kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологий продуктивного обучения для развития надпредметной компетентности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери

         Вся жизнь человека протекает в постоянном общении, поэтому, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, детей обучают правилам взаимодействия с людьми, то есть формируют в них коммуникативную компетентность.  

         Что же подразумевает под собой понятие “коммуникативная компетентность”? Во - первых, это способность вступать в общение с целью быть понятым. Во - вторых, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. В-третьих, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.  

         Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые, т.е. надпредметные (межпредметные) компетентности, которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; общеотраслевые – их ученик приобретает во время освоения содержания той или другой образовательной области; предметные – их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.

         Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, следовательно, её формированию следует уделять пристальное внимание (особенно в свете новых требований).

Каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

         Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

         Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

         В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

         Эффективность развития коммуникативной компетентности в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения.   К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят как традиционные методы, так и методы активного (продуктивного)  обучения.
  

  Активное обучение – это переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных интересов, условий для творчества в обучении.

   Существует 3 уровня активности:

  • Активность воспроизведения – стремление обучающихся запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения полученных знаний;
  • Активность интерпретации – стремление обучаемого постичь изучаемое, установить связи, овладеть способами применения знаний в новых условиях.
  • Творческая активность – устремленность обучаемого к осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсификации познавательных интересов.

  К  методам и формам активного (продуктивного) обучения относят:

тренинги, консультации, семинары, практикумы, диспуты, дискуссии, круглые столы, конференции, мастер-классы; ролевые и деловые игры; моделирование и выполнение проектов; кейс - технологии, технологии «Мастерских» и т.д

Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решений. Методы активного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют ученикам отработать навыки межличностного общения в типичных ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных   проблем.

    Дискуссия

Составной частью коммуникативной компетенции являются умения и навыки учащихся вести дискуссию, аргументировать, доказывать.

Как показывает опыт, уроки литературы, истории, иностранного языка -своеобразные уроки общения, факультативы и элективные курсы, внеклассные мероприятия – одни из лучших организационных форм для применения технологии дискуссии с целью формирования коммуникативной компетенции.

 Участникам дискуссии следует помнить  правила ведения  дискуссии:

1) Используйте “язык - Я”, то есть начинайте фразу со слов: “С моей точки зрения…” или “То, как я это вижу…”. Такой формой вы показываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции.

2) Уважайте мнение собеседника, спорьте аргументировано.

3) Придерживайтесь дружелюбного тона.

4) Помните: цель дискуссии – найти истину, решение, выход из проблемной ситуации. Уроки – дискуссии, или этап урока, имеющий дискуссионный характер, формируют умения формулировать личностную позицию, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои коммуникативные намерения (явно или про себя), умения прислушиваться к мнению своих одноклассников, находить компромисс, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.

Как правило, дискуссии чаще всего проводятся на заключительных этапах изучения произведения, на уроках или отдельных его этапах.

Формы дискуссий могут быть самые разнообразные:

 «Круглый стол»

Круглый стол – обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся. В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса). Можно организовать несколько круглых столов по 5-6 человек, представители которых затем будут выступать перед всей аудиторией. Темы круглого стола могут быть самые разнообразные: «Психология и выбор профессии», «Курение – безобидная привычка или опасная зависимость?», «Поделись своей семейной традицией» и т.д.

  • Это одна из форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая актуализировать полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения диалога.
  • Характерная черта представленной формы – сочетание тематического единства с групповой консультацией.
  • Принцип «круглого стола»: процесс коммуникации, общения происходит «глаза в глаза».
  • Основную часть круглого стола по любой тематике составляет дискуссия.

 «Мозговой штурм» («мозговая атака», «брейнсторминг»)

 Мозговой штурм (от англ. brainstorming – мозговая атака) – метод обучения, стимулирующий интеллектуально-творческие и познавательные способности обучаемых.

Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.

Это широко применяемая форма продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем, организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.

 Представленная форма позволяет учащимся:

  • творчески усваивать учебный материал;
  • связывать теоретические знания с практикой;
  • активизировать свою учебно-познавательную деятельность;
  • формировать способности концентрировать внимание и мыслительную деятельность при решении актуальной задачи;
  • формировать опыт коллективной мыслительной деятельности.

  Ролевая игра 

    Данная форма наиболее эффективна при решении определенных управленческих задач. Она характеризуется:

  •  наличием проблемы и задач определенно го характера,
  • взаимодействием участников игры посредством дискуссии,
  • введением организатором игры определенных корректирующих условий (знакомство с новыми условиями игры, новыми путями решения проблемы);

        Таким образом, коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений, так они наделяют человека “самой главной роскошью – роскошью человеческого общения”, влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологий продуктивного обучения для развития надпредметной компетентности учащихся»

Использование технологий продуктивного обучения для развития коммуникативной надпредметной компетентности учащихся. Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери

Вся жизнь человека протекает в постоянном общении, поэтому, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, детей обучают правилам взаимодействия с людьми, то есть формируют в них коммуникативную компетентность.

Что же подразумевает под собой понятие “коммуникативная компетентность”? Во - первых, это способность вступать в общение с целью быть понятым. Во - вторых, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. В-третьих, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.

Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые, т.е. надпредметные (межпредметные) компетентности, которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; общеотраслевые – их ученик приобретает во время освоения содержания той или другой образовательной области; предметные – их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, следовательно, её формированию следует уделять пристальное внимание (особенно в свете новых требований).


Каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Эффективность развития коммуникативной компетентности в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения.   К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят как традиционные методы, так и методы активного (продуктивного) обучения.
  Традиционные методы обучения полезны при передаче информации о психологии людей, о методах и приемах, используемых в общении.   К таким методам относят лекции, семинары, просмотр учебных фильмов, самостоятельную работу с учебными текстами, письменные задания. Эти методы позволяют снизить затраты на обучение, дают возможность демонстрировать образец монологической и диалогической речи, позволяют развивать устную и письменную речь, языковую культуру слушателей. Однако для развития коммуникативной компетенции традиционные методы менее эффективны.   Большие возможности в развития коммуникативной компетенции заложены в методах активного обучения.

Активное обучение – это переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных интересов, условий для творчества в обучении.

Существует 3 уровня активности:

  • Активность воспроизведения – стремление обучающихся запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения полученных знаний;

  • Активность интерпретации – стремление обучаемого постичь изучаемое, установить связи, овладеть способами применения знаний в новых условиях.

  • Творческая активность – устремленность обучаемого к осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсификации познавательных интересов.

К методам и формам активного (продуктивного) обучения относят:

тренинги, консультации, семинары, практикумы, диспуты, дискуссии, круглые столы, конференции, мастер-классы; ролевые и деловые игры; моделирование и выполнение проектов; кейс - технологии, технологии «Мастерских» и т.д


Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решений. Методы активного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют ученикам отработать навыки межличностного общения в типичных ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных проблем.





Дискуссия

Составной частью коммуникативной компетенции являются умения и навыки учащихся вести дискуссию, аргументировать, доказывать.

Как показывает опыт, уроки литературы, истории, иностранного языка -своеобразные уроки общения, факультативы и элективные курсы, внеклассные мероприятия – одни из лучших организационных форм для применения технологии дискуссии с целью формирования коммуникативной компетенции.

Участникам дискуссии следует помнить правила ведения дискуссии:

1) Используйте “язык - Я”, то есть начинайте фразу со слов: “С моей точки зрения…” или “То, как я это вижу…”. Такой формой вы показываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции.

2) Уважайте мнение собеседника, спорьте аргументировано.

3) Придерживайтесь дружелюбного тона.

4) Помните: цель дискуссии – найти истину, решение, выход из проблемной ситуации. Уроки – дискуссии, или этап урока, имеющий дискуссионный характер, формируют умения формулировать личностную позицию, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои коммуникативные намерения (явно или про себя), умения прислушиваться к мнению своих одноклассников, находить компромисс, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.

Как правило, дискуссии чаще всего проводятся на заключительных этапах изучения произведения, на уроках или отдельных его этапах.

Формы дискуссий могут быть самые разнообразные:

«Круглый стол»

Круглый стол – обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся. В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса). Можно организовать несколько круглых столов по 5-6 человек, представители которых затем будут выступать перед всей аудиторией. Темы круглого стола могут быть самые разнообразные: «Психология и выбор профессии», «Курение – безобидная привычка или опасная зависимость?», «Поделись своей семейной традицией» и т.д.

  • Это одна из форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая актуализировать полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения диалога.

  • Характерная черта представленной формы – сочетание тематического единства с групповой консультацией.

  • Принцип «круглого стола»: процесс коммуникации, общения происходит «глаза в глаза».

  • Основную часть круглого стола по любой тематике составляет дискуссия.

«Мозговой штурм» («мозговая атака», «брейнсторминг»)

 Мозговой штурм (от англ. brainstorming – мозговая атака) – метод обучения, стимулирующий интеллектуально-творческие и познавательные способности обучаемых.

Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.


Это широко применяемая форма продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем, организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.

Представленная форма позволяет учащимся:

  • творчески усваивать учебный материал;

  • связывать теоретические знания с практикой;

  • активизировать свою учебно-познавательную деятельность;

  • формировать способности концентрировать внимание и мыслительную деятельность при решении актуальной задачи;

  • формировать опыт коллективной мыслительной деятельности.


Ролевая игра 


Данная форма наиболее эффективна при решении определенных управленческих задач. Она характеризуется:

  • наличием проблемы и задач определенно го характера,

  • взаимодействием участников игры посредством дискуссии,

  • введением организатором игры определенных корректирующих условий (знакомство с новыми условиями игры, новыми путями решения проблемы);


Кейс-технология

  • (от англ. «case» - случай, ситуация) – группа образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанных на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

  • Цель: совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение поставленной проблемы.

  • Кейс-метод является очень гибким, вариативным и способствующим развитию креативности, и навыков менеджмента, что сегодня крайне важно для учителя





Дебаты

Дебаты – форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в котором осуществляется обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты - технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии.

Чему может научить использование технологии дебатов?

  • Выявлять положительные и отрицательные стороны научных открытий и технологических достижений

  • Грамотно и кратко излагать свои мысли

  • Воспитывать гражданскую активность

  • Развивать умения учащихся отстаивать свою точку зрения

Дебаты - универсальная технология. Их можно проводить как на обобщающих уроках, классных часах, родительских собраниях, педсоветах.

Общие принципы дискуссии:


  • Равноправные субъект - субъектные отношения;

  • Позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн);

  • Позиция «Поймите меня правильно»;

  • Истина превыше всего;

  • Краткость — сестра таланта;

  • Уважение и дружелюбие при высказываниях.



В качестве примера можно привести следующие темы дебатов:

Дебаты "Школьная форма должна быть обязательной". Вопросы для подготовки:

  1. Какая одежда удобнее для школьных занятий?

  2. Какой вы видите одежду для школы? Может ли такой быть школьная форма?

  3. Какие проблемы позволяет решить школьная форма?

  4. Сформулируйте свое отношение к поставленной проблеме.

Дебаты «Компьютерные игры в качестве досуга: "за" и против"». Вопросы для подготовки:

  1. Часто ли вы играете в компьютерные игры? Сколько времени в неделю вы проводите за игрой?

  2. Какие компьютерные игры вам нравятся? Почему?

  3. Как компьютерные игры влияют на вашу жизнь?

  4. Сформулируйте свое отношение к поставленной проблеме.


«Пресс-конференция».  В ходе пресс – конференции ребята учатся задавать различные вопросы на одну тему, поддерживать беседу, слышать собеседника, что способствует развитию коммуникативной компетентности.  Урок пресс – конференция «Людвиг ванн Бетховен»: встреча через века или пресс – конференция с импрессионистами - такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Проводя уроки-дискуссии, учитель вооружает учащихся необходимыми способами коммуникации, создает условия для формирования нравственной культуры личности ребенка, воспитывает гуманность, сознательную дисциплину и культуру поведения. В результате участия в дискуссиях происходит социализация личности ребенка, т.е. его интеграция в социальную среду и приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.

В свою очередь успешное формирование коммуникативных способностей учащихся, включающих умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться взаимопонимания, достигать поставленных целей, влечет за собой формирование и других ключевых компетентностей, способствует развитию самостоятельности мышления и становлению многих практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. В конечном счете, формирование коммуникативной компетентности ведет к общему повышению качества образования.


Яркий, необычный и разнообразный материал урока помогают реализовать игровые технологии, которые используются либо в виде отдельных маленьких моментов, включенных в общую тему занятия, либо в виде целостных занятий или внеклассных мероприятиях. Данные технологии позволяют активизировать детей, поддерживать их интерес, развивают речь. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. «В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества. Ф. Шиллер.



Новые образовательные стандарты предусматривают значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства самосовершенсвования и саморазвития обучающихся. Современные компьютерные средства делают урок более интересным, динамичным, разносторонним. Уроки с применением информационных технологий повышают мотивацию детей, обеспечивают формирование ИКТ- компетентности. Примером использования ИКТ – технологий является виртуальное обсуждение. Это новый вид обсуждения с использованием возможностей компьютерных технологий и сети Интернет. Такие обсуждения лучше всего проводить не в классе, а делать их домашней работой. Учащиеся, объединенные в небольшую группу (не более 7-8 человек) могут обсуждать статью, рисунок, фотографию, ситуацию, политическую новость, символы и т.п., связанные с определенной темой. Обсуждение может быть свободным – высказывание собственной точки зрения, собственного понимания, написание комментариев. Вместе с тем, для обучающего эффекта лучше, чтобы учитель дал определенные вопросы и задания. Отвечая на эти вопросы и выполняя задания, учащиеся могут приводить свои примеры, выдвигать аргументы и контраргументы. Следует организовать сеть, чтобы учащиеся могли присылать письма каждому члену группы со своими ответами.


Мастерская как педагогическая технология

Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Особенности технологии:

  • В основе – творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

  • Максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира: движение от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности.

  • Реализация идеи диалога: 1) обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками; 2) обмен между опытом каждого участника и явлением культуры; 3) внутренний диалог каждого с самим собой.

  • Важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта, важнейшие качества этого процесса – сотрудничество и сотворчество.


Таким образом, коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений, так они наделяют человека “самой главной роскошью – роскошью человеческого общения”, влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Матвеева Фаина Васильевна

Дата: 02.10.2019

Номер свидетельства: 521613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Рабочая программа элективного курса "Проектно-исследовательская деятельность по физике с использованием межпредметных связей" "
    ["seo_title"] => string(143) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-po-fizikie-s-ispol-zovaniiem-miezhpriedmietnykh-sviaziei"
    ["file_id"] => string(6) "219870"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434396115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Инновационно-педагогический проект "Компетентностный подход к преподаванию физики" "
    ["seo_title"] => string(92) "innovatsionno-piedaghoghichieskii-proiekt-kompietientnostnyi-podkhod-k-priepodavaniiu-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "142437"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418297072"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Работа на планшетах в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(43) "rabota-na-planshietakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "141016"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418049720"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства