязание салфеток.
10
Вязание салфеток. Отработка навыков вязания воздушных петель, развивать воображение, воспитывать терпение к работе.
6.
Вязание шали.
13,5
Вязание шали. Отработка навыков вязания столбика без накида и солбика с накидом, развивать воображение, воспитывать терпение к работе.
7.
Вязание детского платья.
9
Вязание детского платья. Отработка навыков вязания столбика без накида и солбика с накидом, развивать воображение, воспитывать терпение к работе.
8.
Подведение итогов
1,5
Итоговое занятие.
Выставка работ учащихся.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.
Наличие инструментов:
вязальные крючки различной толщины;
ножницы;
швейные иглы;
булавки;
кисточки;
сантиметровая лента;
электрический утюг;
гладильная доска.
Наличие материалов:
пряжа и нитки разной толщины и цветов;
фурнитура;
калька;
миллиметровая бумага;
акварельные краски;
Специальная литература.
Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
таблица «Основные приёмы вязания»;
схемы изделий;
коллекции ниток;
образцы вязания;
изделия;
инструкционные карты;
дидактические карточки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 1997. №7.
3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.
4. Журнал «Школа и производство».
5. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
6. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.
15. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.
16. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.
17. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.
18. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
19. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.
20. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979
Самоанализ по кружку: «Крючок».
Программа была рассчитана на 1 год обучения. В группы приходили дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеющие вязать крючком. Программа разработана для учащихся 7-16 лет, количество детей в группе 5 человек. (Копытова Любовь, Лаврентьева Анастасия, Макеева Ксюша, Щукин Сергей, Русанов Данил). Режим работы – 1 раза в неделю по 1,5 часа.
Цели данной программы:
Образовательные:
познакомить с историей и развитием художественного вязания;
обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Воспитательные:
привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
привить основы культуры труда.
Развивающие:
развить образное мышление;
развить внимание;
развить моторные навыки;
развить творческие способности;
развить фантазию;
выработать эстетический и художественный вкус
Использовала разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.