ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ.
Методист 1 квалификационной категории,
учитель родного языка Сафина Дамира Адгамовна
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.
Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу своего края, бережно относиться к родной природе, традициям края.
Система дополнительного образования предназначена для удовлетворения национально-культурных и образовательных потребностей учащихся и позволяет обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования способствует формированию личности выпускника как достойного представителя города, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Национально-культурный компонент включает в себя особенности истории, жизни и деятельности всех коренных народов региона. Сюда могут быть отнесены особенности исторического развития, культуры, языка, психологии, физиологии, образования, воспитания, жилища, одежды, питания, традиционного природопользования и др. Регионализация дополнительного образования может быть достигнута несколькими путями.
В МБОУ ДОД Татарской воскресной школе процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:
- История,культура и традиции народов Башкортостана
- Народные инструменты имузыка
- Народные танцы и ритмика
- Игры народов Башкортостана
- Татарский язык и литература
- Краеведение
- Фольклор
Цель использования материала национально-регионального компонента – формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Планируемые педагогами школы примерное содержание и тематика уроков национально-регионального компонента в различных образовательных областях были направлены на достижение следующих целей:
- ознакомление с культурно-историческими, этнографическими и духовно-нравственными особенностями региона;
- овладение знаниями о культурной жизни региона, о его духовных «маяках» в области литературы, языка, живописи, музыки, театра и т.д.
- изучение отдельных произведений татарских авторов с привлечением сведений по теории литературы и краеведению;
- формирование представлений о многообразии этнических культур, воспитание толерантного отношения к национально-культурным различиям.
Для эффективной работы по разработке национально-регионального компонента дополнительного образования детей в татарской воскресной школе необходимо создание следующих условий:
- подготовка заинтересованных в реализации национально-регионального компонента педагогических кадров;
- овладение педагогами содержанием спецкурсов и разнообразными педагогическими технологиями, методикой преподавания краеведческих курсов;
- обеспечение образовательного процесса дидактическими и учебными пособиями;
- специальное экскурсионное обслуживание школьников в соответствии с учебными программами.
На уроках изобразительного искусства учащиеся осваивают культурное наследие своего народа. Формируется чувство привязанности к родному краю, бережное отношение к окружающей среде, эстетическое восприятие красоты и величия природы родины. Это происходит и тогда, когда учащиеся рисуют пейзажи. Знакомство с национальным костюмом формирует художественный вкус, интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа. Ребята с удовольствием рисуют элементы национального костюма как женского, так и мужского. Их души наполняются гордостью, при знакомстве с видами золотошвейного искусства «калфак» и «камзул», «т?б?т?й».
На уроке история,культура и традиции народов Башкортостана была поставлена задача выявить не только уровень сформированности представлений у детей, но и их отношение к народному искусству. Проводилась серия бесед в сочетании с дидактическими играми.
сказки, легенды, пословицы о труде;
- Какие народные праздники тебе нравятся? Почему?
- Какие сказочные герои тебе больше нравятся, почему?
Результаты опытной работы побудили нас обратить особое внимание на боле эффективное использование в педагогическом процессе обучающего и воспитательного потенциала учебного материала, который отражает природное и культурное своеобразие республики.
В программах по музыке стержневым моментом этой концепции становится не воспитание музыкальной культуры, а создание условий, которые обеспечат устойчивое музыкально-художественное саморазвитие личности, приводящее к обладанию музыкальной культурой, как частью культуры духовной.
Задача педагога - музыканта заключается в том, чтобы в ходе приобщения к музыкальной культуре совершенствовать личность, развивать духовность, нравственность, национальное самосознание.
Развитие интереса к национальной татарской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара.
На уроках разучиваются татарские народные песни, частушки и др.
Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков, через устное народное творчество и художественную литературу татарского языка. Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя татарский фольклор. Ознакомление с образцами татарского фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми, сказками.
Формирование умений правильного понимания смысла произведений. Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений.
Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами татарского фольклора.
Народные игры имеют боготейшие возможности для развития, укрепления здоровья, физических и психических свойств организма ребенка. Задача урока игры народов Башкортостана: развитие интереса к подвижным играм разного народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве, формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр.
В нашей школе созданы определенные условия для организации двигательной активности на уроке игры народов Башкортостана. Особо любимые детьми игры: Башкирские «М?йеш алу уены», «Ак тир?к, к?к тир?к»,
Русские «Гуси- лебеди», «Жмурки»,
Татарские «Й?зек салыш», «Аркан тарту»
Марийские «Борьба за флажки»,…
Качество региональных материалов должно подкрепляться развитием профессионализма учителя, прежде всего – его информационной культуры, позволяющей привлекать различные информационные источники, учить детей работе с информацией, создавая информационное поле учащихся и опираясь на него, организовать обучение.
На мой взгляд, регионализация образования способствует формированию общеучебных умений и навыков, развитию самостоятельности, умения добывать и усваивать знания из различных источников информации, формированию навыков творческой и поисковой деятельности, воспитанию интереса и любви к родному краю, его природе, истории, культуре.