При изучении раздела «Ручная вышивка» в 5 классе возникают проблемы, которые необходимо решить в процессе выполнения задания. Чтобы достичь результат деятельности, ставятся цели и задачи:
- Осмысление грамотного подхода к изучению нового материала;
- Пробудить положительный настрой, интерес учащихся, чтобы возникла мотивация и желание узнать и научиться
- Развивать творческие способности и практические навыки
- Создание условий, необходимых для развития познавательного интереса у учащихся
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, интереса к творчеству.
Имя урока «РУССКАЯ КРАСА» Вышивка 5 кл
Тип урока: урок изучения нового материала. Урок – практикум.
Цель урока: «Организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими результатов»:
1.Предметных:
- овладеть опытом вышивания
- овладеть опытом практической деятельности в процессе самостоятельного выполнения задания
- использование для познания различных методов вышивки
- понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений».
Метапредметных:
в познавательной деятельности
- умение различать разные виды вышивки
- исследовать несложные практические задания, понимание необходимости их проверки на практике
в информационно- коммуникативной деятельности
- умение отражать в практической работе свои результаты
- формирование умений воспринимать, перерабатывать информацию
- умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение.
В рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности
- поиск и устранение причин возникших трудностей
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Личностных:
- стимулировать способность иметь собственное мнение
- сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжить после окончания школы
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Оборудование:
- альбом разных видов вышивки
- пяльцы, ткань, мулине
- компьютерная презентация «Вышивка»
- рабочая тетрадь ученика
Ход урока
1.Организационный этап (самоопределение к деятельности)
Цели этапа:
- включить учащихся в учебную деятельность
- определить содержательные рамки урока
Учитель: Здравствуйте. Садитесь.
Прежде, чем мы начнем заниматься делом, я бы хотела, чтобы каждая из вас настроилась на урок. Сегодня нас ждет интереснейший материал, у нас будет творческая работа. Мы будем знакомиться с вышивкой.
В ходе урока вы будете выполнять разные виды вышивки, демонстрировать свою работу и оценить свою работу.
2.Этап изучения новых знаний ( открытие учащимися нового знания)
Цели этапа:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения
- закрепить новые знания
Учитель рассказывает о народном творчестве – вышивке, ее разновидности, историю возникновения в русском быту, какие отличия существуют в вышивке в зависимости от регионального компонента, что передают мастерицы в своих узорах, какой смысл имеет, что такое орнамент и колорит.
Вышивка исполнялась не только как украшения в одежде, на рушниках и полотенцах, но и имели ритуальные значения, например у донских казаков вышивка использовалась как обереги.
В зависимости от местности вышивка имела свою цветовую гамму, в южных регионах цвета используются яркие, разноцветные, а в северных – белые, постельные тона.
Учитель: Я вам предлагаю вариант работы:
- выполнить работу как самостоятельный узор в центре ткани
- как дополнительный элемент – в углу салфетки.
Затем показывает приемы выполнения: как закрепить ткань в пяльцы, приемы выполнения швов, положение рук при вышивании, перевод рисунка с помощью копировальной бумаги, умение увеличивать или уменьшать рисунок. Рассказывает о нитках – мулине, почему не используются швейные нитки в работе.
Учащиеся на своих кусках ткани рисуют сами или переводят рисунок., натягивают на пяльцы, вдевают нитку в иглу.
Учитель: Прежде, чем вы будете начинать работу, вспомним правила по технике безопасности при работе с иглами, ножницами, как удобно сидеть при работе
Учащиеся выполняют задание. По завершении работы происходит коллективный показ своих изделий. Если есть недостатки в работе, показать способ устранения. Девочки оценивают друг у друга качество вышивки, цветовой подбор.Отметить ребят, у которых выполнено задание лучше.
3.Рефлексия деятельности
Учащиеся рассказывают о проделанной работе, что нового узнали, делятся своими успехами. Оценивают свою работу (получилось задуманное или нет), затем происходит взаимооценивание своей деятельности на уроке и других учениц.
4.Итог урока
Учитель: Девочки, сегодня вы познакомились с одним из видов рукоделия. Узнали и научились приемам вышивания, где можно применить ее, какое ритуальное значение имеет. Была поставлена цель- продуктивное достижение результатов, возникла проблема, вы с ней справились. Молодцы!
Домашнее задание:
- оформить готовую работу (бахрома, подшивка различными стежками)
- «Бабушкин узор» - показать и рассказать об этой вышивке.