Использование здоровьесберегающих технологий и её элементов на уроках технологии
Использование здоровьесберегающих технологий и её элементов на уроках технологии
Одной из основных задач школы является сохранение в процессе обучения здоровья детей - ведь с состоянием здоровья связана и успешность обучения. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья. В работе описывается внедрение здоровьесберегающей технологии и её элементов на уроках технологии. Специфика преподаваемого предмета позволяет грамотно и органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий и её элементов на уроках технологии »
6. Здоровьесберегающие технологии
Школа – это не только учреждение, куда ребёнок ходит учиться в течение 9, 11 лет, но это ещё и мир, в котором ребёнок проводит значительную часть своей жизни. Многие считают, что основная задача школы – дать знания по учебным предметам, и многие не задумываются о том, что не менее важной задачей является сохранение в процессе обучения здоровья детей - ведь с состоянием здоровья связана и успешность обучения.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.
Я, как учитель технологии, очень активно использую на своих уроках и в работе кружка «Очумелые ручки» здоровьесберегающие технологии. Это позволяет учащимся без ущерба для организма обучаться, а также воспитывать в себе культуру здоровья.
В первую очередь провожу гигиеническую оценку условий обучения: воздушно-тепловой режим, световой режим, чистота кабинета, а также режим и организация учебно-воспитательного процесса.
На уроках и внеурочных занятиях я использую такие элементы здоровьесбережения как:
1) оптимальная плотность урока;
2) рациональное чередование видов учебной деятельности;
3) уважительный стиль общения;
4) эмоциональная разрядка;
5) физкультурная пауза;
6) правильная рабочая поза.
Одним из важнейших аспектов успешного обучения и здоровьесбережения является рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Организовываю режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всех 45 минут учебного занятия. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильное распределение продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другую.
Уроки технологии обычно проводятся в середине или конце учебного дня. К этому времени у детей уже появляется психическое напряжение. Бывает, после перемен учащиеся приходят возбужденными или наоборот удрученными. Чтобы отвлечься от неприятных мыслей, переключиться с прошлого урока на настоящий, в начале каждого занятия мотивирую детей на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала. Для этого в начале урока даю несколько упражнений релаксации. Это занимает 1 минуту, но положительный эффект урока гарантирован.
Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию. Чаще всего в начале урока я использую расслабление через образы (визуализации-зрительные представления). Релаксационные минуты использую и в течении урока. Они помогают безболезненно переключиться на другой вид работы во время урока. (Приложение 5.)
Важным моментом является психологический комфорт учащихся во время урока. Миролюбивая, доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, положительная реакция учителя на желание ребёнка выразить своё мнение, тактичное исправление допущенных ошибок, похвала, уместный юмор или небольшое отступление — это всё то, чем может располагать учитель, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Специфика преподаваемого предмета предполагает включение на уроках технологии физминуток, ведь во время изучения таких тем как «Машиноведение», «Народно-художественные промыслы» (ручные работы: вышивка, вязание) у учащихся происходит мышечное и зрительное напряжение, нарушение осанки.
В состав упражнений для физминуток входят
упражнения по формированию осанки
укреплению зрения,
укреплению мышц рук,
Пальчиковая гимнастика
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
дыхательная гимнастика (комплекс упражнений представлен в Приложении 5)
Специфика преподаваемого предмета технология позволяет грамотно и органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков как при работе в классе, так и при выполнении домашнего задания.
Так, например, при изучении раздела «Кулинария», внимание школьников обращается на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей; они учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
Изучая темы из раздела «Ведение дома», учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей; знакомство с домашними ремонтными работами позволят ребятам выбирать безвредные для здоровья отделочно-строительные материалы . Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат, который способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Необходимым условием при этом является правильная организация занятия, соответствующая возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагающая обязательное соблюдение правил гигиены и безопасности труда.
Изучая темы по материаловедению и раздел «Проектирование и изготовление одежды», учащиеся знакомятся с различными видами волокон: натуральными, искусственными и химическими, из которых изготавливают ткани; их свойствами, применением и влиянием тканей, из которых сшита одежда, на здоровье человека.
В ходе изучения раздела «Интерьер жилого дома» дети узнают о требованиях, предъявляемых к различным зонам в квартире: кухне, прихожей, детской, спальне, о роли и влиянии освещения на эмоциональное состояние человека.
О правилах ухода за кожей, волосами, ногтями учащиеся знакомятся, изучая раздел «Гигиена, косметика»; с приёмами хранения одежды и обуви, умением подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями, знакомятся при изучении темы «Уход за одеждой и обувью». Всё это, несомненно, влияет на ведение учащимися здорового образа жизни.
Большую роль на уроках технологии играет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Таким образом, использование здоровьесберегающей технологии и её элементов на уроках технологии направлены на защиту и обеспечение здоровья учащихся, а также формирования у них ценного отношения к своему здоровью.