Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Вызов
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приёмы
Результаты (УУД)
Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.
Организует деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний.
Организует учебную ситуацию, приводящую к осознанию неполноты или несовершенства знания
Участвуют в учебной ситуации, осознаю мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её.
Приём «Удивляй»
Приём «Фантастическая добавка»
Решение кроссворда, ребуса
Тестирование,
Создание кластера
Исторический пример
Конфликт знаний
Парадоксы
Логическое противоречие
«Отсроченная отгадка»
«Привлекательная цель»
«Мозговой штурм»
Таблица тонких и толстых вопросов
Денотатный граф
Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
- смысловое чтение
- постановка и формулирование проблемы
- анализ объектов
- синтез
- выбор оснований и критериев для сравнения
- подведение под понятие
- формулирование проблемы
- установление причинно-следственных связей
- построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные:
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Осмысление
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приёмы
Результаты (УУД)
Организует деятельность учащихся;
Отслеживает степень активности работы;
Консультирует;
Служит источником информации;
Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном;
Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.
Осуществляет контакт с новой информацией;
Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом;
Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы;
Выявляет неясности и ставит новые вопросы;
Отслеживают процесс знакомства с новой информацией;
Проводят классификацию, градацию;
Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного
Денотатный граф
Чтение текста с маркировкой
Зигзаг
Мозаика
Стратегия «Фишбоун»
Выделение ключевых слов подчеркиванием;
Поиск ответов на поставленные вопросы;
Чтение текста с остановками;
Таблица «ПМИ»
Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные:
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- смысловое чтение
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
- анализ объектов с целью выделения признаков
- синтез — составление целого из частей
- выбор оснований и критериев для сравнения
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
- постановка вопросов
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Рефлексия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приёмы
Результаты (УУД)
Организует рефлексивную деятельность учащихся;
Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями;
Организует обсуждение, задает вопросы.
Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля (ближайший вектор развития).
Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.
Обмениваются мнениями;
Заполняют рефлексивные таблицы, карточки;
Отвечают на вопросы;
Систематизируют новую информацию;
Отбирают наиболее важную информацию;
Высказывают оценочные суждения;
Выражаю новые идеи собственными словами;
Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи;
Ставят новые цели.
Синквейн;
Возвращение к ключевым словам;
Создание кластера;
Ответы на вопросы;
Эссе;
Дискуссия;
Бортовой журнал;
Таблица «З-Х-У»4
Картина эмоций (настроения)
Личностные:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется
- нравственно_этическая ориентация
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
- анализ объектов с целью выделения признаков
- синтез — составление целого из частей
- выбор оснований и критериев для сравнения
- подведение под понятие, выведение следствий
- установление причинно-следственных связей
- доказательство
- выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные:
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка