Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Вся жизнь человека протекает в постоянном общении, поэтому, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, детей обучают правилам взаимодействия с людьми, то есть формируют в них коммуникативную компетентность.
Что же подразумевает под собой понятие “коммуникативная компетентность”? Во - первых, это способность вступать в общение с целью быть понятым. Во - вторых, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. В-третьих, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые, т.е. надпредметные (межпредметные) компетентности, которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; общеотраслевые – их ученик приобретает во время освоения содержания той или другой образовательной области; предметные – их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, следовательно, её формированию следует уделять пристальное внимание (особенно в свете новых требований).
Каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Эффективность развития коммуникативной компетентности в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения. К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят как традиционные методы, так и методы активного (продуктивного) обучения.
Активное обучение – это переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных интересов, условий для творчества в обучении.
Существует 3 уровня активности:
- Активность воспроизведения – стремление обучающихся запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения полученных знаний;
- Активность интерпретации – стремление обучаемого постичь изучаемое, установить связи, овладеть способами применения знаний в новых условиях.
- Творческая активность – устремленность обучаемого к осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсификации познавательных интересов.
К методам и формам активного (продуктивного) обучения относят:
тренинги, консультации, семинары, практикумы, диспуты, дискуссии, круглые столы, конференции, мастер-классы; ролевые и деловые игры; моделирование и выполнение проектов; кейс - технологии, технологии «Мастерских» и т.д
Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решений. Методы активного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют ученикам отработать навыки межличностного общения в типичных ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных проблем.
Дискуссия
Составной частью коммуникативной компетенции являются умения и навыки учащихся вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
Как показывает опыт, уроки литературы, истории, иностранного языка -своеобразные уроки общения, факультативы и элективные курсы, внеклассные мероприятия – одни из лучших организационных форм для применения технологии дискуссии с целью формирования коммуникативной компетенции.
Участникам дискуссии следует помнить правила ведения дискуссии:
1) Используйте “язык - Я”, то есть начинайте фразу со слов: “С моей точки зрения…” или “То, как я это вижу…”. Такой формой вы показываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции.
2) Уважайте мнение собеседника, спорьте аргументировано.
3) Придерживайтесь дружелюбного тона.
4) Помните: цель дискуссии – найти истину, решение, выход из проблемной ситуации. Уроки – дискуссии, или этап урока, имеющий дискуссионный характер, формируют умения формулировать личностную позицию, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои коммуникативные намерения (явно или про себя), умения прислушиваться к мнению своих одноклассников, находить компромисс, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
Как правило, дискуссии чаще всего проводятся на заключительных этапах изучения произведения, на уроках или отдельных его этапах.
Формы дискуссий могут быть самые разнообразные:
«Круглый стол»
Круглый стол – обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся. В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса). Можно организовать несколько круглых столов по 5-6 человек, представители которых затем будут выступать перед всей аудиторией. Темы круглого стола могут быть самые разнообразные: «Психология и выбор профессии», «Курение – безобидная привычка или опасная зависимость?», «Поделись своей семейной традицией» и т.д.
- Это одна из форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая актуализировать полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения диалога.
- Характерная черта представленной формы – сочетание тематического единства с групповой консультацией.
- Принцип «круглого стола»: процесс коммуникации, общения происходит «глаза в глаза».
- Основную часть круглого стола по любой тематике составляет дискуссия.
«Мозговой штурм» («мозговая атака», «брейнсторминг»)
Мозговой штурм (от англ. brainstorming – мозговая атака) – метод обучения, стимулирующий интеллектуально-творческие и познавательные способности обучаемых.
Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.
Это широко применяемая форма продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем, организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.
Представленная форма позволяет учащимся:
- творчески усваивать учебный материал;
- связывать теоретические знания с практикой;
- активизировать свою учебно-познавательную деятельность;
- формировать способности концентрировать внимание и мыслительную деятельность при решении актуальной задачи;
- формировать опыт коллективной мыслительной деятельности.
Ролевая игра
Данная форма наиболее эффективна при решении определенных управленческих задач. Она характеризуется:
- наличием проблемы и задач определенно го характера,
- взаимодействием участников игры посредством дискуссии,
- введением организатором игры определенных корректирующих условий (знакомство с новыми условиями игры, новыми путями решения проблемы);
Таким образом, коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений, так они наделяют человека “самой главной роскошью – роскошью человеческого общения”, влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения.