kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

          ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО  КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ.

                                                                                                                         Методист 1 квалификационной категории,

                                                                                                                          учитель родного языка  Сафина Дамира Адгамовна

               В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

 Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу своего края, бережно относиться к родной природе, традициям края.

         Система дополнительного образования предназначена для удовлетворе­ния национально-культурных и образовательных потребностей учащихся и по­зволяет обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

 Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования способствует формированию личности выпускника как достойного представителя города, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций. 

Национально-культурный компонент включает в себя особенности истории, жизни и деятельности всех коренных народов региона. Сюда могут быть отнесены особенности исторического развития, культуры, языка, психологии, физиологии, образования, воспитания, жилища, одежды, питания, традиционного природопользования и др. Регионализация дополнительного образования может быть достигнута несколькими путями.

 В МБОУ ДОД Татарской воскресной школе процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:

  • История,культура и традиции народов Башкортостана  
  • Народные инструменты имузыка   
  • Народные танцы и ритмика
  • Игры народов Башкортостана
  • Татарский язык и литература   
  • Краеведение    
  • Фольклор

       Цель использования материала национально-регионального компонента – формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. 

       Планируемые педагогами школы примерное содержание и тематика уроков национально-регионального компонента в различных образовательных  областях были направлены на достижение следующих целей:

  • ознакомление с культурно-историческими, этнографическими и духовно-нравственными особенностями региона;
  • овладение знаниями о культурной жизни региона, о его духовных «маяках» в области литературы, языка, живописи, музыки, театра и т.д.
  • изучение отдельных произведений татарских авторов с привлечением сведений по теории литературы и краеведению;
  • формирование представлений о многообразии этнических культур, воспитание толерантного отношения к национально-культурным различиям.

Для эффективной работы по разработке национально-регионального компонента дополнительного образования детей в татарской воскресной школе необходимо создание следующих условий:
    - подготовка заинтересованных в реализации национально-регионального компонента педагогических кадров;
    - овладение педагогами содержанием спецкурсов и разнообразными педагогическими технологиями, методикой преподавания краеведческих курсов;
    - обеспечение образовательного процесса дидактическими и учебными пособиями;

  - специальное экскурсионное обслуживание школьников в соответствии с учебными программами.

       На уроках изобразительного искусства учащиеся осваивают культурное наследие своего народа. Формируется чувство привязанности к родному краю, бережное отношение к окружающей среде, эстетическое восприятие красоты и величия природы родины. Это происходит и тогда, когда учащиеся рисуют пейзажи. Знакомство с национальным костюмом формирует художественный вкус, интерес к декоративно-прикладному искусству татарского  народа. Ребята с удовольствием рисуют элементы национального костюма как женского, так и мужского. Их души наполняются гордостью,  при знакомстве с видами золотошвейного искусства «калфак» и «камзул», «т?б?т?й». 

        На уроке история,культура и традиции народов Башкортостана была поставлена задача выявить не только уровень сформированности представлений у детей, но и их отношение к народному искусству. Проводилась серия бесед в сочетании с дидактическими играми.

сказки, легенды, пословицы о труде;

- Какие народные праздники тебе нравятся? Почему?

- Какие сказочные герои тебе больше нравятся, почему?

 Результаты опытной работы побудили нас обратить особое внимание на боле эффективное использование в педагогическом процессе обучающего и воспитательного потенциала учебного материала, который отражает природное и культурное своеобразие республики.

       В программах по музыке стержневым моментом этой концепции становится не воспитание музыкальной культуры, а создание условий, которые обеспечат устойчивое музыкально-художественное саморазвитие личности, приводящее к обладанию музыкальной культурой, как частью культуры духовной.

    Задача педагога - музыканта заключается в том, чтобы в ходе приобщения к музыкальной культуре совершенствовать личность, развивать духовность, нравственность, национальное самосознание.

  Развитие интереса к национальной татарской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара.

    На уроках разучиваются татарские народные песни, частушки и др.

          Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков, через устное народное творчество и художественную литературу татарского языка. Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя татарский фольклор. Ознакомление с образцами татарского фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми, сказками.
         Формирование умений правильного понимания смысла произведений. Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений.
Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами татарского фольклора.

             Народные игры имеют боготейшие возможности для развития, укрепления здоровья, физических и психических свойств организма ребенка. Задача урока игры народов Башкортостана: развитие интереса к подвижным играм разного народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве, формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр.

           В нашей школе созданы определенные условия для организации двигательной активности на уроке игры народов Башкортостана. Особо любимые детьми игры: Башкирские «М?йеш алу уены», «Ак тир?к, к?к тир?к»,

 Русские «Гуси- лебеди», «Жмурки»,

Татарские «Й?зек салыш», «Аркан тарту»

Марийские «Борьба за флажки»,…

         Качество региональных материалов должно подкрепляться развитием профессионализма учителя, прежде всего – его информационной культуры, позволяющей привлекать различные информационные источники, учить детей работе с информацией, создавая информационное поле учащихся и опираясь на него, организовать обучение.

        На мой взгляд, регионализация образования способствует формированию общеучебных умений и навыков, развитию самостоятельности, умения добывать и усваивать знания из различных источников информации, формированию навыков творческой и поисковой деятельности, воспитанию интереса и любви к родному краю, его природе, истории, культуре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ".»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ.


Методист 1 квалификационной категории,

учитель родного языка Сафина Дамира Адгамовна


В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу своего края, бережно относиться к родной природе, традициям края.

Система дополнительного образования предназначена для удовлетворе­ния национально-культурных и образовательных потребностей учащихся и по­зволяет обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

 Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования способствует формированию личности выпускника как достойного представителя города, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций. 

Национально-культурный компонент включает в себя особенности истории, жизни и деятельности всех коренных народов региона. Сюда могут быть отнесены особенности исторического развития, культуры, языка, психологии, физиологии, образования, воспитания, жилища, одежды, питания, традиционного природопользования и др. Регионализация дополнительного образования может быть достигнута несколькими путями.


В МБОУ ДОД Татарской воскресной школе процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:

  • История,культура и традиции народов Башкортостана  

  • Народные инструменты имузыка   

  • Народные танцы и ритмика

  • Игры народов Башкортостана

  • Татарский язык и литература   

  • Краеведение    

  • Фольклор

Цель использования материала национально-регионального компонента – формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. 

Планируемые педагогами школы примерное содержание и тематика уроков национально-регионального компонента в различных образовательных  областях были направлены на достижение следующих целей:

  • ознакомление с культурно-историческими, этнографическими и духовно-нравственными особенностями региона;

  • овладение знаниями о культурной жизни региона, о его духовных «маяках» в области литературы, языка, живописи, музыки, театра и т.д.

  • изучение отдельных произведений татарских авторов с привлечением сведений по теории литературы и краеведению;

  • формирование представлений о многообразии этнических культур, воспитание толерантного отношения к национально-культурным различиям.

Для эффективной работы по разработке национально-регионального компонента дополнительного образования детей в татарской воскресной школе необходимо создание следующих условий:
- подготовка заинтересованных в реализации национально-регионального компонента педагогических кадров;
- овладение педагогами содержанием спецкурсов и разнообразными педагогическими технологиями, методикой преподавания краеведческих курсов;
- обеспечение образовательного процесса дидактическими и учебными пособиями;

- специальное экскурсионное обслуживание школьников в соответствии с учебными программами.

На уроках изобразительного искусства учащиеся осваивают культурное наследие своего народа. Формируется чувство привязанности к родному краю, бережное отношение к окружающей среде, эстетическое восприятие красоты и величия природы родины. Это происходит и тогда, когда учащиеся рисуют пейзажи. Знакомство с национальным костюмом формирует художественный вкус, интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа. Ребята с удовольствием рисуют элементы национального костюма как женского, так и мужского. Их души наполняются гордостью, при знакомстве с видами золотошвейного искусства «калфак» и «камзул», «түбәтәй». 

На уроке история,культура и традиции народов Башкортостана была поставлена задача выявить не только уровень сформированности представлений у детей, но и их отношение к народному искусству. Проводилась серия бесед в сочетании с дидактическими играми.

сказки, легенды, пословицы о труде;

- Какие народные праздники тебе нравятся? Почему?

- Какие сказочные герои тебе больше нравятся, почему?

Результаты опытной работы побудили нас обратить особое внимание на боле эффективное использование в педагогическом процессе обучающего и воспитательного потенциала учебного материала, который отражает природное и культурное своеобразие республики.

В программах по музыке стержневым моментом этой концепции становится не воспитание музыкальной культуры, а создание условий, которые обеспечат устойчивое музыкально-художественное саморазвитие личности, приводящее к обладанию музыкальной культурой, как частью культуры духовной.

Задача педагога - музыканта заключается в том, чтобы в ходе приобщения к музыкальной культуре совершенствовать личность, развивать духовность, нравственность, национальное самосознание.

Развитие интереса к национальной татарской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара.

На уроках разучиваются татарские народные песни, частушки и др.

Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков, через устное народное творчество и художественную литературу татарского языка. Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя татарский фольклор. Ознакомление с образцами татарского фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми, сказками.
Формирование умений правильного понимания смысла произведений. Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений.
Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами татарского фольклора.

Народные игры имеют боготейшие возможности для развития, укрепления здоровья, физических и психических свойств организма ребенка. Задача урока игры народов Башкортостана: развитие интереса к подвижным играм разного народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве, формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр.

В нашей школе созданы определенные условия для организации двигательной активности на уроке игры народов Башкортостана. Особо любимые детьми игры: Башкирские «Мөйеш алу уены», «Ак тирәк, күк тирәк»,

Русские «Гуси- лебеди», «Жмурки»,

Татарские «Йөзек салыш», «Аркан тарту»

Марийские «Борьба за флажки»,…


Качество региональных материалов должно подкрепляться развитием профессионализма учителя, прежде всего – его информационной культуры, позволяющей привлекать различные информационные источники, учить детей работе с информацией, создавая информационное поле учащихся и опираясь на него, организовать обучение.

На мой взгляд, регионализация образования способствует формированию общеучебных умений и навыков, развитию самостоятельности, умения добывать и усваивать знания из различных источников информации, формированию навыков творческой и поисковой деятельности, воспитанию интереса и любви к родному краю, его природе, истории, культуре.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ".

Автор: Сафина Дамира Адгамовна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315771


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства