kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка с использованием регионального компонента "Сложное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок рассчитан для учащихся 9 класса и он является своего рода ознакомительным этапом раздела "Сложное предложение". применение педагогической технологии "пректная деятельность" позяволяет изучать новые темы с опорой на региональный компонент. в качестве регионального компонента используется предмет Родная литература, а именно перевод повести якутского писателя Николая Заболоцкого "Мааппа". не стоит забывать, что изучение сложных предложений свегда сопровождается определенными проблемами, связанными с пнктуационным оформлением данных конструкций, поэтому необходимо стараться использовать все необходимые дидактические ресурсы, в том числе и ИКТ. для данного урока ыбли разработаны раздаточные материалы (карточки с текстами и тестами, таблица ответов) и слайдовая презентация в формате Power Point.

Этапы урока:

1. Орг.момент

2. Синтаксическая пятиминутка

3. Работа по теме урока

4. работа с текстом

5. выполнение теста

6. Итог урока

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка с использованием регионального компонента "Сложное предложение" »

Урок русского языка с использованием регионального компонента

(составила Стручкова Марианна Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сылгы-Ытарская общеобразовательная школа им.А.Н.Явловского» Республика Саха, Среднеколымский район, с.Сылгы-Ытар)


класс - 9


Тема урока: «Виды сложных предложений».


Межпредметная связь - связь с якутской литературой


Раздаточный материал: карточки с текстом, индивидуальные таблицы ответов, тест

Оборудование: ИКТ (проектор)

Педагогическая технология – Проектная деятельность

Тип урока: урок закрепления ЗУН (подготовка к контрольному диктанту)

Вид урока: частично-поисковый

Цели:

  • Образовательная: закрепить понятие о сложных предложениях; научить отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных , ставить знаки препинания в них.

  • Воспитательная: патриотизм , расширение кругозора о своем родном крае, научить детей работать в коллективе

  • Развивающая: развивать память, мышление, быстроту реакции, умение пользоваться полученными знаниями;


Ход урока:


  1. Орг. момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.


II.Синтаксическая пятиминутка.

-Ну а теперь начнем работу. Ведь урок – это именно работа для нас.

Открываем рабочие тетради. Записываем число, классная работа. А чтобы мы могли записать тему урока, я предлагаю вам прочитать следующие предложения. (Предложения записаны на доске)

  1. В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшего чтеца, и я надеюсь в нем победить.

  2. Ученые считают, что зима начинается четырнадцатого декабря.

- Какую единицу синтаксиса мы называем предложением?

(Предложение – это слова, связанные по смыслу и грамматически, в предложении есть грамматическая основа, интонационная законченность).

- Чем отличаются предложения от словосочетаний? (предложение имеет законченную мысль, его задача – передать информацию, а словосочетание это сочетание двух или нескольких слов, соединенных сочинительной связью).

    • Ознакомьтесь с этими предложениями и назовите вид данных единиц синтаксиса. Это предложения какие – сложные или простые? ( сложные предложения)

- Чем отличаются простые предложения от сложных?

(по количеству грамматической основы; по наличию сочинительного и подчинительного союзов)

- Начертите схему названных предложений.

(схема предложений демонстрируется на слайде)


III. Работа по теме урока:

    • Итак, мы будем работать сегодня со сложными предложениями. Записываем в тетрадях тему урока.

"Сложное предложение".

    • Как найти в тексте сложные предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные?

-Вернемся к предложениям, записанным на доске, и на их примере докажем правильность выбора.


(После объяснения детей, чем и как отличаются сложные предложения по видам, демонстрируются на слайдах виды сложных предложений, союзы и союзные слова при них, знаки препинания при бессоюзных сложных предложениях)


IV.Работа с текстом.

сейчас я раздам вам листочки с текстом. Они у вас у всех одинаковые (краткий перевод якутской повести "Мааппа" Николая Заболоцого)

1.Охотник Илья шел по снегу. 2Он очень замерз и устал. 3.Лошадь медленно плелась вслед за хозяином. 4.Человек очень проголодался и молил бога, чтобы он дом. 5.Долго не пришлось ждать: впереди показался дом (или балаган). 6.Илья с радостью побежал к дому. 7.Он привязал лошадь. 8.Вошел в дом, в котором никого не было, и сразу уснул. 9.Через сон он видел красивую девушку, которая сидела рядом с ним и что-то говорила. 10.Когда он проснулся, то увидел, что девушка зовет его к столу. 11.Она угостила его лепешками и керчяхом.12.Но с девушкой происходит что-то странное. 13.Илья начинает допрашивать любимую, и она рассказывает:

14." Я жила здесь с родителями. 15. Однажды они заболели какой-то болезнью и умерли. 16. Люди, боясь заразиться стали избегать меня. 17.Даже родственники отвернулись. 18.И я... С горя повесилась за печью. 29.Пожалуйста закопай мои кости...". 20 После этого девушка исчезла. 21. Илья, оправившись от шока, отправился за помощью, но люди, услышав о Марфе, резко отказывали мужчине. 22. Ему пришлось делать все самому. 23.Он сам нарыл яму, нашел кости и соорудил наподобие гроба. 24.Разложил кости в гроб и зарыл.


