Применение на уроках технологии активных методов обучения, включая грамотно организованный "Мозговой штурм", позволяет стимулировать познавательный интерес обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мозговой штурм" и личностное развитие»
«Мозговой штурм» и личностное развитие
Спориш Оксана Петровна,
учитель технологии
МБОУ «СОШ № 24 города Белово» Кемеровской области
Идея воспитания креативного, свободно мыслящего, легко оппонирующего, нестандартного человека всегда привлекала педагогическое сообщество своей актуальностью во все времена и эпохи. Как с ранних лет заложить в ребенке то зерно не шаблонности, которое позволит ему стать личностью. Какие методы и приемы применить.
Предпосылки инновационных веяний
Педагоги-новаторы постоянно внедряют в практику работы новые методы, активизируя познавательный процесс детей, что способствует их развитию. Нужно сказать, что при рациональном их применении эффект несомненный. Тогда будут вспоминаться, например, уроки технологии с яркими, эмоциональными «мозговыми штурмами» («мозговыми атаками», «портфолио идей»…), на которых обучающиеся имели возможность сделать шаг в сторону от учебника.
Сущность «мозгового штурма»
Использовать метод «мозгового штурма» целесообразно в том случае, когда имеется многовариантность в решении поставленной задачи. Если же задача имеет один-единственный вариант ответа, то это уже из области применения других методов и методик деятельности.
Если педагог использует «мозговой штурм» достаточно регулярно, то есть смысл иметь две подгруппы детей с устойчивым составом, которые будут менять свои ролевые функции.
Педагог ставит перед группой «идейных генераторов» задачу предложить различные варианты решения проблемы. Важно на данном этапе иметь постоянно регламентированное время, что дисциплинирует группу. Все идеи принимаются без обсуждения и без оценок. Записываются по мере поступления.
Затем весь материал передается группе «аналитиков». Здесь проводится анализ вариантов по степени их креативности и возможности выполнения. Даже самые фантастические варианты могут заинтересовать «аналитиков», поэтому при выборе основным критерием становится возможность практического выполнения.
В данной модели «мозгового штурма» дети имеют возможность меняться ролями, то выдавая идеи, то анализируя их, что способствует расширению спектра их навыков, развитию опыта межличностного взаимодействия. Есть более статичная модель проведения такой деятельности. В этом случае в течение учебного года роли закрепляются на постоянной основе за каждой группой детей. Такая модель имеет свои плюсы, так как дети накапливают опыт и становятся более компетентными в определенной области.
«Мозговой штурм» и «морфологический ящик»
Нередко возникает ситуация, когда сложно начать деятельность именно на этапе генерации идей. Тогда на помощь придет метод «морфологического ящика», который позволяет достаточно быстро набрать большое количество вариантов. Покажем это на следующем примере.
На внеурочном занятии возникла необходимость придумать заголовок к газетной заметке о результатах творческого конкурса детей. Идей мало, они неинтересные.
Тогда при помощи компьютера (можно и просто на листке бумаги) в столбик выписываются имена существительные, имеющие отношение к тематике статьи. Например: Творчество, искусство, вдохновение, восторг, музыка, креатив и т.д. Чем больше слов, тем больше вариантов. Затем начинаем первое слово соединять с последующими, записывая варианты. Точно также второе, третье и т.д. слова синтезируются с последующими, и так до конца.
Творчество и искусство. Творчество и вдохновение. Творчество и восторг. Творчество и музыка. Творчество и креатив. Искусство и вдохновение. Искусство и восторг. Искусство и музыка. Искусство и креатив. Вдохновение и восторг. Вдохновение и музыка. Вдохновение и креатив. Восторг и музыка. Восторг и креатив. Музыка и креатив.
Остается передать полученные варианты группе «аналитиков», которые рассмотрят их и выберут наиболее интересный вариант. Например: творчество и вдохновение. Таким образом, умелый синтез двух активных методов приносит только положительный результат.
В чем преимущества «мозгового штурма»
Недостатков у метода «мозгового штурма» практически нет. Поскольку дети объединены в достаточно большие группы с четко обозначенными ролевым функционалом, то есть возможность «исполнять свои роли без ущерба для психологического комфорта, так как в группе всегда найдутся дети, ориентирующиеся в заданном тематическом пространстве.
Отсутствие критики любого предлагаемого варианта решения позволяет активнее включаться в процесс, позволять своему мышлению пофантазировать, чувствовать себя свободным в высказываниях. Последнее важно для детей, неуверенно чувствующих себя на публике, так как в процессе группового взаимодействия у них происходит развитие креативного мышления.
Это несомненное достоинство метода, позволяющее развивать в себе такие социализирующие качества личности, как уверенность и свободу мыслительного процесса.
Также интересным представляется такой результат работы группы, особенно на уроках технологии при разработке проектов, когда изделие получается действительно неожиданным и творческим с применением нестандартных приемов оформления и материалов.