конспект урока русского языка с использованием регионального компонента "Сложное предложение"
Конспект урока русского языка с использованием регионального компонента "Сложное предложение"
данный урок рассчитан для учащихся 9 класса и он является своего рода ознакомительным этапом раздела "Сложное предложение". применение педагогической технологии "пректная деятельность" позяволяет изучать новые темы с опорой на региональный компонент. в качестве регионального компонента используется предмет Родная литература, а именно перевод повести якутского писателя Николая Заболоцкого "Мааппа". не стоит забывать, что изучение сложных предложений свегда сопровождается определенными проблемами, связанными с пнктуационным оформлением данных конструкций, поэтому необходимо стараться использовать все необходимые дидактические ресурсы, в том числе и ИКТ. для данного урока ыбли разработаны раздаточные материалы (карточки с текстами и тестами, таблица ответов) и слайдовая презентация в формате Power Point.
Этапы урока:
1. Орг.момент
2. Синтаксическая пятиминутка
3. Работа по теме урока
4. работа с текстом
5. выполнение теста
6. Итог урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка с использованием регионального компонента "Сложное предложение" »
Урок русского языка с использованием регионального компонента
(составила Стручкова Марианна Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сылгы-Ытарская общеобразовательная школа им.А.Н.Явловского» Республика Саха, Среднеколымский район, с.Сылгы-Ытар)
класс - 9
Тема урока: «Виды сложных предложений».
Межпредметная связь - связь с якутской литературой
Раздаточный материал: карточки с текстом, индивидуальные таблицы ответов, тест
Оборудование: ИКТ (проектор)
Педагогическая технология – Проектная деятельность
Тип урока: урок закрепления ЗУН (подготовка к контрольному диктанту)
Вид урока: частично-поисковый
Цели:
Образовательная: закрепить понятие о сложных предложениях; научить отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных , ставить знаки препинания в них.
Воспитательная: патриотизм , расширение кругозора о своем родном крае, научить детей работать в коллективе
-Ну а теперь начнем работу. Ведь урок – это именно работа для нас.
Открываем рабочие тетради. Записываем число, классная работа. А чтобы мы могли записать тему урока, я предлагаю вам прочитать следующие предложения. (Предложения записаны на доске)
В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшего чтеца, и я надеюсь в нем победить.
Ученые считают, что зима начинается четырнадцатого декабря.
- Какую единицу синтаксиса мы называем предложением?
(Предложение – это слова, связанные по смыслу и грамматически, в предложении есть грамматическая основа, интонационная законченность).
- Чем отличаются предложения от словосочетаний? (предложение имеет законченную мысль, его задача – передать информацию, а словосочетание это сочетание двух или нескольких слов, соединенных сочинительной связью).
Ознакомьтесь с этими предложениями и назовите вид данных единиц синтаксиса. Это предложения какие – сложные или простые? ( сложные предложения)
- Чем отличаются простые предложения от сложных?
(по количеству грамматической основы; по наличию сочинительного и подчинительного союзов)
- Начертите схему названных предложений.
(схема предложений демонстрируется на слайде)
III. Работа по теме урока:
Итак, мы будем работать сегодня со сложными предложениями. Записываем в тетрадях тему урока.
"Сложное предложение".
Как найти в тексте сложные предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные?
-Вернемся к предложениям, записанным на доске, и на их примере докажем правильность выбора.
(После объяснения детей, чем и как отличаются сложные предложения по видам, демонстрируются на слайдах виды сложных предложений, союзы и союзные слова при них, знаки препинания при бессоюзных сложных предложениях)
IV.Работа с текстом.
сейчас я раздам вам листочки с текстом. Они у вас у всех одинаковые (краткий перевод якутской повести "Мааппа" Николая Заболоцого)
1.Охотник Илья шел по снегу. 2Он очень замерз и устал. 3.Лошадь медленно плелась вслед за хозяином. 4.Человек очень проголодался и молил бога, чтобы он дом. 5.Долго не пришлось ждать: впереди показался дом (или балаган). 6.Илья с радостью побежал к дому. 7.Он привязал лошадь. 8.Вошел в дом, в котором никого не было, и сразу уснул. 9.Через сон он видел красивую девушку, которая сидела рядом с ним и что-то говорила. 10.Когда он проснулся, то увидел, что девушка зовет его к столу. 11.Она угостила его лепешками и керчяхом.12.Но с девушкой происходит что-то странное. 13.Илья начинает допрашивать любимую, и она рассказывает:
14." Я жила здесь с родителями. 15. Однажды они заболели какой-то болезнью и умерли. 16. Люди, боясь заразиться стали избегать меня. 17.Даже родственники отвернулись. 18.И я... С горя повесилась за печью. 29.Пожалуйста закопай мои кости...". 20 После этого девушка исчезла. 21. Илья, оправившись от шока, отправился за помощью, но люди, услышав о Марфе, резко отказывали мужчине. 22. Ему пришлось делать все самому. 23.Он сам нарыл яму, нашел кости и соорудил наподобие гроба. 24.Разложил кости в гроб и зарыл.
- Как вы думаете, это перевод какого произведения из якутской литературы? кто автор:
-Задание № 1. Выпишите номера сложных предложений разных видов в свои таблицы.
Расскажите о них. (выписывают и устно проверяют)
- Задание № 2. Предлагаю графический диктант. Я читаю предложения, а вы выбираете на своих табличках схему, соответствующую ему, и вписываете номера предложений
( читаются следующие предложения:
а) С неба свет лился прямыми потоками, и вершины леса казались выпуклыми.
б) Наш учитель сообщил, что родительское собрание состоится во вторник.
в) Погода резко испортилась, подул резкий ветер.)
(индивидуальная проверка.)
Задание № 3. Продолжите предложения, чтобы у вас получились: а – сложносочиненное предложение, б – сложноподчиненное , в – бессоюзное сложное предложение. Будьте внимательны при употреблении сочинительных и подчинительных союзов и знаков препинания при бессоюзном сложном предложении.
- И так ребята, мы сегодня провели плодотворную работу по повторению темы "Сложное предложение". Чем отличаются сложные предложения от простых? Назовите виды сложных предложений.
-Молодцы! На следующем уроке нам предстоит написать контрольный диктант с грамматическими заданиями. Я думаю, вы с ними справитесь. (выставление оценок и подведение итогов урока)
Раздаточный материал
1.Охотник Илья шел по снегу. 2Он очень замерз и устал. 3.Лошадь медленно плелась вслед за хозяином. 4.Человек очень проголодался и молил бога, чтобы он встретил дом. 5.Долго не пришлось ждать: впереди показался дом (или балаган). 6.Илья с радостью побежал к дому. 7.Он привязал лошадь. 8.Вошел в дом, в котором никого не было, и сразу уснул. 9.Через сон он видел красивую девушку, которая сидела рядом с ним и что-то говорила. 10.Когда он проснулся, то увидел, что девушка зовет его к столу. 11.Она угостила его лепешками и керчяхом.12.Но с девушкой происходит что-то странное. 13.Илья начинает допрашивать любимую, и она рассказывает:
14." Я жила здесь с родителями. 15. Однажды они заболели какой-то болезнью и умерли. 16. Люди, боясь заразиться стали избегать меня. 17.Даже родственники отвернулись. 18.И я... С горя повесилась за печью. 29.Пожалуйста закопай мои кости...". 20 После этого девушка исчезла. 21. Илья, оправившись от шока, отправился за помощью, но люди, услышав о Марфе, резко отказывали мужчине. 22. Ему пришлось делать все самому. 23.Он сам нарыл яму, нашел кости и соорудил наподобие гроба. 24.Разложил кости в гроб и зарыл.