- Как вы думаете, это перевод какого произведения из якутской литературы? кто автор:


-Задание № 1. Выпишите номера сложных предложений разных видов в свои таблицы.

Расскажите о них. (выписывают и устно проверяют)


- Задание № 2. Предлагаю графический диктант. Я читаю предложения, а вы выбираете на своих табличках схему, соответствующую ему, и вписываете номера предложений

( читаются следующие предложения:

а) С неба свет лился прямыми потоками, и вершины леса казались выпуклыми.

б) Наш учитель сообщил, что родительское собрание состоится во вторник.

в) Погода резко испортилась, подул резкий ветер.)

(индивидуальная проверка.)

Задание № 3. Продолжите предложения, чтобы у вас получились: а – сложносочиненное предложение, б – сложноподчиненное , в – бессоюзное сложное предложение. Будьте внимательны при употреблении сочинительных и подчинительных союзов и знаков препинания при бессоюзном сложном предложении.

(ученики вслух зачитывают получившиеся предложения)

V. выполнение теста.

- Завершающим заданием будет выполнение теста.

Тест.

1.Какое предложение является сложным бессоюзным?

А) Ракиты тревожно шевелились, лепетали что-то на ветру.

Б) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел.

В) Когда солнце выглянуло из-за тучи, мы двинулись в путь.


  1. В каком предложении перед союзом ( и) нужно поставить запятую?

А) Набежал ветерок и поднял пыль по дороге.

Б) Распустил глухарь веером хвост и запел свою песню.

В) Дождь прекратился и капельки его заблестели на солнце.


  1. Укажите ошибку в характеристике предложения:

Когда закончился дождь, мы все выбежали на улицу.

А) Повествовательное.

Б) Сложное бессоюзное.

В) Сложноподчиненное.

(коллективная проверка индивидуальных таблиц, выставление оценок)


VI. Итог урока:

- И так ребята, мы сегодня провели плодотворную работу по повторению темы "Сложное предложение". Чем отличаются сложные предложения от простых? Назовите виды сложных предложений.

-Молодцы! На следующем уроке нам предстоит написать контрольный диктант с грамматическими заданиями. Я думаю, вы с ними справитесь. (выставление оценок и подведение итогов урока)
























Раздаточный материал

1.Охотник Илья шел по снегу. 2Он очень замерз и устал. 3.Лошадь медленно плелась вслед за хозяином. 4.Человек очень проголодался и молил бога, чтобы он встретил дом. 5.Долго не пришлось ждать: впереди показался дом (или балаган). 6.Илья с радостью побежал к дому. 7.Он привязал лошадь. 8.Вошел в дом, в котором никого не было, и сразу уснул. 9.Через сон он видел красивую девушку, которая сидела рядом с ним и что-то говорила. 10.Когда он проснулся, то увидел, что девушка зовет его к столу. 11.Она угостила его лепешками и керчяхом.12.Но с девушкой происходит что-то странное. 13.Илья начинает допрашивать любимую, и она рассказывает:

14." Я жила здесь с родителями. 15. Однажды они заболели какой-то болезнью и умерли. 16. Люди, боясь заразиться стали избегать меня. 17.Даже родственники отвернулись. 18.И я... С горя повесилась за печью. 29.Пожалуйста закопай мои кости...". 20 После этого девушка исчезла. 21. Илья, оправившись от шока, отправился за помощью, но люди, услышав о Марфе, резко отказывали мужчине. 22. Ему пришлось делать все самому. 23.Он сам нарыл яму, нашел кости и соорудил наподобие гроба. 24.Разложил кости в гроб и зарыл.


1

Впишите номера сложных предложений




2

Соотнесите предложения со схемами

(гл. предл), © [прид. предл]

(прост. предл, © прост.предл)

(прост. предл, прост.предл)


3

Продолжите предложения:

а - ССП

б - СПП,

в - БСП

а)Мы вернулись домой...

б)Я стал думать...

в)Идти было трудно...



1.Какое предложение является сложным бессоюзным?

А) Ракиты тревожно шевелились, лепетали что-то на ветру.

Б) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел.

В) Когда солнце выглянуло из-за тучи, мы двинулись в путь.


  1. В каком предложении перед союзом ( и) нужно поставить запятую?

А) Набежал ветерок и поднял пыль по дороге.

Б) Распустил глухарь веером хвост и запел свою песню.

В) Дождь прекратился и капельки его заблестели на солнце.


  1. Укажите ошибку в характеристике предложения:

Когда закончился дождь, мы все выбежали на улицу.

А) Повествовательное.

Б) Сложное бессоюзное.

В) Сложноподчиненное.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Cтручкова Марианна Валерьевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "конспект урока на тему "Сложные предложения с использованием регионального компонента" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnyie-priedlozhieniia-s-ispol-zovaniiem-rieghional-nogho-komponienta"
    ["file_id"] => string(6) "156226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421397165"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства