Изучение регионального компонента на уроках технологии.
Изучение регионального компонента на уроках технологии.
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно стал вопрос о изучении регионального компонента на уроках технологии. Нарподные традиции и культура казачества оказывыают на учащихся не только эмоциональное влияние, но и формируют и развивают творческие и духовные качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение регионального компонента на уроках технологии.»
Изучение регионального компонента на уроках технологии.
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.
Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
В ходе реализации регионального компонента в 8 классе ведется работа по программам «История казачьей кухни», «Казачка рукодельница».
Целью занятий сталоформирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
В течение нескольких лет целенаправленно шла работа по решению следующих задач:
- формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление у детей сохранять и приумножать культурное наследие своей станицы и края;
-совершенствование физического и психологического здоровья учащихся,
- изучение православных традиций;
- приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей
Народные традиции и культура народа, оказывают на ребёнка не только эмоциональное влияние, но и формируют стереотипы поведения и общения с окружающими. Изучение традиций казачества проживающих на территории Донского края необходимо для повышения общего культурного уровня обучающихся, развитию творческих и духовных качеств личности. Народные традиции и культура народа, оказывают на ребёнка не только эмоциональное влияние, но и формируют стереотипы поведения и общения с окружающими. Мною больше внимания на уроках уделяется культуре и традициям Донских казаков
Культура каждого дома, каждой семьи, основывается на традициях предков. Изучать культуру и традиции народов на уроках технологии можно в разделах кулинария, вышивка, культура дома, конструирование, моделирование. Так, например, изучая раздел кулинария и культура дома, обучающиеся знакомятся с блюдами национальной кухни, сравнивая обычаи и этикет народов, разнообразие и отличия в выборе основных продуктов, их сочетании и способах приготовления, которые нашли отражение в Донской казачьей кухне. Здесь же знакомятся с жилищем предметами назначением кухонной утвари. Составляют меню завтрака казачьей кухни, отражающее преемственность традиций многонационального казачьего края для разных сезонов. Составляют список кухонного инвентаря, необходимого молодой хозяйке для обустройства стряпнёй. Из какого разнообразия овощей состояла Донская кухня. Какие традиционные блюда Донской кухни из овощей сохранились в твоей семье. Обучающиеся делятся с рецептами их приготовления. Разрабатывают технологические карты приготовления напитков, любимых на Дону, блюд из круп. Знакомятся с Казачьем подворьем, куренем,с казачьем этикетом.
На протяжении столетий национальный костюм формировался в зависимости от региона проживания народа и его образа жизни. На уроках технологии и на занятиях кружка обучающиеся знакомятся с особенностями казачьего костюма. Как проявляется взаимосвязь истории, климата и образа казачьего костюма.
Почему Семикаракорская керамика является художественным феноменом. Когда возник и как развивается данный традиционный промысел. Совершаем виртуальную экскурсию на Семикаракорское керамическое производство.
При знакомстве с лоскутным шитьём, обсуждаем когда данный вид рукоделия появился в Донском крае. Какие предметы домашнего обихода казачки изготавливали в технике лоскутного шитья.
При изучении бисероплетения обучающиеся выясняли что им известно о данной технике и какое значение придавалось изделиям из бисероплетения в эстетике донского казачьего обихода, а так же разрабатывали схемы и выполняли элемент декора казачьего женского костюма.
При изучении вышивки выполнили эскиз традиционного донского орнамента.
При изучении темы экономики, обучающие обсуждают как географическое положение влияет на экономическое развитие региона. Что мы знаем о становлении и развитии промышленности и сельского хозяйства у нас в районе и городе. Что мы знаем о ведущих предприятиях Донского края. Как развивалось предпринимательство на Дону. Известные предприниматели Дона. С чего начать свой бизнес. Обучающиеся знакомятся с рынком труда.
В каждом классе отвожу для изучения регионального компонента 6-8 часов. Основная цель на этих уроках воспитывать любовь, уважение и гордость за свою малую родину - Донской край. Завершая изучение раздела, предлагаю девочкам на выбор одну из тем для выполнения проекта. Проекты предлагаю выполнять не очень большие, мини-проекты, главное творческие.
В классе оформлены станды: История казачьей одежды, Дон православный. В настоящее время собираем с учащимися казачью посуду, для оформления уголка «Казачья посуда»
Таким образом, гражданско- патриотическое воспитание личности проходит через исследовательскую деятельность, которая основана на традициях казачества.
Патриотическое и нравственное воспитание всегда рассматривается как фактор консолидации всего общества. Является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны. Её государственной целостности и безопасности. Это и является одной из главных задач реализации казачьего компонента в воспитательной системе на уроках.